Дыхательная гимнастика
материал на тему
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Например:
"Машина"
(обучение постепенному выдоху воздуха)
И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р" . Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании
"Цветок".
(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).
И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.
"Собачка"
(закаливание зева)
И.П . - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка)
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
"Листопад"
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: листочки из тонкой бумаги.
Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" сдувать листочки с ладони.
Дыхательные упражнения для развития голоса и охраны голоса от заболеваний.
«Хомячок»: Пошмыгать носом с закрытым ртом.
«Собачке стало жарко»: Часто подышать носом высунутым языком.
«Воротики и паровозик»: Глубокий вздох через нос -«воротики» открылись, воображаемый паровозик может въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «Ф» - закрыли «воротики».
«Снежинка»: Поймали снежинку на ладошку и сдули.
«Хомячок»: Надули щечки, покатали воздух с одной щечки в другую и сдули воздух.
Правильно подышим: правую руку положим на живот, а левую - на пояс. Живот - это воздушный шарик. Медленный вдох - выдох - «ниточка у шарика плавно распускается».
Вдох - правая рука вперед, в кулачок. Открыли кулачок, а там - маленькое перышко. Выдох - дунули на него, оно улетело.
Испугались внезапного треска сучьев - быстрый вдох. А оказывается, ничего страшного. Медленный выдох - свобода.
Вдох, и едем на лифте: 1-й этаж, 2,3,4,5,6,7-й - все, приехали. Все вы доехали? Кто на каком этаже сделал остановку? Теперь едем вниз.
« Ладошки»
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки согнуты в локтях, ладошки развернуты к зрителю, на « раз» -хватательные движения ладошками, одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого выдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно ( 4 раза)
Ладушки- ладошки, звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.
« Погончики»
Дети стоят, руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки, которые прижаты к животу на уровне пояса. На « раз» толкаем кулаки вниз к полу, пальцы растопыриваются – вдох! Возвращаем руки в исходное положение – выдох. 4 раза.
Вот погоны на рубашке, темный кожаный ремень.
Я теперь не просто мальчик – летчик я военный!
« Ветерок» (на развитие длительного выдоха)
В центр зала ставится березка с листиками на ниточках, дети дуют на листочки, стараясь вдыхать носом, шумно выдыхать ртом с вытянутыми в трубочку губами.
Носиком вдыхаем, на листочки выдыхаем.
«Погреемся»
Сильный мороз заморозил наш нос. Вдох через нос шумный выдох в ладошку.
Носик погреем, подышим скорее.
Ладошки погреем - дышим веселее! Выдох на ладошки, произнося « фа».
« Веселый паровозик»
Детям дается установка: «чей паровозик дальше проедет?» Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руководителя « паровозик едет»: « Чух- чух, чух, и так долго, пока хватит дыхания. Победит тот паровозик, у которого дольше хватило дыхания.
« Воздушные шары»
детям предлагается «надуть волшебные шарики» ( дыхание короткое через нос) сначала надуваем шар, затем со звуком тс-сс-с « сдуваем, делая полный выброс воздуха. Для контроля держим руку на животе.
« Сердитая муха»
Муха жужжит над ухом «Дз-з-« на одном дыхании при усилении и ослабление.
"Мой воздушный шарик"
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы
губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его
через рот.
Педагог сопровождает действия детей пением песенки:
Вариант 1.
Мой воздушный шарик, раз, два, три. Легкий, как комарик, посмотри. Носом я вдыхаю, не спешу, За своим дыханием слежу.
Вариант 2.
Каждый день я в шарик дую, Над дыханием колдую. Шарик я надуть стремлюсь И сильнее становлюсь.
"Дует ветерок"
Цель: развивать фонационный (озвученный) вьщох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.
Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:
Золотое солнышко по небу катается
С утра улыбается,
А улыбки-лучи - очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая
"солнышко"и встают в круг).
Что было дальше?
Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").
Вдруг подул ветерок,
А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).
«Дыхательная гимнастика»
Работа над развитием у детей трехфазного дыхания.
