Использование дидактических игр в детском саду
статья на тему
Предварительный просмотр:
Семенова Е.А.
Использование дидактических игр в детском саду
В многочисленных психологических исследованиях доказано, что формирование у детей навыков и привычек организованного поведения, умения действовать по инструкции, способности без посторонней помощи взаимодействовать со сверстниками развиваются в играх правилами.Для успешного обучения в школе детям необходим достаточный опыт участия в подобных играх. Особое значение эти игры имеют для развития самоконтроля, саморегуляции поведения, формирование опыта коммуникативного взаимодействия.Преимуществом дидактической игры перед другими видами деятельности является то, что в ней ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, именно выполнение правил доставляет ему максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и осознанным. Однако в практике работы детских садов не всегда используются развивающие возможности дидактической игры в полной мере. Ведь дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Работа с детьми по формированию игровых умений включает в себя: подготовительный, обучающие этапы, поддержку и дальнейшее развитие самостоятельной игры детей.Организуя дидактические игры, особое внимание следует обращать на то, чтобы дети усвоили правила и выполняли их. Для этого им предлагается внимательно слушать объяснение, запоминать правила, повторять их и напоминать правила друг другу. Подобные приемы помогают детям лучше запомнить правила, соблюдать их, контролировать свое поведения в процессе игры. Эффективными в работе со старшими дошкольниками могут оказаться психологические тренинги: ”отношение к выигрышу, проигрышу”. Для формирования социально–принимаемых способов игрового поведения используются следующие методические приемы:упражнение на выдержку, сознательное усвоение правил, для чего предлагается повторить правила в начале игры, а в конце рассказать, как ребенок выполнял их сам и как – другие дети;наблюдение за деятельностью других детей, мобилизующие внимание, память и волю. Для этого ребенку напоминают о необходимости следить за игрой, спрашивают, правильно ли действует его сверстник;подбор игр, в которых воспитывались выдержка, умение контролировать себя;поручение детям роли ведущего, требующей умения управлять поведением сверстников и своим;упражнение в умении думать про себя, не говорить вслух;положительная оценка поведения детей.
В совместных играх педагогам не следует торопить детей, дать им возможность сосредоточиться, вспомнить правила игры, привлечь всех к подведению итогов игры, оценке, самооценке, взаимооценке.Воспитателям нужно заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление «Использование инновационных технологий в детском саду»
Выступление «Использование инновационных технологий в детском саду»Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общес...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-22711-1386613611.jpg)
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Методический материал по теме"Музыкально-дидактические игры в детском саду"(методический и практический материал)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/08/picture-604996-1425814745.jpg)
Методическая разработка "Детский фитнес с использованием фитбол - мячей в детском саду"
Данная методическая разработка рассказывает об использовании фитбол-мячей с детьми дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/09/picture-1091359-1544357735.jpg)
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-238997-1516604729.jpg)
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/11/picture-1426752-1665485066.jpg)
Методические рекомендации «Изготовление и использование дидактических материалов в детском саду для проведения квестов»
Методические рекомендации «Изготовление и использование дидактических материалов в детском саду для проведения квестов»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/23/picture-1307942-1674493708.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ДЕТСКОМ САДУ
В современном мире к педагогам предъявляются определенные тре-бования к использованию необходимых средств в образовательной дея-тельности детского сада. Важно чтобы эти средства не только соответ-ство...