Проект: "Лиса-краса!"
методическая разработка (старшая группа)

Рябова Наталья Георгиевна

Формирование навыков исследовательской деятельности у детей, посредством изучения лис в природе и произведениях фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lisa_-_krasa.docx939.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 133

компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Проект: «Лиса-краса!»

в старшей группе

Воспитатель: Рябова Н.Г. 

Учитель-дефектолог: Пушкина И.А.

Проект: познавательно-исследовательский

Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.

Продолжительность: краткосрочный.

Проблема: На разработку этого проекта повлияло, что дети захотели узнать, действительно ли лиса такая же хитрая как в сказках, так и в жизни.

Объект исследования: лиса.

Предмет исследования: русские народные сказки, дополнительная литература.

Гипотеза: Предположим, что лиса хитрое животное не только в сказках, но и в жизни.

Актуальность темы: Всегда любили слушать сказки, читать их и сейчас это остается любимым занятием для многих ребят разного возраста. Изучая русские народные сказки, заметили, что героиней многих из них является лиса. В прочитанных и изученных нами сказках мы выяснили, что лиса являлась отрицательным персонажем. Нам захотелось узнать: всегда ли она хитрит, обманывает? А какая она в жизни, такая же хитрая? Где живет, что ест? Нам захотелось найти ответы на все эти вопросы.

Цель проекта: Вызвать интерес к лисе и ее повадкам в натуральной жизни.

Задачи:

  •  Создать условия для успешного сотрудничества педагогов, детей и их родителей.
  • Привлечь родителей к  совместной деятельности и вызвать желание участвовать в проекте.
  • Проанализировать и сравнить образ хитрой лисы из сказок и хитрой лисы – животное.
  • Узнать, где и как живет лиса в природе?
  • Выяснить интересные сведения  о хитростях лисы из разных источников.
  • Найти загадки про лису и нарисовать ее.
  • Поощрять доброжелательность и взаимопомощь друг другу.
  • Развивать речь, активизировать словарный запас.
  • Укреплять взаимоотношения с родителями.

Коррекционные:

  • Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, речь,  мелкую моторику.
  • Формировать предметные представления.
  • Продолжать учить  ориентироваться  в   микро  и макро пространстве.
  • Развивать тактильное восприятие.
  • Продолжать учить детей дифференцировать, локализовать предмет по цвету, форме,  величине.
  • Учить составлять целое из 6-8 частей (развитие аналитико-синтетической деятельности).
  • Привлекать   детей к игровым ситуациям, совершенствовать речь с движениями, продолжать развивать умение слышать педагога и выполнять его указания.

Предполагаемые результаты:

В результате работы над проектом был создан в группе стенд о повадках лисы в разное время года.  В рамках работы над проектом у детей формируются навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность, самостоятельность, творчество.

План реализации проекта:

Сначала мы  решили провести опрос среди детей,  что они знают о лисе, как о героине русских народных сказок и как о лисе - животном. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Какая лиса в русских народных сказках?
  2. Где живет лиса, чем питается?
  3. Знаете ли вы, какие хитрости лиса использует в жизни?

Из услышанных ответов мы поняли: большинство опрошенных знают, что лиса в сказках хитрая, красивая и умная. На второй вопрос ответило мало ребят, а вот про хитрости животного не знает никто. Поэтому мы в совместной деятельности изучили все повадки  и  уловки  о лисе.

Далее мы изучили образ лисы в русских народных сказках с точки зрения хитрости. Для этого мы взяли 5 сказок и наблюдали за главной героиней. Результаты своих исследований поместили в таблицу.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/02/s_58e0dd66e03f7/603451_1.jpeg

Хитрая, ненасытная.

Попросилась в одной деревне переночевать, сожгла скалочку, выпросила за неё курочку. В другой деревне попросилась переночевать, съела курочку, выпросила за неё гусочку. В третьей деревне попросилась переночевать, съела гусочку, потребовала за неё девочку.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/02/s_58e0dd66e03f7/603451_2.jpeg

Умная, хитрая.

Пришла весна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала!

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/02/s_58e0dd66e03f7/603451_3.jpeg

Хитрая, ненасытная.

У медведя в избе на чердаке была припасена кадушка меду. Лиса про то сведала. Как бы ей до меду добраться?

Влезла на чердак и почала кадушку с медом. Наелась, воротилась и опять легла спать, обхитрив медведя.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/02/s_58e0dd66e03f7/603451_4.jpeg

Умная, хитрая, жестокая.

Претворилась мёртвой, обманула мужика, всю рыбу из саней выбросила. Обманула волка: избили бабы волка у проруби, остался он без хвоста.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/02/s_58e0dd66e03f7/603451_5.jpeg

Умная, хитрая.

Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:

— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точеная, ручка золоченая, — эту я себе возьму. А Жихарка-то под печкой во весь голос:

— Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам!

Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес.

Изучив сказки о лисе, мы пришли к следующему выводу: Лиса в сказках показана очень хитрой, умной и даже жадной. Наблюдается склонность к обману и уловкам. Лиса пойдёт на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой, беспомощной, несчастной. От ее проделок страдают все животные в лесу: заяц, медведь, волк.

