Адаптация к ДОУ
консультация по теме
Материал по адаптации детей к условиям детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.doc | 44 КБ |
broshura_v_priemnuyu.docx | 463.21 КБ |
buklet_-_adaptatsiya_k_detskomu_sadu.doc | 627 КБ |
detskie_slezy.doc | 40.5 КБ |
igrushki_dlya_samyh_malenkih.doc | 35.5 КБ |
kakie_igrushki_nuzhny_detyam.doc | 37.5 КБ |
nochnye_strahi.doc | 36.5 КБ |
rabota_s_roditelyami.doc | 49.5 КБ |
rastem_igraya.doc | 216 КБ |
utomlenie.doc | 112 КБ |
ya_ne_zhadina.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация - чем помочь?
Адаптация в детском саду: попытка или пытка? Подсознательно в нас укоренилось, что детский сад одна из ступенек детства, по которым поднимаются в срок, а три года - возраст, на взгляд родителей, подходящий. К тому же сам ребенок твердит, что ему скучно, и хочется играть с детьми... Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. Может заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура... Ему не мил детский сад и малыш почти неузнаваем, словно его «подменили». «Подменили» не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. И негативные, протекающие на всех уровнях сдвиги в детском организме - важные индикаторы степени влияния на ребенка периода адаптации (приспособления). Организм и душа ребенка - в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребенок или в самом деле заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится сам собой, в случае легкой адаптации. Есть еще и промежуточный вариант.
Эмоциональный портрет новичка, поступившего в детский сад
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ: то подавленность и безучастность ко всему, то ребенок напоминает «белку в колесе». Вырываясь из рук воспитателей, мчится к выходу, конфликтуя со всеми на ходу. И вдруг бессильно замолкает, окаменев. Плач - от хныканья до постоянного. В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает новичков, пришедших в группу.
СТРАХ: во всем скрытая угроза: от неизвестной обстановки и встречи с новыми детьми, до новых взрослых, а главное, то, что Вы забудете и не придете вечером, чтобы забрать домой... Родительские переживания особенностей нового этапа жизни ребенка, еще более усугубляют страх.
ГНЕВ и рождаемая им агрессия готовы без искры разгореться, будто в ребенке - «пороховая бочка».
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ: немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Доминирование их, возвещает о завершении у вашего ребенка адаптационного периода. Радость, улыбка и веселый смех - главные «лекарства» и противовес всем отрицательным эмоциям.
СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ: на смену «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», что, однако, является инициативой мнимой - выходом из сложившегося положения. Она не направлена на улучшение общения со сверстниками. Если проявить терпение и такт, то в три года малыш способен выбрать повод для контакта. В коммуникабельности ребенка - успех исхода адаптационного процесса.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ снижается и угасает на фоне стрессовых реакций: нет интереса к игрушкам, не хочется знакомиться со сверстниками и понять, что происходит рядом. «Почемучка» словно в зимней спячке, но когда он проснется, или в конце концов Вы все-таки «разбудите» его посредством положительных эмоций, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ: почти все давно усвоенные и успешно используемые дома навыки самообслуживания под прессом стресса малыш может «растерять». По мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он вдруг «вспоминает» забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивает новые.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ: не отвечает на вопросы, затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса. На фоне стресса имеющийся словарный запас скудеет: употребление младенческих или облегченных слов без существительных и прилагательных. Одни глаголы! В ответах на вопросы - «телеграфный стиль». Такая речь - итог тяжелой адаптации.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ: заторможенность или неуправляемая гиперактивность. Не путайте активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка!
СОН: если ребенок и засыпает, а не рыдает на кровати, то сон его беспокойный, прерывается внезапным пробуждением. По мере привыкания он сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
АППЕТИТ у ребенка тем хуже, чем менее благоприятно он адаптируется. «Волчий аппетит» возникает при попытке хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация повышенного или пониженного аппетита сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного периода не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.
Тип тяжелой или неблагоприятной адаптации характеризуется потерей в весе или внезапным, без каких-то видимых причин, кратковременным повышением температуры. Стресс разрушает защитные барьеры малыша, извращает ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья, и - нет больше защитного панциря, защищающего от всех болезней. От любого дуновения ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново. Цепочка «разлука-страх-стресс-срыв адаптации-болезнь с осложнениями» повторяется в течение нескольких месяцев. Таких детей желательно не отдавать в три года в детский сад.
Тип легкой адаптации характеризуется привыканием к новой обстановке - в течение полумесяца, а изменения, которые видны в поведении ребенка кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Промежуточный вариант - средней тяжести течение периода различных адаптационнных изменений в детском организме характеризуется сроком адаптации - больше месяца, иногда во время нее возможны заболевания без каких-либо осложнений.
Чем спровоцирован стресс у ребенка в подобной ситуации? Не столько - отрывом от значимых взрослых (ими в течение всего дошкольного периода являются близкие в семье), и особенно от матери, сколько несовершенством адаптационнных механизмов ребенка Ведь, чтобы продержаться в новой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребенок не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. Кроме того, второе полугодие третьего года жизни малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. Родителям проще, чтобы все было как раньше. Отстаивая свою личность, психика малыша становится ранимее, чем прежде, а тут, дополнительно к нагрузке кризиса трех лет, - груз адаптации к детскому саду. Малыш не баловень, и не упрямец, и ничего не хочет сделать Вам назло. Все то, что видите Вы - это издержки адаптации, ее «цена» и «плата» для ребенка. От Вас зависит, чтобы эта «плата» была минимальной и не пришлось лечить нанесенные ребенку травмы всю жизнь.
Чем помочь ребенку?
• Не отдавайте ребенка в детсад в разгаре кризиса трех лет. Этот кризис - первая попытка самореализации.
• «Раскройте секреты» малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
• Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы: ребенок не слушая, слушает.
• Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
• Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
• Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня .
• Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не защитят от инфекционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений.
• Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
• Не нервничайте и не показывайте свою тревогу приводя ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения.
• Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
• Забирайте первое время пораньше домой, создайте спокойный, бесконфлитный климат для него в семье.
• Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.
• Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии с температурой в группе.
• Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы.
Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад.
• В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде или обсуждать связанные с ним проблемы.
• «Наказывать» ребенка детским садом и в числе последних забирать его домой.
• Мешать его контактам с детьми в группе: значимый взрослый, оставаясь в группе наблюдать за своим ребенком порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и препятствует возможности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке.
