Презентация "Дидактическая кукла Капитон"
презентация к уроку (младшая группа) по теме
Капитон – это не просто дидактическая кукла, он большой друг и помощник для наших ребят и воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_kapiton.pptx | 2.78 МБ |
metodicheskie_razrabotka-didakticheskaya_kukla.docx | 38.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Капитон – это не просто дидактическая кукла, он большой друг и помощник для наших ребят и воспитателей. Работа с малышами может быть организована с помощью самых различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами, выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в зависимости от целей, ради которых она проводится И грает роль специального тренажера - при обучении малышей одеванию и раздеванию, при укладывании спать, в игровых ситуациях сюжетно-ролевой игры "Семья", "Медицинский центр» и др., с его помощью дети осваивают игровые действия и правила. Незаменим наш Капитон в период адаптации ребенка к детскому саду. Он сделает расставание с мамой менее болезненным, встречая его в приемной веселой потешкой , стихотворением, рукопожатием или объятиями.
Очень весело, задорно Всем расскажет Капитон: Как носочки натянуть, Как сандалии застегнуть. В шифоньерах что хранится, В группе нашей есть Капитон. Детям всегда поможет он. Чтоб о маме не грустить, Рад в приемной встретить их.
И в какой сезон сгодится: - Шубку носим мы зимой, А ветровочку – весной!
Для чего нужна пижамка И, как застелить кроватку: - В тихий час, мы крепко спим, Набираемся так сил!
После сна, он не зевает – На зарядку созывает: - Чтоб прожить без докторов, Закаляйся, будь здоров!
НОД – Капитону по плечу: - И друзей я научу! Не стесняйтесь-ка, ребятки, Отгадайте-ка загадку – Где здесь круг? А где квадрат? - Я ответам вашим – рад! Много плюсов у Капитона! Сразу все не перечесть! Детям он, своим примером, Помогает мир прочесть !
Разработаны методические рекомендации для работы с дидактической куклой в первой группе раннего возраста
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МДОУ "Детский сад №10"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА
«ИГРЫ С ДИДАКТИЧЕСКОЙ КУКЛОЙ КАПИТОН»
Подготовили воспитатели:
Лапина Наталья Владимировна
Мига Елена Николаевна
МДОУ "Детский сад №10"
г. Ярославь
2016 г.
Игры с куклами для детей .
Одним из наиболее эффективных средств становления нравственно-психологической культуры дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность. В раннем детстве все свободное время дети заняты игрой. Игра – уникальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития. В раннем возрасте ребенок осваивает разные виды игр: игры-забавы, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации, дидактические игры. Каждая из них выполняет свою образовательную и обучающую функцию. Практически все способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Но только игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество.
Современная педагогическая практика позволяет утверждать, что в период зарождения ролевой игры не только девочки, но и мальчики с удовольствием играют в куклы: кормят и лечат, носят на руках и баюкают, катают в коляске и пеленают, совершенно не отставая в умениях и активности от сверстниц. Дошкольник, мальчик или девочка, прежде всего человек, а кукла помогает развитию именно человеческих качеств и проявлений в ребенке. Вот почему игровые занятия с куклой актуальны для развития личностной культуры как девочек, так и мальчиков.
Образовательная работа с малышами может быть организована с помощью самых различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами, выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в зависимости от целей, ради которых она проводится. В группе раннего возраста игровые познавательные занятия-упражнения с дидактическими куклами проводятся в утренний отрезок времени с подгруппой детей (до 5 человек) и продолжительностью 10-12 минут.
При организации игровых занятий необходимо:
- включение игровых разминок в вводной части занятия, формирующих у малышей мотивацию к деятельности, эмоционально-положительное отношение ко взрослым и сверстникам;
-эмоциональное сопровождение объяснений, показа действий: чтением наизусть небольших художественных текстов (пестушек, уговорушек, потешек), пением колыбельных песенок;
-инициирование воспитателем повторения художественного слова детьми во время их самостоятельных действий и повторов;
-обеспечение каждого ребенка комплектом необходимого оборудования;
Перевод специально организованной деятельности в свободную игровую.