А какая же плутовка в жизненных ситуациях? Чтобы ответить на этот вопрос мы пошли к нашему большому стенду. От педагогов дети  узнали, что лисы обитают по всему земному шару. Лиса обитает в разных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности.

У лисы очень умная мордочка – яркие глаза, острые уши, ловящие малейший звук, длинный чуткий нос. Хвост длинный, пушистый, туловище вытянутое, конечности короткие. Волосяной покров очень пышный, густой и мягкий, лиса очень осторожное животное. Она умеет заметать хвостом следы, и делает это не специально, а из-за длинного хвоста, который волочится по земле. Длина тела лисицы – 60-90 см., длина хвоста – 40-60 см., масса самок достигает– 5-6кг.

Из детской энциклопедии, мы узнали , что являясь хищником, лиса употребляет в пищу самых разных животных. Она с удовольствием ест мышей, зайцев, кроликов, после дождя выкапывает из земли дождевых червей, в реке ловит рыбу и раков. Но особенно лиса любит полакомиться птицей. Поэтому и заглядывает в курятники. Не откажется и от ягод, яблок и овощей.

А вот и доказательства хитрости лисы в жизни. Результаты исследований поместили в таблицу.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/02/s_58e0dd66e03f7/603451_7.jpeg

В поисках пищи лисица проявляет хитрые уловки. Чтобы поймать птицу, часто прикидывается мертвой, растягивается на траве и караулит свою добычу.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/02/s_58e0dd66e03f7/603451_8.jpeg

Спасаясь от охотников и их псов, лиса прибегает к хитрым уловкам, чтобы остаться в живых. Она возвращается по собственному следу, чтобы обмануть охотничьих собак, или пробегает сквозь стадо овец, чтобы ее запах нельзя было учуять на земле.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/02/s_58e0dd66e03f7/603451_9.jpeg

Может терпеливо ждать в засаде у кроличьей норы — стоит лишь найти нору и по запаху определить, дома ли хозяин.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/02/s_58e0dd66e03f7/603451_10.png

При охоте на грызунов лисица обычно прислушивается, благодаря очень тонкому слуху определяет положение жертвы с точностью до сантиметра, а затем ловким прыжком настигает ее.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/02/s_58e0dd66e03f7/603451_11.jpeg

Лиса очень вынослива, она может водить собак целый день, если местность неровная, предпочтет ходить оврагами, спускаясь на самое дно или проходя в половину высоты, путая следы и проходя большие расстояния.

Вывод: лисица – одно из самых известных диких животных. Она очень хитрая, умная и выносливая. О ней упоминают пословицы и поговорки, про неё придумано множество сказок и загадок. Мы попросили родителей найти загадки и поговорки о лисе и разучить их с детьми, Вот некоторые из них:

  1. Пусть она – как есть, плутовка,
    От макушки до хвоста.
    Шубка, рыжая головка,
    Как зовут её?
  2. Рыжая плутовка,
    Хитрая да ловкая,
    К нам в сарай попала,
    Кур пересчитала.
  3.   Всех зверей она хитрей,

шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – ее краса.

Этот зверь лесной?

  1. Говорят, она хитра,

кур уносит со двора.

Но зато красавица –

всем ребятам нравится!

Лиса дважды в капкан не попадается.

Волка зубы кормят, лису хвост бережет.

Лиса семерых волков проведёт.

Хитрее лисы нет зверя.

Всякая лисица свой хвост хвалит.

Лиса всё хвостом прикроет.

Старая лиса рыльцем роет, а хвостом след заметает.

Старая лиса дважды себя поймать не даёт.

Лиса сытнее волка живёт.

Глядит лисой, а пахнет волком.

Заключение

В ходе  исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Проанализировав образ лисы в русских народных сказках и в жизни, мы пришли к выводу: в русских народных сказках лисица предстаёт умной, хитрой, ненасытной. В природе лиса тоже ловкий, хитрый зверь, великолепный охотник с отличной памятью, хорошим обонянием и острым слухом.

Мы узнали много русских народных сказок, провели опрос среди детей по теме исследования, проанализировали сказки, прочитали детские  энциклопедии, журналы, посмотрели мультфильмы. Таким образом, наша гипотеза о том, что лиса хитрое животное не только в сказках, но и в жизни подтвердилась полностью.

Результатом проекта стал большой стенд  «Лиса - краса», на котором размещены фотографии лисы в разное время года, как она выглядит, ее повадки и как она охотится в диких условиях. Познакомились с образами лисы в репродукциях художниках-анималистов. Вместе с родителями дети посетили зоологический музей.

А также  наши дети готовят инсценировку для детей раннего возраста «Снежный колобок».

Использованные в проекте коррекционно-развивающие игры:

Игры на ориентировку в микро пространстве:

«Разноцветное путешествие»

«Художник»

На зрительно-моторную координацию:

Лабиринты «Охота на мышку», «Найди зайца»

Игры на ориентировку в большом пространстве:

«Разведчик»

«Найди лису»

«По лисьему следу»

Игры на ориентировку на себе

«Лиса в разных модальностях»

Игры на формирование сенсорных эталонов:

«Лиса и лисята»

«Контуры и силуэты»

Подвижные игры:

«Хитрая лиса», «Лиса в курятнике», «Лиса и зайцы», «Охотники и лиса»

Гимнастика для глаз: «Лисичка-сестричка»