Эффективные практики создания единой информационно - образовательной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС
статья на тему
Поиск эффективных методов, повышающих качество образования, на сегодняшний день является важнейшей задачей современного общества. Высокие стандарты и требования образования XXI века затрагивают и базовую ступень образовательной системы - дошкольные образовательные учреждения (далее ДОУ), поскольку этап дошкольного детства является фундаментом дальнейшего развития личности. Одним из главных условий реализации ФГОС ДО считается создание единой информационно - образовательной среды (далее ИОС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Закревская Екатерина Васильевна
МБДОУ «Детский сад №38 комбинированного вида» г. Петропавловск-Камчатский, ул. Максутова 27А
Эффективные практики создания единой информационно - образовательной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС
Поиск эффективных методов, повышающих качество образования, на сегодняшний день является важнейшей задачей современного общества. Высокие стандарты и требования образования XXI века затрагивают и базовую ступень образовательной системы - дошкольные образовательные учреждения (далее ДОУ), поскольку этап дошкольного детства является фундаментом дальнейшего развития личности. Одним из главных условий реализации ФГОС ДО считается создание единой информационно - образовательной среды (далее ИОС).
Под ИОС понимают открытую педагогическую систему, созданную на основе различных информационных образовательных ресурсов и современных информационно - коммуникационных технологий. Данная среда направлена на осуществление непрерывной образовательной деятельности, целью которой является формирование творческой, интеллектуальной и социально–развитой личности [2,с.84]. На мой взгляд, целью единой ИОС в ДОУ является создание информационного пространства, которое позволит усовершенствовать все стороны образовательного процесса и управления им.
Каким образом осуществляется создание единой ИОС в ДОУ?
Во-первых, необходимо создать соответствующую материально-техническую базу, которая обеспечит информатизацию образовательного процесса. Для этого в ДОУ должны быть в наличии административные компьютеры, мультимедийные системы, интерактивные доски и другая необходимая компьютерная техника. Будет удобнее, если все компьютеры будут объединены единой локальной сетью.
Во-вторых, нужно обеспечить рациональное и эффективное использование современных информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ. Для этого рекомендуется сформировать электронную библиотеку, которой могут пользоваться и педагоги, и дети. В ней должны присутствовать различные дидактические и методические материалы, электронные пособия, обучающие компьютерные программы, дидактические игры, мультфильмы, видеофильмы, аудиозаписи и пр.
В - третьих, посредством единой ИОС обеспечивается информационная интеграция ДОУ с родителями (законными представителями) и педагогической общественностью. С этой целью разрабатывается механизм взаимодействия с родителями, налаживаются связи с другими ДОУ, школами, библиотеками, культурными центрами и т.д. Важным является и создание партнерских отношений с сетевыми педагогическими сообществами, благодаря участию в которых как педагоги, так и администрация ДОУ могут повышать свою квалификацию.
Необходимо отметить, что при создании единой ИОС важнейшую роль играет компьютерная грамотность педагогов, поскольку именно они являются основными «создателями» этой среды, с одной стороны, и «пользователями» - с другой. В этой связи я считаю необходимым, в первую очередь, проводить регулярный мониторинг компьютерной грамотности среди педагогов, выявляющий те проблемы, с которыми они сталкиваются в ходе использования ИКТ. Также в ДОУ целесообразно периодически проводить краткие курсы повышения компьютерной грамотности среди педагогов, связанные с конкретными задачами, например, как создать собственную презентацию, как искать и скачивать необходимую информацию (тексты, аудио, видео, изображения, программы); как загружать в сеть собственные материалы, как работать в аудио и видеоредакторах и т.д.
ФГОСами в образовательном пространстве ДОУ предусмотрены несколько областей. Рассмотрим на примере каждой из них, каким образом здесь может быть задействована ИОС (таблица 1)
Таблица 1
Использование ИКТ в разных образовательных областях
Образовательная область и задачи | ИКТ |
Область «Физическое развитие». Совершенствование функций формирующегося организма, развитие физических навыков, развитие представлений о ЗОЖ и спорте. | Обучающие презентации, использование здоровьесберегающей БОС-технологии, компьютерная диагностика А. Тяпкина «Физкультурный паспорт», электронные физкультминутки, тематические видеофильмы и т.д. |
Область «Речевое развитие». Обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления речи в разных видах детской деятельности. | Обучающие презентации, графические интерактивные модели, DVD и CD диски («Веселая азбука», «Уроки тетушки Совы», и др.); специализированные компьютерные игры («Игры для тигры», «Домашний логопед» и др.), аудиозаписи речевой работы ребенка на занятии и т.д. |
Область «Социально-коммуникативное развитие». Развитие речи и овладение навыками коммуникации | Тематические презентации, работа детей возле интерактивной доски, интерактивные планшеты для организации работы в подгруппах, парах; тематические видеоматериалы и т.д. |
Область «Художественно-эстетическое развитие». Формирование эстетического отношения к миру, развитие художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности | Тематические презентации, музыкальные аудио и видеозаписи, «виртуальные экскурсии», компьютерные программы для создания мультфильмов, обучающие музыкальные программы («Трое из Простоквашино»); детские графические редакторы (Tux Paint, FillToy) и т.д. |
Область «Познавательное разви-тие». Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение кругозора; развитие познавательных интересов | Компьютерные игры-тренажеры (в том числе, диагностические), обучающие программы (например, «От винта», «Azbuka Pro»), «конструкторы сред», компьютерные пазлы, головоломки, шахматы и шашки; детские электронные энциклопедии, «виртуальные экскурсии» и т.д. |
Кроме того несколько слов необходимо сказать о персональном веб-сайте. Сейчас ни для кого ни секрет, что свой личный сайт, страничка или группа в соцсетях является своеобразной визитной карточкой специалиста. На своём веб-сайте воспитатель может поделиться своими педагогическими находками, уникальными методиками, представить методические разработки, конспекты уроков, давать мастер-классы для коллег, организовывать вебинары, выкладывать отчеты и видеозаписи проведенных занятий и мероприятий. Личный веб-сайт - это своеобразное портфолио деятельности педагога. Грамотно и эстетически оформленный, с тщательно подобранным контентом он поможет воспитателю проявить себя и в качестве специалиста, и как индивидуальность; будет способствовать творческому поиску и профессиональному росту.
