Проект "День Победы"
проект (старшая группа) на тему
Представлен проект, посвященный празднику "День Победы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_den_pobedy.docx | 899.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «День победы»
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 1 неделя
Участники проекта: воспитатели Вавилова В.С., Акифьева М.В., дети старшей группы «1», родители, педагог – психолог, администрация.
Цель: Развитие у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне
- Задачи: Обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне: городах - героях, героях войны, наградах, о работе в тылу и т.д.
- Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов, гордость за свой народ, любовь к родине.
- Познакомить с именами героев России, их подвигами во время Великой Отечественной войны, зарождая в детях чувство гордости, уважения и любви к своим соотечественникам.
- Показать, как русский народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны.
- Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне.
- Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.
- Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
Актуальность.
Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жать рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Ожидаемый результат:
1. У дошкольников сформируется устойчивый интерес к истории своей страны;
2. Дети познакомятся с историей праздника;
3. В результате совместной деятельности дети получат возможность расширить кругозор о героях и участниках войны;
4. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Этапы реализации проекта «Ознакомление с литературой»
- Подготовительный этап (выявление проблемы, анализ педагогических ресурсов, определение направлений деятельности)
Проблема:
- для педагога: ослабевающий интерес к патриотическому воспитанию.
- для детей: что мы знаем и хотели бы узнать о Великой победе?
- для родителей: как развивать чувство патриотизма.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Ознакомление с темой проекта
2. Консультация по теме проекта
4. Привлечение к созданию открыток
5. Привлечение к посещению «Вечного огня» г. Дзержинск
- Основной этап (содержание психолого – педагогической работы)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Социально – коммуникативное развитие
1. Инсценировка: «Каша из топора»
2. Тематическое занятие с педагогом – психологом «Великая отечественная война!»
3. Беседы «Дневник Тани Савичевой», «Письма с фронта»
Познавательное развитие
1. Экскурсия в школьный музей «Джалиль Муса»
2. Тематические занятия: «Рода войск»
3. Презентация: «9 мая»
4. Показ мультфильма «Солдатская сказка»
Речевое развитие
1. Заучивание некоторых стихотворений.
2. Ситуативные разговоры после прочитанного.
6. Тематическое беседы
Художественно – эстетическое развитие
Чтение художественной литературы
Чтение и обсуждение
Соболев Леонид «Батальон четверых»,
Черкашин «Кукла»
Продуктивная деятельность
1. Лепка «Танк Т-34»
2. Аппликация «Открытка»
Физическое развитие
1. Подвижные детские игры «В окопе», «Выручай» (на основе «Чай, чай выручай»
2. Метание «гранаты» (мешочек с песком)
Итоговое мероприятие: Экскурсия на парад в МБОУ «Средняя школа №27» г. Дзержинск, Нижегородская область
Социально – коммуникативное развитие
1. Инсценировка: «Каша из топора» (подготовить атрибуты)
2. Тематическое занятие с педагогом – психологом «Великая отечественная война!»
Программное содержание: рассказать о ВОВ; продолжать знакомить с праздником «День Победы»; воспитывать чувство патриотизма, уважение к ветеранам, к памяти павших солдат.
Материал: иллюстрации с событиями военных лет, аудиозаписи песен военных лет, произведения о войне.
Ход занятия:
В-ль: - В большой стране у каждого человека есть своя маленькая родина, где он родился. Это либо деревня, либо поселок, либо город… Вот из таких маленьких местечек состоит наша огромная страна, наша необъятная Родина!
Послушайте стихотворение о Родине, ребята!
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(показать на карте границы нашей страны, объяснить что такое «граница»)
Рассказ воспитателя: (во время рассказа тихо звучит произведение «Вставай страна огромная»)
- Давным-давно, когда не было на свете вас, ваших пап и мам, в одно прекрасное летнее утро границу нашей Родины нарушили враги! С самолетов они стали бомбить наши города и села. Так на нашу необъятную Родину, на нашу страну, на нашу землю пришла самая страшная война, какой никогда еще не было (чтение отрывка из стихотворения С. Михалкова)
Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских -
Это значит - против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих -
Ничего!
- Враги планировали быстро захватить Москву-столицу нашей Родины, но русские войска смогли остановить немцев! Все люди встали на защиту своей Родины, своей земли… даже женщины и дети (чтение рассказа «Твои защитники» Л. Кассиля)
«Сядь, мой дружок, раскрой эту книжку, посмотри картинки, послушай, про что говорится тут.
