Программа "Сулпылар"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа танцевального кружка по обучению детей башкирским народным танцам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 34.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Башкирский детский общеразвивающего вида№ 25 «Теремок» г.
Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ
Принято на пед. совете №
Протокол №1 от 31.08.2017 г.
Рабочая программа танцевального кружка «Сулпылар» по обучению детей старшего дошкольного возраста башкирским народным танцам.
(Сроки реализации: 2 года, возраст: 5-7 лет )
Разработала:
Музыкальный руководитель
Газизова Л.Р.
Пояснительная записка.
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.
В.Сухомлинский.
Любой праздник в детском саду немыслим без танца. Танец всегда был и остается одним из любимых занятий детей. Плавные или ритмические движения под красивую музыку доставляют эстетическое наслаждение каждому и тем более детям, которые в силу своих возрастных наклонностей особенно стремятся к движениям, к ритмике.
Танец имеет и большую воспитательную ценность. Осваивая его, дети не только разучивают движения, но и создают художественный образ, учатся творчески мыслить.
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к башкирской народной хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где башкирское танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, что доступно детям 5-7 лет.
В народных танцах, так же как в песнях, сказках и легендах, выражены лучшие черты стремления свободных, трудолюбивых народов. Как и всякое искусство, танец связан с историей народов, их трудом и социально – бытовым условиями. Данная программа построена на изучении башкирского народного танца. Потребность в такой программе очень большая. Целью данной программы является ребёнок, в котором формируется система ценностей, основанная на традиционной башкирской культуре. Разученные танцевальные номера дети демонстрируют на фольклорно – обрядовых , календарных праздниках, конкурсах.
Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству через знакомство с башкирским народным танцам, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством башкирского хореографического искусства.
Задачи:
Образовательные:
Обучить детей танцевальным движениям башкирского народа.
Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
Формировать умение ориентироваться в пространстве.
Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к традициям башкирской культуры;
Воспитывать национальную гордость за свой народ, его культурное наследие;
Сформировать систему ценностей традиционной башкирской народной культуры.
Создание атмосферы радости детского творчества .
Развивающие:
Выявлять и развивать творческие и музыкальные способности каждого ребёнка
Развить музыкальный слух и чувство ритма.
Развивать воображение, фантазию.
Оздоровительные:
- Укрепление здоровья детей.
Программа рассчитана на 2 года обучения и рекомендуется для занятий детей старшей и подготовительной групп. Рабочая программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 36 ч.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.
Формы работы:
Основной формой работы танцевального кружка является групповое занятие. Для расширения кругозора детей, расширения знаний о башкирском танце и в целом о башкирской народной культуре используются такие формы:
- Развитие творческих способностей;
- Просмотр видеозаписей башкирских народных танцев;
- Беседы о музыке, танце различного содержания;
- Слушание музыки танцевального характера;
- Знакомство с основными движениями башкирского танца;
- Отработка движений;
- Репетиции;
- Постановка танца
- Самостоятельное исполнение танцевальных миниатюр, композиций
Структура программы
1 ступень – старшая группа.
Цель: приобретение начального опыта. Знакомство с простейшими танцевальными элементами, играми, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Дети знакомятся с народной культурой, осваивают технику башкирского народного танца.
2 ступень – подготовительная группа .
Цель: знакомство с более сложными танцевальными элементами, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Продолжить изучение жанров башкирского танца. Проявление творческой инициативы.
Ожидаемый результат:
Воспитанники должны:
- освоить понятия «ритм», «счет», и узнать, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз;
- узнавать песню, хоровод, игру по любому фрагменту;
- определять характер и жанр произведений;
- различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с началом музыкальной фразы;
- уметь двигаться в такт музыке;
- иметь навыки актерской выразительности;
- исполнять танцы;
-уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные;
- ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль башкирской души;
Способы определения результативности программы:
- на каждой ступени изучаются несколько видов башкирского народного танца, песенно-плясовых игр.
- коллективное исполнение башкирских народных танцев;
- выступления танцевального коллектива «Сулпылар» в детском саду, городских праздниках, участие в конкурсных программах, в танцевальных конкурсах.
Формой подведения итогов реализации данной образовательной программы являются:
- конкурсы на лучшее исполнение коллективного танца;
- праздничные выступления («8 марта», «День матери»,«День пожилых людей», «День Республики»и т.д.);
- фольклорные – обрядовые , календарные праздники («Сумбуля» «Кукушкин чай», «Воронья каша» , «Гусиная помощь», «Нардуган» и т.д);
- участие в смотрах, конкурсах, музыкальных вечерах.
