игры_эксперементирование
консультация на тему
Игры эксперементирования для любознательности дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_-_eksperimentirovanie_dlya_razvitiya_lyuboznatelnosti_u_doshkolnikov.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
В каждом маленьком ребенке:
И мальчишке, и девчонке-
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило.
Должен он бежать и прыгать,
Всё жевать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвётся,
Трах – бабах… и нет его.
Каждый новенький ребёнок
Вылезает из пелёнок,
И теряется повсюду,
И находится везде.
Он ужасно огорчится,
Если что-нибудь случится,
Если что-нибудь случится
В целом мире без него.
Слова этой песенки как нельзя лучше отражают активность и любознательность наших детей.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.
Опыты – словно фокусы, а для детей – это чудо. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему? ».
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Экспериментирование способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. При этом, детям дается возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение самостоятельно делать выводы.
Нужно предоставить детям возможность “действовать” с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
«Золушка»
Материалы: Прозрачные емкости с крышкой, ёмкости для круп, зёрна фасоли, гороха, гречихи.
Ход: Осторожно, но энергично, потрясти банку с крупой: более крупные зёрна фасоли окажутся сверху; гречиха и горох провалятся вниз.
«Волшебный шарик»
Материалы: Воздушные шарики, скотч, зубные палочки, нитки.
Ход: Надуйте воздушные шарики. Наклейте на воздушный шарик с двух сторон по кусочку скотча и проткните шарик.
«Чудесное средство»
Материалы: Емкость с водой, семена укропа, жидкость для мытья посуды.
Ход: В емкость с водой насыпать семена укропа (тальк, мука). Капнуть в середину немного жидкого мыла.
«Цветок лотоса»
Материалы: Цветы из бумаги с длинными лепестками. Лепестки цветка при помощи карандаша закручены к центру, емкости с водой.
Ход: В емкость с водой опустите бумажные цветы и наблюдайте. Лепестки начнут распускаться.
«Тонет не тонет»
Материал: Два апельсина, миска с холодной водой.
Ход: Взять два апельсина. Один из них почистить и положить оба фрукта в миску с холодной водой. Очищенный апельсин утонул, а не очищенный остался на поверхности воды.
В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Именно они выталкивают апельсин из воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что он тяжелее воды.
«Глиняный холодильник»
Материалы: два стаканчика мороженного, две тарелочки, глиняный горшок
Ход: Два стаканчика мороженного. Один из них положите на блюдца и оставьте на столе. А второе мороженое накройте мокрым глиняным цветочным горшком. Через пол часа посмотрите. Мороженное в глиняном холодильнике не растаяло. Почему? Вода испаряется с мокрого горшка и уносит тепло. Поэтому мороженное под горшком будет оставаться холодным.
«Смерч в стакане»
Материалы: Стакан с водой, чайная ложка мелко листового чая.
Ход: Засыпать чай в стакан с холодной водой и быстро перемешиваем, вращая ложку против часовой стрелки. Чаинки будут закручиваться, собираясь в центре и формируя воронку смерча.
«Надуваем воздушный шар дрожжами»
Материалы: Воздушный шарик, бутылка, сухие дрожжи, сахар и вода, воронка.
Ход: В бутылочку засыпаем дрожжи, сахар, теплую воду и хорошо размешиваем до полного растворения. На бутылку одеваем воздушный шарик и для надежности фиксируем его изолентой или скотчем и оставляем в теплом месте. Через 20 минут воздушный шарик надуется. Почему так происходит? Дрожжи - это особые грибки, которые хорошо растут и размножаются в теплых, влажных условиях и в результате своей жизнедеятельности активно выделяют углекислый газ. Пузырьки этого воздуха мы видим в пышной выпечке и нашем воздушном шарике.
«Эксперимент с монетами»
Материалы: стакан с водой, монеты.
