Проект: "Лиса-краса!"
методическая разработка (старшая группа)
Формирование навыков исследовательской деятельности у детей, посредством изучения лис в природе и произведениях фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lisa_-_krasa.docx | 939.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 133
компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Проект: «Лиса-краса!»
в старшей группе
Воспитатель: Рябова Н.Г.
Учитель-дефектолог: Пушкина И.А.
Проект: познавательно-исследовательский
Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.
Продолжительность: краткосрочный.
Проблема: На разработку этого проекта повлияло, что дети захотели узнать, действительно ли лиса такая же хитрая как в сказках, так и в жизни.
Объект исследования: лиса.
Предмет исследования: русские народные сказки, дополнительная литература.
Гипотеза: Предположим, что лиса хитрое животное не только в сказках, но и в жизни.
Актуальность темы: Всегда любили слушать сказки, читать их и сейчас это остается любимым занятием для многих ребят разного возраста. Изучая русские народные сказки, заметили, что героиней многих из них является лиса. В прочитанных и изученных нами сказках мы выяснили, что лиса являлась отрицательным персонажем. Нам захотелось узнать: всегда ли она хитрит, обманывает? А какая она в жизни, такая же хитрая? Где живет, что ест? Нам захотелось найти ответы на все эти вопросы.
Цель проекта: Вызвать интерес к лисе и ее повадкам в натуральной жизни.
Задачи:
- Создать условия для успешного сотрудничества педагогов, детей и их родителей.
- Привлечь родителей к совместной деятельности и вызвать желание участвовать в проекте.
- Проанализировать и сравнить образ хитрой лисы из сказок и хитрой лисы – животное.
- Узнать, где и как живет лиса в природе?
- Выяснить интересные сведения о хитростях лисы из разных источников.
- Найти загадки про лису и нарисовать ее.
- Поощрять доброжелательность и взаимопомощь друг другу.
- Развивать речь, активизировать словарный запас.
- Укреплять взаимоотношения с родителями.
Коррекционные:
- Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, речь, мелкую моторику.
- Формировать предметные представления.
- Продолжать учить ориентироваться в микро и макро пространстве.
- Развивать тактильное восприятие.
- Продолжать учить детей дифференцировать, локализовать предмет по цвету, форме, величине.
- Учить составлять целое из 6-8 частей (развитие аналитико-синтетической деятельности).
- Привлекать детей к игровым ситуациям, совершенствовать речь с движениями, продолжать развивать умение слышать педагога и выполнять его указания.
Предполагаемые результаты:
В результате работы над проектом был создан в группе стенд о повадках лисы в разное время года. В рамках работы над проектом у детей формируются навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность, самостоятельность, творчество.
План реализации проекта:
Сначала мы решили провести опрос среди детей, что они знают о лисе, как о героине русских народных сказок и как о лисе - животном. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
- Какая лиса в русских народных сказках?
- Где живет лиса, чем питается?
- Знаете ли вы, какие хитрости лиса использует в жизни?
Из услышанных ответов мы поняли: большинство опрошенных знают, что лиса в сказках хитрая, красивая и умная. На второй вопрос ответило мало ребят, а вот про хитрости животного не знает никто. Поэтому мы в совместной деятельности изучили все повадки и уловки о лисе.
Далее мы изучили образ лисы в русских народных сказках с точки зрения хитрости. Для этого мы взяли 5 сказок и наблюдали за главной героиней. Результаты своих исследований поместили в таблицу.
Хитрая, ненасытная. Попросилась в одной деревне переночевать, сожгла скалочку, выпросила за неё курочку. В другой деревне попросилась переночевать, съела курочку, выпросила за неё гусочку. В третьей деревне попросилась переночевать, съела гусочку, потребовала за неё девочку. | |
Умная, хитрая. Пришла весна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала! | |
Хитрая, ненасытная. У медведя в избе на чердаке была припасена кадушка меду. Лиса про то сведала. Как бы ей до меду добраться? Влезла на чердак и почала кадушку с медом. Наелась, воротилась и опять легла спать, обхитрив медведя. | |
Умная, хитрая, жестокая. Претворилась мёртвой, обманула мужика, всю рыбу из саней выбросила. Обманула волка: избили бабы волка у проруби, остался он без хвоста. | |
Умная, хитрая. Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать: — Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точеная, ручка золоченая, — эту я себе возьму. А Жихарка-то под печкой во весь голос: — Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам! Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес. |
Изучив сказки о лисе, мы пришли к следующему выводу: Лиса в сказках показана очень хитрой, умной и даже жадной. Наблюдается склонность к обману и уловкам. Лиса пойдёт на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой, беспомощной, несчастной. От ее проделок страдают все животные в лесу: заяц, медведь, волк.