Эта книжка о Советской Армии, о твоих славных защитниках.
Много у нашей Родины друзей в разных странах. Но есть у неё и злые враги — те, что привыкли чужим трудом наживаться, чужое добро грабить. Ненавидят они нашу мирную, трудовую страну. Но крепко охраняет Родину Советская Армия.
Хорошо спалось тебе ночью, а пограничники всю ночь стояли на страже, чтобы никто тайком не прополз на нашу землю. И дежурили на своих постах те, кто охраняет наше небо.
А утром, когда ещё птицы спали, поднялись в небо самолёты. Бывалые командиры стали учить полёту молодых лётчиков. Наши корабли подняли на рассвете флаги и пошли по морям, по волнам. Старые капитаны принялись учить молодых матросов морской службе. Ты ещё спишь утром, а танкисты уже заводят моторы своих боевых машин. И уже вышли в поле на учение солдаты-пехотинцы.
И у лётчиков, и у моряков, и у пехотинцев — у всех на шапках красные звёзды.
Все люди знают свет этих алых звёзд. Добрая слава у храбрых советских солдат! Много лет назад, когда была гражданская война, Красная Армия защитила Советскую страну: побила белогвардейцев и прогнала вон чужеземные войска, которые наслали на нашу землю богачи-капиталисты из четырнадцати стран.
А в 1941 году напал на нас злой и сильный враг — фашисты из Германии. Никогда ещё не было врагов страшнее их. Четыре долгих года шла Великая война. Вдребезги разбила наша армия хвалёные фашистские войска. Прочь с нашей земли выгнала их и помогла соседним странам избавиться от захватчиков-фашистов.
Но не сразу — в тяжёлых, опасных боях досталась нам победа. Одни дрались с врагом на земле, другие били фашистов в воздухе. На морях и реках, среди скал и гор, в лесах и степях побеждали врага наши войска.
Это твои защитники. И сегодня стоят они на страже мирной жизни, чтобы тебе и другим ребятам можно было жить и никого не бояться, спокойно спать и читать разные книжки.
Прочти же эту книжку, разгляди картинки и запомни, какое важное и славное дело — защита Родины. Только не лёгкое это дело. Надо сильным быть, чтобы не устать. Смелым — чтобы не испугаться. И умелым нужно стать — чтобы знать хорошо, как с оружием обращаться. Расти, дружок, и ты таким!»
Беседа о прочитанном. Рассматривание иллюстраций из книги. Рассматривание репродукций о войне художников:
А. И. Лактионов «Письмо с фронта», П. А. Кривоногов «Защитники Брестской крепости», К. Ф. Юон «Парад на Красной площади в Москве», Б. С. Угаров «Ленинградка», А. А. Дейнека «Оборона Севастополя», М. И. Самсонов «Сестрица», П. Ф. Кривоногов «Победа», С. Н. Присекин «Маршалы Советского Союза Г. К. Жуков»
Ребята, композиторы и поэты сочинили много песен о войне, о нашей доблестной армии. И именно песня помогала нашим воинам, нашим бойцам на фронте. Вот их любимая песня…. Вы ее тоже все слышали и хорошо знаете. Это наша знаменитая «Катюша» (слушание аудиозаписи)
- Вот и пришла долгожданная Победа! Армия врагов полностью разгромлена! Наши солдаты и офицеры, все люди нашей огромной страны победили в этой страшной войне!
И в честь этой победы, 9 мая 1945, на Красной площади в Москве был салют, который озарил все небо! (чтение отрывка из стихотворения С. Михалкова «Быль для детей»)
Спать легли однажды дети -
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете -
В окнах свет и нет войны!
Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налетов не бояться,
И ночных тревог не ждать.
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы!
- Идет время… Прошло более 70 лет со дня победы над фашизмом… Все меньше остается с нами участников той войны…Но, память, ребята, об их подвиге будет жить вечно!
Стихи детей.
1. Вспоминают наши деды
Про былые времена
Надевают в День Победы боевые ордена!
2. Отстояли наши деды
Труд и счастье на земле
Ярко светят в честь Победы
Звезды мира на Кремле!
3. За страну родную люди
Отдавали жизнь свою.
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою!
3. Беседы по презентации «Дети – герои войны»», «Письма с фронта» (приложение на диске)
Познавательное развитие
1. Экскурсия в школьный музей «Джалиль Муса» МБОУ №27
2. Тематические занятия: «Рода войск»
Программное содержание: расширять представление детей о государственном празднике; углублять знания детей о Российской армии; закрепить элементарные представления о родах войск, военных профессиях; закрепить навык выразительного чтения стихотворения.
Предварительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим «Наша армия», «День защитника Отечества»; отгадывание загадок, чтение литературных произведений, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций по данной теме.
Словарная работа: формировать активный словарный запас детей - главнокомандующий , сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот, пограничники, танкисты, моряки, лётчики, десантники.
Материалы и оборудование: презентация - слайды с изображением разных родов войск.
Работа с родителями: рисование рисунков, посвященных теме «День Защитника Отечества».
ХОД:
У каждого народа, в каждой стране есть своя армия.
Сегодня Российская Армия надежно защищает свою страну от всех врагов, охраняет бесценное достояние мира. Российский солдат показывает образцы смелости, мужества, героизма.
23 февраля – это государственный праздник в Российской Федерации, особый праздник для нашей страны, его отмечают повсеместно, и дома, и на работе. Мы поздравляем всех мужчин, дарим им подарки и памятные открытки. Дети учат к празднику стихи и делают своими руками открытки и поделки. Главная традиция праздника – воинский парад на Красной площади (слайд 1).
Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ является президент РФ Владимир Владимирович Путин.
Непосредственное руководство Вооруженными Силами через Министерство обороны осуществляет Министр обороны РФ Сергей Кужугетович Шойгу. (слайд 2)
Скажите, пожалуйста, без кого нет армии (кто главный в армии) – (я думаю, что армия не может обойтись без солдат; в армии главный это солдат) (слайд 4).
А как вы думаете, как можно объяснить значение слова «солдат» – это кто? (ответы детей)
Солдат – боец, военный человек, воин.
Каким характером должен обладать солдат? (солдат должен быть храбрым, отважным, сильным, смелым, отзывчивым, умелым, бравым).
Рассмотрите иллюстрации, что изображено на картинках? (Самолет, танк, корабль) (слайд 5).
Одним словом - это военная техника. А кто управляет самолетом? (Лётчик).
- Кто управляет танком? (Танкист).
- Кто плавает на корабле? (Моряки).
- Да, вы правильно всех назвали – это разные рода войск.
В настоящее время Вооруженные Силы структурно включают в себя три вида войск и три рода войск:
- Сухопутные войска - являются одним из крупных видов войск, боевые действия которого происходят на суше. В составе сухопутных войск находятся различные войска предназначенные для выполнения определенных задач.
Сухопутные войска включают в себя такие войска как:
- мотострелковые войска;
- танковые войска;
- ракетные войска и артиллерия;
- войска противовоздушной обороны
- специальные войска (слайд 6).
- Военно-воздушные силы - один из видов войск РФ, предназначением которого является разведка вражеских сил, защита воздушного пространства к воздуха так и с земли, предупреждение о нападении вражеских сил, поражение вражеских сил, поддержка сухопутных войск и флота, а так же десантирование десантов и транспортировка войск, техники и ценностей. В свою очередь военно-воздушные силы подразделяются на: дальнюю, фронтовую, военно-транспортную, армейскую авиации, в составе которых так же могут быть такие силы как: штурмовая, разведывательная, транспортная, истребительная, и бомбардировочная (слайд 7).
А давайте станем летчиками и полетаем на самолете.
Физкультминутка «Самолеты».
Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутые в локтях руками)
Самолеты полетели (руки в стороны)
На поляну тихо сели, (присели, руки к коленям)
Да и снова полетели. (руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны) .
- Военно-морской флот - войска Российской Федерации которые несут службу на воде и под водой. Основными задачами ВМФ являются: защита границ государства от вражеских сил, обеспечение безопасности морехозяйственной деятельности в Мировом океане, демонстрация силы и мобильности, обеспечение участия в военных операциях
(слайд 8).
- Ракетные войска стратегического назначения - отдельный род войск РФ, предназначенный для подавления и сдерживания агрессии противника. В состав РВСН входят ракетные баллистические комплексы мобильного и шахтного базирования, а так же ракетные комплексы с ядерными боеголовками (слайд 9).
- Войска воздушно-космической обороны - отдельный род войск РФ, который пришел на смену космическим войскам в 2011 году. Целью ВКО является обеспечение безопасности страны как в космосе, так и за космосом (слайд 10).
- Воздушно-десантные войска - отдельный род войск быстрого реагирования, ведущие боевые действия с воздуха и в тылу противника (слайд 11).
