Выступление на методическом объединении «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».
статья на тему
Выступление на методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_a.f._gorelkinoy.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ягодка»
с. Александровское»
Выступление на методическом объединении
«Профессиональная компетентность педагога, как фактор повышения качества дошкольного образования»
по теме: «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель
А.Ф. Горелкина
1 марта 2018 год.
ТЕМА: «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»
Дата начала работы над темой: август, 2016 г.
Дата предполагаемого окончания работы: май, 2018 г.
Цель: повышение эффективности работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста; повышение уровня профессионального мастерства.
Задачи:
Повышение результативности занятий путем введения в практику фонематических игр и упражнений.
Оптимизация процесса развития речевой деятельности дошкольников.
Изучение темы профессионального мастерства в научной литературе.
Актуальность.
В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, к сожалению, наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух. Причинами нарушения фонематического слуха у дошкольников являются: 1) недостаточная функциональная активность левой височной доли головного мозга,
2) нарушения речевых кинестезий вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи (дизартрия, ринолалия).
Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.
Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла. У части из них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов. В собственной же речи данной категории детей наблюдается обилие литеральных парафазий, в некоторых случаях выявляются морфемные аграмматизмы.
Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведёт к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом в школе.
Теория и практика работы в ДОУ доказывают, что развитие фонематических процессов именно в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуковой наполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.
Основные вопросы для изучения:
- Выделение направлений изучения данной темы.
- Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе.
- Изучение различных игровых упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей.
- Применение фонематических игр и упражнений в работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения.
Работая по теме самообразования я узнала, что только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, суффиксы, предлоги в предложении и.т.п. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от других, рядом стоящих, называть его, знать из каких звуков состоит слово, уметь анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения детей дошкольников грамоте.
К фонематическим процессам относится:
1. Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем.
2. Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух отдельных фонем.
3. Фонематический анализ – мысленный процесс выделения отдельных фонем.
4. Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое.
5. Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятые ранее.
Признакам нарушения фонематических процессов дошкольника считаются:
1. Нарушения звукопроизношения.
2. Нарушения звуковой структуры слова (пропуск гласных и согласных звуков, слогов, вставки звуков, перестановка звуков и слогов).
3. Нарушение дифференциации звуков на слух.
Основные задачи развития фонематических процессов:
- Обучение умению выделять звук как в своей, так и чужой речи.
- Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
- Развитие навыков самоконтроля произношения звуков.
В работе по развитию фонематических процессов важно заинтересовать ребёнка, побудить его к собственной деятельности. Мощным стимулятором является, конечно же, игра. Игры дидактические, речевые, музыкальные, логоритмические, с применением ИКТ. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.
Применение игровых технологий в работе воспитателя позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.
В играх мы учимся:
1. Узнавать и различать неречевые звуки.
2. Различать высоту, силу, тембр голоса.
3. Различать слоги, слова близкие по звуковому составу.
4. Дифференцировать гласные и согласные звуки.
В своей работе, в индивидуальной и подгрупповой форме работы применяю интерактивные компьютерные игры «Мерсибо». Использую данные игры уже на протяжении двух лет. Любимыми играми детей стали:
Бедный Дракончик
Игра на соотнесения гласного звука и буквы. Звучит гласный, ребенок должен повторить его и отнести к нужной букве. В настройках можно добавить сундучок для неречевого звука, чтобы ребенок лучше представлял разницу между речевыми и неречевыми звуками.
Две Принцессы
Игра для работы с гласными звуками. В настройках надо выбрать гласные и, внимательно слушая слоги или слова, распределять звуки-бусины между Принцессами. Услышал ПА? Это Принцессе с буквой А на платье. Прозвучало ТО? Это бусина Принцессе с буквой О.
Правильный банан
Четыре забавных персонажа спорят, кто из них произносит слово правильно? Хартук или фартук? Бегемот или гибемот? Спор разрешит только внимательный ребенок. Игра подходит для тренировки и обследования фонематического слуха.