А какая же плутовка в жизненных ситуациях? Чтобы ответить на этот вопрос мы пошли к нашему большому стенду. От педагогов дети узнали, что лисы обитают по всему земному шару. Лиса обитает в разных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности.
У лисы очень умная мордочка – яркие глаза, острые уши, ловящие малейший звук, длинный чуткий нос. Хвост длинный, пушистый, туловище вытянутое, конечности короткие. Волосяной покров очень пышный, густой и мягкий, лиса очень осторожное животное. Она умеет заметать хвостом следы, и делает это не специально, а из-за длинного хвоста, который волочится по земле. Длина тела лисицы – 60-90 см., длина хвоста – 40-60 см., масса самок достигает– 5-6кг.
Из детской энциклопедии, мы узнали , что являясь хищником, лиса употребляет в пищу самых разных животных. Она с удовольствием ест мышей, зайцев, кроликов, после дождя выкапывает из земли дождевых червей, в реке ловит рыбу и раков. Но особенно лиса любит полакомиться птицей. Поэтому и заглядывает в курятники. Не откажется и от ягод, яблок и овощей.
А вот и доказательства хитрости лисы в жизни. Результаты исследований поместили в таблицу.
В поисках пищи лисица проявляет хитрые уловки. Чтобы поймать птицу, часто прикидывается мертвой, растягивается на траве и караулит свою добычу. | |
Спасаясь от охотников и их псов, лиса прибегает к хитрым уловкам, чтобы остаться в живых. Она возвращается по собственному следу, чтобы обмануть охотничьих собак, или пробегает сквозь стадо овец, чтобы ее запах нельзя было учуять на земле. | |
Может терпеливо ждать в засаде у кроличьей норы — стоит лишь найти нору и по запаху определить, дома ли хозяин. | |
При охоте на грызунов лисица обычно прислушивается, благодаря очень тонкому слуху определяет положение жертвы с точностью до сантиметра, а затем ловким прыжком настигает ее. | |
Лиса очень вынослива, она может водить собак целый день, если местность неровная, предпочтет ходить оврагами, спускаясь на самое дно или проходя в половину высоты, путая следы и проходя большие расстояния. |
Вывод: лисица – одно из самых известных диких животных. Она очень хитрая, умная и выносливая. О ней упоминают пословицы и поговорки, про неё придумано множество сказок и загадок. Мы попросили родителей найти загадки и поговорки о лисе и разучить их с детьми, Вот некоторые из них:
шубка рыжая на ней. Пышный хвост – ее краса. Этот зверь лесной?
кур уносит со двора. Но зато красавица – всем ребятам нравится! | Лиса дважды в капкан не попадается. Волка зубы кормят, лису хвост бережет. Лиса семерых волков проведёт. Хитрее лисы нет зверя. Всякая лисица свой хвост хвалит. Лиса всё хвостом прикроет. Старая лиса рыльцем роет, а хвостом след заметает. Старая лиса дважды себя поймать не даёт. Лиса сытнее волка живёт. Глядит лисой, а пахнет волком. |
Заключение
В ходе исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Проанализировав образ лисы в русских народных сказках и в жизни, мы пришли к выводу: в русских народных сказках лисица предстаёт умной, хитрой, ненасытной. В природе лиса тоже ловкий, хитрый зверь, великолепный охотник с отличной памятью, хорошим обонянием и острым слухом.
Мы узнали много русских народных сказок, провели опрос среди детей по теме исследования, проанализировали сказки, прочитали детские энциклопедии, журналы, посмотрели мультфильмы. Таким образом, наша гипотеза о том, что лиса хитрое животное не только в сказках, но и в жизни подтвердилась полностью.
Результатом проекта стал большой стенд «Лиса - краса», на котором размещены фотографии лисы в разное время года, как она выглядит, ее повадки и как она охотится в диких условиях. Познакомились с образами лисы в репродукциях художниках-анималистов. Вместе с родителями дети посетили зоологический музей.
А также наши дети готовят инсценировку для детей раннего возраста «Снежный колобок».
Использованные в проекте коррекционно-развивающие игры:
Игры на ориентировку в микро пространстве:
«Разноцветное путешествие»
«Художник»
На зрительно-моторную координацию:
Лабиринты «Охота на мышку», «Найди зайца»
Игры на ориентировку в большом пространстве:
«Разведчик»
«Найди лису»
«По лисьему следу»
Игры на ориентировку на себе
«Лиса в разных модальностях»
Игры на формирование сенсорных эталонов:
«Лиса и лисята»
«Контуры и силуэты»
Подвижные игры:
«Хитрая лиса», «Лиса в курятнике», «Лиса и зайцы», «Охотники и лиса»
Гимнастика для глаз: «Лисичка-сестричка»