Перспективный план старшая группа
Тема | Программные задачи | Количество часов | Сроки проведения |
Давайте познакомимся! | Знакомство с детьми. такое танец? Основные правила поведения в танцевальном зале, правила техники безопасности; Выполнять легкий бег и полуприседания; Знакомство с музыкальной игрой «Буш урын»; Познакомить с правилами игры; заучить слова; Учить соревноваться в ловкости, сообразительности, наблюдательности Знакомство с танцем «Курай» Поках основных движений танца на видеоматериалах; Разучить элементы танца : -ходьба хороводным шагом по кругу; -тройные притопы на месте; -прищелкивание пальцами(девочки); -ужение и расширение круга тройными притопами; Учит кружиться вокруг себя через левое плечо; | 4 занятий | Сентябрь |
Мой край родной. | Муз.ритм.движ. упражнения для гибкости Повторение и закрепление пройденных движений: Учить двигаться двумя кругами; Кружение дробным шагом в левую сторону Учить ходить по диагонали к левому и правому углу4 Прививать любовь к родному краю; Исполнение танца с костюмами на празднике «Республики Башкортостан» | 4 занятий | Октябрь . |
Осенние дорожки | Муз.ритм.движ. Формировать навыки ходьбы, исполнять ритмические подскоки; Игра : Познакомить с новой игрой «Зайцы и лиса» - Легко прыгать на двух ножках, учить исполнять свободные, характерные движения образа лисы учить исполнять полуприседания с выставлением ног на пятку; | 4 занятий | Ноябрь |
Новогодний хоровод | Закрепить игру «Зайцы и лиса» Танец «Круговая пляска» Учить ходить простым шагом, в конце выполнять тройной притоп; учить кружиться дробным шагом; боковым приставным шагом; учить ритмично сужать и расширять круг Формировать устойчивое отношение к занятиям | 4 занятий | 3 неделя |
Зимние игры | Закреплять навыки бега ,различного шага и ходьбы; Знакомство с игрой «Нардуган», заучить слова; выполнять характерные движения с текстом; Побуждать к игровому творчеству, применяя систему творческих заданий; Танец «Солдат шагает по земле» Реагировать на смену музыки сменой движений; Заканчивать движения с остановкой музыки; Работать над выразительностью движений | 4 занятий | Январь |
Наши папы лучше всех! | Муз.ритм.движ. «Такмак» Учить выставлять ноги вперед на прыжке, меняя поочередно то правую, то левую,и выполнять дробный шаг. Знакомство с новой игрой «Наша Армия» - закреплять двигаться по кругу - прямым галопом, - топающим шагом, - стремительным бегом; Воспитывать гордость за свою родину; Формировать умения и исполнительские навыки; развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю. | 4 занятий | Февраль |
Самая хорошая | Разминка в кругу. Выполнять плавные, пружинистые движения; МРД. Менять движение со сменой динамики; Познакомить с танцем «Хыу буйлап». Показ основных движений рук, головы. Разучивать элементы танца; Учить перестраиваться в диагональ, Развивать мягкость и плавность движений рук; Работать над выразительностью движений, эмоционально передавать в движениях характер музыки; Воспитывать: -доброе уважительное отношение к матери; желание заниматься народными танцами, | 4 занятий | Март |
Мир игрушек | Различать ритм и самостоятельно находить нужные движения; Выполнять и закреплять навыки бодрого шага, поскока; Знакомство с новой игрой; «Танец с ведрами» Учить: - передавать особенности музыки в движениях; - свободно владеть предметами; Формировать умения ориентироваться в пространстве; способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и худ.вкуса. | 4 занятий | Апрель |
Мой любимый детский сад | Репетиции перед выступлением; Подводить к выразительному исполнению танцев; Создать радостное , праздничное настроение; Развивать активность, учить уважительному отношению друг другу; Отчетное выступление перед родителями | 4 занятий | Май |
Перспективный план подготовительной группы
Тема | Программные задачи | Количество занятий | Сроки исполнения |
