Программа "Сулпылар"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Газизова Лэйсан Рауфовна

Программа танцевального кружка по обучению детей башкирским народным танцам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное бюджетное учреждение

Башкирский  детский общеразвивающего вида№ 25 «Теремок» г.

Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ

Принято на пед. совете №

Протокол №1 от 31.08.2017 г.

Рабочая  программа танцевального кружка «Сулпылар» по обучению детей старшего дошкольного возраста башкирским народным танцам.

(Сроки реализации: 2 года, возраст: 5-7 лет )

        

     Разработала:

Музыкальный руководитель

Газизова Л.Р.

                       

Пояснительная записка.

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.

В.Сухомлинский.

    Любой праздник в детском саду немыслим без танца. Танец всегда был и остается одним из любимых занятий детей. Плавные или ритмические движения под красивую музыку доставляют эстетическое наслаждение каждому и тем более детям, которые в силу своих возрастных наклонностей особенно стремятся к движениям, к ритмике.

  Танец имеет и большую воспитательную ценность. Осваивая его, дети не только разучивают движения, но и создают художественный образ, учатся творчески мыслить.

   Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к башкирской народной  хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где башкирское танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, что доступно детям 5-7 лет.

  В народных танцах, так же как в песнях, сказках и легендах, выражены лучшие черты стремления свободных, трудолюбивых народов. Как и всякое  искусство, танец связан с историей народов, их трудом и социально – бытовым условиями. Данная программа построена на изучении башкирского народного танца. Потребность в такой программе очень большая. Целью данной программы является ребёнок, в котором формируется система ценностей, основанная на традиционной башкирской культуре. Разученные танцевальные номера дети демонстрируют на фольклорно – обрядовых , календарных праздниках, конкурсах.

  Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству через знакомство с башкирским народным танцам, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством  башкирского хореографического искусства.

  Задачи:

Образовательные:

Обучить детей танцевальным движениям башкирского народа.

Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.

Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

Формировать умение ориентироваться в пространстве.

Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

  Воспитательные: 

 Воспитывать уважение к традициям башкирской культуры;

Воспитывать  национальную гордость за свой народ, его культурное наследие;

Сформировать систему ценностей традиционной  башкирской народной культуры.       

 Создание атмосферы радости детского творчества .

  Развивающие:

Выявлять и развивать творческие и музыкальные способности каждого ребёнка

 Развить музыкальный слух и чувство ритма.

 Развивать воображение, фантазию.

  Оздоровительные:

- Укрепление здоровья детей.

     Программа рассчитана на 2 года обучения и рекомендуется для занятий детей старшей и подготовительной групп. Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 36 ч.

   Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.

Формы работы: 

    Основной формой работы танцевального кружка является групповое занятие. Для расширения кругозора детей, расширения знаний о башкирском танце и в целом о башкирской народной культуре используются такие формы:

- Развитие творческих способностей;

- Просмотр видеозаписей башкирских народных танцев;

- Беседы о музыке, танце различного содержания;

- Слушание музыки танцевального характера;

- Знакомство с основными движениями башкирского танца;

- Отработка движений;

- Репетиции;

- Постановка танца

- Самостоятельное исполнение танцевальных миниатюр, композиций

Структура программы

1 ступень – старшая группа.

Цель: приобретение начального опыта. Знакомство с простейшими танцевальными элементами, играми, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Дети знакомятся с народной культурой, осваивают технику башкирского народного танца.

2 ступень – подготовительная группа .

Цель: знакомство с более сложными танцевальными элементами, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Продолжить изучение жанров башкирского танца. Проявление творческой инициативы.


Ожидаемый результат:

Воспитанники  должны:

- освоить понятия «ритм», «счет», и узнать, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз;

- узнавать песню, хоровод, игру по любому фрагменту;

- определять характер и жанр произведений;

- различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с началом музыкальной фразы;

- уметь двигаться в такт музыке;

- иметь навыки актерской выразительности;

- исполнять  танцы;

 -уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе  освоенных на занятиях   движений, а также придумывать собственные;

- ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль башкирской души;

      Способы определения результативности программы: 

- на каждой ступени изучаются несколько видов башкирского народного танца, песенно-плясовых игр.

-  коллективное исполнение башкирских народных танцев;

- выступления танцевального коллектива «Сулпылар» в детском саду, городских праздниках, участие в конкурсных программах, в танцевальных  конкурсах.