• Наказывать за детские капризы. Обратите внимание: ребенок капризен и своеволен лишь тогда, когда ему действительно ничто не угрожает. Балуясь, он испытывает и себя, и мир на прочность, он определяет до каких допустимых границ могут простираться его действия в этом мире. При малейшем страхе, намеке на опасность он бежит искать защиты и помощи у взрослых, становясь образцом послушания. Это - признание своей ошибки и просьба о помощи. Ведь своего опыта еще нет. Требуется грамотная помощь взрослых: в трудной ситуации - дать образец новой формы поведения в изменившихся условиях.
Обучение способностям реагировать на ситуацию формирует качество ответственности - предпосылку самореализации. Родителям следует помнить, что в режиме повиновения существует опасность внедрения в ребенка негативных программ, особенно неосознанного и непрочувствованного чувства вины. И если ответственность дарит силу для изменения своей жизни, то вина тратит силу впустую, расточает ее. Получив от родителей представление о себе как о «жертве», человек продолжает быть доступным для манипуляций и все более удаляется в сторону от тех жизненных выборов, которые приносили бы только пользу и удовлетворение.
Идеальный возраст для адаптации - 1год 8 месяцев, когда в развитии ребенка отмечается прогресс и он настолько понятлив, что мы приступаем к его планомерному обучению, по сути - к подготовке к школе. Важно не погасить эту понятливость,что легко сделать, если ребенок играет примитивно, без смысла и выдумки, вызывая у родителей недовольство и досаду, которые лишь укоренят в более старшем возрасте неуверенность и чувство вины. У оказавшихся рядом малышей в этом возрасте не все ладится, они далеки от взаимопонимания и, хотя уже не могут друг без друга, еще не могут и друг с другом.
Бурно формируется основное волевое качество - способность в одних условиях действовать со всей энергией, а в других - сдерживать, ограничивать себя. Именно в этот период дает о себе знать темперамент и формирующийся характер ребенка, поэтому нельзя требовать от ребенка ровного настроения, реагирования: ребенок должен отреагировать все свои эмоции, отреагивать их мощно, испытав восторг и подъем игры, не сдерживая себя среди столь же эмоциональных сверстников.
Экспериментально доказано, что в игре ребенок в полтора-два раза превосходит свои показатели зрения, слуха, физические возможности. Эмоциональность - фундамент умственного развития. Эмоции - то звено, за которое вытаскивается вся цепь психического развития. Даже при задержке речевого развития, многокрасочность и разнообразие эмоций является залогом умственной полноценности ребенка. Хочется напомнить простой механизм: интерес к чему-либо проявляется через удивление, а удивиться может человек богатый эмоционально!
Предварительный просмотр:
Советы психолога
Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?
- Настройте ребенка на мажорный лад. Внушите ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим.
- Старайтесь не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.
- Обязательно придумайте какой- нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи.
- Разрешите ребенку брать в детский сад любимые игрушки, предметы напоминающие о доме.
- Создайте спокойную обстановку в семье.
- Первые два месяца старайтесь не посещать с ребенком многолюдных мест, цирка, театра.
- Будьте терпимы к его капризам.
- «Не пугайте», не наказывайте ребенка детским садом.
- Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.
- Чаще обнимайте и поглаживайте своего ребенка.
Основные особенности нормально текущего периода адаптации
- Нарушение настроения. Слезливость, капризность; возбудимость, агрессивные проявления.
- Нарушения сна. Дети часто начинают плохо спать, с трудом засыпают вечером.
- Нарушение аппетита. Дети начинают плохо есть по той причине, что им предлагают непривычную еду.
- Понижение иммунитета. Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть, реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще чем в обычном состоянии.
- Нарушение поведения. Ребенок не хочет отпускать маму ни на минуту, начинает бояться чужих людей. Иногда наблюдается утрата навыков самообслуживания.
Родители, помните, что для малыша привыкание к детскому саду – это первый опыт, что плаксивость -0 это нормальное состояние дошкольника в период адаптации.
Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный признак того, что он освоился.
Предварительный просмотр:
Как подготовить ребенка к посещению детского сада? Как помочь ему легче адаптироваться?
Предлагаем Вам использовать несколько простых рекомендаций:
- Начните готовить малыша к садику заранее.
- Важно учить ребенка общаться. Водите его гулять на детские площадки, посещайте детские праздники, берите его с собой в гости и приглашайте друзей к себе в гости. Расширяйте круг общения ребенка.
- Оставляйте ребенка с другими близкими
- В ходе подготовки к садику приведите малыша гулять на участок, познакомьте с детьми и воспитателями, покажите группу, кроватку, рассказывайте ему как весело и интересно будет ему с другими детьми.
- В период подготовки к детскому садику рассказывайте малышу больше о детском саде, придумывайте истории, сказки в которых любимый персонаж малыша пошел в садик и что он там делал.
- Дома поиграйте в детский сад, роль ребенка можете выполнять Вы или любимая игрушка малыша. Покажите ребенку в игре, как он может познакомиться, вступить в игру. Соблюдайте в ходе игры режимные моменты.
- Продолжайте играть с малышом в детский сад, когда он начнет ходить в садик. В игре ребенок покажет вам, с какими проблемами он сталкивается, а вы предложите пути их решения.
- Не показывайте ребенку свое волнение относительно поступления в детский сад. Ребенок должен понять, что выбора у него нет - детский сад это неизбежность. Ваша уверенность, оптимизм передастся ребенку.
- Придумайте ритуал встречи и прощания.
- Необходимо обсуждать с воспитателем длительность пребывания малыша в детском саду, возможность вашего присутствия в садике в течение какого-то времени и домашний режим ребенка на период адаптации к детскому саду.
- Обычно ребенок привыкает к новым условиям в течение 2-3 недель. В это время он может стать капризным, плохо есть и спать, плакать, когда видит уходящих родителей. Не торопитесь немедленно забрать малыша на домашний режим. Пройдет немного времени и он привыкнет к новому общению.
- Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
Что нужно обязательно сделать перед садом:
1. Режим дня дома должен быть похож на режим дня детского сада.
2. Желательно приучить ребенка к горшку (как минимум, чтобы ребенок спокойно на него садился).
Малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок.
3. Научить ребенка есть ложкой.
4. Кормите ребенка едой, совпадающей с меню детского сада.
5. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
6. Повысить роль закаливающих мероприятий.
7. Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
8. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
9. Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
10. И последнее – очень важно, чтобы ребенок много общался с детьми и умел играть самостоятельно.
Что нужно делать, когда ребенок уже начал посещать детский сад:
1. Начните гулять на площадке детского сада.