Конспект игры-занятия № 1 «Капитон проснулся»
Цель: В совместной с воспитателем игре закреплять умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, учить объединять в игре с куклой два игровых действия: Капитон проснулся и умылся. Развивать интерес к играм с куклой.
Оборудование: в игровом уголке создана игровая ситуация: кукла Капитон спит в кроватке, раковина для умывания, полотенце, мыло (кирпичик).
Предварительная работа: разучивание потешки «Водичка-водичка»
Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Интересно, что делают наши куклы? Где Капитон? Я буду его мамой. Андрюша, а ты хочешь быть папой? Давай вместе посмотрим, что делает наш сынок Капитон» (подходят к кроватке, на которой спит кукла). Наша сынок спал, а теперь проснулся. Давай, Андрюша, поможем ему встать с постели. Я буду одевать ему тапочки, а ты, пожалуйста, заправь Капитону постель: поправь простынку, застели кровать одеялом, сверху положи покрывало и подушку. Вот теперь постель красиво заправлена. Надо помочь нашему сыночку умыться. Андрюша, открой кран. Капитон послушал, как течет водичка, а потом попросил:
«Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок»
Взял Капитон мыло (показывает кирпичик) и стал руки намыливать. Но он еще маленький и просит: «Помоги, папа». Андрюша, умой сыночка.
Вот какой Капитон стал чистый. Теперь можно с ним погулять. Пойди, папа, покажи Капитону, какие красивые игрушки есть у нас в детском саду.
Обучение данному игровому действию с куклой можно проводить с детьми с низким уровнем игровых умений.
Конспект игры-занятия № 2 «Напоим Капитона чаем»
Цель: развивать у детей желание ежедневно заботиться о кукле. Учить объединять игровые действия с куклой несложным сюжетом: Капитон проснулся, умылся, напился чаю.
Оборудование: в игровом уголке создана игровая ситуация: кукла Капитон спит в кроватке, раковина для умывания, полотенце, мыло (кирпичик), набор чайной посуды, выпечка (кружки из пластика)
Предварительная работа: знакомство с игровым действием «Капитон проснулся», дидактическая игра «Напоим Капитона чаем»
Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Давайте поиграем. Я буду мамой. А где же мой сынок, кукла Капитон? Еще спит? Пусть поспит, а я ему за это время чаю приготовлю».
Посмотрите какой красивый чайник. Надо налить в него воды. Открою кран. И ты, Настя, приготовь чай своей дочке. Налей в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставлю его греться на плиту. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть мой сынок Капитон. Поставлю ему чашку с блюдцем. А ты, Настя, куда поставишь чашку с блюдцем? А где же наша выпечка? Принеси, Настя, пожалуйста. Теперь все готово. Можно будить наших деток. Вставай, сынок. С добрым утром!
После того, как умыли кукол, зовем их пить чай. Повторяя игровое действие с другими детьми, закрепляем название назначения посуды: чайник, кружка, ложка, блюдце. Приучаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо», мыть посуду и ставить ее на место.
Куклы дочки-сыночки в это время «играют»: катают мяч, катаются на машине и т.д.
Конспект игры-занятия № 3 «Оденем Капитона на прогулку»
Цель: развивать умения переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре два-три последовательных действия.
Оборудование: два-три комплекта верхней одежды для кукол (шапка, колготки, обувь, пальто, шарфик).
Предварительная работа: дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку», чтение стихотворения Е.Благининой «Новая одежда».
Ход игры. Воспитатель показывает новую одежду для кукол и говорит: «Капитон уже позавтракал. Сейчас я его буду одевать на прогулку». Спрашивает у детей: «А у ваших деток есть одежда? Давайте вместе одевать их на прогулку. Что будем одевать сначала? Возьмем колготки. Мой сыночек маленький, и ему нужны маленькие колготки. А у тебя, Настя, какая дочка? Уже большая? Ей надо большие (длинные) колготки. Теперь оденем сапожки. У моего сыночка сапожки маленькие, черный. А у твоей дочки, Настя, какие сапожки? (большие, красные)».
