Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями (семинар-практикум для педагогов)
методическая разработка на тему
Осознанное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс, создание единого образовательного пространства для развития ребенка - основная цель работы с семьей. И в этом нам помогают нетрадиционные формы взаимодействия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 84 комбинированного вида
Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями
(семинар-практикум для педагогов)
Подготовила: старший воспитатель О.Л.Томилова
г. Владикавказ, 2018 г.
"Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги. "
Макаренко А. С.
2 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги, давайте сначала поиграем!
Передавая друг другу мяч, вы должны поочередно называть формы работы с родителями, которые вы знаете.
3 слайд
Цель семинара:
Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи семинара:
- Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с родителями.
- Активизировать педагогическое мышление педагогов на основе использования нетрадиционных форм работы с родителями, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
- Расширить знания педагогов о современных формах работы с родителями и о методах активизации родителей в ДОУ.
- Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, электронный рабочий материал (презентация), раздаточный материал.
Ход семинара:
Сейчас я буду произносить утверждение, а вы выполнять определенные действия, если, конечно, согласны с данным утверждением.
1. Если вы считаете, что самым богатым ресурсом для обучения родителей является опыт, похлопайте в ладоши.
2. Если вы полагаете, что для родителей более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
3. Если вы считаете, что желание родителей учиться, получать какие-либо знания зависит от их потребностей и интересов - помашите рукой.
4. Если вы считаете, что родители успешнее обучаются, делая что-то, встаньте.
5. Если вы считаете, что родителям больше пользы принесет научная лекция, кивните головой.
6. Если вы считаете, что родители легче воспринимают информацию в игре или доверительной беседе, покачайте головой.
Итак, какой же вывод можно сделать, проанализировав нашу игру?
4 слайд
Действительно, больше пользы родителям принесет та информация, которая интересна и значима лично для них, которая преподнесена в интересной и понятной для них форме, и которая ориентирована на их собственный опыт.
Взаимодействие с родителями эффективно только в том случае когда:
- оно отвечает текущим нуждам родителей и глубоко мотивированно;
- связано с их прошлым и настоящим опытом;
- участники активно вовлечены в процесс обучения и сами управляют им;
- создана атмосфера взаимного уважения, положительный эмоциональный фон.
Очень хорошо, что мы понимаем главное – тактику взаимодействия с семьей. А теперь давайте разберемся в том, какие формы работы с родителями существуют и как выбрать наиболее эффективную для решения той или иной задачи.
В современном обществе идет становление новой системы дошкольного образования, которая ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль. Родители должны участвовать в реализации образовательных программ, создавать в семье условия благоприятные для общего развития ребенка, взаимодействовать с педагогическими работниками. Т.е. родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Осознанное включение родителей в совместный с воспитателями образовательный процесс, создание единого образовательного пространства для развития ребенка позволяет значительно повысить эффективность работы.
Для пропаганды педагогических знаний могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия, в том числе использование информационных компьютерных технологий, обеспечивающих продуктивное общение. Атмосфера творческой совместной деятельности предоставляет возможность родителям стать непосредственными участниками жизни группы и детского сада. Сегодня мы с вами рассмотрим наиболее подробно нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.
5 слайд
Нетрадиционные формы работы можно разделить на 4 группы: информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые и познавательные.
6 слайд
1. Информационно-аналитические формы работы.
Цель: Сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития.
- Проведение социологических опросов
- Анкеты
- Индивидуальные беседы
- Картотеки «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства)
- «Почтовый ящик»
7 слайд
2. Наглядно-информационные формы работы.
Цель: Знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей.
- Информационный родительский уголок, выпуск газет.
Стен-газета отражает тему недели, месяца. Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.
8 слайд
- Выставки, вернисажи детских работ.
Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).
Например "Осенний калейдоскоп", «Мастерская Деда Мороза», « День Защитника Отечества», выставки по проектной деятельности (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
- Дни открытых дверей группы.
Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. Вначале родители могут быть пассивными наблюдателями, записывать игры, упражнения, видеть пробелы в знаниях своих детей, учиться методам и приёмам работы. А позже возможно привлекать родителей к проведению занятий. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.
9 слайд
- Прайс-листы.
Они сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка, в соответствии с возрастом. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.
- Мини-библиотека.
Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в образовательном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала, включающий в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
10 слайд
- Интернет - страничка для родителей
Безусловно, участие ИКТ в работе воспитателя с родителями активизирует и улучшает образовательный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне. Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации, разработка домашних заданий, чат. Данные материалы могут размещаться на сайте учреждения, личном сайте воспитателя, страничке в социальных сетях. Можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото и видео материалами.
11 слайд
3. Досуговые формы работы.
Цель: Установление эмоционально теплых отношений между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферы доверия и сотрудничества.
- Праздники.
Полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного. Тематика праздников охватывает разные стороны развития ребёнка.