2. Хорошо, если в детском саду вам разрешат самим показать ребенку группу. Таким образом, вы покажете ребенку свое одобрение всего, что там есть.
3. Вначале приводите ребенка на 1-2 часа в день, затем оставьте на обед, далее на сон. Когда ребенок уже будет оставаться на сон, забирайте его после полдника, не ждите окончания работы сада.
3. Во время адаптации у детей часто нарушатся аппетит и сон. Быстрее всего восстанавливается аппетит. Со сном часто бывают проблемы. Поэтому не отчаивайтесь, если ваш малыш ни с первой попытки сможет заснуть в группе.
4. Приводя ребенка в детский сад, не передавайте ему свое беспокойство: не стойте у дверей, не подсматривайте в окно, отдавайте ребенка воспитателю спокойно. Не обсуждайте при ребенке проблемы, касающиеся сада.
5. Старайтесь в выходные соблюдать такой же режим дня, что и в саду.
- В период адаптации уменьшите просмотр телевизора, посещение гостей и любых новых событий. Новизны у ребенка и так хватает!
- В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо "выпускать" эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.
8. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.
ВАЖНО ПОМНИТЬ:
Привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.
Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Хвалить и благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать и обнимать!
Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился, адаптация завершилась
Заведующая «Д/С «Жаворонок»
Кишенько Наталя Владимировна
Заместитель заведующей по воспитательной и методической работе
Грунская Елена Тимофеевна
Педагог – психолог
Миягашева Наталья Анатольевна
Телефон:
30-67-34 заведующая
Адрес электронной почты:
mdou.zhuravlik@mail.ru
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Абакана « Детский сад «Журавлик»
Памятка для родителей
АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Журавлик».
Консультация для родителей
Педагог-психолог:
Миягашева Н.А.
Абакан
Детские слезы – явление вполне обычное. Это своеобразный предъязык, усвоенный ребенком еще в младенчестве и успешно применяемый и в более позднем возрасте.
У детского плача множество оттенков и смыслов бывает:
- плач – испуг,
- плач – обида,
- плач – боль,
- плач – желание,
- плач – горе,
- плач – способ привлечь внимание,
- плач – недовольство,
- плач – каприз,
- плач – манипуляция,
- плач – требование свободы,
- плач дискомфорта,
- плач непонятности другими,
- плач – разочарование,
- плач недостижения желаемого,
- плач – осознание невозможности чего-либо и т.д.
Только для постороннего уха плач – это неприятный раздражитель, своеобразная какофония звуков – от всхлипываний и прерывистого дыхания до завывания и рева. Близкие же люди умеют вычленить в нем не только призыв о помощи, но часто и конкретную причину, породившую слезы. По тембру, громкости, модуляциям плача они умеют определить, что ребенок упал и ушибся, что его обидели несправедливо, или он куда-то не успел.
Плач, слезы лишь дополняют арсенал человеческих средств общения, делая его более разнообразным, гибким и универсальным. Другое дело, что не всем доступны эти приемы, поскольку они сложны для понимания и правильной интерпретации. Тогда – то первые, незамутненные результатами неудачного взаимодействия со взрослыми, «такты» детского плача дополняются и искажаются оттенками обиды, разочарования, желания усилить вызванную реакцию.
Поэтому очень важно уметь по плачу ребенка понять, чего он хочет, поскольку плачущий малыш говорит с трудом, если вообще на это способен, а мимика его искажена общим выражением страдания. Если же взрослые любыми средствами стараются лишь прекратить этот процесс, поскольку слезы, крики, плач детей действуют им на нервы, то они рискуют не просто увеличить дистанцию между собой и ребенком, а воздвигнуть настоящую стену равнодушия и непонимания.
Однако есть дети, которые плачут явно чаще и больше других. Они исторгают слезы по любому поводу, сочувствуя персонажам любимой сказки или кинофильма, видя мертвого жука или птичку, слыша громкие, раздраженные возгласы, сталкиваясь с трудностями или несправедливостью, безутешно рыдают, испытав физическую боль или вступая в конфликтное взаимодействие с кем-либо.
Папы и мамы таких ребят испытывают постоянную неуменьшающуюся тревогу за них. Но как помочь таким детям?
Простого, универсального рецепта здесь нет! Однако можно с уверенностью сказать, что чувствительность и ранимость являются признаками специфического психического склада таких детей, свойствами их нервной системы. Изменить эти врожденные особенности по своему желанию нельзя. И тем более здесь не помогут такие средства воспитательного воздействия, как уговоры, упреки, наказания, насмешки. Любые насильственные меры вызовут лишь большую напряженность, волнение, а значит, еще сильнее ослабят нервную систему ребенка, отнимут у него силы, уверенность в себе.
Даже самые любящие родители не смогут оградить детей от всех жизненных неприятностей. Человека, пусть пока и маленького, нельзя постоянно держать под «стеклянным колпаком». Поэтому самая лучшая тактика в общении со сверхчувствительными детьми – это дать им право оставаться такими, какие они есть, не проявлять свою раздражительность и сверхозабоченность в ответ на их непрерывные слезы, рев и плач. (Чувство вины за ваше настроение лишь усугубит состояние такого мальчика или девочки). А вот побыть с ним рядом, дать ему почувствовать вашу готовность прийти на помощь – это очень важно для ребенка. Можно попробовать переключить внимание малыша на что-то другое, но не абстрактное, а сугубо конкретное (другой вид деятельности, другой круг общения, дать ему простое, но четкое предметное задание).
Может быть, кого-то из родителей, воспитателей успокоит тот факт, что чрезмерно высокая чувствительность проходит со временем. Вряд ли кто-то останется слезливым, эмоционально незащищенным на всю жизнь. Когда у ребенка начнут активно формироваться механизмы волевой регуляции своего поведения (обычно это происходит к 10 -15 годам), то нежелательные эффекты исчезнут сами собой, без специальных усилий со стороны взрослых.
Поэтому еще один совет мамам и папам, бабушкам и дедушкам таких детей – это терпение и еще раз терпение. И не забывайте о том, что высокая эмоциональная чувствительность самым тесным образом связана с отзывчивостью, добротой, сердечностью, готовностью прийти на помощь, встать на защиту слабого, а это очень ценные человеческие качества!
Поэтому, как ни странно звучит этот призыв, - прислушайтесь к детскому плачу, вникните в его смысл, а не пытайтесь как можно быстрее прервать его, осушить ребячьи слезы. Плач и слезы – это язык детского общения, так не будьте глухи к нему лишь потому, что разучились говорить на нем сами.