«Наденем на ножки
Новые сапожки
Пустим по дорожке.
Будет сыночка ходить,
Сапожки новые носить. (Е.Благинина «Новые одежда»)
Чтобы Капитон не замерз, одену ему теплую кофточку. И ты, Настя, одень своей дочке кофточку. Какая у твоей дочки кофточка? (Большая, теплая, красная). Что теперь будем одевать? (шапку). У моего Капитона маленькая, синяя. А у твоей дочки, Настя, какая шапка? (большая, красная). Можно уже идти гулять? Или что-то еще надо одеть куклам (пальто, шубу).
При повторении игры с другими детьми можно спеть им песню «Кукла» (муз. М. Старокодомского, сл. О. Высотской).
«На дворе большой мороз,
Отморозит кукла нос,
Теплый шарфик нужен ей,
Чтоб укрыться потеплей».
Конспект игры-занятия № 4
«Научим куклу Капитон раздеваться после прогулки»
Цель: продолжать учить выполнять в игре два-три последовательных действия с куклой (кукла гуляла, пришла домой, будет раздеваться, умываться и т.д.).
Оборудование: куклы (2-3) одетые на прогулу. Шкаф для кукольной одежды.
Предварительная работа: дидактическая игра "Научим Капитона раздеваться после прогулки».
Ход игры: воспитатель говорит: «Мой сынок Капитон вернулася с прогулки. Сейчас я помогу ему раздеться. Андрюша, твоя дочка тоже гуляла? Помоги ей раздеться. Давай расскажем нашим деткам, в каком порядке надо раздеваться». Сначала развяжем шарф.
«Развязали Капитону
Шарфик полосатенький»
(А.Барто «Катя в яслях»)
Куда надо положить шарфик? (на полку в шкаф). Правильно.
«Вещи надо убирать
Не придется их искать» (А.Барто «Маша-растеряша»).
А сейчас, что мы поможем снять нашим деткам? (шубу)
Куда мы повесим шубу? (в шкаф).
Что мы еще не сняли? (сапожки)
У моего сыночка маленькие, черные сапожки, а у твоей дочки какие сапожки? (большие, красные). Куда мы поставим сапожки? (в шкаф)
«Снимем с ножки
Новые сапожки».
Андрюша, Капитон спрашивает, можно уже идти играть? (нет). Что еще надо снять? (колготки). У моего Капитона маленькие синие колготки, а у твоей дочки какие? (большие, красные). Куда надо положить колготки? (на полочку в шкаф). Все, разделись! Пошли играть! Опять нельзя? Почему? Забыли надеть сандалики!
«Вот они сандалики
У нашего крошки.
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки» (Е.Благинина «Научи обуваться и братца»)
А теперь можно играть? Нет, надо умыться.
Конспект игры-занятия № 5 «Покатаем кукол с горки»
Цель: приучать детей в играх с куклами использовать сооружение из строительного материала. Формировать умение играть вместе, совместно пользоваться игрушками.
Оборудование: набор строительного материала (кирпичики, кубики, призма, пластина), куклы разных размеров, санки, образные игрушки (мишка, зайцы и т.д.)
Предварительная работа: сооружение лесенки, горки на занятии по конструированию.
Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Послушайте, что мне сказал мой сынок кукла Капитон»:
«Ночью выпал первый снег.
Я оделася раньше всех.
Я санки качу,
Гулять хочу» (З.Александрова «В рукавичках маленьких»)
А ваши дочки хотят гулять? У них есть санки? Где они будут кататься на санках? (с горки). Давайте построим куклам горки. Показом, советом, указанием воспитатель помогает детям строить горки. В ходе работы закрепляет названия строительных деталей, учит играть вместе, дружно. Благодарит детей за дружную работу, читает стихотворение:
«На горочке нашей детишек не счесть:
Саша, Маша, Даша и Сашенька есть!» (З.Александрова «У нас в квартире»)
Во время игры можно прочитать детям стихотворение О.Высотской «На санках»
«Покатились санки вниз
Крепче, Капитон держись!