Стихотворение читает ребенок:
Морякам, артиллеристам,
Пограничникам, связистам –
Всем, кто мир наш бережет
И границы стережет,
За великие дела
Слав, слава и хвала!
А сейчас поиграем в игру «Продолжи предложение»:
- Танком управляет….(танкист).
- Из пушки стреляет…(артиллерист).
- За штурвалом самолета сидит… (пилот).
- Из пулемета строчит… (пулеметчик).
- В разведку ходит… (разведчик).
- Границу охраняет…(пограничник).
- На подводной лодке несет службу… (моряк подводник).
- С парашютом прыгает… (парашютист десантник).
- На кораблях служат… (моряки).
Моряки, летчики, пограничники охраняют нашу Родину. Зачем они это делают? (Чтобы не было войны, был мир, мы росли и учились.)
Я хочу закончить нашу беседу стихотворением «МИР»
Мир — это главное слово на свете.
Мир очень нужен нашей планете!
Мир нужен взрослым! Мир нужен детям!
Мир нужен всем!
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб весной ручьи звенели,
Чтобы солнце землю грело,
Чтоб березка зеленела!
Чтоб у всех мечты сбывались,
Чтобы все вокруг смеялись,
Чтобы детям снились сны,
Чтобы не было войны!
3. Презентация: «9 мая» (приложение на диске)
4. Показ мультфильма «Солдатская сказка» (приложение на диске)
Речевое развитие
1. Заучивание некоторых стихотворений.
2. Ситуативные разговоры после прочитанного.
6. Тематическое беседы в приложении к проекту
Художественно – эстетическое развитие
Чтение художественной литературы
Чтение и обсуждение
Соболев Леонид «Батальон четверых»
Леонид Сергеевич Соболев. Батальон четверых
---------------------------------------------------------------------
Книга: Л.Соболев. "Морская душа". Рассказы
Издательство "Высшая школа", Москва, 1983
OCR & SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru), 20 февраля 2002 года
---------------------------------------------------------------------
Этот бой начался для Михаила Негребы прыжком в темноту. Вернее -
дружеским, но очень чувствительным толчком в спину, которым ему помогли
вылететь из люка самолета, где он неловко застрял, задерживая других.
Он пролетел порядочный кусок темноты, пока не решился дернуть за
кольцо: это был его первый прыжок, и он опасался повиснуть на хвосте
самолета. Парашют послушно раскрылся, и, если бы Негреба смог увидеть рядом
своего дружка Королева, он подмигнул бы ему и сказал: "А все-таки вышло
по-нашему!"
Две недели назад в Севастополе формировался отряд
добровольцев-парашютистов. Ни Королев, ни Негреба не могли, понятно,
упустить такого случая, и оба на вопрос, прыгали ли они раньше, гордо
ответили: "Как же... в аэроклубе - семь прыжков". Можно было бы для верности
сказать - двадцать, но тогда их сделали бы инструкторами, что, несомненно,
было бы неосторожностью; достаточно было и того, что при первой подгонке
парашютов обоим пришлось долго ворочать эти странные мешки (как бы критикуя
укладку на основании своего опыта) и косить глазом на других, пока оба не
присмотрелись, как же надо надевать парашют и подгонять лямки.
Однако все это обошлось, и теперь Негреба плыл в ночном небе, удивляясь
его тишине. Сюда, в высоту, орудийная стрельба едва доносилась, хотя
огненное кольцо залпов поблескивало вокруг всей Одессы, а с моря били
корабли, поддерживая высадку десантного морского полка (с которым должны
были соединиться парашютисты, пройдя с тыла ему навстречу). В городе
кровавым цветком распускался большой, высокий пожар. Там же, где должен был
приземлиться Негреба, было совершенно темно.
Впрочем, вскоре и там он различил огоньки. Было похоже, будто смотришь
с мачты на бак линкора, где множество людей торопливо докуривают папиросы,
вспыхивая частыми затяжками. Это и была линия фронта, и сесть следовало за
ней, в тылу у румын. Он потянул лямки, как его учили, и заскользил над боем
вкось.
Видимо, он приземлился слишком далеко от боя, потому что добрый час
полз в темноте, никого не встречая. Внезапно что-то схватило его за горло, и
он с размаху ударил в темноту кинжалом. Но это оказалось проволокой связи.
Негреба вынул из мешка кусачки и перекусил ее в нескольких местах, ползя
вдоль нее. Тут ему пришло в голову, что проволока может привести к румынской
части, где можно устроить порядочный аврал огнем из автомата.
