РАЗРАБОТКА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИСТОКИ»
статья (средняя группа) по теме
Планирование образовательной работы с детьми средней группы (4-5 лет) на 12 неделю ноября.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_planirovanie_ok1.doc | 1016.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ИСТОКИ»
Планирование образовательной работы с детьми средней группы (4-5 лет)
на 12 неделю ноября.
Свиридова Марина Юрьевна, старший воспитатель ГБОУ Центр развития ребенка – детский сад № 1787 города Москвы,
Шабанова Людмила Викторовна, старший воспитатель ГБОУ Центр развития ребенка – детский сад № 1787 города Москвы
Никифорова Юлия Анатольевна, воспитатель ГБОУ Центр развития ребенка
– детский сад № 1787 города Москвы
Коробова Евгения Павловна, воспитатель ГБОУ Центр развития ребенка
– детский сад № 1787 города Москвы
На базе Центра развития ребенка – детского сада № 1787 с сентября 2012 года действует стажировочная площадка по теме «Ребенок в многонациональном мегаполисе». До этого в течение 5 лет детский сад являлся ресурсным центром совместного пилотного проекта Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». В нашем детском саду воспитываются дети разных национальностей, поэтому работа по воспитанию у детей навыков межкультурной коммуникации, приобщению детей к традициям народов, проживающих в многонациональном московском мегаполисе, является для нашего образовательного учреждения одной из приоритетных.
Программа «Истоки» была выбрана педагогами нашего детского сада в качестве примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. И перед старшими воспитателями встал вопрос, как соединить при планировании образовательной работы с детьми обязательную часть образовательной программы учреждения с частью, формируемой участниками образовательного процесса, включить в планирование образовательную деятельность по данному направлению.
Нами используются два варианта соединения обязательности части и части, формируемой участниками образовательного процесса:
1) Разработка нового содержания тематической недели, отражающего специфику работы нашего детского сада;
2) Включение в недельное комплексно-тематическое планирование, разработанное авторами программы «Истоки», элементов образовательной работы с детьми (осуществляемой преимущественно в режимные моменты) по приоритетным направлениям работы нашего образовательного учреждения.
Образовательная деятельность по приобщению детей к традициям разных народов, проживающих в многонациональном московском мегаполисе, формированию у них навыков межкультурной коммуникации, планируется с учетом того, представители каких национальностей есть среди воспитанников нашего детского сада. Поэтому все проекты в данном направлении отталкиваются от конкретного ребенка и его семьи. Именно так строится работа по проектам «Калейдоскоп культур – Давайте знакомиться», «Приглашаем в гости», «Московские колыбельные», «По-разному об одном», «Москва многонациональная – прогулки по городу» и др. Образовательная работа, проведенная в рамках недели «Подарки овечки», была включена в качестве составной части в книгу из серии «Калейдоскоп культур»: «Давайте знакомиться – Гаджи Газимагомедов».
Работа по приобщению детей к традициям разных народов строится на принципах деятельностного подхода, интеграции образовательных областей при решении задач развития личности ребенка-дошкольника. Принцип цикличности предполагает включение содержания одной недели в содержание образовательной работы в течение других недель, как в непосредственной образовательной деятельности, так и деятельности, осуществляемой в режимные моменты и в процессе взаимодействия с родителями. Так, при реализации проекта «Пусть всегда будет солнце» в конце учебного года, когда дети разных групп создавали образы солнышек в традиционной одежде и обуви разных народов, это содержание послужило основой для выбора образа солнышка воспитанниками этой группы.
Определение времени включения дополнительной недели, содержание которой разрабатывается нами самостоятельно, зависит от содержания предыдущей и последующей недель в планировании, разработанном авторами программы «Истоки». Данная неделя, получившая название «Подарки овечки», органично вписывалась между одиннадцатой и двенадцатой неделями ноября, на которых предусмотрено знакомство детей с предметами одежды и обуви. Название недели выбирается таким образом, чтобы оно было понятно не только педагогам и родителям, но и детям этого возраста.
Региональным компонентом в деятельности дошкольных образовательных учреждений Москвы является реализация новых образовательных проектов, направленных на использование уникальной социокультурной среды московского мегаполиса, одним из которых является проект «Музей и дети». В методических рекомендациях по реализации этого проекта подчеркивается, что посещение музея детьми дошкольного возраста должно обязательно сопровождаться предварительной и последующей работой в дошкольном образовательном учреждении.