В чем же заключается основные особенности правильного дыхания, снимающего утомление? Прежде всего тем, что оно не придумано, а подслушано у самого человека, когда он дышит естественно, в крепком сне. Ведь спящему человеку для хорошего отдыха необходим достаточный запас кислорода и хорошая отдача углекислоты, иначе он не отдыхает. Как же дышит крепко спящий человек? Почти всегда он спокойно выдыхает воздух через слегка сомкнутые губы, потом останавливается, а затем легко и быстро вздыхает носом. Таким образом, его дыхание складывается не из двух, как мы привыкли думать, моментов - вдоха и выдоха, а из трех:
1. Выдох через сомкнутые губы
2. Пауза
3. Легкий носовой вдох
При физической нагрузке одышка, чрезмерная потливость и краснота лица вызывается тем, что в организме накапливается избыток углекислоты. Длинный упругий выдох хорошо очищает от нее легочные пузырьки, вдох же после паузы заполняет их достаточным количеством кислорода. При этом сердце работает лучше и организм человека значительно меньше утомляется. Отсюда можно сделать вывод, что очень важно учиться длинному ровному выдоху, вдох же должен быть непроизвольным, руководить им не следует. Очень важна вторая фаза -пауза, она подсказывает, когда и сколько нужно вдохнуть.
Все время нужно заниматься тренировкой длинного упругого выдоха. Дыхательные упражнения должны строиться главным образом на использовании речи и пения, так как и го и другое основано на выдохе.
Игры и упражнения на речевое дыхание
Цель. Расслаблять мышцы и восстанавливать дыхание после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.
Ход упражнения. И.П. - сидя или лежа, спина ровная, глаза лучше закрыть. Дышим тихо, спокойно, плавно. Медленный вдох через нос, когда грудная клетка расширяется. Прекратить вдох и задержать дыхание. Плавный выдох через нос (повторить 5-10 раз). Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже приставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдохе.
Цель. Укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
Ход упражнения. И.П. - сидя или стоя. Дышим одной ноздрей. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох. То же другой ноздрей.
Мы отдыхаем
Цель. Укреплять дыхательные мышцы и стимулировать дыхание верхних отделов легких.
Ход упражнения. И.П. - сидя или стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение выдоха и вдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.
Ветер
Цель. Укреплять дыхательные мышцы, глубокая вентиляция легких.
Ход упражнения. И.П. - сидя или лежа. Мышцы расслаблены. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра. Задержать дыхание на 3-4- секунды. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.
Игра со свечой
Цель. Развивать правильное речевое дыхание.
, Ход игры. Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить «танцевать пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.
Мыльные пузыри
Цель. Та же.
Ход игры. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо постараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки. Улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»:
Осторожно - пузыри!
- Ой, какие!
- Ой, смотри!
- Раздуваются!
- Блестят!
- Отрываются!
- Летят! - Мой - со сливу!
- Мой - с орех!
- Мой - не лопнул дольше всех.
Упражнения на три вида дыхания
Цель. Разогреть мышцы дыхательного аппарата.
1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер - ССССССС...
Шумят деревья - ШШШШ...
Летит пчела - ЖЖЖЖЖЖ...
Комар звенит - 33333333...
2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос - ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель - ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!
Сверлит дрель - 33333! 33333! 33333!
3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится - Ф! Ф! Ф! Ф!
Пилит пила -С! С! С! С!
Заводится мотор - Р! Р! Р! Р!
Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении. Например:
Мотоцикл Заводим мотор: Р! Р! Р!.. РРРРР! РРРРР! РРРРР!
Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР!
«Каша кипит» И.п.: лежа на спине, одна рука на животе, другая на груди; 1-вдох, вытянуть
живот, грудь раздуваем;
2-выдох, опустить грудь, живот выпятить.
Дети: «Ф-ф»
Дозировка: шесть раз.
«Прыжки» И п.: ноги вместе, руки на поясе.
! -4-подпрыгивания на двух ногах на месте с поворотами вправо и влево. Чередовать с ходьбой.
Дозировка: два раза по двадцать подпрыгиваний.
«Трубач» И.п.: ноги вместе, руки перед грудью, кулаки сжаты «трубочкой».
1 -вдох;
2-медленный выдох с громким произнесением «пф» дозировка: четыре раза.
Цель: научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям.
Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице - вдох. От переносицы к кончику - выдох.
Вдох левой ноздрей, правая закрыта, выдох правой (при этом закрывается левая). На выдохе постучать по ноздре 5 раз.
3. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую - указательным пальцем.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа.
Закрывать правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м-м», на выходе то же самое, закрыв левую ноздрю.
6. Энергично произносить «п-б», «п-б», «п-б», Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
Энергично произносить «т-д». «т-д», «т-д», Произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.
Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г». Укрепляет мышцы полости глотки.
Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
Игры и упражнения на опору дыхания
Дрессированные собачки
Ход. Выбирается ребенок-дрессировщик, который предлагает остальным детям - цирковым собачкам решать простейшие задачки, самостоятельно им придуманные. Вместо ответа «собачки» произносят «ав-ав-ав!» соответствующее число раз.
Птичий двор
Ход. Дети воображают, что попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей. Дети коллективно или по одному зовут уток (уть-уть-уть-уть), петушка (петь-петь-петь-петь), цыплят (цып-цып-цып), гусей (тега-тега-тега-тега), голубей (гуль-гуль-гуль), вдруг появилась кошка (кис-кис-кис-кис), она попыталась поймать цыпленка (брысь! брысь!). Курица зовет разбежавшихся цыплят:
Эхо (по Н. Пику левой)
Ведущий
Собирайся, детвора! Начинается игра! Да ладошек не жалей! Бей в ладошки веселей! Сколько времени сейчас? Сколько будет через час? И неправда: будет два! Дремлет ваша голова! Как поет в селе петух? Да не филин, а петух? Вы уверены, что так? А на самом деле как?
Дети
Ра! Ра! Ра! Ра! Лей! Лей! Лей! Лей! Час! Час! Час! Час! Два! Два! Ва! Ва! Ух! Ух! Ух! Ух! Так! Так! Как! Как!
Если кто-то закукарекал, отдает фант, и игра начинается сначала.
Дышим тихо, спокойно, плавно.
ЦЕЛЬ: расслаблять мышцы и восстанавливать дыхание после физической нагрузки и
эмоционального возбуждения.
И. II. - сидя или лежа, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос, когда грудная клетка расширяется. Прекратить вдох и задержать
дыхание. Плавный выдох через нос (повторить 5-10 раз).
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже приставленная к носу ладонь не
ощущала струю воздуха при выдохе.
Дышим одной ноздрей.
ЦЕЛЬ: укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
И.П. - сидя или стоя.
Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий
продолжительный вдох. То же другой ноздрей.
« Мы отдыхаем »
ЦЕЛЬ: укреплять дыхательные мышцы и стимулировать дыхание верхних отделов легких.
И.О. - сидя или стоя.
Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение выдоха и вдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и
плечей.
« Ветер »
ЦЕЛЬ: укреплять дыхательные мышцы, глубокая вентиляция легких.
И.П. - сидя или лежа. Мышцы расслаблены.
Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот. Сделать полный вдох, выпячивая живот и
ребра. Задержать дыхание на 3-4- секунды. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух
несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.
Дыхательно-голосовые упражнения
1. Глубокий вдох через нос - продолжительный выдох через рот.
2. «Заморозим подбородок»- втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным
воздухом вниз по подбородку, выполнять молча на одном выдохе.
3 «Заморозим ладошку»- растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.
4. Повторить упр. 2, 3 с дополнением: шепотом произносить слог ФА на одном усиленном выдохе.
5. «Погреем ладошки»-руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см. от рта, дуть
теплым воздухом на ладони.
6. Повторить упр. 5 с дополнением: шепотом на одном усиленном выдохе произносить слог ХА.
7. Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким
голосом: А(Э), У (О), Ы, И.
Последовательность произнесения может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрослым, но обязателен контроль положения арт. позы (губ) в зеркале.
В дальнейшем (через неделю, месяц) участие взрослого сводится к беззвучному показу ребенку арт. позы гласного звука. Ребенок отгадывает и самостоятельно произносит.
8. Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2,3 гласных звуков:
• АУ,УА,АО,ОА,АИ,ИА,УИ,ИУ....
• АУИ, АИУ, УАИ, АОИ, АИО.............................
9. Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов:
• ФА-ФА, ХА-ХА...
• ФА-ФА-ФА,ХА-ХА-ХА...
• ФА-ФА---------------- ФА-ФА-ФА
ХА-ХА----------------- ХА-ХА-ХА
10. Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:
• ХА-ХО-ХИ
ХО-ХИ-ХА
ХИ-ХА-ХО
ФА-ФО-ФУ-ФЫ ФО-ФУ-ФЫ-ФА ФУ-ФЫ-ФА-ФА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Например:
"Машина"
(обучение постепенному выдоху воздуха)
И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р" . Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании
"Цветок".
(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).
И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.