Ты сиди, не упади-
Там канавка впереди!
Надо ездить осторожно,
А не то разбиться можно!»
Конспект игры-занятия № 6 «Покатаем кукол на машине»
Цель: учить детей объединяться по двое-трое для самостоятельных игр. Продолжать развивать умения переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофер, пассажир)
Оборудование: набор строительного материала (кубики, пластины, кирпичики), рули (2-3 штуки), можно использовать игрушки-заместители: круг, кольцо от кольцеброса и т.п., куклы, образные игрушки (мишка, заяц, лисичка и т.п.)
В строительном уголке воспитателем заранее построена машина.
Предварительная работа: сооружение машины из мелкого строительного материала на занятии по конструированию.
Ход игры. Воспитатель сажает на машину (сделанную заранее из крупного строительного материала куклу Капитон и говорит: «Мой сынок хочет покататься на машине. А кто будет шофером? Саша, ты хочешь быть шофером? Вот тебе руль. Покатай, пожалуйста моего Капитона»)
Во время игры воспитатель поет песню «Машина» (муз.Попатенко, слова Н.Найденовой)
«В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина идет гудит:
«Би-би-би!» Би-би-би!
В машине, в машине
Ребят полно.
Поехали дети
Глядят в окно:
«Би-би-би! Би-би-би!
Вот поле, вот речка,
Вот лес густой.
Приехали дети.
Машина, стой!»
«Спасибо, Саша», говорит педагог, - ты был хорошим шофером. Посмотри, к тебе еще пришли мамы и папы. Они тоже хотят покатать своих дочек. Как вы попросите об этом Сашу? (Саша, покатай, пожалуйста, мою Свету). А чтобы вам не пришлось долго ждать, давайте попросим Артема тоже быть шофером. Поможем ему построить такую же машину. Вы приносите нам кубики, кирпичики, а мы с Артемом будем строить. Что сначала поставим? (кубики) А теперь что надо сделать? (положить сверху дощечку- пластину и поставить кирпичик – получится кабина шофера) А рулем у тебя будет вот это кольцо. Приглашай пассажиров. Когда куклы займут свои места, воспитатель еще раз поет песню «Машина» (дети подпевают). При повторении игры можно предложить детям полетать на самолете (вспомнить стихотворение А.Барто «Самолет построим сами» или поплыть на корабле и прочитать стихотворение А.Барто «Матросская шапка»).
Конспект игры-занятия № 7 «Новая комната для кукол»
Цель: продолжать объединять единым сюжетом игры со строительным материалом, куклами и сюжетными игрушками. Подводить детей к совместным играм.
Оборудование: набор строительного материала: кубики, кирпичики, куклы, образные игрушки (зайцы, мишки, белки и т.д.). В строительном уголке заранее подготовлена игровая ситуация: построен дом для кукол.
Предварительная работа: постройка кукольной мебели на занятиях по конструированию.
Ход игры: Воспитатель, обращаясь к детям спрашивает: «Это чей дом из кирпичей? Кто будет жить в этом новом доме?» (куклы, мишка, зайка и т.д.) Но кукла Капитон говорит, что в этом доме жить неудобно. В нем нет мебели: ни стола, ни стульев, ни кровати. Давайте построим все это из кубиков и кирпичиков. Я буду строить диван. Саша, а ты что будешь строить? А ты, Вика? Анечка, а ты что построишь для своего мишки? Воспитатель предлагает детям построить разные предметы мебели, чтобы куклы могли попить чаю за столом, отдохнуть на диване. Сначала каждый ребенок сам сооружает какой-то предмет мебели и обыгрывает его с куклой или любой игрушкой. Воспитатель закрепляет названия строительных деталей, их цвет, названия частей мебели и т.п. Если ребенок построил кровать, то педагог, включаясь в игру, приговаривает:
«Баю-бай, баю-бай.
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Моего Капитона не буди»
Или: «Наступила ночка.