12 слайд
- Совместные досуги и развлечения для детей и родителей, например, такие как Спортивный праздник: «Славный праздник наших пап», «Зимние забавы» и пр.
- Спортивные досуговые мероприятия, экскурсии.
- Выставки совместного творчества.
- Совместные проекты.
- Семейный фото-стенд, фото-выставка.
- Выставки семейных коллекций.
- Спектакли. Районные и Городские конкурсы творчества.
13 слайд
4 . Познавательные формы работы
Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.
- Семинары – практикумы.
- Родительские собрания в нетрадиционной форме
- Педагогическая гостиная
Более подробно сегодня рассмотрим такую форму работы с семьей как нетрадиционные родительские собрания, а также познакомим вас с методами активизации родителей на таких собраниях.
14 слайд
Родительские собрания нетрадиционной формы
«Педагогическая лаборатория»
рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
15 слайд
«Читательская конференция»
Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов»
16 слайд
«Аукцион»
Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделится родителям как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Советы набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта»
17 слайд
«Семинар – практикум»
На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты. Например возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини - тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того , что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.
18 слайд
«Душевный разговор»
Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы ( в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка ( нестандартного).Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы , связанные с леворукостью.
19 слайд
«Мастер – класс»
Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей, например, хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог, и родители выбирают наиболее ценные советы, которые размещаются на стенда « Копилка родительского опыта»
20 слайд
«Ток – шоу»
Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. К примеру возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.
21 слайд
На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.
«Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
«Реверсионная мозговая атака, или Разнос - этот метод отличается от « мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.
22 слайд
«Список прилагательных и определений» .Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики ( прилагательные) , затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.
23 слайд
«Ассоциации». На листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему « Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.
24 слайд
«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.
25 слайд
«Запись на листах». При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен» , каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
26 слайд
«Мини - эксперимент» . Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей ( интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.
27 слайд
Практическая часть
В начале нашей встречи мы с вами провели игру, где я произносила утверждения, а вы выполняли определенные действия, если соглашались. Такой прием можно также использовать в работе с родителями для позитивного и доверительного общения между педагогом и родителями. Он называется «Психологическая зарядка». Тематика такой игры может соответствовать теме родительского собрания.
А теперь я предлагаю вам немного поиграть.
- Упражнение «Сортировка»
Воспитатель раздает педагогам по 2-3 листочка, на которых написаны формы работы с родителями и просит педагогов разложить их по соответствующим коробочкам, подписав их, используя следующую классификацию: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Слова: собрания, конференции, консультации, беседы, вечер для родителей, тематическая выставка, диспут, школа для родителей, дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, викторины и КВН, праздники, семейные конкурсы, стенгазета, показ видеофильма, концерт, соревнование, утренник, семинар, деловая игра, телефонный разговор, почта.
28 слайд
- Игра «Подбери словечко»
Воспитатель обращает внимание педагогов, что к основным терминам, которые наиболее точно трактуют работу педагога с родителями можно отнести слова «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» или «СОТРУДНИЧЕСТВО», и предлагает педагогам на каждую букву слова, данного каждой подгруппе, подобрать слово, подходящее по смыслу по данной теме. Слова могут быть любые существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Например, В - воспитатель, З – знакомство, А – анкетирование, И – игра, М – мероприятие, О – открытее занятия, Д – досуг, Е – естественность, Й – интерес, С – семинар, Т – тематические, В – викторина, И – имитация, Е – ежедневный.
29 слайд
3. Рефлексия «Не знаю как вам, а мне…»
Обычно используется на завершающем этапе родительского собрания. Метод обратной связи помогает определить уровень значимости и осознания родителями предложенной на собрании информации.
Сейчас я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями о прошедшем семинаре, закончив фразу «Не знаю как вам, а мне…» (педагоги могут говорить о своем эмоциональном состоянии, о знаниях, которые получили либо освежили в памяти и т.д.)
30 слайд
Вывод:
Таким образом, в процессе использования нетрадиционных форм работы, родители постепенно становятся активными участниками, ответственно относятся и к выполнению домашних заданий и к другим формам взаимодействия и сотрудничества воспитателей, и педагогов ДОУ.
В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка. Поэтому, необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса и высокие результаты в развития каждого ребёнка.
Такие нетрадиционные формы проведения родительских собраний, а так же использование методов и приемов активизации родителей повышает их интерес к вопросам воспитания детей, значительно увеличивают явку, активизируют родителей на решении проблем воспитания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте — родители и педагоги." Макаренко А. С.
Цель семинара: Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи семинара: Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с родителями. Активизировать педагогическое мышление педагогов на основе использования нетрадиционных форм работы с родителями, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности. Расширить знания педагогов о современных формах работы с родителями и о методах активизации родителей в ДОУ. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Взаимодействие с родителями эффективно только в том случае когда: оно отвечает текущим нуждам родителей и глубоко мотивированно; связано с их прошлым и настоящим опытом; участники активно вовлечены в процесс обучения и сами управляют им; создана атмосфера взаимного уважения, положительный эмоциональный фон.
