Способности и условия их развития у дошкольников.
консультация на тему
Рассматриваются понятия "одаренность", "способности", научные подходы к проблеме развития способностей российскими учеными. В статье выделены основные условия, необходимые для развития способностей и одаренности у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennost.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Способности ребенка дошкольного возраста и условия их развития
Именно творческая деятельность человека
делает его существом, обращенным к будущему,
созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Л. С. Выготский
В современном мире, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем, имеется острая потребность в развитии человека с творческим мышлением, способного осуществлять инновационные процессы.
В отечественной науке одним из первых определение понятия «одаренность» дал в 1940 году в своей статье «Способности и одаренность» Борис Михайлович Теплов. По его мнению, одаренность следует понимать как своеобразное сочетание способностей и факторов среды, от которых зависит возможность достижения успеха.
Условием формирования индивидуальности является среда, в которой ребенок растет, ассоциации, накопленные в детстве, особенности воспитания.
Очень важными в определении индивидуальности личности являются способности.
С.Л. Рубинштейн под способностями понимает свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких - либо видов общественно полезной деятельности.
Способности можно разделить на две группы: общие способности, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности, такие как внимание, память, сообразительность, и специальные способности, которые проявляются только в отдельных видах деятельности, например, игре на музыкальных инструментах, рисовании, пении.
Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети способны заниматься несколькими делами сразу. Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
Одаренные дети часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития.
У них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.
У одаренных детей большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия.
Ранняя одаренность детей может прослеживаться при интересе к чтению, математике и естествознанию.
При ранней математической одаренности ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочению предметов.
Показатели одаренности можно распределить на пять сфер:
1. Интеллектуальная
2. Творчество
3. Общение и лидерство
4. Художественная деятельность
5. Двигательная
Сама по себе деятельность не может автоматически развивать способности личности, для этого необходимы некоторые условия.
1. Деятельность должна вызывать у ребенка сильные и постоянные положительные эмоции, приносить радость
2. Использовать методы и приемы обучения, которые побуждают детей к деятельности и активности:
- практические методы (упражнения и экспериментирование);
- наглядные методы и приемы ;
- словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.);
- игровые методы, игровые приемы .
3.Использовать стиль педагогического общения, при котором не ограничивается стремление детей быть в чем-то не как все, быть оригинальным, так как это также является проявлением творчества.
4. Педагогу, работающему с одаренными детьми необходимо быть профессионально компетентным, иметь определенные знания в области психологии и педагогики детской одаренности, занимать активную жизненную позицию.
Не нужно ограничивать стремление детей быть в чем-то не как все, быть оригинальным, так как это также является проявлением творчества. Необходимо, напротив, создавать наиболее комфортные условия для деятельности детей, которая станет творческой только тогда, когда в ней будет большая доля самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнёрство, как условие успешного развития современного дошкольника. (Консультация для педагогов)
Социальное партнёрство, как условие успешного развития современного дошкольника.Шпилёва Екатерина Андреевна, старший воспитательМДОУ – детский сад № 30 «Родничок» (г. Серпухов)Идеи социального партнер...
"Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС"
консультация предназначена для педагтогов ДОУ, содержит практические рекомендации, соответствует ФГОС ДО...
«МНЕМОТЕХНИКА КАК ОДНО ИХ УСЛОВИЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Применение мнемотехники–технологии развития памяти, дает возможность сделать непосредственно образовательную деятельность по развитию речи более увлекательной, интересной. Это целый ряд оригинальных...
Презентация "Здоровый образ жизни как условие гармоничного развития личности дошкольника"
Рекомендуется воспитателям, инструкторам по физической культуре ДОУ, родителям для формирования у детей интнреса к здоровому образу жизни....
Консультация для педагогов "Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС"
В представленной консультации раскрыты условия, а также основные педагогические методы и приемы для развития речи дошкольников в ДОУ. Данная работа будет интересна практическим работникам дошколь...
Брейн-ринг с воспитателями на тему: « Творческие способности педагога, как одно из важнейших условий благоприятного развития речи дошкольника».
Брейн-ринг с воспитателями на тему:« Творческие способности педагога, как одно из важнейших условий благоприятного развития речи дошкольника»....
Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в процессе формирования психолого-педагогической компетентности в вопросах создания условий для развития игры дошкольников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в про...