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Журавлик».
Консультация для родителей
«Игрушки для самых маленьких»
Педагог-психолог:
Миягашева Н.А.
Абакан
Еще раз об игрушках, или игрушки для самых маленьких.
Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго?
Растущий малыш стремится активно исследовать окружающий мир. Но часто из-за опасения за его здоровье или за целостность предметов домашней обстановки родители блокируют активность ребенка, тем самым лишая малыша необходимого опыта. Как сделать так, чтобы обе стороны были довольны? Создайте в квартире "детский островок". Это может быть и отдельная комната, и просто отдельный уголок. Что может находиться на "детском островке"?
Игры для развития мелкой моторики
Это может быть набор игр, подобранных с учетом возраста ребенка, либо самодельный планшет. На нем могут быть расположены (прибиты, приклеены) различные крючки, задвижки, выключатели, кнопочки, т.е. те предметы, которые очень привлекают малыша, но обычно трогать и играть с ними запрещают.
Оборудование для лазания
Это может быть специальный спортивный детский уголок, в который входит шведская стенка, качели, канаты, лесенки. Можно самим сделать "полосу препятствий" из подушек, лесенок, кресла, мягких игрушек. Благодаря таким приспособлениям, ребенок выплескивает свою активность, развивает координацию, умение лазать, прыгать, ползти, карабкаться. И интересно, и полезно! При этом контроль взрослого должен быть минимальным.
Движущиеся игрушки
Они очень привлекательны для маленьких детей. Это могут быть машинки, паровозики, юла, часы с прозрачным корпусом, подвешенные мягкие игрушки. Детям постарше полезно предложить старые часы, радио, т.е. то, что можно разобрать самому и посмотреть, что внутри.
Звучащие игрушки
Музыкальные молоточки, барабан, дудочки, погремушки не только издают различные звуки (бывает, не очень приятные для взрослых), для извлечения этих звуков требуется усилие (подуть сильно, стукнуть, потрясти…).
Игрушки, которые не ломаются
Такие игрушки позволяют детям создавать и разрушать что-то без катастрофических последствий. Прежде всего, это кубики, конструкторы из крупных деталей, подушки разной величины.
Много пишут о том, какие игрушки нужны ребенку до семи лет, но при этом, почему-то, мало информации об игрушках для малышей от рождения. А ведь для полноценного развития младенца очень важно, что его окружает, что он видит, может потрогать, погрызть! Поэтому я предлагаю игрушки для малышей от рождения до 3-х лет.
1-3 месяца
Подвесные игрушки (крепятся над кроваткой, в коляске), большие разноцветные кольца, мягкие черно-белые игрушки, погремушки. Малыш пока наблюдает, а Вы "играете" перед ним: трясете погремушку, показываете.
4-6 месяцев
Игрушки: мячи, пищащие игрушки, мягкие кубики, браслеты-погремушки, книжки из ткани (нервущиеся), кукла-неваляшка, воздушные шарики, яркие ленты. Очень привлекателен красный цвет, только его не должно быть слишком много. Игры: исчезновение-появление предметов из поля зрения малыша, "прятки" с платочком.
7-9 месяцев
Игрушки: для игр в ванной, большие куклы, мягкие животные, убирающиеся друг в друга цилиндры, различные "попрыгунчики", тряпочки, бумажки, которые можно мять, небольшие пластиковые или резиновые игрушки. Игры: "Ладушки", "большой - маленький", складывание маленьких предметов в большие.
10-12 месяцев
Движущиеся игрушки (машинки, паровозики), мячики, предметы домашнего обихода (большая ложка, коробка), пирамидка. Игры: с мячом (перекатывание, пинание, бросание), строительство из больших кубиков.
13-15 месяцев
Детский телефон, "пианино", различные небольшие мягкие игрушки. Игры: Катание коляски с куклой, тележки, игра с чашками (большая - маленькая, вкладывание), прищепками (зацепить за веревочку, например), игра в семью с мягкими игрушками.
16-18 месяцев
Простые музыкальные инструменты (барабан, бубен), крупные бусы, мыльные пузыри. Игры: в песочнице, простой кукольный театр с участием ребенка (игрушка прячется, говорит разными голосами), игры с переодеванием.
19-21 месяц
Качели (на улице, "машинки", "лошадки"), толстые фломастеры, машинки. Игры: в воде, в песочнице, отгадывание простых загадок, сравнение изображений (домино для малышей), определение предмета по изображению ("Что это?")
22-24 месяца
Детские садовые инструменты, посуда для кукол, пластилин, телефоны, железная дорога, самосвалы, емкости с крышками, старые журналы. Игры: с куклами (одевание-раздевание, кормление, укладывание спать), в "поезд", "стройка" ("построим дом для мишки"), помощь по хозяйству (полить цветок, вытереть пыль и т.д.).
2-3 года
Трехколесный велосипед, детский батут, маленькие куклы (коляски для них, одежда, бутылочки, посуда), книжки для раскрашивания, краски, карандаши, мелки, фломастеры, крупные пазлы. Игры: качели, детский баскетбол, плавание, столярный верстак (для мальчиков), складывание целого из нескольких частей.
С 3-х лет ребенок уже может сам придумывать игры, использует игрушки- заместители (палочка вместо ложки, листок - тарелка, коробка - дом, машина).
Важно! Учитывайте индивидуальные особенности ребенка, уровень развития, интересы. В статье приведен примерный набор игрушек, а ведь их сейчас продается огромное количество! В ваших силах, опираясь на данный список, подобрать игрушки индивидуально. Помните, что маленьким детям нравятся простые игрушки, которые не страшно уронить, потрясти, например большая железная дорога для малыша первого года будет слишком сложной, лучше купить ему отдельно паровозик.
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Журавлик».
Консультация для родителей
«Какие игрушки нужны детям?»
педагог-психолог:
Миягашева Н.А.
Абакан
Какие игрушки нужны детям.
Развитее богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно игрушки служат для ребенка той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Важно, что бы у ребенка была игрушка очень похожая на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребенка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, а по-настоящему ли она ему нужна.
Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ребенку проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Игрушки из реальной жизни: кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, медицинские и парикмахерские инструменты, часы, телевизоры, мелки и доска, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефоны.
Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию: солдатики, ружья, мячи, надувные «груши», дикие животные, резиновые игрушки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей.
Ребенку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать основные необходимые свойства характера.
Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. Поэтому первые игрушки малышей должны быть мягкими. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – резины, пластмассы, хорошо мыться, быть легкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы засовывая их в рот, ребенок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой, хорошо, если они будут звучащими.
Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3 - 4-х составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики.
Для 2-летних очень хорош большой разноцветный мяч, мягкие, пушистые игрушки, пирамидки состоящие из 7-8 колец.
К трем, четырем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным игрушкам прибавляются простейшие конструкторы,
Крупные игрушки к пяти годам постепенно перестают занимать ребенка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоевывают интерес и эмоции ребенка. В пять лет ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии. Поэтому дети начинают играть в «дочки-матери», в «магазин», «доктора», «детский сад». Поэтому правильно будет покупать «парикмахерские наборы», чайные и столовые сервизы, принадлежности доктора Айболита, мебель и другие предметы, отображающие различные стороны реальности. Основное требование – «бытовые игрушки» должны выглядеть как можно ближе к «оригиналу» и быть достаточно прочными. Девочкам в таком возрасте лучше вместо куклы барби, подарить пупса с которым она будет нянчится, кормить, пеленать, ухаживать за ним. Т.к. когда вы покупаете девочкам красивые куклы Барби, вы бессознательно отстраняете девочек от развития материнских качеств. Поскольку пять лет это благоприятный возраст для развития таких качеств как любовь, забота. А если вы купите девочке красивую куклу барби, то девочка будет стремится с детства к этому идеалу. Так и для мальчиков не нужно слишком много покупать оружия. Они конечно необходимы, но их должно быть в меру.
Шестилетнему ребенку полезнее и интереснее уже не статичные и конкретные игрушки. Ребенок будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья.
Не заставляйте никогда ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! С каждой игрушкой у ребенка связаны положительные эмоции и переживания. Если вы заметили, что ребенок долго не берет в руки какую-то игрушку, значит она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте ее подальше, а через некоторое время ее появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес.
Еще один совет. Не водите ребенка часто в игрушечные магазины, где очень много красивых, но очень дорогих игрушек. Переживания неспособности получить то, что очень хочется, накладывает на ребенка определенный эмоциональный отпечаток. Только когда вы сами готовы подарить ребенку радость, водите его в магазин и делайте ему праздник.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом:
игрушки следует выбирать, а не собирать!
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Д/с «Журавлик».
Консультация для родителей:
«Ночные страхи»
Педагог-психолог:
Миягашева Н.А.
В дошкольном возрасте дети впервые осознают факт конечности человеческого бытия. Они узнают, что такое смерть, пусть и чисто теоретически – как что-то непонятное и потому особенно пугающее. Значение этого момента нельзя недооценить. Личность становится полноценной только тогда, когда научится ценить жизнь и наполнять значимым содержанием каждый миг своего существования.
Думать о том, что когда-нибудь на земле не будет мамы, папы и других близких людей, очень страшно, даже когда человеку давным-давно перевалило за пять лет. В дошкольном же возрасте мысли эти тягостно невыносимы. Ребенок обращается за помощью к родителям, но и те не могут сообщить ему ничего утешительного. И вот непонятная неизбежность преобразуется воображением детей в образы страшилищ, чудовищ, злобных существ, лишенных лица и тела. Пока малыши бодрствуют, мир вокруг них наполнен светом, звуками и запахами, а мозг их занят неотложными делами. Страхи как бы уходят, прячутся в подсознание. Но с наступлением темноты они опять оживают.
Поэтому в моменты засыпания многих дошкольников начинают преследовать различные навязчивые видения и образы. Дети судорожно сжимаются у себя в кроватках, прижимая к груди своих любимых кукол, мишек и собачек, но игрушки мало помогают в этом случае. Свет и звуки, доносящиеся из соседней комнаты, несколько облегчают их состояние, но не решают проблему страхов до конца. В состоянии физического покоя сознание и, в частности, воображение детей увеличивают свою активность. Оно – то, воображение, и порождает пугающие ребенка переживания. Даже если по опыту ребенок твердо знает, что за занавеской никто не прячется, под кроватью никого нет, а Бабка Яга и Кащей – литературные герои, страх, порожденный фантазией, абсолютно реален. Уговоры родителей, их уверения в необоснованности детских страхов не дают положительных результатов. Страх живет и побеждает рассудок.
Воображение не прекращает свою работу и во сне, оно лишь принимает форму сновидений. И вот задремавших детишек начинают мучить ночные страхи, кошмары. Если в состоянии бодрствования они могли убежать от чего-то пугающего, позвать на помощь или как-то защитить себя, то во сне они лишаются этой возможности. Именно полное бессилие перед лицом опасности заставляет детей кричать во сне, беспричинно плакать, метаться в кроватках.
Как надо вести себя родителям, если у ребенка ночные страхи:
- лучше оставить горящим ночник в комнате, где спит ребенок, мучимый кошмарами.
- Неплохо, если один из взрослых какое-то время будет спать в детской. Тогда, проснувшись, малыши быстрее смогут убедиться в нереальности всего приснившегося им.
- Не стоит специально будит детей. Внезапное пробуждение может стать источником дополнительных переживаний, а если делать это постоянно, то могут возникнуть стойкие расстройства психики.
- Обычно детей трех – шести лет хорошо успокаивает физический, телесный контакт с близкими людьми.
- Часто, для того, чтобы прогнать страх, бывает достаточно подержать руку на лобике ребенка, погладить его по спинке, прилечь с ним рядом, если это позволяют условия.
- Как правило, наутро дети ничего не помнят о своих ночных страхах. Поэтому лучше лишний раз не травмировать их расспросами о том, почему они так страшно кричали ночью или как оказалось, что их подушка мокра от слез. Ваши уверенность и спокойствие ободрят малышей, помогут им быстрее избавиться от этой напасти.
- Обеспокоенность родителей понятна, но вред ли ребенку будет полезен поход к специалистам, дотошные расспросы врачей и не всегда приятные медицинские процедуры.
- В старину в подобных случаях прибегали к ритуальным действиям – читали над уснувшим малышом молитву, кропили святой водой. Вы тоже можете воспользоваться этими приемами или попробуйте изобрести свои ритуалы, которые будут иметь хождение внутри вашей семьи.
- Чтение на ночь любимых книг ребенка, питье маленькими глоточками прохладной воды, раззанавешивание окон в комнате сына или дочери, произнесение шуточных заклинаний, которые можно придумать вместе с малышом, скорее приведут психику малыша в норму, чем прием успокоительных средств. Засыпая под считалку «Уходи, Бармалей, не мучь маленьких детей, пусть Маринка крепко спит, а Барбос нас сторожит» или подобную ей, девочка будет более спокойно спать, станет реже просыпаться и звать вас на помощь. Ведь дети охотно верят, что эти слова охранят их от ночных кошмаров, отпугнут всех недругов и чудищ.