"Собачка"
(закаливание зева)
И.П . - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка)
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
"Листопад"
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование: листочки из тонкой бумаги.
Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" сдувать листочки с ладони.
Дыхательные упражнения для развития голоса и охраны голоса от заболеваний.
«Хомячок»: Пошмыгать носом с закрытым ртом.
«Собачке стало жарко»: Часто подышать носом высунутым языком.
«Воротики и паровозик»: Глубокий вздох через нос -«воротики» открылись, воображаемый паровозик может въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «Ф» - закрыли «воротики».
«Снежинка»: Поймали снежинку на ладошку и сдули.
«Хомячок»: Надули щечки, покатали воздух с одной щечки в другую и сдули воздух.
Правильно подышим: правую руку положим на живот, а левую - на пояс. Живот - это воздушный шарик. Медленный вдох - выдох - «ниточка у шарика плавно распускается».
Вдох - правая рука вперед, в кулачок. Открыли кулачок, а там - маленькое перышко. Выдох - дунули на него, оно улетело.
Испугались внезапного треска сучьев - быстрый вдох. А оказывается, ничего страшного. Медленный выдох - свобода.
Вдох, и едем на лифте: 1-й этаж, 2,3,4,5,6,7-й - все, приехали. Все вы доехали? Кто на каком этаже сделал остановку? Теперь едем вниз.
« Ладошки»
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки согнуты в локтях, ладошки развернуты к зрителю, на « раз» -хватательные движения ладошками, одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого выдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно ( 4 раза)
Ладушки- ладошки, звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.
« Погончики»
Дети стоят, руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки, которые прижаты к животу на уровне пояса. На « раз» толкаем кулаки вниз к полу, пальцы растопыриваются – вдох! Возвращаем руки в исходное положение – выдох. 4 раза.
Вот погоны на рубашке, темный кожаный ремень.
Я теперь не просто мальчик – летчик я военный!
« Ветерок» (на развитие длительного выдоха)
В центр зала ставится березка с листиками на ниточках, дети дуют на листочки, стараясь вдыхать носом, шумно выдыхать ртом с вытянутыми в трубочку губами.
Носиком вдыхаем, на листочки выдыхаем.
«Погреемся»
Сильный мороз заморозил наш нос. Вдох через нос шумный выдох в ладошку.
Носик погреем, подышим скорее.
Ладошки погреем - дышим веселее! Выдох на ладошки, произнося « фа».
« Веселый паровозик»
Детям дается установка: «чей паровозик дальше проедет?» Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку руководителя « паровозик едет»: « Чух- чух, чух, и так долго, пока хватит дыхания. Победит тот паровозик, у которого дольше хватило дыхания.
« Воздушные шары»
детям предлагается «надуть волшебные шарики» ( дыхание короткое через нос) сначала надуваем шар, затем со звуком тс-сс-с « сдуваем, делая полный выброс воздуха. Для контроля держим руку на животе.
« Сердитая муха»
Муха жужжит над ухом «Дз-з-« на одном дыхании при усилении и ослабление.
"Мой воздушный шарик"
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы
губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его
через рот.
Педагог сопровождает действия детей пением песенки:
Вариант 1.
Мой воздушный шарик, раз, два, три. Легкий, как комарик, посмотри. Носом я вдыхаю, не спешу, За своим дыханием слежу.
Вариант 2.
Каждый день я в шарик дую, Над дыханием колдую. Шарик я надуть стремлюсь И сильнее становлюсь.
"Дует ветерок"
Цель: развивать фонационный (озвученный) вьщох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.
Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:
Золотое солнышко по небу катается
С утра улыбается,
А улыбки-лучи - очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая
"солнышко"и встают в круг).
Что было дальше?
Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").
Вдруг подул ветерок,
А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).
«Дыхательная гимнастика»
Работа над развитием у детей трехфазного дыхания.