Через час проволока привела в бурьян. Всмотревшись в рассветную мглу,
Негреба увидел трех коней и поодаль часового. Кони, почуяв человека,
захрапели, и пришлось долго выжидать, пока они привыкнут. За это время
Негреба надумал, что можно снять часового, вскочить на коня и помчаться по
деревне, постреливая из автомата. Он медленно пополз к часовому, держа в
левой руке автомат, в правой - кинжал. Именно эта правая рука провалилась на
ползке в непонятную яму и тотчас уперлась во что-то мягкое. Его кинуло в
жар, и он замер на месте. Откуда-то из-под земли шли громкие голоса.
Наконец он понял: мягкое и упругое препятствие оказалось одеялом,
закрывавшим отдушину погреба. Там слышался чужой говор, звенели шпоры,
стучала пишущая машинка. Негреба осторожно прорезал кинжалом дырку и
заглянул в погреб. Очевидно, это был штаб батальона, может быть, полка.
Румынские офицеры сгрудились у стола за картой, по которой им что-то
раздраженно показывал черноусый и давно не бритый пожилой офицер. В углу на
корточках сидели телефонисты. Они подозвали одного из офицеров, и тот начал
кричать в трубку. Негреба под этот шум вынул из сумки гранату. Одной ему
показалось мало. Когда в подвале снова начался громкий говор, он достал
вторую, потом третью и связал их вместе. Он собрался было кинуть их в
отдушину, но тут зацокали копыта, и к погребу подскакали еще двое. Негреба
дал им войти и тотчас же похвалил себя за это: все офицеры в подвале
вытянулись и встали "смирно" - очевидно, один из вошедших был большим
начальником.
Негреба швырнул гранаты в отдушину и кубарем покатился в бурьян.
Часовой крикнул, но в подвале грянуло и рвануло, и часовой исчез неизвестно
куда.
Уже рассвело, когда Негреба вышел в тыл переднего края румынских
окопов. Он залег в копне и стал выжидать. Промчался одинокий всадник. Он
скакал во весь дух, оглядываясь и пригибая голову к шее коня. Негреба навел
на него автомат, но где-то близко простучала очередь, и всадник свалился.
Негреба обрадовался: видно, рядом прятался еще один наш парашютист. Снова
застучал автомат, и Негреба понял, что он бьет из кустов рядом.
Он решил переползти по кукурузе к товарищу (все же вдвоем лучше), но
тут завыли мины и стали рваться у кустов одна за другой, и автомат замолк.
Тогда из ложбинки показалось несколько румын, беспрерывно стреляющих по
кустам, где сидел неизвестный Негребе товарищ. Негреба в их трескотню
добавил свою очередь. Несколько румын упало, остальные кинулись в кукурузу.
Все снова стихло, только издали доносилась стрельба. Он пополз к кустам и
нашел там Леонтьева. Тот лежал ничком, подбитый миной. Негреба повернул его.
Леонтьев открыл глаза, но тут же закрыл их и негромко сказал:
- Миша... пристрели... не выбраться...
Негреба взглянул в его белое, восковое лицо и вдруг отчетливо понял,
что тут, в этих кустах, он найдет и свой собственный конец: пронести
Леонтьева через фронт один он не сможет, оставить его здесь или выполнить
его просьбу - тоже. Все в нем похолодело и заныло, и он ругнул себя - нужно
ему было лезть сюда... Шел бы сам по себе, целый и сильный, выбрался бы...
Но хотя жалость к себе и своей жизни, с которой приходится расставаться
из-за другого, и сжимала его сердце, он прилег к Леонтьеву и сказал так
весело, как сумел:
- Это, друг, всегда поспеется... Сперва перевяжу... Отсидимся: двое -
не один...
На перевязку ушли оба пакета - леонтьевский и свой. Леонтьев
почувствовал себя лучше. Негреба устроил его поудобнее, всунул ему в руки
автомат и сказал:
- Ты за кинжальную батарею будешь. Лежи и нажимай спуск, только и
делов! Отобьемся. Слышь, наши близко.
В самом деле, впереди, за румынскими окопами, шла яростная стрельба.
Видимо, десантный полк атаковал румын. Но от этого было не легче: скоро
румыны, выбитые из окопов, хлынут назад, и кустик с двумя моряками окажется
как раз на пути их отступления. Надо было приготовиться к этому. Негреба
выложил перед собой гранаты, запасной диск к автомату и повернулся к
Леонтьеву:
- Гранаты у тебя есть?