Особым случаем являются страхи и кошмары, вызванные перенасыщенными событиями дня или просмотром неподходящих телепередач, в которых демонстрировались сцены насилия и ужасов. Тут уж никакие считалочки не помогут. Нужно либо бдительно следить за тем, чем развлекает себя малыш на досуге, сидя у телевизора, либо пересмотреть режим его дня, чтобы уменьшить эмоциональные перегрузки.
В целом надо заметить, что ночные страхи дошкольников – явление возрастное и достаточно распространенное. По прошествии трех – пяти месяцев, иногда полугода они проходят сами собой. Нужно лишь запастись терпением и постараться помочь своему ребенку побыстрее изжить их. Преувеличенное же внимание к данной проблеме, нарочитая демонстрация своей обеспокоенности, разговоры с посторонними об этом в присутствии детей могут сформировать у них комплекс вины или чувство собственной ущербности, болезненности и неполноценности.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
СЛОВЕСНЫЕ СПОСОБЫ ПООЩРЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ
- Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно!
- Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получится. С каждым днем у тебя получается все лучше. Я знал(а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
- Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь!
- Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.
- Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил(а)! Ты сейчас на правильном пути.
- Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав(а).
- Большое тебе спасибо. Ты хороший (ая)! Ты — чудо!
КАК НУЖНО ПООЩРЯТЬ ДЕТЕЙ
- Так, чтобы оценивая соотношение поощрений и наказаний, вы были уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для создания положительного фона воспитательного процесса.
- Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они вызывают ощущение радости, которое сопровождает успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения, необходимо понимать, что это лишь символ успеха или достижения.
- Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
- Особо почетными поручениями, когда ребенку доверяется, поручается больше, чем обычно.
- Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенка достигнуть результата, за старание, желание помочь и т. п.
Памятка для родителей
КАК НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ
1. Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно. Для этого ему может потребоваться напряжение всех психических сил.
- Говорить: «Я тебя больше не люблю!» и т. п. Лишение любви — это самое сильное наказание. Его опасно применять к детям дошкольного возраста.
- Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что вы бьете ребенка для его же блага, бесполезно. Вреда здесь больше: вы не только учите малыша бояться наказания, но и преподаете ему урок жестокости.
- Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается дошкольником как словесное битье.
- Чрезмерно, забывая о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний.
- Длительно по времени и спустя продолжительное время после проступка (чем меньше ребенок, тем ближе должно быть наказание к проступку).
- Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя его плохое поведение.
Памятка для родителей
«Пять рецептов избавления от гнева»
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
- слушайте его;
- проводите с ним как можно больше времени;
- делитесь с ним своим опытом;
- рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса и вас легко вывести из равновесия:
- отложите или отмените совместные дела с ребенком;
- старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;
- выйдите из комнаты, в которой находится ребенок.
3. Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить:
- примите теплую ванну или душ;
- сделайте массаж;
- выпейте чай;
- позвоните друзьям;
- потанцуйте под громкую музыку;
- расслабьтесь на диване;
- спойте что-нибудь;
- найдите свой способ.
4. Старайтесь предвидеть и предотвращать возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:
- не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;
- не позволяйте выводить себя из равновесия;
- учитесь предчувствовать наступление срыва.
5. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям:
- изучите силы и возможности вашего ребенка (например, как долго он может быть занят одним делом, может ли концентрировать внимание);
- если вам предстоит первый визит, например, к врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив ребенку необходимость данного визита.
Дети многому учатся у взрослых, и, к сожалению, не только хорошему, но и плохому. Поэтому начните заниматься самовоспитанием. Надеемся, что данные рекомендации вам помогут.
Памятка для родителей
«ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА»
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Это потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах:
Как хорошо, что ты у меня есть
Как хорошо, что ты у нас родился
Я рада тебя видеть
Ты мне нравишься
Я люблю, когда ты дома
Мне хорошо, когда мы вместе
А эти позитивные высказывания помогут вам наладить комфортную атмосферу в семье:
У нас прекрасная семья
Наши отношения в семье полны любви, красоты и гармонии
Мы любим друг друга
У нас любящая, гармоничная, веселая и здоровая семья
Мы превосходно общаемся между собой
Их можно говорить вслух, про себя, петь. Сделаете красочный плакат и повесьте его на видном месте в вашей квартире.
Рекомендации для родителей
Как вести себя с ребенком, который упрямится?
Детское упрямство может вызываться чувствами обиды, злости, гнева, обращенными к родителям. В этом случае оно выступает как средство мести, когда ребенок поступает вопреки, «назло» взрослым. Упрямство – это доступное для ребенка форма заявления о себе, о своих желаниях, чувствах.
∙ Упрямство возникает на фоне постоянного стресса, в условиях которого вынужден находиться ребенок. Стимуляторами стрессового состояния могут стать постоянные конфликты в семье, непоследовательное воспитание ребенка, а также перестановка семейных ролей (например, когда мать вынуждена играть в семье роль мужчины или воспитанием ребенка занимается бабушка).
∙ Постарайтесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью. Установите четкие рамки и запреты (желательно, чтобы их было немного – лишь самые основные) и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
∙ Не фиксируйте внимание на упрямстве, «не помните зла».
∙ Не забывайте хвалить ребенка, когда он этого заслуживает.
∙ Предъявляйте ребенку разумные требования, соответствующие его возрасту.
∙ Не соглашайтесь с ребенком только ради того, чтобы он от вас «отстал».
∙ Прежде чем обвинять ребенка в упрямстве, подумайте, а не проявляете ли упрямство вы сами. Часто упрямство ребенка становится реакцией защиты на чрезмерное упрямство родителей.
∙ Постарайтесь увлечь упрямого ребенка игрой. Таким образом вы сможете победить то или иное проявление упрямства, не ущемив детского самолюбия.
∙ Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир «его глазами».
∙ Предоставьте ребенку право выбора. Например, вы собрались идти на прогулку, не следует спрашивать его хочет ли он гулять, если вы знаете заранее его ответ. Поинтересуйтесь, хочет ли он пойти гулять в парк или во двор, хочет ли он надеть на прогулку ту или другую одежду.
∙ Играйте вместе с ребенком – это оздоравливает взаимоотношения.