Ф ормы работы можно разделить на 4 группы: информационно-аналитические, наглядно-информационные, д осуговые, познавательные.
1. Информационно-аналитические формы работы. Цель: Сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития. С оциологический опрос Анкеты Индивидуальные беседы Картотеки «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства) «Почтовый ящик»
2. Наглядно-информационные формы работы. Цель: Знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей. Информационный родительский уголок, выпуск газет. Стен-газета отражает тему недели, месяца. Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.
Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрация родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.). Например "Осенний калейдоскоп", «Мастерская Деда Мороза», « День Защитника Отечества», выставки по проектной деятельности и др. Дни открытых дверей группы. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать .
Прайс-листы. Они сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка, в соответствии с возрастом. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком. Мини-библиотека. Библиотека игр и упражнений - стимул к активному участию родителей в образовательном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала, включающий в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
Интернет - страничка для родителей Безусловно, участие ИКТ в работе воспитателя с родителями активизирует и улучшает образовательный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне. Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации, разработка домашних заданий, чат. Данные материалы могут размещаться на сайте учреждения, личном сайте воспитателя, страничке в социальных сетях. Можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото и видео материалами.
3. Досуговые формы работы. Цель: Установление эмоционально теплых отношений между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферы доверия и сотрудничества. Праздники. Полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного. Тематика праздников охватывает разные стороны развития ребёнка.
Совместные досуги и развлечения для детей и родителей, например, такие как Спортивный праздник: «Славный праздник наших пап», «Зимние забавы» и пр. Спортивные досуговые мероприятия, экскурсии. Выставки совместного творчества. Совместные проекты. Семейный фото-стенд, фото-выставка. Выставки семейных коллекций. Спектакли. Республиканские и городские конкурсы творчества.
4 . Познавательные формы работы Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. Семинары – практикумы. Родительские собрания в нетрадиционной форме Педагогическая гостиная
Родительские собрания нетрадиционной формы «Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
«Читательская конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов»
«Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса 3-х лет, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделится родителям как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Советы набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта»
«Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по саморегуляции , игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.
«Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного).Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы , связанные с леворукостью.
«Мастер – класс» Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей, например, хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог, и родители выбирают наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде « Копилка родительского опыта»
«Ток – шоу» Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток-шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.
Методы активизации родителей . «Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы. « Реверсионная мозговая атака, или Разнос» - этот метод отличается от « мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.
«Список прилагательных и определений» . Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики ( прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.
«Ассоциации». На листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.
«Коллективная запись» . Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка». Родители. заносят запись наиболее важных моментов по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.
«Запись на листах» . При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен» , каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
«Мини - эксперимент» . Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.
Практическая часть Упражнение «Сортировка» Распределить формы работы с родителями, используя следующую классификацию: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Игра «Подбери словечко» К основным терминам, которые наиболее точно трактуют работу педагога с родителями можно отнести слова «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» или «СОТРУДНИЧЕСТВО». На каждую букву слова нужно подобрать слово, подходящее по смыслу по данной теме. Слова могут быть любые существительные, прилагательные, глаголы и наречия.
Рефлексия «Не знаю как вам, а мне…» Обычно используется на завершающем этапе родительского собрания. Метод обратной связи помогает определить уровень значимости и осознания родителями предложенной на собрании информации.
Вывод: Таким образом, в процессе использования нетрадиционных форм работы, родители постепенно становятся активными участниками, ответственно относятся и к выполнению домашних заданий и к другим формам взаимодействия и сотрудничества воспитателей, и педагогов ДОУ. Поэтому, необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса и высокие результаты в развития каждого ребёнка.
Спасибо за участие! Успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейный клуб "Мамы, в школу собирайтесь" (Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями при подготовке детей к школе)
Целью данной работы являестя вовлечение семьи в единое образовательное пространство при подготовке к школе Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активиза...
Нетрадиционные формы взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов «Семья Я»
Привлечь родителей к анализу семейной эмоциональной атмосферы, к тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка. Вызвать желание родителей к сотрудничеству и совместной деятельн...
Доклад на тему семинара--практикума "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями"
Нетрадиционное общение с родительским сообществом....
План-конспект занятия по нетрадиционной форме взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов «Семья Я»
Нетрадиционные формы взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов «Семья я»...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИВИТИЮ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННУЮ СРЕДУ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
В настоящее время растёт поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала воздействовать на юного читателя. Плоды этого мы нача...
Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в условиях ФГОС ДО
Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с кот...
«Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в ДОУ»
laquo;Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в ДОУ»...