- Есть, - ответил тот, примеряясь, сможет ли он хоть немного водить
перед собой автоматом. - Три штуки. Гранаты возьми, а диск мой не тронь. Сам
стрелять буду... Наложим их, Миша, пока дойдут, а?
- Факт, наложим, - сказал Негреба, и они замолчали.
Бой приближался. Стрельба доносилась все ближе. Солнце уже грело
порядочно, и теплый, горький запах трав подымался от земли. Ждать последнего
боя - и с ним смерти - было трудно. Сбоку, метрах в трехстах, виднелась
глубокая балка, где можно было бы отлично держаться и бить румынских
фашистов с фланга. Но перенести туда Леонтьева он не мог.
Он заставил себя смотреть перед собой, на ложбинку, откуда должны были
появиться враги. И уже хотелось, чтобы это было скорее: ему показалось, что
нервов у него не хватит и что, если это ожидание еще продлится, он оставит
Леонтьева в кустах и один поползет к балке, в сторону от пути отходящих
батальонов.
- Наши сзади, - сказал вдруг Леонтьев. - Слышишь?
Негреба и сам слышал сзади четкие недолгие очереди, но боялся этому
верить. Леонтьев зашевелился и закричал слабым, хриплым голосом:
- Моряки!.. Сюда!..
Он пытался подняться, но снова упал на траву. Негреба высунул голову из
куста и в желтой кукурузе увидел неподалеку черную бескозырку, левее -
вторую. Он встал во весь рост и замахал рукой:
- Моряки!.. Перепелица, чертяка, право на борт, свои!
Два парашютиста перебежали по кукурузе к кустам.
Это были Перепелица и Котиков. Они прилегли в куст, и Негреба наскоро
сообщил им обстановку и свой план: перебежать в балку и бить отходящих румын
с фланга.
- Тут нам не позиция, тут нас, как курей, задушат, - сказал он. -
Тащите Леонтьева, я прикрывать буду.
Котиков и Перепелица подняли раненого. Тот стиснул зубы и закрыл глаза:
каждый толчок на бегу отдавался острой болью. До балки оставалось еще метров
восемьдесят, когда из ложбинки затрещали выстрелы и выскочило больше десятка
румын. Негреба ответил огнем из автомата, но и остальным двоим пришлось
положить Леонтьева и тоже вступить в бой. Отбившись, моряки наконец
скатились в балку и там нашли еще одного парашютиста - Литовченко. Он лежал,
хозяйственно обложившись гранатами и выставив из травы черное дуло автомата.
Увидев краснофлотцев, он возбужденно сказал:
- А я уж думал - мне труба! Лежу один как перст, а их сейчас попрет -
только считай... Ну, теперь нас сила!
Леонтьев был без сознания. Негреба осмотрел повязки: они были в крови.
Тогда он снял с себя форменку, разорвал ее и сделал новую перевязку.
Перепелица тем временем достал бисквиты и шоколад.
- Позавтракаем пока, что ли, - сказал он. И остальные тоже вынули свои
пайки. Но сухие бисквиты не лезли в горло, а шоколад забивал рот и
проглотить его было трудно. Во рту пересохло от бега, солнце уже пекло, и
каждый из них дорого дал бы за глоток воды. Но все, оказывается, опорожнили
свои фляги еще ночью. Только у Литовченко случайно оказалось немного воды, и
он протянул фляжку Негребе:
- Дай ему. Горит человек.
Негреба осторожно влил воду в рот Леонтьева. Тот глотнул и открыл
глаза.
- Держись, Леонтьич, - сказал Негреба, - гляди, нас теперь сколько...
Факт, пробьемся!
Леонтьев не ответил и снова закрыл глаза. Перепелица негромко сказал:
- Поперли руманешти, гляди...
И точно, из ложбинки прямо на те кусты, где недавно еще были моряки,
выбежала первая толпа отступающих румын. Впереди всех и быстрее всех бежало
шесть немцев-автоматчиков. Они добежали до кустов, залегли и открыли огонь
по отступающим румынам.
- Вот это тактика! - удивился Негреба. - Что ж, морячки, поможем
немцам?.. Только чур не по-ихнему: прицельно бить, не очередями.
Он засучил рукава тельняшки и выстрелил первым в офицера,
размахивающего пистолетом. Из балки во фланг отступающим ударили пули
моряков.