Ты устал, сыночка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, сыночек, сладко» (П.Воронько «Спать пора»)
Если дети построили стол, то воспитатель читает отрывок из стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»:
«Час обеда подошел,
Села Капитон за стол»
Когда все постройки закончены, педагог предлагает малышам напоить кукол чаем и погулять с ними вокруг нового дома.
При повторении игры можно обыграть стихотворение С.Капутикян «Маша обедает».
Конспект игры-занятия № 8 «Купание куклы Капитон»
Цель: учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, искупать, одеть, уложить спать. Закреплять разнообразные игровые действия с куклой. Учить играть вместе.
Оборудование: ванночка, мыло (кирпичик), «шампунь», мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах), кукла Капитон, у него «испачканы» руки.
Предварительная работа: дидактическая игра «Купание куклы Капитона».
Ход игры: Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:
«Ах ты, мальчик чумазый,
Где ты руки так измазал?» (А.Барто «Девочка чумазая»).
Затем говорит детям: «Мой сыночек Капитон испачкался. Надо его искупать. Где у нас ванночка? Кто принесет воды? Какая нам нужна вода? (теплая). Вика, принеси, пожалуйста, теплой воды. Кто принесет мыло? Мочалку? Полотенце?» (дает поручение Ване, Андрею, Коле). Все готово. Аня, помоги, пожалуйста, Капитону раздеться. Вика, а ты принеси для Капитона чистую рубашку, трусики. Андрюша, начинай мыть Капитона. Куда надо посадить куклу? (в ванночку) А сейчас, Андрюша, что ты будешь делать? (Помою кукле Капитон голову чистой, теплой водой, потом руки, ноги). Попроси Вику намылить Капитону голову мылом, а ты будешь поливать.
В то время, когда Андрюша «поливает» из ковшика, можно прочитать стихи: «Теплую водичку
Льем на нашу птичку» (Е.Благинина «Аленушка»)
Хлоп-хлоп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Капитон,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится,
Капитон помоется,
Причешется, оденется. (С.Капутикян «Хлоп-хлоп»)
Когда мытье куклы закончено, воспитатель предлагает Вике вытереть ее полотенцем. Подчеркивает: кукла стала чистой. Ваня и Андрюша убирают все на место, вешают сушить полотенце. Затем куклу одевают и укладывают спать. Вместе с воспитателем поют Капитону русскую народную песенку:
«Баю-баю, баиньки,
В огороде – заиньки.
Зайки травку едят,
Капитону спатеньки велят»
Игру можно повторить два-три раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.
Конспект игры-занятия № 9 «Стирка кукольного белья»
Цель: учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр. Способствовать становлению сюжетной игры с куклами, обогащать содержание таких игр.
Оборудование: ванночка, мыльница, мыло (предмет-заместитель), утюг, кукольное белье, стойка для развешивания белья, гладильная доска.
Предварительная работа: дидактическая игра «Стирка кукольного белья».
Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Мы с вами купали кукол и забыли постирать их грязное белье. Что нам для этого нужно? Женя, принеси, пожалуйста, тазы. Андрюша, дай, пожалуйста, мыло и мыльницу». Воспитатель расставляет предметы так, чтобы было удобно стирать вдвоем (втроем). Можно стирать всем вместе в одном большом тазу или отдельно в стиральной машине - главное, чтобы все дети находились рядом. Когда все необходимое для стирки готово, педагог спрашивает: «Можно стирать белье? Ничего не забыли принести?» (нельзя, потому что не принесли воды) Какая нам нужна вода? (теплая). Давайте принесем воды и нальем ее в таз (в тазы).
Затем воспитатель показывает, как надо стирать белье. Дети повторяют действия взрослого. Выстиранное белье складывают в отдельные тазики. Во время игровых действий воспитатель может спеть песню «Большая стирка»
«У меня большая стирка,
Мне белье стирать не лень.
Я в лоханку лью водицу
И стираю целый день.
В мыльной пене, в мыльной пене
Станет чистым все белье.