Ход: Наливаем полный стакан воды и опускаем в него монетки по одной. Вначале, кажется, что вода будет выливаться, по мере наполнения его монетами. На самом же деле вода поднимается над стаканом в виде купола и не выливается, сдерживаемая поверхностным натяжением. Последнее формируется на стыке двух сред: жидкой и газообразной. Молекулы воды плотно соединяются друг с другом, образуя своеобразную пленку на поверхности, которая и не даёт воде выливаться при постепенном наполнении стакана монетами.
«Как отделить соль от перца?»
Материалы: Лист бумаги, соль, черный перец, шарик.
Ход: Берем лист бумаги, на него насыпаем немного соли и немного молотого перца, перемешиваем. Надуваем шарик, трем его о шерстяной свитер - электризуем и подносим к листу бумаги с солью и перцем. Перец начинает с забавным звуком прилипать к шарику, а соль остается на листе.
«Смешивается - не смешивается»
Материалы: Стакан с теплой и второй стакан с холодной водой, акварельные краски, картон или пластик.
Ход: Берем холодную воду из-под крана и наливаем два стаканчика до верху. Добавляем краски в каждый стаканчик, например, синий и желтый, которые при смешивании дают зеленый.
Накрываем один стаканчик толстой картонкой, или лучше кусочком пластика или стеклом, но без краев, чтоб легко вытащить. Переворачиваем, накрываем другой стаканчик и вынимаем аккуратно картонку.
Смотрим - цвета практически не смешиваются.
Тоже самое проделываем с теплой водой, и смотрим как быстро цвета смешиваются!
«Химичим с желатином»
Материалы: Стакан, желатин, полиэтиленовый пакет, форма рыбки.
Ход: Разведите желатин (на 1/4 стакана холодной воды — 10 г сухого желатина). Чтобы он лучше растворился, поставьте стакан в горячую воду. Затем вылейте желатин тонким слоем на полиэтиленовый пакет, дайте ему постоять на воздухе. Когда масса застынет, вырежьте из нее форму рыбки. Положите «рыбку» на промокашку и подышите на нее. Произойдет чудо: «рыбка» оживет и начнет изгибаться. Почему это происходит? Когда вы дышите, поверхность «рыбки» нагревается, и масса расширяется, а нижняя ее часть остается холодной, и «рыбка» как бы скручивается.
«Отпечатки пальцев»
Материалы: сажа, тальк, лист бумаги.
Ход: Для этого вам нужно приготовить смесь из сажи и талька. Попросите ребенка подышать на палец и плотно приложить его к бумаге. Посыпьте это место смесью, стряхните ее, и вы увидите явный отпечаток пальца. Почему это происходит? Расскажите ребенку о том, что на поверхности нашего тела (в том числе и на пальцах) есть немного жира, и если мы к чему-то прикасаемся, этот жир отпечатывается на предметах. Волшебный порошок всего лишь прилип к жировым отпечаткам, а черный цвет смеси сделал его видимым.
«Облако в банке»
Материалы: Трехлитровая банка, железный поднос, кусочек льда.
Ход: Налейте в трехлитровую банку горячую воду (уровень — 3—4 см), сверху прикройте банку железный поднос, на него выложите кусочки льда. Теплый воздух внутри банки начнет охлаждаться, конденсироваться и подниматься вверх в виде облака. Таким простым экспериментальным путем вы можете объяснить ребенку, как образуются облака. А еще, — почему идет дождь. Капли в облаках — пришельцы с Земли. В виде нагретого пара они поднимаются вверх, там им становится холодно, они тянутся друг к дружке, становятся тяжелыми, большими и снова возвращаются на родину.
«Умеет ли фольга плясать?»
Материалы: Тонкие полоски фольги, расческа,
Ход: Разрежьте кусочек фольги на тонкие полоски. Затем возьмите расческу и причешитесь, после чего приблизьте расческу к полоскам — и они начнут двигаться. Можно рассказать детям о том, что в воздухе летают частички, которые друг без друга жить не могут, они притягиваются друг к другу, хотя и разные по характеру, как «+» и «—».
«Куда исчезает запах?»
Материалы: Кукурузные палочки, банка, одеколон.