При разработке содержания образовательной деятельности учитываются не только приоритетные направления работы детского сада, но и уровень развития воспитанников группы и их индивидуальные особенности. В связи с тем, что у многих детей сейчас плохо развиты навыки пользования ножницами и клеем, в разработанное содержание было включено создание аппликативной работы в рамках непосредственно образовательной деятельности. В НОД была также включена образовательная деятельность, направленная на развитие у детей элементарных математических представлений и развитие речи.
Обсуждаемый в настоящее время Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, переход на который будет осуществлен в ближайшее время, ориентирует дошкольные образовательные учреждения на выстраивание образовательной работы с дошкольниками по 5 образовательным областям: социальное-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Представляемый нами на конкурс материал содержит варианты распределения содержания как по 10 образовательным (в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, действующими в настоящее время), так и по 5 образовательным областям в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Все эти факторы были учтены при планировании содержания образовательной работы с детьми в рамках недели «Подарки овечки».
Дни недели | Временные отрезки дня | Совместная деятельность воспитателя с детьми и самостоятельная деятельность детей | Образовательные области и задачи по ФГТ | Образовательные области и задачи по ФГОС ДО |
1 день | Утро | Индивидуальная беседа с детьми о том, кто в какой одежде пришел. Сравнение предметов одежды, какие надевают в теплую, какие – в холодную погоду. Игры по инициативе детей. | «Познание» «Коммуникация» Уточнять представления о предметах одежды, как они называются, из каких материалов сделаны. «Социализация» | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» Уточнять представления о предметах одежды, как они называются, из каких материалов сделаны. «Социально-коммуникативное развитие» |
До завтрака | Рассматривание и обсуждение в группе коллекции предметов одежды, связанных из хлопчатобумажных и шерстяных ниток, их сравнение (пушистые, гладкие, греют, щекочут и др.) | «Познание» Уточнять представления о предметах одежды. «Коммуникация» Обогащать словарь прилагательными и глаголами. | «Познавательное развитие» Уточнять представления о предметах одежды. «Речевое развитие» Обогащать словарь прилагательными и глаголами. | |
После завтрака НОД | «Откуда берется шерсть?» - рассматривание ниточек, нескрученной шерсти, определение свойств шерсти (скручивается, длинная – короткая, толстая – тонкая, мягкая – колючая, прочная, рвется – не рвется и т.п.); - экспериментирование с нескрученной шерстью, как из шерсти получается нитка; - рассказ об овечке, которая подарила нам шерсть для носков, шапочек, шарфиков и др., рассматривание иллюстраций с изображением овечек до и после стрижки. - показ воспитателем, как из ниточек получаются шапочки, шарфики и др.: вязание небольших образцов на спицах и крючком. Физическая культура: построение в круг (всей группой, самостоятельно); ползание по наклонной поверхности; бег наперегонки в парах, тройках. | «Познание» Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, любознательность, познавательную активность. «Коммуникация» Активизировать и обогащать словарь прилагательными и глаголами. «Физическая культура» Разучивать построение в круг. Закреплять умение ползать по наклонной поверхности. Развивать быстроту.
| «Познавательное развитие» Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, любознательность, познавательную активность. «Речевое развитие» Активизировать и обогащать словарь прилагательными и глаголами. «Физическое развитие» Разучивать построение в круг. Закреплять умение ползать по наклонной поверхности. Развивать быстроту. | |
Прогулка | Наблюдения в природе за осенними изменениями в природе, в образе жизни людей (одежде). Игры по инициативе детей. | «Познание» Уточнять представления детей о временах года. «Социализация» | «Познавательное развитие» Уточнять представления детей о временах года.