Включение родителей в единую ИОС ДОУ - также сложный, но интересный процесс, требующий нестандартного подхода. Большинство родителей на сегодня являются уверенными пользователями ПК и Интернета. В первую очередь, благодаря сайту ДОУ и личным сайтам воспитателей родители получат свободный доступ к информации, смогут посмотреть видеозаписи с занятиями, проводимыми с их детьми, ознакомиться с содержанием образовательного процесса; календарным расписанием занятий и мероприятий. Ещё одной интересной формой работы с родителями являются онлайн конференции, проводимые в режиме реального времени. На них совместно с воспитателями, специалистами ДОУ и приглашенными специалистами, администрацией ДОУ могут обсуждаться наиболее проблемные вопросы, касающиеся работы образовательной организации или образовательного процесса. Ссылки на соответствующие ресурсы, предложенные на сайтах ДОУ и воспитателей, предоставят родителям информацию о детской психологии и педагогике. Для объединения и привлечения родителей можно использовать сотовую связь, например, создать тематическую группу в What’s App, где также можно будет обсуждать организационные и другие вопросы.
В качестве заключения, хочу отметить, что использование ИКТ позволяет повысить мотивацию детей к занятиям, помогает обеспечивать индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Особенно важно подчеркнуть, что единая ИОС отвечает запросам современных детей, большинство из которых проявляют живой интерес к ИКТ, и позволяет трансформировать этот интерес в познавательный, направить внимание детей не на пустое времяпровождение за компьютером, а занимательный и полезный процесс овладения новыми знаниями, умениями и навыками. Для меня же, как для педагога, единая ИОС упрощает и ускоряет многие процессы: подготовку к занятиям, заполнение различной документации и т.д. Появились возможности для обмена опыта с коллегами как из нашего города, так из других регионов России, что является ценным не только для моего профессионального роста, но и позволяет мне внести личный вклад в наше общее дело - воспитание и обучение подрастающего поколения.
Список литературы:
- Богданова М. Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС [Электронный документ] URL:http://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-informaciono-obrazovatelnoi-sredy-dou-v-ramkah-vnedrenija-fgos-do.html
- Вараксина О.В. Эффективные практики реализации элементов ЕИОС образовательной организации в условиях реализации ФГОС // Сборник материалов всероссийской заочной научно-практической конференции «Эффективные практики реализации элементов Единой информационной образовательной среды образовательной организации в условиях реализации ФГОС». - М.: Издательство Перо, 2016. - С.84-86. [Электронное издание]
- Шахторина Н.Н. Использование информационных технологий в работе с родителями в ДОУ // Сборник материалов всероссийской заочной научно-практической конференции «Эффективные практики реализации элементов Единой информационной образовательной среды образовательной организации в условиях реализации ФГОС». - М.: Издательство Перо, 2016. - С.685-690. [Электронное издание]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/02/picture-54787.jpg)
ПРОЕКТ «ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе»
Проект по организации информационно-образовательной среды в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-14099-1453970664.jpg)
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС
Психологически безопасной образовательной средой, по словам И. А. Баевой, можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели инде...
Статья по теме : "Опыт создания модели информационно-образовательной среды с учётом требований ФГОС ДО".
Статья раскрывает инновационные подходы к организации ППРС с учётом требований ФГОС ДО....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/30/picture-1291512-1609306241.jpg)
СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДО
Педагоги нашего ДОУ практически с первых дней действия мер по профилактике распространения пандемии короновируса начали проводить занятия в дистанционном режиме. Дистанционный формат работы стал возмо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/05/picture-1332345-1620225787.jpg)
Благодарственное письмо за активное участие в работе городского круглого стола «Формирование цифровой образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 17.02.2021
Благодарственное письмо за активное участие в работе городского круглого стола «Формирование цифровой образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 17.02.2...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/16/picture-867287-1481888526.jpg)
«Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС», (дистанционная)
Повышение квалификации за межаттестационный период «Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС», (дистанционная)г. МоскваООО «Междун...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/26/picture-964385-1509000702.jpg)
Создание безопасной информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении, как условие достижения нового качества образования.
В статье раскрыты аспекты создания информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении....