Программа психологического сопровождения дошкольного объединения "Каледоскоп"
рабочая программа на тему

Боева Татьяна Анатольевна

В программе представлена система психологического сопровождения дошкольного объединения в дополнительном образовании. Рассмотрены различные виды работ, предложен примерный план на учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа «Содружество»

Программа психологического сопровождения дошкольного объединения «Калейдоскоп»

Педагог-психолог

Боева Татьяна Анатольевна

Программа психологического сопровождения дошкольного объединения «Калейдоскоп»

Главная цель деятельности психолога в образовании – содействие психологическому здоровью детей. (Дубровина И. В., 1997)

Основное средство достижения цели – создание условий нормального развития субъективности ребенка. Можно выделить 3 группы условий, оказывающих определяющее влияние на развитие ребенка:

  1. Интрасубъектные условия – внутренний мир переживаний ребенка.
  2. Интерсубъктные (микросоциальные) условия – система связей и отношений ребенка с естественным человеческим окружением.
  3. Экстрасубъектные условия – с одной стороны, внешние (средовые) обстоятельства жизни детей: социо-культурные факторы, экологические и экономические влияния; с другой – нейрофизиологические и психодинамические особенности, темперамент и характер ребенка.

Сопровождающая работа проводится с детьми, родителями и педагогами студии подготовки к школе «Дошколенок», что обусловлено предстоящим переходом детей к школьному обучению и связанным с ним переживанием детьми 5,5 – 7-ми лет возрастного кризиса. Психологическое сопровождение дошкольной студии основывается на следующих принципах:

  • подготовка детей к вхождению в школьную жизнь;
  • профилактика психологического здоровья детей.

Психологическое сопровождение осуществляется в следующих видах деятельности:

1. Консультирование по проблеме психологической готовности к школе включает в себя:

  • мониторинг готовности к школе детей 5,5 – 7 лет;
  • инструктирование педагогов по результатам диагностики;
  • консультации для родителей по результатам диагностики.

Психологические обследования проводятся в 2 этапа: осенью и весной.

Цель диагностики заключается не в констатации факта готовности или неготовности ребенка к школьному обучению, а в том, чтобы выявить недостатки, слабые места в актуальном развитии ребенка, которые могут сделать проблемным его обучение в школе, а значит и дальнейшее развитие субъективности ребенка. Чтобы потом с помощью специальных методов восполнить имеющиеся пробелы или предупредить преждевременное начало обучения.

На основании проведенной диагностики выстраивается система психолого-педагогической работы с конкретными детьми, направленная на оптимизацию их развития, которая осуществляется совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей.

На групповых и индивидуальных консультациях родителям даются рекомендации по оптимизации уровня готовности ребенка к школе, обсуждаются волнующие родителей вопросы, связанные с будущим обучением, решается задача психологического просвещения – родители получают информацию о сути психологической готовности к школе, об опасностях преждевременного начала обучения.

2. Тематические психологические консультации для родителей по программе «Мамина школа».

Цель: создание дискуссионного рефлексивного пространства для оптимизации воспитательного подхода и повышения уровня психологической культуры родителей.

Работа в группе помогает родителям расширить границы их восприятия проблемы, посмотреть на нее «другими глазами», а, следовательно, лучше ее понять. Переживая трудности в общении с детьми, родители часто замыкаются в своих переживаниях, не могут от них отстраниться, становятся арефлексивны. Благодаря полученной психологической информации, а также возможности обсуждения проблемной ситуации с другими родителями, актуализируется процесс рефлексии, что благоприятно сказывается на характере отношений с детьми.

Дефицит психологических знаний у родителей зачастую является первопричиной возникновения психологических проблем у детей. В последнее время наиболее часто встречаются нарушения в воспитании детей, связанные с недооцениванием родителями опасности, которую несет в себе чрезмерное увлечение детей компьютерными играми, а также форсирование интеллектуального развития детей, раннее, несоответствующее возрасту обучение в ущерб игре.

Формы проведения групповой работы с родителями – информационные лекции, проблемные лекции, круглые столы.

3. Психологическое консультирование.

Цель: оказание квалифицированной помощи в переживании и организации решения проблемных ситуаций.