В чем же заключается основные особенности правильного дыхания, снимающего утомление? Прежде всего тем, что оно не придумано, а подслушано у самого человека, когда он дышит естественно, в крепком сне. Ведь спящему человеку для хорошего отдыха необходим достаточный запас кислорода и хорошая отдача углекислоты, иначе он не отдыхает. Как же дышит крепко спящий человек? Почти всегда он спокойно выдыхает воздух через слегка сомкнутые губы, потом останавливается, а затем легко и быстро вздыхает носом. Таким образом, его дыхание складывается не из двух, как мы привыкли думать, моментов - вдоха и выдоха, а из трех:
- Выдох через сомкнутые губы
- Пауза
- Легкий носовой вдох
При физической нагрузке одышка, чрезмерная потливость и краснота лица вызывается тем, что в организме накапливается избыток углекислоты. Длинный упругий выдох хорошо очищает от нее легочные пузырьки, вдох же после паузы заполняет их достаточным количеством кислорода. При этом сердце работает лучше и организм человека значительно меньше утомляется. Отсюда можно сделать вывод, что очень важно учиться длинному ровному выдоху, вдох же должен быть непроизвольным, руководить им не следует. Очень важна вторая фаза -пауза, она подсказывает, когда и сколько нужно вдохнуть.
Все время нужно заниматься тренировкой длинного упругого выдоха. Дыхательные упражнения должны строиться главным образом на использовании речи и пения, так как и го и другое основано на выдохе.
Игры и упражнения на речевое дыхание
Цель. Расслаблять мышцы и восстанавливать дыхание после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.
Ход упражнения. И.П. - сидя или лежа, спина ровная, глаза лучше закрыть. Дышим тихо, спокойно, плавно. Медленный вдох через нос, когда грудная клетка расширяется. Прекратить вдох и задержать дыхание. Плавный выдох через нос (повторить 5-10 раз). Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже приставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдохе.
Цель. Укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
Ход упражнения. И.П. - сидя или стоя. Дышим одной ноздрей. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох. То же другой ноздрей.
Мы отдыхаем
Цель. Укреплять дыхательные мышцы и стимулировать дыхание верхних отделов легких.
Ход упражнения. И.П. - сидя или стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение выдоха и вдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.
Ветер
Цель. Укреплять дыхательные мышцы, глубокая вентиляция легких.
Ход упражнения. И.П. - сидя или лежа. Мышцы расслаблены. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра. Задержать дыхание на 3-4- секунды. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.
Игра со свечой
Цель. Развивать правильное речевое дыхание.
, Ход игры. Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить «танцевать пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.
Мыльные пузыри
Цель. Та же.
Ход игры. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо постараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки. Улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»:
Осторожно - пузыри!
- Ой, какие!
- Ой, смотри!
- Раздуваются!
- Блестят!
- Отрываются!
- Летят! - Мой - со сливу!
- Мой - с орех!
- Мой - не лопнул дольше всех.
Упражнения на три вида дыхания
Цель. Разогреть мышцы дыхательного аппарата.
1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.
Свистит ветер - ССССССС...
Шумят деревья - ШШШШ...
Летит пчела - ЖЖЖЖЖЖ...
Комар звенит - 33333333...
2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.
Работает насос - ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель - ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!
Сверлит дрель - 33333! 33333! 33333!
3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится - Ф! Ф! Ф! Ф!
Пилит пила -С! С! С! С!
Заводится мотор - Р! Р! Р! Р!
Дети могут сами придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении. Например:
Мотоцикл Заводим мотор: Р! Р! Р!.. РРРРР! РРРРР! РРРРР!
Поехали быстрее и быстрее: РРРРР! РРРРР!
«Каша кипит» И.п.: лежа на спине, одна рука на животе, другая на груди; 1-вдох, вытянуть
живот, грудь раздуваем;
2-выдох, опустить грудь, живот выпятить.
Дети: «Ф-ф»
Дозировка: шесть раз.
«Прыжки» И п.: ноги вместе, руки на поясе.
! -4-подпрыгивания на двух ногах на месте с поворотами вправо и влево. Чередовать с ходьбой.
Дозировка: два раза по двадцать подпрыгиваний.
«Трубач» И.п.: ноги вместе, руки перед грудью, кулаки сжаты «трубочкой».
1 -вдох;
2-медленный выдох с громким произнесением «пф» дозировка: четыре раза.
Цель: научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям.
Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице - вдох. От переносицы к кончику - выдох.
Вдох левой ноздрей, правая закрыта, выдох правой (при этом закрывается левая). На выдохе постучать по ноздре 5 раз.
3. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую - указательным пальцем.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа.
Закрывать правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м-м», на выходе то же самое, закрыв левую ноздрю.
6. Энергично произносить «п-б», «п-б», «п-б», Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
Энергично произносить «т-д». «т-д», «т-д», Произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.
Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г». Укрепляет мышцы полости глотки.
Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
Игры и упражнения на опору дыхания
Дрессированные собачки
Ход. Выбирается ребенок-дрессировщик, который предлагает остальным детям - цирковым собачкам решать простейшие задачки, самостоятельно им придуманные. Вместо ответа «собачки» произносят «ав-ав-ав!» соответствующее число раз.
Птичий двор
Ход. Дети воображают, что попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей. Дети коллективно или по одному зовут уток (уть-уть-уть-уть), петушка (петь-петь-петь-петь), цыплят (цып-цып-цып), гусей (тега-тега-тега-тега), голубей (гуль-гуль-гуль), вдруг появилась кошка (кис-кис-кис-кис), она попыталась поймать цыпленка (брысь! брысь!). Курица зовет разбежавшихся цыплят:
Эхо (по Н. Пику левой)
Ведущий
Собирайся, детвора! Начинается игра! Да ладошек не жалей! Бей в ладошки веселей! Сколько времени сейчас? Сколько будет через час? И неправда: будет два! Дремлет ваша голова! Как поет в селе петух? Да не филин, а петух? Вы уверены, что так? А на самом деле как?
Дети
Ра! Ра! Ра! Ра! Лей! Лей! Лей! Лей! Час! Час! Час! Час! Два! Два! Ва! Ва! Ух! Ух! Ух! Ух! Так! Так! Как! Как!
Если кто-то закукарекал, отдает фант, и игра начинается сначала.
Дышим тихо, спокойно, плавно.
ЦЕЛЬ: расслаблять мышцы и восстанавливать дыхание после физической нагрузки и
эмоционального возбуждения.
И. II. - сидя или лежа, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос, когда грудная клетка расширяется. Прекратить вдох и задержать
дыхание. Плавный выдох через нос (повторить 5-10 раз).
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже приставленная к носу ладонь не
ощущала струю воздуха при выдохе.
Дышим одной ноздрей.
ЦЕЛЬ: укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
И.П. - сидя или стоя.
Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий
продолжительный вдох. То же другой ноздрей.
« Мы отдыхаем »
ЦЕЛЬ: укреплять дыхательные мышцы и стимулировать дыхание верхних отделов легких.
И.О. - сидя или стоя.
Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение выдоха и вдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и
плечей.
« Ветер »
ЦЕЛЬ: укреплять дыхательные мышцы, глубокая вентиляция легких.
И.П. - сидя или лежа. Мышцы расслаблены.
Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот. Сделать полный вдох, выпячивая живот и
ребра. Задержать дыхание на 3-4- секунды. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух
несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.
Дыхательно-голосовые упражнения
1. Глубокий вдох через нос - продолжительный выдох через рот.
2. «Заморозим подбородок»- втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным
воздухом вниз по подбородку, выполнять молча на одном выдохе.
3 «Заморозим ладошку»- растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.
- Повторить упр. 2, 3 с дополнением: шепотом произносить слог ФА на одном усиленном выдохе.
- «Погреем ладошки»-руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см. от рта, дуть
теплым воздухом на ладони. - Повторить упр. 5 с дополнением: шепотом на одном усиленном выдохе произносить слог ХА.
- Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким
голосом: А(Э), У (О), Ы, И.
Последовательность произнесения может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрослым, но обязателен контроль положения арт. позы (губ) в зеркале.
В дальнейшем (через неделю, месяц) участие взрослого сводится к беззвучному показу ребенку арт. позы гласного звука. Ребенок отгадывает и самостоятельно произносит.
8. Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2,3 гласных звуков:
- АУ,УА,АО,ОА,АИ,ИА,УИ,ИУ....
- АУИ, АИУ, УАИ, АОИ, АИО
9. Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов:
- ФА-ФА, ХА-ХА...
- ФА-ФА-ФА,ХА-ХА-ХА...
- ФА-ФА ФА-ФА-ФА
ХА-ХА ХА-ХА-ХА
10. Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:
• ХА-ХО-ХИ
ХО-ХИ-ХА
ХИ-ХА-ХО
ФА-ФО-ФУ-ФЫ ФО-ФУ-ФЫ-ФА ФУ-ФЫ-ФА-ФА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...
Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"
Картотека дыхательной гимнастики. " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...
Методическая разработка «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Картотека дыхательной гимнастики»
Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей....
Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.
Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...
Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.
Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....
выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"
Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!» Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА Мастер-класс для воспитателей на тему...