«Социально-коммуникативное развитие» | |
После сна | Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Подбери пару» (предметы одежды, подбор по цвету, узору и т.д.) | «Познание» Закреплять представления о предметах одежды, развивать логическое мышление, умение наблюдать и сравнивать. | «Познавательное развитие» Закреплять представления о предметах одежды, развивать логическое мышление, умение наблюдать и сравнивать. | |
Вечер | Экскурсия в музей «Русская изба»: - рассматривание русских старинных предметов быта: прялка, чесалка, веретено; - демонстрация того, как раньше на Руси пряли шерсть; - отгадывание загадки «Кто ни в жару, ни с стужу не снимает шубу? Кто не прядёт, не ткёт, а всех людей одевает?» Разные виды детских игр. | «Познание» Знакомить со старинными предметами быта. «Труд» Расширять представления детей о профессиях взрослых. «Социализация» Приобщать к традициям русского народа. «Социализация» | «Познавательное развитие» Знакомить со старинными предметами быта. Расширять представления детей о профессиях взрослых. Приобщать к традициям русского народа. «Социально-коммуникативное развитие» | |
2 день | Утро | Игры по инициативе детей. | «Социализация» | «Социально-коммуникативное развитие» |
До завтрака | Рассматривание иллюстраций с изображениями домашних животных и их детенышей (овечки, ягненка, козы, козленка, коровы, теленка); беседа о том, чем питаются овцы и другие домашние животные, как люди заботятся о них. | «Познание» Обобщать представления детей о том, где живут, чем питаются, какую пользу приносят домашние животные. | «Познавательное развитие» Обобщать представления детей о том, где живут, чем питаются, какую пользу приносят домашние животные. | |
После завтрака НОД | «Наша овечка»: - аппликация с элементами рисования, создание образа овечки из бумажных форм и комочка нескрученной шерсти, дорисовывание элементов; - описание своих поделок. Музыка: материал взят из планирования к программе «Истоки»: Слушание музыки ― «Я на горку шла» (рус. нар. песня в обр. А. Мовсесян). Игра на детских музыкальных инструментах ― рус. нар. мелодия «Как у наших у ворот». Музыкальное движение ― свободная пляска «Я на горку шла» (рус. нар. песня в обр. А. Мовсесян). | «Художественное творчество» Закреплять аппликативные навыки; развивать чувство формы и композиции. «Коммуникация» Развивать описательную речь детей «Музыка» Учить узнавать знакомую мелодию. Воспроизводить ритмически оформленный, поступенный ход вниз на металлофоне или ксилофоне. Воспроизводить в легких танцевальных движениях подвижный, веселый характер русской народной пляски. | «Художественно-эстетическое развитие» Закреплять аппликативные навыки; развивать чувство формы и композиции. «Речевое развитие» Развивать описательную речь детей «Художественно-эстетическое развитие» Учить узнавать знакомую мелодию. Воспроизводить ритмически оформленный, поступенный ход вниз на металлофоне или ксилофоне. Воспроизводить в легких танцевальных движениях подвижный, веселый характер русской народной пляски. | |
Прогулка | Подвижная игра: «Волк и овцы». Игры по инициативе детей. | «Физическая культура» Развивать ловкость, быстроту реакции. Закреплять основные движения. «Социализация» | «Физическое развитие» Развивать ловкость, быстроту реакции. Закреплять основные движения. «Социально-коммуникативное развитие» | |
После сна | Дидактические игры: «Найди маму», «Кто где живет?». | «Познание» Закреплять представления о домашних животных и их детенышах» «Коммуникация» Закреплять названия домашних животных и их детенышей. | «Познавательное развитие» Закреплять представления о домашних животных и их детенышах» «Речевое развитие» Закреплять названия домашних животных и их детенышей. | |
Вечер | Игры по инициативе детей. | «Социализация» Обучать разным способам выполнения игровых действий в воображаемой ситуации | «Социально-коммуникативное развитие» Обучать разным способам выполнения игровых действий в воображаемой ситуации |
3 день | Утро | Игры по инициативе детей. | «Социализация» | «Социально-коммуникативное развитие» |
До завтрака | Дополнение коллекции вещей связанных из шерстяных ниток, свалянными из шерсти предметами (шляпы, сумки, коврики, валенки, картины из войлока и т.д.) рассматривание их. | «Познание» Уточнять представления о предметах одежды, обуви и головных уборах. «Коммуникация» Обогащать словарь прилагательными и глаголами. | «Познавательное развитие» Уточнять представления о предметах одежды, обуви и головных уборах. «Речевое развитие» Обогащать словарь прилагательными и глаголами. | |
После завтрака НОД | Развитие математических представлений: дидактические игры с математическим содержанием (повторение тем, вызывающих трудности у детей). Физическая культура: бег по кругу по одному; прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте; непрерывный бег до 1 мин. | «Познание» Закреплять ранее пройденный ранее материал. «Физическая культура» Разучивать технику бега по кругу по одному. Закреплять умение прыгать на одной ноге (правой и левой) на месте. Развивать выносливость. | «Познавательное развитие» Закреплять пройденный ранее материал. «Физическое развитие» Разучивать технику бега по кругу по одному. Закреплять умение прыгать на одной ноге (правой и левой) на месте. Развивать выносливость. | |
Прогулка | Наблюдения в природе за осенними изменениями в природе, в образе жизни людей (одежде). Игры по инициативе детей. | «Познание» Уточнять представления детей о временах года. «Социализация» | «Познавательное развитие» Уточнять представления детей о временах года.