       Формой подведения итогов реализации данной образовательной программы являются:

- конкурсы на лучшее исполнение  коллективного танца;

- праздничные выступления («8 марта», «День матери»,«День пожилых людей», «День Республики»и  т.д.);

- фольклорные – обрядовые , календарные праздники («Сумбуля» «Кукушкин чай», «Воронья каша» , «Гусиная помощь», «Нардуган» и т.д);

- участие в смотрах, конкурсах, музыкальных вечерах.

 

Перспективный план старшая группа

Тема

Программные задачи

Количество часов

Сроки проведения

Давайте познакомимся!

Знакомство с детьми. такое танец? Основные правила поведения в танцевальном зале, правила техники безопасности;

 Выполнять легкий бег и полуприседания;

Знакомство с музыкальной игрой «Буш урын»;

Познакомить с правилами игры;

заучить слова;

Учить соревноваться в ловкости, сообразительности, наблюдательности

Знакомство с танцем «Курай»

Поках основных движений танца на видеоматериалах;

Разучить элементы танца :

-ходьба хороводным шагом по кругу;

-тройные притопы на месте;

-прищелкивание пальцами(девочки);

-ужение и расширение круга тройными притопами;

 Учит кружиться вокруг себя через левое плечо;

4 занятий

Сентябрь

Мой край родной.

Муз.ритм.движ. упражнения для гибкости

Повторение и закрепление пройденных движений:

Учить двигаться двумя кругами;

Кружение дробным шагом в левую сторону

Учить ходить по диагонали к левому и правому углу4

Прививать любовь к родному краю;

Исполнение танца с костюмами на празднике «Республики Башкортостан»

4 занятий

Октябрь .

Осенние дорожки

Муз.ритм.движ. Формировать  навыки  ходьбы, исполнять  ритмические  подскоки;

Игра : Познакомить с новой игрой «Зайцы и лиса» - Легко прыгать на двух ножках, учить исполнять свободные, характерные движения образа лисы

учить исполнять полуприседания с выставлением ног на пятку;

4 занятий

Ноябрь

Новогодний хоровод

Закрепить игру «Зайцы и лиса»

Танец «Круговая пляска» Учить ходить простым шагом, в конце выполнять тройной притоп;

учить кружиться дробным шагом; боковым приставным шагом;

учить ритмично сужать и расширять круг

Формировать устойчивое отношение к занятиям

4 занятий

3 неделя

Зимние игры

Закреплять навыки бега ,различного шага и ходьбы;

Знакомство с игрой «Нардуган», заучить слова; выполнять характерные движения с текстом;  

Побуждать к игровому творчеству, применяя систему творческих заданий;

Танец «Солдат шагает по земле»

Реагировать на смену музыки сменой движений;

Заканчивать движения с остановкой музыки;

Работать над выразительностью движений

4 занятий

Январь

Наши папы лучше всех!

Муз.ритм.движ. «Такмак» Учить выставлять ноги вперед на прыжке, меняя поочередно то правую, то левую,и выполнять дробный шаг.

Знакомство с новой игрой «Наша Армия» - закреплять двигаться по кругу

- прямым галопом,

- топающим шагом,

- стремительным бегом;

Воспитывать

гордость за свою родину;

Формировать умения и исполнительские навыки; развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю.

4 занятий

Февраль

Самая хорошая

Разминка в кругу. Выполнять плавные, пружинистые движения;

МРД. Менять движение со сменой динамики;

Познакомить с танцем «Хыу буйлап». Показ основных движений рук, головы.

Разучивать элементы  танца;

Учить перестраиваться в диагональ, Развивать мягкость и  плавность   движений  рук

Работать над выразительностью движений, эмоционально передавать в движениях характер музыки;

Воспитывать:

-доброе уважительное отношение к матери;

 желание заниматься народными танцами,

4  занятий

Март

Мир игрушек

Различать  ритм и самостоятельно находить нужные движения;

Выполнять и закреплять навыки бодрого шага, поскока;

Знакомство с новой игрой;

«Танец с ведрами» 

Учить:

- передавать особенности музыки в движениях;

- свободно владеть предметами;

Формировать умения ориентироваться в пространстве;

способствовать  становлению  чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и худ.вкуса.

4 занятий

Апрель

Мой любимый детский сад

Репетиции перед выступлением;

Подводить к выразительному исполнению танцев;

Создать радостное , праздничное настроение;

Развивать активность, учить уважительному отношению друг другу; Отчетное выступление перед родителями

4 занятий

Май

Перспективный план подготовительной группы

Тема

        Программные задачи

Количество занятий

Сроки исполнения

1 сентября- Здравствуй садик!