Можно было и не стрелять. Румыны не заметили бы этой горсточки,
спрятанной в балке, и моряки прошли бы к себе в тыл без потерь. Но они
стреляли, открывая огнем свое присутствие здесь, стреляли, потому что каждый
выстрел уничтожал еще одного врага, стреляли, помогая атаке десантного
полка.
Под этим огнем офицерам не удалось ни остановить, ни собрать выбежавшие
из окопов роты. Тогда немецкие автоматчики перенесли огонь на моряков, и
кто-то из офицеров собрал десятка два солдат и повел их на балку. Это был
уже настоящий бой. Моряки отбили две атаки. Наконец волна румын прошла,
оставив в кукурузе и у балки неподвижные тела. Перепелица оглянул поле боя.
- Порядком наложили! - сказал он удовлетворенно. - А как у нас с
патронами, ребята?
С патронами было плохо. На автоматчиков и на отражение двух атак моряки
израсходовали почти весь запас. Это было тем хуже, что теперь должны были
побежать румыны соседнего участка, и, по всем расчетам, они неминуемо должны
были наскочить на балку. Негреба предложил повторить маневр и перебраться в
соседнюю, которая опять окажется с фланга отступающих, но, посмотрев на
Леонтьева, сам отказался от этой мысли. Моряки помолчали, обдумывая. Потом
Негреба сказал:
- Что ж... Видно, тут надо держаться. Патроны беречь на прорыв.
Отбиваться будем только гранатами. По тем, кто вплотную набежит.
Они замолчали, выжидая, когда появятся враги. Потом Перепелица достал
из мешка офицерский пистолет и посмотрел обойму.
- Шесть патронов, - сказал он. - А нас пятеро, Хватит. Разыграем, что
ли, кому? Понятно?
- Понятно, - сказал Литовченко.
- Ясно, - подтвердил Котиков.
- Точно, - добавил Негреба.
Он сорвал четыре травинки и откусил одну, подровняв концы, зажал в
кулак и протянул Литовченко.
- Откуда у тебя ихний пистолет? - спросил тот Перепелицу, вытягивая
травинку, и закончил облегченно: - Не мне, длинная.
- Пристукнул ночью офицера, - ответил Перепелица. - Вещь не тяжелая, а
пригодится... Тащи ты, Котиков.
- Может, лучше свои патроны оставить? - раздумчиво сказал тот,
осторожно таща травинку. - Погано ихними-то пулями...
Его травинка тоже оказалась длинной.
- Коли ранят, с автоматом не управишься, а этим и лежа всех достанешь,
- сказал Перепелица деловито и потянул травинку сам. - Тоже длинная.
Выходит, Миша, тебе... Только ты не торопись. Когда вовсе конец будет,
понятно?
- Ясно, - сказал Негреба и положил пистолет под руку.
- Кажись, пошли, - негромко сказал Котиков. - Ну, моряки... Коли ничего
не будет, свидимся.
И моряки замолчали. Только изредка стонал Леонтьев. Перепелица
перекинул Негребе бушлат:
- Прикройся. Лежишь, что зебра полосатая. За версту видать.
- Все одно видать, - ответил Негреба. - Лучше уж так. Хоть увидят, что
моряки.
И они снова замолчали, вглядываясь в лавину румын, покатившуюся к
балке.
Румыны выбегали из окопов, падали на землю, отстреливаясь от кого-то,
кто наседал на них, снова вскакивали, перебегая метров на пять-шесть. Они
двигались плотной цепью, почти рядом друг с другом, и с каждой перебежкой
все ближе и ближе были к горсточке моряков. Около сотни их побежали прямо на
балку, видимо чуя, что они смогут укрыться от огня преследующих их моряков
десантного полка. Они еще раз залегли, отстреливаясь, потом, как по команде,
вскочили и ринулись к балке.
Уже видны были их лица, небритые, вспотевшие, искаженные страхом. Они
были так близко, что тяжелый запах пота, казалось, ударял в нос. Они бежали
к балке молча и дружно.
И тогда на их пути встал Негреба, встал во весь рост - крепкий и
ладный, в полосатой тельняшке, с автоматом в левой руке и с поднятой
гранатой в правой.
- Эй, антонески, огребай матросский подарок! - крикнул он в исступлении
и швырнул гранату. Вслед за ней из балки вылетели еще три. Ахнули взрывы.
Румыны попадали. Другие отшатнулись и, петляя, двинулись по сторонам. Моряки
бросили еще четыре гранаты. Проход расширился. Перепелица крикнул:
- Мишка, а ведь прорвемся! Хватай Леонтьева!