Процесс консультирования – это диалог психолога и родителя. Важное условие успешного психологического консультирования - инициатива родителя, его активность. Если родитель проявляет инициативу, обращаясь к психологу с запросом, то он осознает наличие проблемы и необходимость ее решать. Это помогает ему стать активным участником процесса консультирования, а не пассивным слушателем. Задача же психолога заключается не в решении проблемы за человека, а в том, чтобы помочь ему мобилизовать все свои ресурсы и найти в себе силы взять ответственность за ее решение (или не решение) на себя. 

        Психологическое консультирование может решать различные задачи. На одних консультациях решается задача профилактики психологического здоровья детей. «Профилактика психологического здоровья детей – деятельность, направленная на сохранение, укрепление и развитие здоровья детей на разных возрастных этапах». (Дубровина И. В., 1997)

В других случаях необходимо решать задачу реабилитации психологического здоровья детей. Тогда в процессе консультирования выявляются причины неблагополучия ребенка и разрабатываются пути его преодоления.

Опыт показывает, что ведущей причиной психологического неблагополучия ребенка является дисфункциональный характер детско-родительских отношений. В этом случае решается задача психологической реабилитации детско-взрослой общности, главным образом через оптимизацию родительской позиции взрослого, содействие развитию у него внутренней рефлексии.

Часто причиной трудностей в общении с детьми является ранняя детская нервность. Детская нервность неразрывно связана с отклонениями в поведении ребенка и всегда осложняет его воспитание. Подобные нарушения значительно легче исправляются в детском возрасте, поэтому задача психолога своевременно объяснить родителям причины трудностей в поведении ребенка и дать рекомендации по его воспитанию и преодолению данной формы детской нервности.

Одна из причин возникающих трудностей – непонимание родителями психологических особенностей детей определенного возраста или темперамента. Нередко проблемы в поведении ребенка обусловлены переживанием возрастного кризиса. В подобных случаях решается задача психологического просвещения родителей.

4. При необходимости в рамках консультирования проводится диагностика индивидуальных особенностей и уровня общего психического развития детей.

Обследование включает в себя:

  • установление контакта с ребенком;
  • работа с диагностическими материалами;
  • игровую деятельность.

Диагностическая работа тесно связана с коррекционно-развивающей. Диагностика должна быть направлена на мониторинг хода развития детей с целью профилактики и коррекции нарушений психического и психологического здоровья.

Результаты диагностики обсуждаются с родителями на консультациях. В случаях необходимости рекомендуется психокоррекционная работа или дается направление к другим специалистам, в компетенции которых помочь конкретному ребенку.

5.  Участие в родительских собраниях. На родительских собраниях используются следующие методы работы – устные сообщения и информационные тексты.

  1. Оказание пролонгированной психологической помощи. Индивидуальная коррекционно-развивающие занятия с детьми проводятся в тех случаях, когда у ребенка диагностированы нарушения психологического здоровья (эмоционального состояния, поведения, познавательной деятельности, личностного развития и пр.), которые требуют помощи специалиста. Длительность коррекционно-развивающей работы, формы и методы, используемые на занятиях, зависят от конкретной проблемы каждого ребенка.
  2. Экспертиза соблюдения педагогами норм психогигиены на занятиях.

Формы:

  • посещение занятий;
  • собеседования по вопросам психогигиенических норм с педагогами.

Соблюдение норм психогигиены – основа безопасного общественного образования, сохранения психического и психологического здоровья. Часто психогигиена понимается как соблюдение формальных условий, таких как требования к организации занятий (длительность, методические приемы и т. д.). Однако действительно искреннее, открытое общение педагога с детьми, выстраивание им отношений, основанных на понимании и принятии взрослым детской самобытности, соответствующих возрастным возможностям детей является главным условием сохранения психологического здоровья детей.

  1. Участие в методических объединениях и психолого-педагогических консилиумах.
  2. Психологическое консультирование педагогов по запросу.
  3. Мониторинг психологического здоровья детей осуществляется в следующих формах:
  • Групповая психологическая диагностика особенностей познавательной деятельности, коммуникативных навыков, особенностей эмоционально-волевой, мотивационной сферы;
  • Наблюдение психологических особенностей детей во время занятий, в том числе включенное наблюдение.