Предоставьте ребенку уютное местечко, набросайте туда подушки и мягкие игрушки, чтобы он мог там понежиться; почитайте вместе любимые книжки.
∙ Не используйте силовых методов, не показывайте своего морального и физического превосходства. Таким образом вы разовьете у ребенка комплекс неполноценности, ожесточите его.
Рекомендации психологов, которые помогут вам лучше
организовать общение с ребенком, дать ему возможность
почувствовать вашу поддержку и уверенность в себе
В общении со своими детьми:
∙ Радуйтесь вашему сыну, дочке.
∙ Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
∙ Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.
∙ Установите четкие и определенные требования к ребенку.
∙ В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.
∙ Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
∙ Будьте терпеливы, сначала спрашивайте «Что?», а затем «Зачем?» и «Почему?».
∙ Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное, поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.
∙ Чаще хвалите ребенка, поощряйте игры с другими детьми, заботясь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
∙ Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что-то делал по дому, проявляя интерес к тому, что нравится делать (коллекционировать, рисовать и т. д.)
∙ Водите ребенка в библиотеку, будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
∙ Не теряйте чувство юмора, играйте с ребенком в разные игры, чаще делайте что-либо сообща, всей семьей.
Чтобы установить доверительные отношения с ребенком и сохранить их:
∙ Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, другими словами, не дайте ему повода тревожиться, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
∙ Не задавайте слишком много вопросов.
∙ Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен, не требуйте слишком много – пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату.
∙ Не критикуйте ребенка с глазу на глаз, тем более не делайте это в присутствии других людей.
∙ Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Журавлик».
Консультация для родителей
«Растем играя»
Педагог-психолог:
Миягашева Н.А.
Абакан.
«Растем играя»
Игра в жизни ребенка занимает важное место, до 7-8 лет игра является ведущим видом деятельности и только позже ее сменяет учебная деятельность. С помощью игр ребенок обучается, познает мир, общается, преодолевает свои страхи, применяет новые навыки. Внимательный взрослый может наблюдать за игрой ребенка и узнавать многое об его развитии, настроении, психических особенностях, проблемах. Также взрослый может играть вместе с ребенком и в процессе обучать его или развивать определенные навыки (развивающие игры), а еще с помощью игр можно бороться со страхами, преодолевать тревожность и неуверенность, учить общаться (коррекционные игры).
Детская игра многогранна, наблюдая за играющими и анализируя, мы можем судить не только о развитии у ребенка социальных навыков, но и об умственном развитии, об испытываемых эмоциях, об отношении к людям, о восприятии тех или иных событий.
Важным составляющим игры являются игрушки. Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго?
Игры для развития мелкой моторики
Это может быть набор игр, подобранных с учетом возраста ребенка, либо самодельный планшет. На нем могут быть расположены (прибиты, приклеены) различные крючки, задвижки, выключатели, кнопочки, палочки, бусинки т.п.
Движущиеся игрушки
Они очень привлекательны для маленьких детей. Это могут быть машинки, паровозики, юла, часы с прозрачным корпусом. Детям полезно предложить старые часы, радио, т.е. то, что можно разобрать самому и посмотреть, что внутри.
Звучащие игрушки
Музыкальные молоточки, барабан, дудочки, они не только издают различные звуки (бывает, не очень приятные для взрослых), но для извлечения этих звуков требуется усилие (подуть сильно, стукнуть, потрясти…).
Игрушки, которые не ломаются
Такие игрушки позволяют детям создавать и разрушать что-то без катастрофических последствий. Прежде всего, это кубики, конструкторы из крупных деталей, подушки разной величины.
Игрушки из реальной жизни: кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, медицинские и парикмахерские инструменты, часы, телевизоры, мелки и доска, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефоны.
Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию: солдатики, ружья, мячи, надувные «груши», дикие животные, резиновые игрушки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей.
Для 2-летних очень хорош большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, мягкие, пушистые игрушки, пирамидки состоящие из 7-8 колец.
К трем - четырем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, правильно будет покупать «парикмахерские наборы», чайные и столовые сервизы, принадлежности доктора Айболита, мебель и другие предметы, отображающие различные стороны реальности. Вместо куклы барби, лучше подарить ребенку пупса с которым ребенок будет нянчится. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии. Поэтому дети начинают играть в «дочки-матери», в «магазин», «доктора», «детский сад».
Чаще играйте со своими детьми. Дети очень любят, когда взрослые играю с ними. Это поможет стать еще ближе вам и вашему малышу.
Не заставляйте никогда ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! С каждой игрушкой у ребенка связаны положительные эмоции и переживания. Если вы заметили, что ребенок долго не берет в руки какую-то игрушку, значит она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте ее подальше, а через некоторое время ее появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес.
Еще один совет. Не водите ребенка часто в игрушечные магазины, где очень много красивых, но очень дорогих игрушек. Переживания неспособности получить то, что очень хочется, накладывает на ребенка определенный эмоциональный отпечаток. Только когда вы сами готовы подарить ребенку радость, водите его в магазин и делайте ему праздник.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом:
игрушки следует выбирать, а не собирать!
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Д/с «Журавлик»
Консультация для родителей
«Утомление»
Педагог-психолог:
Миягашева Н.А.
Абакан
Утомление - одна из причин плохого поведения маленького ребенка
Часто задаваемый вопрос родителей маленьких детей в возрасте до трех-пяти лет: "Почему малыш начинает плохо себя вести?"
Вариантов ответа несколько, это и возрастные кризисы (1-го года, 3-х лет), и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это усталость, утомление…
Если маленький ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, малыш часто болеет. Для избегания переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему малышу, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т.д. Внимательной маме сделать это несложно.
Признаки утомления, усталости:
беспричинный плач, капризы;
малыш начинает тереть глаза, зевать;
сосет палец или погремушку, теребит пуговицу, сосет губу;
нарушается координация движений, особенно рук, ребенок роняет игрушки, допускает ошибки в игре, например, при складывании пирамидки, при построении домика из кубиков;
замедляются движения, появляется вялость;
возникают несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т.д.;
может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная малышу: бесцельно бегает, прыгает, толкается.
У каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть "в себя"; появляются круги под глазами; некоторые маленькие дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.
Среди причин утомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему (посещение цирка, множество гостей в доме), нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, кормление, например), недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение.
Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеописанные признаки), а затем следует переутомление - болезненное состояние, требующее медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т.д.).
Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать детский сад, у которых резко изменилась жизнь (переезд на новое место, появление нового члена семьи и т.д.). Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:
От возраста. Чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает.
