Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка
статья (старшая группа) на тему
Статья на тему развития нравственности у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон
общего развития ребенка
Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это период удивлений, любознательности, открытий.
Нравственное воспитание – одна из сторон развития личности ребенка.
Нормы поведения, принятые в современном обществе, выработанные веками, они регулируют поступки людей. Механизмом, побуждающим людей к общественно одобряемым поступкам, является: чувство справедливости, достоинство, честь, совесть. Качества эти у детей формируются не сразу – это длительный процесс, требующий значительных усилий и со стороны родителей и со стороны педагогов. Источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения служит повседневный опыт общения с окружающими. Взрослый должен помочь ребенку увидеть нравственную ситуацию, выделить нравственную сторону явлений.
Подражательная способность ребенка помогает взрослому учить его нравственному поведению. Нужно учитывать так же общие особенности психики ребенка и специфику его нравственного развития. Ребенок в дошкольном возрасте делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова: «так нужно», «так нельзя». Поэтому источником знаний о нравственной стороне жизни является взрослый.
Ориентиром для родителей и педагогов при формировании индивидуального нравственного сознания ребенка служит мораль (форма общественного сознания). В ней находят отражения господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий людей.
Нравственные поступки – это всегда осознанный выбор каждого, который зависит от степени развития нравственного сознания, тесно связанного с опытом отношений с окружающими и собственного поведения. Труднее всего выявить мотив поведения – внутренний побудитель поступка. Нравственные и корыстные мотивы поведения могут находить выражение в одних и тех же поступках, например: делая добро, преследуя свой корыстный интерес или сделал добро, желая добро другому. Все это, нужно учитывать родителям и педагогам, реализующим систему нравственного воспитания ребенка. Нужно формировать эмоциональный отклик детей на ситуацию, развивать умение видеть нравственную сторону того или иного события, поступка.
Сложность нравственных явлений определяет постепенное проникновение в их суть. Сначала дети понимают их на эмоциональном уровне («хорошо – плохо»), затем постепенно начинают осознавать, почему совершается тот или иной поступок. Одни дети быстрее постигают глубину постигаемых ситуаций, другие медленнее. Важно чтобы у них накапливались нравственные понятия и представления о нравственных нормах.
Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:
- Четкой постановки задач нравственного воспитания;
- Создание условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующие доброжелательные взаимоотношения;
- Гуманного отношения взрослых к ребенку, прежде всего родителей и педагогов.
Выбирая содержание работы с детьми, реализуя те или иные формы и методы обучения и воспитания, нужно всегда учитывать место каждой обучающей ситуации и каждого метода в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности дошкольника.
Нравственное воспитание помогает детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе, развить коммуникативные способности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-508441-1414432551.jpg)
"Нравственное воспитание как одна из важнейших задач социализации ребенка"
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в общест...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/26/picture-145949-1706289600.jpg)
Сообщение из опыта работы «Праздник в ДОУ - как одно из важнейших условий развития личности ребенка»
Праздники являются могучим воспитательным средством, атмосфера происходящего оказывает положительный эффект на эстетическое воспитание ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-177350-1357987463.jpg)
Тренинг для родителей "Речь, одна из важных линий развития ребенка"
С бурным ритмом нашей жизни, нам зачастую не хватает времени на своих детей, на общение с ними, его заменяют, компьютеры, планшеты, телевизоры. А ведь речь одна из важных линий развития ребёнка. Речь ...
Воспитание этикета у детей как важный компонент нравственного воспитания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО.
Одной из основных целей образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является нравственное воспитание, неотъемлемым компонентом которого является воспитания эти...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/14/picture-722624-1450115131.jpg)
«Воспитание этикета у детей как важный компонент нравственного воспитания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО
доклад для воспитателей...
«Ознакомление старших дошкольников с профессиями взрослых, как одна из важных задач социализации ребенка»
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач в воспитании ребенка. В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Наряду с известны...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/26/picture-1016651-1587912230.jpg)
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка.
Рисование восковыми мелками...