Моряки мгновенно поняли его, и каждый свободной рукой подхватил
раненого. Они ринулись в образовавшийся проход между румынами, и Леонтьев от
боли пришел в себя и снова стиснул зубы, чтобы вытерпеть этот стремительный
яростный бег. Они проскочили уже самую гущу, когда он увидел, что румыны
кинулись за ними. Он разжал зубы и глянул на Перепелицу.
- Бросьте меня... Пробивайтесь...
Перепелица выругал его на бегу, и он замолчал.
Румыны подскочили уже близко. Моряков было всего пятеро, а их сотни.
Враги, видимо, поняли это и решили взять моряков живьем. Рослый солдат
прыгнул на Перепелицу, пытаясь ударить его штыком. Котиков выпустил ногу
Леонтьева и выстрелил румыну в затылок, но другой кинулся на него.
Перепелица подхватил румынскую винтовку и сильным ударом штыка повалил
солдата, за ним второго и третьего. Потом он бросил винтовку, сорвал с пояса
гранату и далеко кинул ее в подбегавших солдат. Те отшатнулись, но граната
взорвалась среди них. Оставшиеся в живых залегли и открыли огонь. Пули
засвистели вокруг моряков. Перепелица упал и крикнул:
- Тащите вдвоем, мы с Котиковым задержим!
Моряки тоже упали в траву и стали отстреливаться последними патронами.
Негреба и Литовченко тащили ползком Леонтьева, а остальные двое ползли за
ними, сдерживая румын редким, но точным огнем. Наконец те отстали, спеша
уйти в тыл, а моряки неожиданно для себя провалились в опустевший румынский
окоп.
Тут они опомнились и осмотрелись: у Котикова пулей была пробита щека, у
Перепелицы две пули сидели в ляжке. Литовченко тоже обнаружил, что он ранен.
На перевязки ушли все форменки.
Румыны были уже далеко за кустами, и впереди, очевидно, были только
свои. Моряки устроили Леонтьева в окопе поудобнее, принесли ему воды, обмыли
и напоили, положили возле него румынский автомат и гранаты, найденные в
окопе. Он смотрел на все эти заботы, слабо улыбаясь, и глаза его, полные
слез, лучше всяких слов говорили о том, что было в его душе. Взгляд этот,
вероятно, смутил Негребу, потому что он встал и сказал с излишней
деловитостью:
- Полежи тут, больше трясти не будем. Сейчас носилки пришлем. Идем
своих искать.
И они встали в рост - четыре человека в полосатых тельняшках, в черных
бескозырках, окровавленные, перевязанные обрывками форменок, но сильные и
готовые снова пробиваться сквозь сотни врагов.
И, видимо, сами они поразились своей живучей силище. И Перепелица
сказал:
- Один моряк - моряк, два моряка - взвод, три моряка - рота... Сколько
нас? Четверо?.. Батальон, слушай мою команду: шагом... арш!
1942
Черкашин «Кукла» (приложение)
Продуктивная деятельность
1. Лепка «Танк Т-34»
2. Аппликация «Открытка»
Физическое развитие
1. Подвижные детские игры «В окопе», «Выручай» (на основе «Чай, чай выручай»
2. Метание «гранаты» (мешочек с песком)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...
победа деда-моя победа
сценарий, посвященный Дню Победы...
методическая разработка спортивно-музыкального праздника ко Дню Победы на свежем воздухе "Салют Победы"
разработка интегрированного мероприятия для старших дошкольников...
Вперед, к Победе. (сценарий праздника Победы с участием пап воспитанников)
Совместная Работа с родителями. Патриотическое воспитание детей......
Накануне празднования Дня Победы в нашем детском саду прошла акция - "Стихотворение Победы" посвященная 75 - летию Дня Победы. День Победы в детском саду – это праздник мира, дань мужеству и героизму советских солдат в борьбе с фашизмом. #ЯПОМНЮЯГОРЖУСЬ
https://vk.com/id569815539?z=video569815539_456239028%2F48c5de0a0d232f5a94%2Fpl_wall_569815539...
"Письма Победы" участие во Всероссийском педагогическом конкурсе творческих работ к Дню Победы «Война. Победа. Память»
Задачи творческого проекта, посвященного 76 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.Воспитание чуткого, доброго и уважительного отношения к ветеранам, к нашим предкам, победившим в страшной вой...
Дидактическое пособие "Памятник Победы" посвященное 75-летию победы. Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы посвященной 9 мая
Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы и выставке макетов, посвященной 9 мая...