От темперамента. Дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям.
От состояния здоровья. Физически слабый, легко возбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать.
От наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, к знакомым, находится в общественных местах: цирк, театр, магазин и т.д.).
От контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку.
От разницы отношений взрослых дома и в детском саду. Если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны.
От умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.
Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному малышу).
Рекомендации для родителей.
Чтобы избежать утомления, придерживайтесь следующих правил:
Соблюдайте режим.
Чаще гуляйте. Хорошо, если прогулка будет длительной (от двух часов и более, в зависимости от погоды), ежедневной.
Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет.
Предлагайте новые игрушки, игры.
Сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон как можно дольше, но не заставляйте спать, если ребенок не хочет. Он может просто полежать в кровати.
Чередуйте спокойные и активные занятия.
Не обрывайте резко занятие, интересное для ребенка. Плавно готовьте его ко сну, прогулке, кормлению. Нужно заранее предупредить, что скоро малыш будет кушать, пора заканчивать игру, затем дать время закончить, а потом вести мыть руки, накрывать на стол и т.д.
Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а перемежает их с подвижными играми.
Не заставляйте маленького ребенка долго ждать.
Разговаривайте и играйте с малышом.
Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности малыша).
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Д/с «Журавлик».
Консультация для родителей
«Как помочь ребенку научиться делиться»
Педагог-психолог:
Миягашева Н.А.
Абакан
"Я не жадина!"
В каждой семье, где растет малыш 2-3 лет, бывают подобные ситуации:
* Ребенок не желает отдавать свою игрушку (велосипед, машинку) другому, при этом с удовольствием беря у того ведерко (куклу, лопатку). И уговоры мамы: "Дай мальчику велосипед посмотреть, ведь он тебе дал машинку", часто оказываются напрасны.
* Дети не могут поделить красный совочек, тянут его каждый в свою сторону, при этом не замечая разбросанные вокруг синие, желтые, лопатки и грабельки.
* Взрослому стыдно, он оправдывается, уговаривает, упрекает, а то и наказывает за жадность. А действительно ли карапуз 2-3-4 лет - жадина?
Жадность не является врожденным, природным качеством, она возникает вследствие неверного поведения окружающих ребенка взрослых. Обычно первые и самые частые жалобы на проявление жадности возникают у родителей детей именно 3х лет. Это обусловлено особенностями психики. Малыш эгоцентричен (до 6-7 лет это возрастная норма). В два года отдать неизвестному мальчику в песочнице любимую машинку - все равно, что отдать часть себя (руку, ногу).
Настойчивые призывы мамы отдать игрушку непонятны - может, она того ребенка любит больше? Малыш обижен, встревожен, сердится, понимает, что он - плохой, но уже не может остановиться. Ребенок еще не научился конструктивным методам решения конфликтных ситуация, это придет с возрастом, с помощью взрослых.
Как поступить взрослому, чтобы не произошел конфликт? Как помочь решить конфликт?
- если другой ребенок хочет взять у вашего игрушку, а тот сопротивляется: заговорите с подошедшим ребенком, постарайтесь переключить его внимание на что-то нейтральное ("ой, какое у тебя платье красивое…");
- предложите поменяться игрушками или дайте другую, не такую "дорогую сердцу" игрушку (нужно брать несколько таких игрушек с собой);
- вовлеките детей в совместную деятельность: "Посмотрите, какую башенку из камешков я строю, подавайте мне камешки, вместе у нас получится большая красивая башня…"
Когда неловкая ситуация преодолена, ваш малыш не устроил истерику, а может даже согласился дать подержать игрушку, обязательно отметьте его правильное поведение, скажите, что Вам было приятно видеть, как он делится с другими (просит разрешения взять чужую игрушку). Не забывайте хвалить малыша за проявленную им доброту и щедрость.
ДОМА читайте сказки, рассказы, истории о том, как плохо жадничать и как хорошо делиться.
Если конфликт уже произошел:
- не кричите на ребенка, не шлепайте, в возбужденном состоянии малыш не воспринимает объяснения, поэтому сначала детей нужно развести и успокоить;
- спокойно скажите, что пора идти домой (в магазин и т.д.), после чего берите в охапку свое чадо с его сокровищами и не спеша покидайте "поле боя";
- после того, как малыш успокоился, можно обсудить ситуацию, здесь также будет уместна сказка или история по теме;
- если дети дерутся или плачут, надо проявить терпение и мудрость, развести в разные стороны, можно попробовать отвлечь припрятанной и внезапно появившейся игрушкой.
Не берите на улицу дорогие игрушки, потеря или поломка которых расстроит вас и ребенка. Также не стоит брать любимые и новые игрушки - только "насладившись собственностью" малыш сможет поделиться ею с другими.
Как помочь ребенку научиться делиться?
Добрым и щедрым может быть человек, у которого есть чувство собственности. Он отдает не потому, что так надо, а потому, что хочет доставить радость и самому порадоваться вместе с другими. Можно вымуштровать ребенка так, что он будет отдавать, потому что должен, но в этом случае он будет чувствовать неудовлетворенность, противоречие между эмоциями и действием. Очень важен пример близких людей - мамы, папы, бабушки, старшей сестры. Если в семье принято дарить подарки друзьям, помогать родственникам, оказывать безвозмездные услуги (помощь старой бабушке-соседке), благотворительность (даже такая малая, как милостыня на улице) - ребенок будет уверен, что такое поведение не подвиг, а "обычное дело".
Уже в 3 года малыш может делать подарки близким своими руками. Здесь несколько положительных моментов: ребенок творит, старается сделать подарок конкретному человеку, он получает удовольствие оттого, что другие высоко оценили его старание, ему легче расстаться со своим произведением. Можно сделать картинку, закладку для книги, открытку и т.д. (естественно, пока с активной помощью взрослого).
Привлекайте ребенка к выбору подарков и к процессу вручения. Важно, чтобы подарок не оказался для Вашего ребенка тем, что ему очень хочется иметь. Пусть ребенок участвует в поздравлении, услышит слова благодарности от получателя.
Желательно, чтобы у ребенка был широкий круг общения, в дом часто приходили гости, он сам ходил в гости.
Обыгрывайте различные жизненные ситуации: день рождения мишки (приходят гости с подарками, он встречает, угощает, развлекает), кукла не хочет делиться и так далее. В процессе игры подсказывайте ребенку адекватные способы решения конфликтных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация и прогноз адаптации
В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста и «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»...
Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка
Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....
Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ
Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...