«Упражнения с листьями»

Закреплять умения:

- различного шага;

- самостоятельно выполнять упражнения с предметами;

- держать осанку, руки, положения в паре;
Игра «Прячу свой платок»

Проводить игру с пением;

Воспитывать:

- быстроту и ловкость;

- воспитывать коммуникативные качества.

Знакомство с танцем с полотнами, показ основных движений

4 занятия

Сентябрь

Цвети, мой край Башкортостан1

Муз – ритмические движения «Повтори ритм» Ф.Гершовой

Танц.- игр. твор.

  «Танец с полотнами» учить:

- исполнять танцы эмоционально, ритмично, в характере музыки;

- свободно танцевать с полотнами;

- плавно двигаться в характере музыки;

- отмечать сильные доли в музыке ;

Воспитывать гордость за свою родину;

4 занятия

Октябрь

Лес – полный чудес

Совершенствовать движения под разнохарактерную музыку;

Игра «Журавли и охотники»

Учить импровизировать девочек характерные движения образа журавлей;

Формировать умения услышать смену музыки;

Развивать:

- коммуникативные качества, выполнять правила игры;

- умение самостоятельно искать решение в спорной ситуации;

 Танц.- игровое твор.«Веселая прогулка»

Импровизация игровых действий и хорошего настроения;

4 занятий

Ноябрь

Новый год, он чудес принесет!

Формировать навыки движения лыжников;

Танц.игр.творч. «Лиса» импровизировать танцевальные движения, изображая лису;

Игра «Два деда Мороза»  учить выполнять движения с окончанием пения;

 

 «Танец у елки» выполнять приставной шаг с полуприседанием, учить легко выполнять поскоки ; Повторение и закрепление пройденного материала;

развивать  чувство  ритма, координацию  движений; 

Учить кружиться дробным шагом движение лодочкой;

Легко владеть элементами башкирского народного танца;

двигаться в танце ритмично, эмоционально.

Совершенствовать умение исполнения танцев, хороводов;

4 занятий

Декабрь

Погулка в зимний лес

Муз.- ритмические движения  «Такмак» - учить импровизировать под музыку соответствующего характера;

Закреплять навыки исполнительства на основе разученных движений;

Побуждать к импровизации игровых  действий и контрастного настроения;

Игра «Нардуган» выполнять движения согласовывая с текстом;

Знакомство с танцем «Любизар» Показ основных эелементов;

4  занятий

Январь

Буду как папа

Ритмично выполнять бег, прыжки, разные виды ходьбы;

Танц.игр.твор. «Солдатсая пляска» Формировать навыки импровизации движений башкирского танца для мальчиков;

Игра «Баня» выполнять движения  характерные косарю

Танец «Любизар» - работать над выразительностью движений в танцах;

Упражняться в усвоении башкирского танцевального движения для мальчиков;

Развивать умение уверенно и торжественно исполнить танец;

Воспитывать интерес к башкирским танцам;

4 занятий

Февраль

Звонко капают  капели

Муз.ритмические движения «Хатира» - Упражняться в усвоении башкирского танцевального движения для девочек;

Игра «Ак тирак»:

Согласовывать свои действия действиями других детей;

Танц.игр.творч. «Курицы и петухи» импровизировать характерные движения, передавая весей образ кур и петухов;

Танец «Семь девушек» Учить мягко , выразительно двигаться корпусом, прямо , строго держать осанку;

Научить движениям: «простая дробь», «дробь с притопом», «змейка», «переменный ход»

Учить плавно взмахивать руками;

Формировать навыки исполнительского мастерства;

 

 

4 занятий

Март

Весенняя сказка

Муз.ритм.движ. «Плясовая Муглифа»

Танц. творч. Закреплять умения импровизировать движения веселых озорных клоунов;

учить импровизировать под музыку соответствующего характера;

 «Танец Дружба» Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно  и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером  музыки.

Совершенствовать умения и согласовывать движения в паре;;

4 занятий

Апрель

Мы танцуем!

Повторение и закрепление всех танцевальных композиций;

Отчетный концерт танцевального кружка «Сулпылар»

4 занятий

Май

 

Используемая литература:

  1. Гаскарав Ф.А. Башкирские танцы. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1978.
  2. Гершова Ф.З. Мы играем и поем/ сост. Мухаметзянова Р.К.Уфа, 1999.
  3. Зацепина М.Б. музыкальное воспитание в детском саду.Мозаика - Синтез.М.: 2016.
  4. Интернет ресурсы.
  5. Музыка в детском саду / сост. Мухаметзянова Р.К. Уфа, 1995.
  6. Музыка в детском саду / сост. Мухаметзянова Р.к. Уфа, 1998.
  7. Нагаева Л. Три башкирских танца.