«Социально-коммуникативное развитие» | |
После сна | Дидактические играы:«Заплатка для валенка», «Кто быстрее намотает клубок ниток». | «Познание» Развивать умение наблюдать, сравнивать, устанавливать соответствие. Социализация» Прививать интерес к русским традиционным народным играм. «Физическая культура» Развивать мелкую моторику, быстроту движений. | «Познавательное развитие» Развивать умение наблюдать, сравнивать, устанавливать соответствие. «Социально-коммуникативное развитие» Прививать интерес к русским традиционным народным играм. «Физическое развитие» Развивать мелкую моторику, быстроту движений. | |
Вечер | Мастер – класс по валянию для родителей с детьми «Как сделать цветы из шерсти» (знакомство с техникой валяния). | «Социализация» Способствовать приобщению детей к ценности семейного общения. Приобщать к традициям русского народа. Развивать самостоятельность в деятельности. «Труд» Знакомить с профессиями взрослых (валяльщик). «Познание» Развивать любознательность, познавательную мотивацию. | «Социально-коммуникативное развитие» Способствовать приобщению детей к ценности семейного общения. «Познавательное развитие» Расширять представления о профессиях взрослых (валяльщик). Развивать любознательность, познавательную мотивацию. | |
4 день | Утро | Игры по инициативе детей. | «Социализация» | «Социально-коммуникативное развитие» |
До завтрака | Рассматривание иллюстраций с изображением овечек, пасущихся на горных склонах, видами гор Дагестана, каменными овчарнями. | «Познание» Расширять представления детей о домашних животных. | «Познавательное развитие» Расширять представления детей о домашних животных. | |
После завтрака НОД | «Домик для овечки»: - беседа с детьми о том, где живут овцы и другие домашние животные, - конструирование из строительного материала домика для овечки. Музыка: материал взят из планирования к программе «Истоки»: Музыкальное движение ― упражнение «Пружинки и прыжки» (рус. нар. песня «Посеяли девки лен»); упражнения к русской народной пляске: притопы, «каблучки», полуприседания, кружение на беге. Танцы ― рус. нар. пляска «По улице мостовой»; игра-пляска с пением «Зимняя игра» (музыка, слова и движения А. Мовсесян) | «Познание» Обобщать представления детей о том, где живут домашние животные. Учить выделять пространственные характеристики постройки (высоту, длину, ширину); формировать умение создавать постройку в соответствии с заданными условиями. «Музыка» Повторять подготовительные упражнения к танцам, упражнения к русской народной пляске: притопы, «каблучки», полуприседания, кружение на беге, хороводы. Развивать свободу и выразительность движений. | «Познавательное развитие» Обобщать представления детей о том, где живут домашние животные. Учить выделять пространственные характеристики постройки (высоту, длину, ширину); формировать умение создавать постройку в соответствии с заданными условиями. «Художественно-эстетическое развитие» Повторять подготовительные упражнения к танцам, упражнения к русской народной пляске: притопы, «каблучки», полуприседания, кружение на беге, хороводы. Развивать свободу и выразительность движений. | |
Прогулка | Наблюдения в природе за осенними изменениями: деревья, кустарники, травы на участке. Игры по инициативе детей. | «Познание» Уточнять представления детей о временах года. «Социализация» | «Познавательное развитие» Уточнять представления детей о временах года. «Социально-коммуникативное развитие» | |
После сна | Просмотр видеофильма о том, как на Руси делают валенки, а на Кавказе валяют бурки из шерсти. | «Познание» Расширять представления детей о свойствах и процессе создания разных предметов. | «Познавательное развитие» Расширять представления детей о свойствах и процессе создания разных предметов. | |
Вечер | Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства. Рассматривание коллекции кукол в национальной одежде и обуви русского народа и народов Кавказа (валенки, кожаные мягкие сапоги и чувяки, овчинные тулупы и бурки). | «Познание» Расширять представления детей об одежде (традиционной и современной). | «Познавательное развитие» Расширять представления детей об одежде (традиционной и современной). | |
5 день | Утро | Игры по инициативе детей. | «Социализация» | «Социально-коммуникативное развитие» |
До завтрака | Оформление выставки традиционных предметов быта русского народа и народов Дагестана (с участием родителей). | «Социализация» Воспитывать чувство принадлежности к своей семье. «Познание» Формировать элементарные представления о родной стране. | «Социально-коммуникативное развитие» Воспитывать чувство принадлежности к своей семье. «Познавательное развитие» Формировать элементарные представления о родной стране. | |
