Значение театрализованной деятельности в развитии речи ребенка
консультация на тему
«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ДЕТСКОМ САДУ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizatsiya_seminar.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение театрализованной деятельности
в развитии речи ребенка
Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры- драматизации;
- игры- представления (спектакли);
- плоскостные и теневые театры.
Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог). Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.
ВИДЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские. В играх – драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности.
Видами драматизации являются: игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Игры - драматизации — это ролевые диалоги на основе текста. А вот в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности.
Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т.д. Для того чтобы развить самостоятельность и творчество детей в процессе театрализованной деятельности, необходимо выделить несколько условий:
Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);
- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
- содержательное общение педагога и детей;
- театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети;
- обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности:
Интонация – это смена голоса. Этот прием помогает детям превращаться то в Буратино, то в Золушку, в медведя и зайца, Бармалея, Доктора Айболита и т.д.
Мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие –либо эмоции.
Жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т.д., а также поза.
Пантомимика – мимика в сочетании с жестами.
В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.
В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.
Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.
В каждой возрастной группе желательно наличие уголка для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:
-различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др.;
-реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
-атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Классификация театрализованных игр
У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:
- настольный театр игрушек;
- настольный плоскостной театр;
- плоскостной театра на фланелеграфе;
- пальчиковый театр.
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:
- мягкой игрушки;
- деревянный театр;
- конусный театр;
- театр народной игрушки;
- плоскостных фигур;
- театр ложек;
- театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.
В старшей и подготовительной возрастных группах, детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.
«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ДЕТСКОМ САДУ».
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношениями моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.
Основными методами являются следующие:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценированные. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Методические приемы:
-Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.
-Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.
-Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.
-Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
-Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.
-Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
-Проигрывание отрывки из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.
-Проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие черты характера различных знакомых людей.
-Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»)
-Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).
Задачи театрализованной деятельности в детском саду:
-Воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;
-Расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их;
-Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности;
-Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;
-Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
Расширять элементарные математические, экологические, нравственные представления посредством театральной деятельности;
Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки;
Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
Воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.
Игры-драматизации значительно отличаются от остальных игр. Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться. Подлинным общением игра-драматизация может стать лишь в том случае, если содержание будет не только понято ребенком, но и эмоционально воспринято.
Видами драматизации являются:
-игры имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
-ролевые диалоги на основе текста;
-инсценировки произведений (потешек, небольших сказок, песен, небольших литературных текстов);
-постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям (драматический спектакль, музыкально-драматический, детская опера, и т.д.)
Функции метода драматизации:
-воспитательная
-развивающая
-обучающая
-коммуникативная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"
"Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка" Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде...
Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка
Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка....
Рекомендация для родителей "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"
Нарушение речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками...
Значение театрализованной деятельности в развитии речи ребенка
Консультация для родителей по театрализованной деятельности и развитию речи детей...
Значение театрализованной деятельности в развитии речи ребенка
Консультация для родителей по театрализованной деятельности и развитию речи...
Консультация "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"
Театрализованная деятельность способствует развитию речи. Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голо...
Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка.
Консультация для родителей....