1 сентября- Здравствуй садик! | «Упражнения с листьями» Закреплять умения: - различного шага; - самостоятельно выполнять упражнения с предметами; - держать осанку, руки, положения в паре; Проводить игру с пением; Воспитывать: - быстроту и ловкость; - воспитывать коммуникативные качества. Знакомство с танцем с полотнами, показ основных движений | 4 занятия | Сентябрь |
Цвети, мой край Башкортостан1 | Муз – ритмические движения «Повтори ритм» Ф.Гершовой Танц.- игр. твор. «Танец с полотнами» учить: - исполнять танцы эмоционально, ритмично, в характере музыки; - свободно танцевать с полотнами; - плавно двигаться в характере музыки; - отмечать сильные доли в музыке ; Воспитывать гордость за свою родину; | 4 занятия | Октябрь |
Лес – полный чудес | Совершенствовать движения под разнохарактерную музыку; Игра «Журавли и охотники» Учить импровизировать девочек характерные движения образа журавлей; Формировать умения услышать смену музыки; Развивать: - коммуникативные качества, выполнять правила игры; - умение самостоятельно искать решение в спорной ситуации; Танц.- игровое твор.«Веселая прогулка» Импровизация игровых действий и хорошего настроения; | 4 занятий | Ноябрь |
Новый год, он чудес принесет! | Формировать навыки движения лыжников; Танц.игр.творч. «Лиса» импровизировать танцевальные движения, изображая лису; Игра «Два деда Мороза» учить выполнять движения с окончанием пения;
«Танец у елки» выполнять приставной шаг с полуприседанием, учить легко выполнять поскоки ; Повторение и закрепление пройденного материала; развивать чувство ритма, координацию движений; Учить кружиться дробным шагом движение лодочкой; Легко владеть элементами башкирского народного танца; двигаться в танце ритмично, эмоционально. Совершенствовать умение исполнения танцев, хороводов; | 4 занятий | Декабрь |
Погулка в зимний лес | Муз.- ритмические движения «Такмак» - учить импровизировать под музыку соответствующего характера; Закреплять навыки исполнительства на основе разученных движений; Побуждать к импровизации игровых действий и контрастного настроения; Игра «Нардуган» выполнять движения согласовывая с текстом; Знакомство с танцем «Любизар» Показ основных эелементов; | 4 занятий | Январь |
Буду как папа | Ритмично выполнять бег, прыжки, разные виды ходьбы; Танц.игр.твор. «Солдатсая пляска» Формировать навыки импровизации движений башкирского танца для мальчиков; Игра «Баня» выполнять движения характерные косарю Танец «Любизар» - работать над выразительностью движений в танцах; Упражняться в усвоении башкирского танцевального движения для мальчиков; Развивать умение уверенно и торжественно исполнить танец; Воспитывать интерес к башкирским танцам; | 4 занятий | Февраль |
Звонко капают капели | Муз.ритмические движения «Хатира» - Упражняться в усвоении башкирского танцевального движения для девочек; Игра «Ак тирак»: Согласовывать свои действия действиями других детей; Танц.игр.творч. «Курицы и петухи» импровизировать характерные движения, передавая весей образ кур и петухов; Танец «Семь девушек» Учить мягко , выразительно двигаться корпусом, прямо , строго держать осанку; Научить движениям: «простая дробь», «дробь с притопом», «змейка», «переменный ход» Учить плавно взмахивать руками; Формировать навыки исполнительского мастерства;
| 4 занятий | Март |
Весенняя сказка | Муз.ритм.движ. «Плясовая Муглифа» Танц. творч. Закреплять умения импровизировать движения веселых озорных клоунов; учить импровизировать под музыку соответствующего характера; «Танец Дружба» Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки. Совершенствовать умения и согласовывать движения в паре;; | 4 занятий | Апрель |
Мы танцуем! | Повторение и закрепление всех танцевальных композиций; Отчетный концерт танцевального кружка «Сулпылар» | 4 занятий | Май |
Используемая литература:
- Гаскарав Ф.А. Башкирские танцы. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1978.
- Гершова Ф.З. Мы играем и поем/ сост. Мухаметзянова Р.К.Уфа, 1999.
- Зацепина М.Б. музыкальное воспитание в детском саду.Мозаика - Синтез.М.: 2016.
- Интернет ресурсы.
- Музыка в детском саду / сост. Мухаметзянова Р.К. Уфа, 1995.
- Музыка в детском саду / сост. Мухаметзянова Р.к. Уфа, 1998.
- Нагаева Л. Три башкирских танца.