Конспект "Путешествие паровозика" лексическая тема "Транспорт"
план-конспект занятия по теме

Хромова Мария Викторовна

Конспект по автоматизации звука "Р", лексическая тема "Транспорт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Автоматизация звука Р в словах, предложениях.

Лексическая тема «Транспорт»

Возраст: 6 лет

Структура речевого дефекта: ФФНР

Приоритетная образовательная область:  

социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие                                                                   

Физическое развитие

Цель: Автоматизация звука Р в словах, предложениях.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь; совершенствовать грамматический строй речи; согласование прилагательных с существительными, образование сложных слов, употребление простых и сложных предлогов. Обучать навыку распространения предложений.

коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух.  

воспитательные:

Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Оборудование: картинки с изображением транспорта, железная дорога, паровоз, мячики Су-Джок, колечки Су-Джок, магнитофон, таз с водой, игрушки для купания «Транспорт».

Организационный момент.

Логопед: Дети, посмотрите кто у нас сегодня в гостях? К нам приехал паровоз. Но у паровоза случилась беда, на его пути оказались преграды. Нам нужно помочь ему проехать. В этих конвертах задания, которые нам нужно выполнить. Поможем паровозу?

Дети: Да!

Логопед: Ну, тогда начинаем! В добрый путь!

  1. «Отгадай загадки» (1 конверт)

Весь мир прочитал

Сообщенье в газетах,

Что Белка и Стрелка

Летали в….(Ракетах)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Винтокрылый…..(Вертолет)

Дом на рельсах тут как тут

Всех умчит он в 5 минут.

Ты садись и не зевай –

Отправляется…(Трамвай)

Силач на четырех ногах

В резиновых сапогах

Прямиком из магазина

Притащил нам пианино(Грузовик)

Ем я уголь, пью я воду,

Как напьюсь – прибавлю ходу.

Везу обоз на сто колес

И называюсь…(Паровоз)

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое?...

(Пароход)

Логопед: Молодцы! Справились с заданием! И путь паровоза становится свободнее. Как можно одним словом назвать отгадки? Правильно, это ТРАНСПОРТ. А какой бывает транспорт? Воздушный, наземный, водный, космический. Еще бывает специальный транспорт. А какой звук есть в названии этих слов? Правильно звук Р.

  1. Анализ артикуляции звука.

Вопросы к детям.

Как правильно произнести звук [Р]? Скажи губы сомкнуты или разомкнуть при произнесении звука [Р]?А зубы разомкнуты или сомкнуты? А где при этом находиться язык – в верху или внизу? Воздушная струя теплая или холодная? А голосовые связки вибрируют или нет? (Используются профиль артикуляции и картинный материал). Губы разомкнуты, зубы тоже разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним зубам, язык вибрирует. Воздушная струя теплая

  1. Характеристика звука.

Вопросы к детям.

Скажи звук [Р] гласный или согласный? Есть преграда выдыхаемой струи или нет?

- Согласный глухой или звонкий? Вибрируют голосовые складки или нет?

Согласный твердый или мягкий? (Поднимается ли средняя часть спинки языка к твердому небу)

Согласный, звонкий, твердый

  1. Закрепление умения правильно целенаправленного выдоха                            (2 конверт)

Логопед: Посмотрите, какое у нас море (бассейн с водой и бумажными корабликами). Давайте поможем переплыть им с одного берега на другой. (дети дуют на кораблики).

  1. Закрепление звука в изолированном виде.

Логопед: Ну, а теперь давайте заведем моторы и порычим Р-Р-Р-Р.

  1. Динамическая пауза «В автобусе». (3 конверт).

(Движения выполняются соответствующие тексту)

«Автобус»

 Сядьте с ребёнком друг напротив друга на стульчики или подушки.

 «Вот мы в автобусе сидим»- качаем головой от плеча к плечу, шлёпаем по ногам в ритме музыки.

 «И из окошечка глядим» - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, наклоняясь то в одну, то в другую сторону.

 «Глядим назад...» - смотрим из-под ладони - козырька, оборачиваясь то влево, то вправо.

 «Ну что ж автобус не везёт…» - пожимаем плечами.

 «Колёса закружились...» - выполняем круговые движения руками сбоку от туловища.

 «А щётки...» - качают согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируя движение «дворников»).

 «И мы не просто так сидим…» - «крутим руль» и бибикаем.

 «Пускай автобус нас трясёт» - подпрыгивают на месте (сидя на стуле или же

 поднимаясь на коленях и садясь обратно).

 Во время проигрыша можно бегать по комнате, «крутя руль»

  1. «Посчитай!» (4 конверт).

В конверте карточки с изображением грузовиков и пароходов)

Дети считают: 1 грузовик, 2 грузовика, 3 грузовика…

  1. Игра «Предложение договори и его ты повтори» (5 конверт).

Корабль плывет, а грузовик…(едет)

Трамвай едет, а ракета…(летит)

Троллейбус едет, а пароход…(плывет)

Ракета летит, а паровоз…(едет)

  1. Игра «Составь предложение из слов» (6 конверт).

1.космонавт,ракета,космос

2.дети, троллейбус,зоопарк

3.грузовик,кирпичи,стройка

4.люди,пароход,море.

10. Пальчиковая гимнастика с использованием мячика «Су-Джок»                       (7 конверт)

До угла доехали

 Сели на машину

 налили бензину

 На машине ехали

 До реки доехали

 Тр-р-р, стоп! разворот

 На реке пароход

 пароходом ехали

 До горы доехали

 Пароход не везет

 Надо сесть в самолет

 Самолет летит

 В нем мотор гудит У-уу.

11. «Распределение транспорта по среде обитания».

Логопед: Посмотрите, какие тут интересные фигуры! Сейчас мы их будем вынимать из воды, называть и говорить какой это транспорт: наземный, воздушный, водный или космический. И будем прикреплять на нашу доску.

Итог занятия.

Логопед: Вот мы и выполнили все задания! Теперь можно паровозу и покататься по железной дороге!!!Ура!Молодцы!