Меткий стрелок
В этой игре развивается речевое внимание и умение производить звуковой анализ слова. Задача меткого Стрелка - выбрать ту картинку, в которой нет заданного звука. Для этого он называет картинки и выбирает, в какую из них надо целиться.
Находчивая буква
Игра на определение места согласного звука в слове. Выбираем букву в настройках и начинаем игру. Где находится звук в этом слове: в начале, в середине или в конце? Ребенок называет слово, анализирует и выбирает правильную схему.
Свинки-копилки
На картинке три свинки с нарисованными гласными. Буквы выбираются в настройках. Ребенок должен послушать слоги или слова и выбрать, в какую свинку полетит «звуковая монетка».
Угадайка
Перед нами четыре картинки, но только к одной из них подходит схема слова. Ребенок называет все слова и сопоставляет их звучание с гласными и пропущенными согласными, которые видит на схеме. Правильно угаданная картинка становится цветной.
Волк и овцы
Интерактивная версия игры «Пятый лишний». На четырех картинках у овечек в словах есть выбранный гласный, а у пятой овечки картинка без этого звука. Ребёнку надо произнести слова, найти лишнюю картинку и разоблачить Волка, спрятавшегося под овечьей шкурой.
Стройка-перестройка
На А начинается, на С кончается, экзотический фрукт. Догадались? Тогда помогите нашему строителю построить дом. Товары он выбирает именно по первой и последней букве в слове. Тот, у кого отличный слух, легко справится. А кому-то придется не раз сыграть, чтобы потренироваться!
Помощь на пожаре
Ребенок слышит набор звуков, по которым должен догадаться, какое слово произнесено. Затем надо найти картинку с этим словом и построить пожарную лестницу. Игра развивает слуховое внимание и умение анализировать состав слова.
Загадки звуков
Тот, кто хорошо различает звуки, как правило, быстро начинает говорить. В этой игре ребенок должен назвать все предметы и выбрать тот, который «прозвучал».
На сайте Мерсибо еженедельно являюсь участником вебинаров, на которых знакомлюсь с новинками игр, познаю новое и черпаю опыт известных специалистов в области логопедии, педагогики и воспитания подрастающего поколения.
По вопросам развития фонематического слуха у детей дошкольников проходила так же вебинары на сайте Инфоурок, Знанио, Дефектология проф.
Постоянно пополняю дидактическую и электронную папку фонематических игр.
Считаю, что развитый фонематический слух у детей дошкольного возраста, является «секретом успеха» ребёнка первоклассника.
Литература:
1. Архипова Е.Ф. «Стёртая дизартрия у детей», М.: «Астрель» , 2006.
2. Лукина Н.А., Никкинен И.И. «Научите меня слышать» ( Развитие слухового восприятия, внимания, памяти), СПб: «Паритет», 2003.
3. Семенович А.В. «Введение в нейропсихологию детского возраста», М.: «Генезис», 2005.
4. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Педагогика и психология (дошк.) Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, М.: Просвещение, 1989 г.
5. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева . Логопедическая работа в специальном детском саду, М.: Просвещение, 1987 г.
6. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. Логопедия, Москва 1998 г.
7. Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной», СПб: « ДИТГИЗ»,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие - развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста .
Данное пособи разработано лично мной . Опробовано и внедрено в работу с детьми . Успешно используется .1- Каждый хочет быть первым . Цель - Порядковый счет .2-Как соединить точки по порядку . Цель-Учи...
Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "
«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...
Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
АннотацияВ данной методической разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...
Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
АннотацияВ данной методической разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...
Методическая разработка:"Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Актуальность темы в том, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать...
Выступление из опыта работы. "Развитие экологического восприятия детей старшего дошкольного возраста через познание окружающего мира на прогулках".
Экологические проблемы присущи всем материкам и государствам....
Выступление из опыта работы "Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе"
Организация познания мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей в процессе опытнической деятельности и экспериментирования в условиях детского сада....
- Мне нравится (1)