Ход: Возьмите банку, капните на дно немного духов или одеколона, положите сверху кукурузные палочки и закройте плотной крышкой. Через 10 минут откройте банку и понюхайте. Куда исчез запах духов? Оказывается, его поглотили палочки. Как им это удалось? За счет пористой структуры.
«Жизнь растений»
Материалы: Растение с широкими листьями (например, герань), два квадрата плотной бумаги.
Ход: Возьмите два небольших одинаковых бумажных квадратика (бумага не должна просвечивать). Прикрепите к листу растения с двух сторон друг против друга и оставьте так на несколько дней. Сняв квадратики, ребенок обнаружит, что на зеленом листе появился желтый квадратный отпечаток. Теперь мы можем сделать вывод, что для того, чтобы у растения были зеленые листья, ему необходим свет.
«Картофель в соленой и пресной воде»
Материалы: Банка с водой, картофель, соль.
Ход: В литровую банку с водой положите картофель. Он быстро пойдёт ко дну. А теперь выньте картофель, добавьте в банку 2-3 ложки обычной соли и размешайте ее. Снова положите картофель. Он не утонет, а останется плавать на поверхности. Оказывается, плотность соленой воды выше, чем пресной. Поэтому-то и в море нам плавать легче, чем, например, в речке.
«Меняем цвет»
Материалы: Картофель, йод, вишневый сок, свекла, лимон
Ход: Возьмите разрезанную картофелину и пузырек с йодом. Капните на картофелину каплю йода и понаблюдайте, как изменится цвет картофелины. Объясните малышу, что в картошке содержится особое вещество - крахмал, именно поэтому получился синий цвет.
Капните на разрезанную картофелину вишневый сок, понаблюдайте за изменением цвета.
Возьмите свеклу и отожмите из нее немного сока в белое блюдце, возьмите лимон и также отожмите из него некоторое количество сока в другое блюдце. Добавьте в свекольный сок некоторое количество лимонного, перемешайте их и понаблюдайте за изменением цвета.
«Кипение без огня»
Материалы: Пластиковая бутылка 500мл, тарелка, питьевая сода, порошок лимонной кислоты.
Ход: Возьмите пластиковую бутылку 500 мл. Поставьте бутылку в тарелку или на поднос и налейте в нее некоторое количество воды. Насыпьте в воду1 столовую ложку питьевой соды, потрясите бутылку, теперь добавьте в раствор порошок лимонной кислоты. Начнётся бурное «кипение». Это «полезет» наружу углекислый газ, образовавшийся в результате взаимодействия соды и кислоты.
«Соляные кристаллы»
Материалы: Банка с водой, соль, шерстяная нитка,
Ход: Приготовьте в банке насыщенный соляной раствор (соль нужно добавлять до тех пор, пока она не перестанет растворяться). Возьмите шерстяную нить. Опустите один её конец на самое дно банки, а второй конец закрепите снаружи. Через несколько дней на шерстяной нитке начнут появляться кристаллики, образующиеся из растворенной соли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры-эксперементирования:"Мы делили апельсин"
Конспект игры экспериментирования с бумагой в средней группе "Мы делили апельсин"...
Консультация на тему-"Игры эксперементирования в воспитании дошкольника".
Эксперементирование в настоящее время занимает важную роль в воспитании дошкольников....
Консультация на тему-"Игры эксперементирования в воспитании дошкольника".
Эксперементирование в настоящее время занимает важную роль в воспитании дошкольников....
Консультация на тему-"Игры эксперементирования в воспитании дошкольника".
Эксперементирование в настоящее время занимает важную роль в воспитании дошкольников....
Игра - эксперементирование "Тонет - не тонет"
Конспект НОД с детьми раннего возраста от 2 до 3 лет...
Педагогическая статья "Игры-эксперементирования как средство ознакомления со свойствами предмета детей старшего дошкольного возраста"
Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Обществу просто необходимы дети, знания которых, полученные в результате собственного эксперимента,и...
СТАТЬЯ "ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
СТАТЬЯ "ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...