Консультации для родителей
консультация на тему

Золотухина Светлана Николаевна

Консультации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon harakter_rebyonka_zavisit_ot_vas.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Как надо вести себя родителям с ребенком,

который впервые начал посещать детский сад

  • Не оставлять его в детском саду на целый день, как можно раньше забирать домой.
  • Соблюдать график постепенного привыкания ребенка к детскому саду, который устанавливают воспитатели и медсестра ДОУ.
  • Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  • Щадить его ослабленную нервную систему.
  • На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телепередач.
  • Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
  • Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  • Создать в выходные дни для него дома режим такой же, как в детском саду.
  • Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.
  • При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.
  • При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания врача.

Памятка для родителей

Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад

  • Тренировать систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
  • Не обсуждать при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
  • Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительным прогнозе.
  • Устранив факторы риска, связанные с условиями социальной среды. Например, пассивное курение, отсутствие закаливающих мероприятий, несоответствие домашнего режима режиму в дошкольном учреждении, лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми, конфликтные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание ребенка и т.д.
  • Как можно раньше повести оздоровительные мероприятия, которые назначил врач.
  • Отправить в детский сад только здорового ребенка.
  • Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
  • Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим дня дома.
  • Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
  • Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
  • Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим, готовить Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
  • Раскрыть малышу «секреты» общения с детьми и взрослыми людьми.
  • Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. Научить самостоятельно мыть руки, кушать, пользоваться носовым платком, проситься в туалет, частично одеваться. До поступления в детский сад отучить ребенка от бутылочки, соски, подгузников.
  • Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
  • Планировать отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
  • Во время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.

Взаимосвязь дошкольного образовательного учреждения с семьей

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения)?

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнима ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.

Давно замечено, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них.

Как показывают психолого-педагогические исследования, из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения». В этот круг входят родители  и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым, эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании порой на всю жизнь. Именно к их воспитательным воздействиям малыш особенно чувствителен. И напротив, оказывается, что ребенок первых лет жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой» тети.

Вопрос: что могут сделать родители, чтобы приблизить образ «чужой тети» - воспитательницы к «своему» кругу общения ребенка?

Определены и систематизированы факторы, которые определяют действенность, силу и стойкость семейного воспитания:

  1. Глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Эффективность во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех членов семьи. Домашнее тепло – одно из условий счастливого детства.
  2.  Постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день. такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребенка, которая вырабатывает ответные действия. Даже если воспитательные воздействия не всегда педагогически грамотны, нервная система из-за их повторяемости оказывается подготовленной к ним.
  3. Наличие объективных возможностей для включения ребенка в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи. Например, в семье больше возможностей понять необходимость труда для окружающих: помочь в уборке маме, принести газету бабушке и т.п.

Уникальность семейного воспитания еще и в том, что, будучи малой группой, своего рода «микрокосмом», семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учесть, что в семье представлены различные возрастные (старшие и младшие), половые (мужчины и женщины) и профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности.

Выражение «дети – зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общении и взаимодействия с окружающими людьми. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего, самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качеств, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.

Итак, современная наука располагает данными о том, что семья – первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. В настоящее время необходимость квалифицированного общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения.

В интересах семьи и дошкольного учреждения проникнуться сознанием важности и необходимости сотрудничества друг с другом.

Сотрудничество – это такая форма поведения, которая не допускает не только возникновения конфликта как такового, но и противоречия. Стороны, между которыми появляется такое противоречие, активно приступают к его устранению, к поиску совместного решения, которое полностью устроило всех, и не прекращают своих действий до тех пор, пока такое решение не будет найдено. (Р.С. Немов. Психология).

Если же две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга – хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении, каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.

Важно сознавать, что сотрудничество требуется в интересах ребенка. Квалифицированная реализация задач взаимодействия с семьей определяет направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка.

Вопросы:

  1. Каким на ваш взгляд должен быть педагог, чтобы обрести доверие родителей?
  2. Каким должен быть родитель, чтобы обрести и укреплять доверительные отношения с педагогом?
  3. Как вы представляете свое сотрудничество с дошкольным образовательным учреждением?
  4. Какой вклад в образовательную работу и жизнь детского сада вы готовы внести?



Предварительный просмотр:

Характер ребёнка зависит от Вас.

(Консультация для родителей).

Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", - говорим мы с восхищением. "Ну и характер!" - произносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо - иметь характер?

Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, какому-либо поручению (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность); в отношении человека к самому себе ( гордость, чувство собственного достоинства) и к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).

Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель.

Родители часто возражают: "Не все можно воспитать: характер передается по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, родились с разными характерами".

Так ли это? Разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере врожденное, а что приобретенное?

Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка. Первое - сила нервной системы или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие - быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком поручения. Второе свойство - равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые дети), у других - процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя). Третья особенность - подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребенок легко и быстро переходит от игры к режимным моментам: проснувшись, сразу включается в игру. Другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодрствования из сна). Четвертая особенность - динамичность нервных процессов, т. е. способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом.

Характер ребенка не предопределен этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже. Несколько сходных ситуаций - и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов.

Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребенка.

Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера. Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.

Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.

Так, у п о д в и ж н ы х, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.

В воспитании детей другого типа - возбудимых, неуравновешенных - родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.

Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучин разделить поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к нему - ребенку может понадобиться ваша помощь. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости; можно попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то есть тех качеств, которых ему и не хватает; взрослые высоко оценивают именно эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, для того чтобы они стали устойчивыми чертами характера.

Необходимы также специальные игры, направленные на развитие целенаправленного внимания и сдержанности. Такие игры часто предлагаются в литературе, их можно придумать и самим. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, по дороге в детский сад можно поиграть и игру "Называем все вокруг" с условием, что, как только встретится прохожий, нужно замолчать.

В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое.

С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение медлительных детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть всегда занятым, активным. Если ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом можно отсчитывать время (например, при одевании), пли напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать этого. У детей развивают точность, ловкость, быстроту движений. С медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие этих качеств.

В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают малышу только посильные задания и вовремя помогают ему.

Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручение будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок будет обращать внимание на мелочи.

У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявления застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или угроза наказанием в ответ на неуверенность, неправильные действия ребенка. Нельзя запугивать чувствительных детей - им и так свойственна боязливость, страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Полезно провести это в игровой форме (например, в игре "Разведчики"). Воспитывая смелость, нужно учить малыша преодолевать свой страх. Если он испугался ползущей по земле гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в ваших руках, пусть возьмет в свои. Одобрите его действие: "Ты молодец, не испугался, ты смелый". Вы увидите радость маленького человека, преодолевшего свой страх, свою неуверенность. Чтобы эта неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что вы с пониманием, чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не так; что вы не станете его ругать и говорить: "Вот всегда у тебя так". Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря терпеливости и доброжелательности взрослого, его опережающей высокой оценке смелости, самостоятельности ребенка, у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...