Примерный план работы на учебный год

Месяц

Число

День недели, время

Содержание работы

Примечания

Сентябрь

1 – 15

15 – 30

15 - 30

Вторник - пятница

В течение дня

Среда 10.00 – 14.00

Пятница 10.00 – 14.00

По запросу

На основании результатов психологического обследования

Собеседования по поступлению в студию Дошколенок

Диагностика психологической готовности к школе

Психологическое консультирование

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

Октябрь

1 – 31

Среда 10.00 – 14.00

Пятница 10.00 – 14.00

Вторая среда месяца 17.30 – 18.30

Третья среда месяца

16.30 – 17.30

По запросу

На основании результатов психологического обследования

Третий вторник месяца 10.30 – 12.00

По вторникам

 11.30 – 12.00

Диагностика психологической готовности к школе

«Мамина школа» Дошколенок

«Мамина школа»

Гармония, вечер

Психологическое консультирование

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

«Мамина школа»

Гармония утро

Наблюдение детей на занятиях

Ноябрь

1 – 30

Среда 10.00 – 14.00

Пятница 10.00 – 14.00

По запросу

На основании результатов психологического обследования

Вторая среда месяца 17.30 – 18.30

Третья среда месяца

16.30 – 17.30

Третий вторник месяца 10.30 – 12.00

По средам

16.30 – 17.30

Диагностика психологической готовности к школе

Психологическое консультирование

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

«Мамина школа» Дошколенок

«Мамина школа»

Гармония, вечер

«Мамина школа»

Гармония утро

Наблюдение детей на занятиях

Декабрь

1 – 31

По запросу

На основании результатов психологического обследования

Вторая среда месяца 17.30 – 18.30

Третья среда месяца

16.30 – 17.30

Третий вторник месяца 10.30 – 12.00

По средам

17.30 – 18.30

Психологическое консультирование

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

«Мамина школа» Дошколенок

«Мамина школа»

Гармония, вечер

«Мамина школа»

Гармония утро

Наблюдение детей на занятиях

Январь

По запросу

На основании результатов психологического обследования

Психологическое консультирование

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

Февраль

По запросу

На основании результатов психологического обследования

Психологическое консультирование

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

Март

Среда 10.00 – 14.00

Пятница 10.00 – 14.00

Вторая среда месяца 17.30 – 18.30

Третья среда месяца

16.30 – 17.30

По запросу

На основании результатов психологического обследования

Третий вторник месяца 10.30 – 12.00

По вторникам

 11.30 – 12.00

Диагностика психологической готовности к школе

«Мамина школа» Дошколенок

«Мамина школа»

Гармония, вечер

Психологическое консультирование

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

«Мамина школа»

Гармония утро

Наблюдение детей на занятиях

Апрель

Среда 10.00 – 14.00

Пятница 10.00 – 14.00

Вторая среда месяца 17.30 – 18.30

Третья среда месяца

16.30 – 17.30

По запросу

На основании результатов психологического обследования

Третий вторник месяца 10.30 – 12.00

По вторникам

 11.30 – 12.00

Диагностика психологической готовности к школе

«Мамина школа» Дошколенок

«Мамина школа»

Гармония, вечер

Психологическое консультирование

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

«Мамина школа»

Гармония утро

Наблюдение детей на занятиях

Май

Среда 10.00 – 14.00

Пятница 10.00 – 14.00

По запросу

На основании результатов психологического обследования

Вторая среда месяца 17.30 – 18.30

Третья среда месяца

16.30 – 17.30

Третий вторник месяца 10.30 – 12.00

По средам

16.30 – 17.30

Диагностика психологической готовности к школе

Психологическое консультирование

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

«Мамина школа» Дошколенок

«Мамина школа»

Гармония, вечер

«Мамина школа»

Гармония утро

Наблюдение детей на занятиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста".

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрожденияОдаренные дет...

Программа психологического сопровождения социально-коммуникативного развития ребенка старшего дошкольного возраста, имеющего агрессивного поведения(моделирование на песке)

Цель программы-психокоррекция и развитие коммуникативных навыков ребенка, его эмоционально-волевой сферы, а также познавательного развития и сенсорного опыта...

Программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих эмоционально-волевые и личностные проблемы в развитии на основе психопрофилактической программы по обучению диафрагмальному дыханию "Волна"

В данной программе представлен тематический план и комплекс занятий по подготовке и обучению детей диафрагмальному дыханию на тренажере"Волна" с включением методов сказко-, игро-, песочной т...

Рабочая программа психологического сопровождения и развития детей дошкольного возраста.

Рабочая программа  психологического сопровождения  и развития детей дошкольного возраста....

Программа психологического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста, обучающихся на дому.

2021 г. был запущен проект "Помощь вопреки", который реализовывался при поддержке Фонда Президентских грантов. В рамках проекта был создан комплексный подход для поддержки семей, воспи...