Обобщение опыта по воспитанию у детей любви к родному краю с помощью семьи.
статья на тему

Берсенёва Надежда Николаевна

Главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта  по воспитанию у детей любви к родному краю с помощью семьи.

    воспитателя Берсенёвой Надежды Николаевны  

    МБДОУ №3  «Тополёк»                                                           г.Лебедянь

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице подрастающего поколения.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю.

В своей группе на основе анализа диагностики и индивидуальных бесед с детьми, я сделала вывод: дети имеют поверхностные знания о родном городе, крае, о Родине в целом.

Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.

Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже ее роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия, патриотизма трудно переоценить: ее воздействие длительно и постоянно.

К сожалению, нередко установку на агрессию по отношению к сверстникам дают ребенку собственные родители. Полагая, что мир жесток, они убеждены, что ребенку с самого раннего возраста необходимо «научиться защищаться», «давать сдачи». Не всегда родители отдают себе отчет, что их собственные агрессивные действия воспитывают у детей агрессию, эгоизм, жестокость.

Для более глубокого анализа проблемы я провела тестирование: «Какие мы родители», а также предложила заполнить анкету по данной теме.

К своему сожалению узнала, что родители не считают главной задачей воспитывать патриота, т.к. считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются на детский сад, школу.

И тут я вспомнила слова английского философа Френсиса Бекона «Любовь к Родине начинается с семьи». . Если человек любит своих близких, если  он готов нести ответственность за свою семью, заботиться о ней, защищать ее, исправлять перекосы внутри семьи, то со временем эти его любовь, забота, ответственность, способность принимать решения будут постепенно распространяться шире – на дом, район, город, страну, на школу, университет, на другие социальные институты. Своим («моя семья», «моя страна») можно назвать лишь то, что любишь, за что отвечаешь и то, ради чего готов чем-то пожертвовать.

Я посчитала необходимостью разъяснить родителям, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Иначе в дальнейшем будет трудно воспитать сдержанность; привить важные понятия: быть сильным – не только преимущество, но и ответственность; есть сила не только мускульная, но и душевная, проявляющаяся в умении сдерживать себя, в чем-то себе отказывать, поступиться собственным удобством ради других.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

Поэтому в своей работе я большое внимание уделяю работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовим подарки для родных и близких, совместные праздники «маленькие концерты», инсценируем сказки, например, русскую народную «Теремок на новый лад», народные сказки «Как олененок друга искал», рисуем на темы «моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали».

В своей работе с семьей я опиралась на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Увлекательно прошли вечера отдыха «Вместе с мамой», «Кафе «Осенний сюрприз»», «Маленький концерт», на которых дети вместе с родителями принимали участие в различных конкурсах, соревновались в аттракционах, пели колыбельные, рисовали сказки.

Семья – первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и нашей республики, страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, приобщаться к культуре родного края.

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам, посещение краеведческого музея, дома ремёсел и др.

Свою работу я начала с того, что познакомила родителей и детей со своим проектом на тему «Лебедянь –поэтический край». Я хочу открыть детям родной край через поэтическое слово.

 «Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Это все мое, родное!»

В Орлов.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые  добрые  воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым!

Работа по данной теме захватила не только ребят, но и меня. Я использоваю разнообразные методы при ознакомлении детей с поэтической Лебедянью :

Целевые прогулки, походы, экскурсии

Рассматривание иллюстраций

Беседа, рассказывание педагога

Развлечения

Художественная литература, заучивание стихов поэтов-земляков.

Творческие встречи с поэтами и композиторами

Решение проблемных ситуаций

Игровая деятельность

Изобразительная деятельность

Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и детского сада»

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»

Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому о...

Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи

Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут....

Консультация для родителей: "Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и МБОУ"

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...

Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...