Постираю и поглажу
Даже платьице свое
Если Капитон захочет,
Постираю и его»
По совету воспитателя дети выливают грязную мыльную воду и наливают чистую, холодную, для полоскания белья. Затем педагог объясняет: «Когда белье выстирано, выполоскано, его надо отжать, встряхнуть (показывает) и повесить сушить». Дети повторяют все действия взрослого. После того, как белье развешено, воспитатель предлагает детям убрать все на место и приготовить утюги, чтобы погладить высохшее белье. В конце игры педагог говорит: «Вот какое чистое стало кукольное белье. Надо его сложить в шкаф. Наши дочки привыкли к порядку» Игру можно повторить два-три раза с различными детьми. Воспитатель поощряет самостоятельные объединения малышей для игры.
Конспект игры-занятия № 10 «Кукла заболела»
Цель: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой. Способствовать обогащению сюжета детских игр.
Оборудование: шпатель, фонендоскоп, градусник, лекарства (используются предметы-заместители), сумка доктора, халат, колпак (в 2-3 экземплярах).
Предварительная работа: беседа с доктором, медсестрой, рассматривание медицинских инструментов, рассказ о их назначении, рассматривание иллюстраций: доктор лечит детей.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что ее сынок заболел. Надо уложить Капитона в постель и вызвать доктора. Я сама буду доктором. У меня есть колпак, халат и инструменты. Вова, а ты хочешь быть доктором? Вот тебе тоже халат, колпак и инструменты. Давай вместе лечить кукол, начнем с моего сыночка Капитона. Давай послушаем его. Что нам для этого нужно? (трубка). Слышишь, как бьется Капитона сердечко: тук-тук-тук? Дыши, Капитон. Теперь ты, Вова, попроси Капитона глубоко дышать. Где ложечка? Капитон, скажи: «А-а-а». Видишь, Вова, горло у Капитона красное и температура высокая. Теперь Капитон пусть поспит.
Воспитатель читает стихотворение В.Берестова «Больная кукла»:
«Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится».
«Давай, Вова, споем Капитону песенку» (желательно взять хорошо знакомую детям песню). Вот видишь, мы развеселили Капитона, и он быстро поправится». Игру целесообразно повторять в течение одной-двух недель с другими игрушками, например, с мишкой, зайкой и т.д.
Началом для подобных игр могут служить стихи:
-Поиграй-ка, зайка,
Поиграй со мной.
Отвечает зайка:
-Не могу, больной.
-Ой, ой, ой, бедный! (Е.Благинина)
Послушай, мишка,
Не кушай лишка!
Живот разболится –
У кого будешь лечиться? (Е.Чарушин, Е Шумская)
Конспект игры-занятия № 11 «Построим куклам дом»
Цель: продолжать развивать интерес к играм с куклами и строительным материалом. Учить подбирать игрушки и атрибуты для игры. Учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр.
Оборудование: набор строительного материала: кубики, кирпичики, пластины; куклы разных размеров; образные игрушки (заяц, мишка, белочка, лисичка и т.д.)
Предварительная работа: занятие по конструированию на тему: «Домик для куклы»
Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришла кукла Света. Она говорит, что ей негде жить. Давайте построим для Светы дом. Кто хочет построить? Сережа, ты хочешь сделать дом для Светы? Давай вместе строить, а Света посмотрит, как мы будем работать». Воспитатель сажает куклу на ковер.
В ходе строительства задает вопросы: «Из чего будем строить дом?» (из кирпичиков). Сережа, принеси, пожалуйста, кирпичики. Как мы поставим кирпичики? (Узкой стороной). Это будут стены дома. А как сделать крышу? (надо положить кирпичик сверху на стены). Давай, Сережа, проверим, сможет ли Света жить в этом домике? (если кукла высокая, то воспитатель показывает, как строить высокий дом).
Теперь надо сделать двери, чтобы в доме было тепло. (при этом можно поставить один или два кирпичика независимо от величины построенного дома).
В процессе строительства дома вместе с Сережей воспитатель привлекает к работе и других, заинтересовавшихся игрой, детей: одному предлагает сделать забор, другому –дорожку к дому и т.д.
Поощряет совместные игры детей.