После завтрака НОД | «По камушкам вдоль речки» - составление описательных загадок о домашних животных; - речевые игры и упражнения на отработку произношения звуков ш, ж; - проведение пальчиковой гимнастики: «У овечках на шубках колечки, те овечки пасутся у речки…» и «По воду». «Физическая культура»: прыжки на одной ноге (правой, левой) на месте; построение в колонну по одному (самостоятельно); броски и ловля мячей различного диаметра Подвижная игра: «Овечки в горах». | «Коммуникация» Учить составлять короткий текст-описание. Стимулировать игры со словами и звуками. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков ш, ж. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат. «Физическая культура» Разучивать технику прыжков на одной ноге на месте. Совершенствовать умение строиться в колонну по одному (самостоятельно). Развивать ловкость. | «Речевое развитие» Учить составлять короткий текст-описание. Стимулировать игры со словами и звуками. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков ш, ж. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат. «Физическое развитие» Разучивать технику прыжков на одной ноге на месте. Совершенствовать умение строиться в колонну по одному (самостоятельно). Развивать ловкость. | |
Прогулка | Наблюдения в природе за осенними изменениями: деревья, кустарники, травы на участке. Игры по инициативе детей. | «Познание» Уточнять представления детей о временах года. «Социализация» | «Познавательное развитие» Уточнять представления детей о временах года. «Социально-коммуникативное развитие» | |
После сна | Дидактические игры: «Подбери пары обуви – две туфельки, два сапога, два калоши, два валенка»; «Подбери калоши к валенкам». | «Познание» Учить определять величину предметов и сравнивать их: длинный – короткий, длиннее – короче, высокий – низкий, выше – ниже. | «Познавательное развитие» Учить определять величину предметов и сравнивать их: длинный – короткий, длиннее – короче, высокий – низкий, выше – ниже. | |
Вечер | Просмотр мультфильма по сказке народов Дагестана «Шейдулла-лентяй» из цикла «Гора самоцветов»; обсуждение заставки к мультфильму о разных народах, населяющих нашу страну. | «Познание» Формировать представления детей о родной стране. | «Познавательное развитие» Формировать представления детей о родной стране. | |
Выходные дни | Создание коллективной работы из не скрученной шерсти, шерстяных ниток и бумаги "Козочки и овечки пасутся у речки" | "Художественное творчество" Развивать композиционные навыки детей, умение работать в группе. | "Художественное творчество" Развивать композиционные навыки детей, умение работать в группе. | |
Совместная экскурсия с детьми и их родителями в музей валенка. Оформление работ «Необычный валенок» по впечатлениям от посещения музея валенка. | «Познание» Расширять представления детей о свойствах и производстве разных бытовых предметов. «Социализация» Способствовать приобщению детей к ценности семейного общения. | «Познавательное развитие» Расширять представления детей о свойствах и производстве разных бытовых предметов. «Социально-коммуникативное развитие» Способствовать приобщению детей к ценности семейного общения. |
На следующей неделе в планирование образовательной деятельности, разработанное авторами программы «Истоки», вносятся следующие дополнения:
1 день. Утро: Оформление стенда для родителей с информацией о валенках.
Прогулка: Разучивание стихотворения С.Соложенкиной «На прогулке».
2 день. После сна: Чтение сказки С.Волкова «Старенькие валенки».
3 день. Прогулка: Подвижная игра «Сапожник».
4 день. Вечер: Самостоятельная художественная деятельность детей совместно с родителями «Украшение валенка».
5 день. Утро: Организация выставки работ родителей с детьми «Необычный валенок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательно-образовательной работы по реализации основной общеобразовательной программы на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» с детьми седьмого года жизни подготовительной группы.
Сентябрь 02.09.2013 – 27.09.2013...
Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образован
Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА МБДОУ№41 с учетом федеральных государственных общеобразовательных стандартов дошкольного образования (подготовительная группа) составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От ро
Рабочая программа составлена с учетом интеграции образовательных областей, содержанием детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, расчитанную на один учебный год....
Рабочая образовательная программа воспитателя второй младшей группы с учетом ФГОС ДО составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Вас
Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы (Далее – Программа) разработана, как составляющая часть основной общеобразовательной программой МКДОУ ДЕТСКИЙ САД «Березка» в соо...
Тематическое планирование взаимодействия с родителями в старшей группе на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Тематическое планирование взаимодействия с родителями в старшей группе на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы»Под ред. Н. Е...