Можно посоветовать малышам построить дома для своих кукол (зайцев, мишек), при этом спеть песню «Строим дом» (муз.М.Красева, сл.С.Вышеславцевой):
«Тук, да тук,
Тук, да тук,
Раздается
Громкий стук.
Строим дом,
Дом большой,
И с крылечком и с трубой.
Разукрасим мы дом
И вверху флажок прибьем.
Будут жить
В доме том
Зайка с куклой (мишкой)
И слоном».
Когда постройка дома или домов закончена, воспитатель предлагает детям привести кукол в гости к Свете. Игрушки идут по дорожке, впереди – кукла Капитон. Педагог читает потешку:
Капитон маленький,
Капитон удаленький.
Пройди по дороженьке,
Топни, Капитон, ноженькой.
Конспект игры-занятия № 12 «Сделаем Капитону красивую прическу»
Цель: обогащать содержание игр с куклой. Учить детей объединяться для совместных игр.
Оборудование: расчески, ножницы (предметы-заместители), банты, ленты (в 2-3 экземплярах), зеркало.
Предварительная работа: рассматривание соответствующих иллюстраций.
Ход игры: воспитатель обращается к детям: «У моего сыночка Капитона сегодня день рождения. Капитон хочет сделать красивую прическу. Я буду парикмахером. Причешу Капитона красиво». Сережа, а ты хочешь причесать свою дочку красиво? Давай играть вместе. Ты тоже будешь парикмахером. Я причешу Капитона, а ты свою дочку. Теперь давай подстрижем нашим деткам челки. Вот так. И сзади тоже подстрижем волосы. Вот так. Проверим, ровно ли мы подстригли деткам волосы. Для этого еще раз причешем их. Сейчас можно и бантики твоей дочке завязать.. У Кати синее платьице и синий бантик ей подойдет.
Вот какими красивыми стали наши детки. Теперь мы все уберем и пойдем в магазин, чтобы выбрать Капитону подарок ко дню рождения.
Воспитатель повторяет игру с другими детьми, поощряя игры «рядом», «вместе».
Своими предложениями взрослый содействует развитию сюжета: «папа» и «мама» приводят дочку к парикмахеру, который ее стрижет. Затем идут в «кино», «магазин» и т.д.
Воспитатель учит детей элементарным правилам поведения: здороваться с парикмахером, вежливо выражать свою просьбу: «подстригите, пожалуйста», «причешите, пожалуйста», благодарить за прическу и т.п.
Во время игры можно использовать потешку «Расти, коса».
Конспект игры-занятия № 13 «День рождения куклы Капитон»
Цель: продолжать обогащать содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр.
Оборудование: кукла Капитон в нарядном костюме; образные игрушки (мишка, заяц, кот и др.); флажок, шишка, бочонок с медом, морковка (можно использовать предметы-заместители).
Предварительная работа: празднование дней рождения детей в группе: пение песен, чтение стихотворений, игры-хороводы («Заинька, походи», «Кто у нас хороший»), подвижные игры «Догони мишку», «Найди зайку» и др.
Ход игры: воспитатель говорит, что у ее сыночка Капитона сегодня день рождения и она приглашает в гости. Советует детям подумать, что они подарят Капитону, чем порадуют его. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок меда или с зайкой, который подарит Капитону сладкую морковку. Затем воспитатель предлагает детям помочь Капитон красиво накрыть стол для гостей, приготовить чай, а сам печет пирог, приговаривая:
«Уж я Капитону пирог испеку,
Уж я сыночке румяненький.
На нем корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помазочка медовая…» (русская народная песня «Уж я Танюшке пирог испеку»)
Дети собираются на день рождения. По совету педагога, Сережа берет, например, мишку и говорит, что Мишка несет Капитон в подарок мед и большую шишку. Кукла радостно встречает гостей, благодарит их: «Спасибо, Мишенька. Садись чай пить. Смотрите, а вот и зайка-побегайка пришел. Какая у него большая морковка! Она, наверное, вкусная, сладкая. Спасибо, заинька, садись и ты чай пить, медом угощайся».
Гости поют песню «День рождения» (муз. В.Герчик, сл.Н.Френкель):
«Чей, чей, чей, чей,
Чей сегодня день рожденья?
Кто, кто, кто, кто
Принимает поздравленья?
Кто получит от ребят
И игрушки и подарки?
У кого глаза блестят»,
На щеках румянец яркий?
Все, все, все, все
Все мы Капитона поздравляем!
С ним, с ним, с ним, с ним
Веселимся и играем.
Воспитатель говорит: «Капитон любит слушать стихи про игрушки. Прочитайте ей стихотворение про флажок». Дети читают стихотворение А.Барто «Флажок» и дарят Капитону флажок.
А кто хочет рассказать Капитону про кота? (потешка «Как у нашего кота»). Давайте подарим Капитону кота, ей будет очень приятно. Затем организуется игра «Догони Мишку». Сначала убегает мишка, потом – дети, затем детей догоняет Капитон.
«Вот какой веселый день рождения был у Капитона, - говорит педагог.- Теперь пора прощаться, пусть Капитон отдыхает». При повторении игры можно отметить день рождения мишки, зайки, кота и др.
Конспект игры-занятия № 14 «Куклы на прогулке»
Цель: продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом. Учить пользоваться приобретенными умениями при сооружении несложных построек. Закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом.
Оборудование: набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики, призмы, пластины, куклы разных размеров, машины разной величины, образные игрушки «матрешки, зайцы, мишки и т.д.»
Предварительная работа: занятия по конструированию. Темы построек: дорожка (узкая и широкая), поезд, машина, дом, ворота, горка и т.д.
Ход игры: Воспитатель говорит, что куклы хотят гулять. «Давайте оденем их на прогулку. А наших мальчиков – «пап» попросим построить для детей дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело и интересно на прогулке». Дети одевают кукол (см. конспект № 3 «Оденем Катю на прогулку»). Воспитатель спрашивает, кто и что будет сооружать для кукол. В ходе строительства закрепляет названия деталей конструктора, их величину, цвет, поощряет самостоятельность детей, дружную игру. При необходимости помогает одевать кукол на прогулку. Во время одевания кукол желательно использовать стихотворение З.Александровой «Катя в яслях»:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Завязали Капитошке
Шарфик полосатенький.
Одели на ножки
Черные сапожки».
Когда куклы одеты и постройки готовы, можно предложить детям погулять с детьми по дорожкам, сопровождая их действия словами потешки:
«Капитон, Капитон маленький,
Капитон удаленький,
Пройди по дороженьке,
Топни, Капитон, ноженькой»
Или
«Большие ноги шли по дороге:
Топ-топ! Топ-топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!»
Если дети построят дома, то можно обойти их вокруг и прочитать стихотворение:
«Ходит Капитон с трудом,
В первый раз обходит дом:
Топ-топ.
Мама водит взад-вперед
Сынок ходит взад-вперед:
Топ-топ».
Если же дети построят поезд, то во время поездки на нем уместно вспомнить стихотворение Э.Машковской «Мчится поезд».
При повторении игры вводится строительство одной-двух новых, более сложных построек. Воспитатель дает образец их обыгрывания не только с куклами, но и с другими образными игрушками, также использует и игрушки-заместители (если на кеглю одеть юбку и косынку, то получится матрешка).
В ходе таких игр педагог постепенно подводит детей к совместной игровой деятельности.
Используемая литература:
- «Ребенок третьего года жизни» под ред. С.Н.Теплюк, Москва, «Мозаика-Синтез», 2011г.
- О.Р.Меремьянина «Вместе с куклой я расту», Волгоград, «Учитель», 2012г.
- Л.Павлова, В.Сотникова «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования», Москва, «Обруч», 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценка для работы со штоковыми куклами и куклами варежкового театра
Работа с куклами различных систем...
Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"
В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...
Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"
Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами. Развитие мелкой...
Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....
План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»
План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»
Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....
Конспект«Оденем куклу. Кукла Таня просыпайся, кукла Таня одевайся»
Конспект проведения занятия по обучению игре....