детей учит то, что их окружает
консультация (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА | УТВЕРЖДАЮ: |
на педагогическом совете ГБДОУ детский сад №27 Протокол от «___» _______ 2017 г. | заведующий ГБДОУ детский сад № 27 ____________Носырева Н.В. Приказ № ___ от «___»____2017 г. |
Рабочая программа
Группы раннего возраста
на 2017- 2018 учебный год
Воспитатели: Кулакова Инна Александровна – первая квалификационная категория
Марчук Ирина Ивановна – первая квалификационная категория
Санкт-Петербург 2017
Аннотация к рабочей программе
группы раннего возраста
Воспитатели: Кулакова Инна Александровна,
Марчук Ирина Ивановна,
Рабочая программа группы раннего возраста разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15), с использованием Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 27 Петродворцового района Санкт-Петербурга. Рабочая программа разработана на основании «Положения о рабочей программе педагогов ГБДОУ детский сад № 27 Петродворцового района Санкт-Петербурга». Целью программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая на его индивидуальные особенности, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для детей с 1,6 до 3 лет по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Содержание рабочей программы включает совокупность пяти образовательных областей, которые обеспечивают развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Рабочая программа разрабатывается педагогами ежегодно на текущий учебный год (с учетом сроков функционирования образовательной организации в летний период). Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в Образовательном учреждении. Программа может корректироваться в связи с выходом примерных основных образовательных программ, изменением видовой структуры групп, нормативно-правовой базы Образовательного учреждения, образовательных запросов родителей. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Содержание
Наименование раздела | ||
I Раздел (целевой) 1.1. Пояснительная записка. | ||
1.2. Возрастные характеристики особенностей развития детей. 1.2.1. Возрастные характеристики особенностей развития детей раннего возраста. | ||
II Раздел (содержательный) 2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми раннего возраста образовательных областей. 2.2. Формы образовательной деятельности с детьми. 2.3. Перечень общеобразовательных программ, методических пособий и технологий, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса. III Раздел (организационный) 3.1. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями. 3.2. Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в концепции программы «От рождения до школы». 3.3. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка раннего возраста. 3.4. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания (Перечень общеобразовательных программ, методических пособий и технологий, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса) 3.5. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении (Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающее личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности) 3.5.1. Режимы дня. 3.5.2. Планирование непосредственной образовательной деятельности. 3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 3.7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (Организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников). ПРИЛОЖЕНИЯ
|
I Раздел (целевой)
- Пояснительная записка.
В основе программы лежит важнейший стратегический принцип современной российской системы образования - его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией действий трех социальных институтов - семьи, детского сада и школы. Программа комплексная, реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения оздоровительных и воспитательно-образовательных задач по основным направлениям развития ребенка. Она соответствует Закону РФ «Об образовании», «Основной образовательной программе ДОУ», а так же Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной программе:
- Право ребенка на образование, гуманитарное по своему характеру, охрану здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия искусством;
- Бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;
- Право ребенка на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или небрежного обращения;
- Взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Программа обеспечивает: единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; строиться с учетом принципа интеграции (на основе познавательно-речевой деятельности), что позволяет гармонизировать воспитательно-образовательный процесс и гибко его планировать (сужать и расширять), в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Рабочая программа состоит из двух частей:
Обязательная часть, которая включает организацию режима пребывания детей раннего возраста в ДОУ; модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду; закаливающих мероприятий; физкультурно-оздоровительные мероприятия; содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей в группе раннего возраста; планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы; мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, которая определяет работу по приоритетным направлениям деятельности учреждения:
- Художественно-эстетическое развитие.
- Интеллектуальное развитие.
- Физическое развитие воспитанников.
Все содержание обязательной части программы образовательного процесса выстроено в соответствии с Основной образовательной программой ДОУ.
В работе с детьми успешно используются следующие технологии:
- Игровые технологии разных авторов
- Пальчиковые гимнастики разных авторов
- «Ладушки», И.А. Новоскольцева, И.М. Каплунова
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. В модели образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду работа по физическому и музыкальному развитию представлена частично, лишь та ее часть, которая позволяет обеспечить принцип интеграции образовательных областей и комплексно-тематическое построение образовательного процесса.
Основные задачи воспитательно-образовательной работы в группе раннего возраста:
- Укреплять и сохранять здоровье детей.
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
- Расширять опыт ориентирования в окружающей среде, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
- Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.
- Развивать речь детей. Расширять словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи.
- Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры.
- Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников.
- Развивать художественное восприятие детей.
Рабочая программа рассчитана на 2017-2018 учебный год. В программу могут вноситься изменение и дополнения.
- Возрастные характеристики особенностей развития детей
Основная образовательная программа ГБДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и идет модернизация дошкольного образования, и данная образовательная программа является переходным документом.
1.2.1. Возрастные характеристики особенностей развития детей от 1,6 до 3 лет
На втором году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1 000 – 1 500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы)
Режим работы группы: с 7.00 до 19.00 мин.
Списочный состав группы - 18 детей
Девочек - 9
Мальчиков – 9
Возраст детей:
Меньше 2 лет – 3 ребёнка
2 года - 15 детей
Социальный статус семей выглядит следующим образом:
• Полная семья - 17
• Неполная семья – 1
• Неблагополучные - нет
Состав группы: постоянный
Форма занятий: групповые, по подгруппам.
Количество занятий в неделю: 10.
Раздел II содержательный
2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми раннего возраста образовательных областей
Развитие детей раннего возраста осуществляется в соответствии с Основной образовательной программой ДОУ. Главной задачей программно-методического обеспечения в этом возрасте является обеспечение полноценного и своевременного психического развития детей.
Взрослым необходимо соблюдать права маленького человека:
— на уважение его достоинств;
— на собственные планы и намерения, цели деятельности;
— на собственные привычки, вкусы, предпочтения;
— на выражение своего состояния, настроения;
— на собственное отношение к. каждому из других детей и воспитателю;
— на личную собственность;
— на заботу, помощь и психологическую поддержку со стороны взрослого.
Программа учитывает сенситивные периоды в развитии детей раннего возраста, ориентирована на развитие стойкой мотивации к различным видам детской, деятельности, обеспечивает условия для социального развития, адекватного этому возрасту.
Содержание психолого-педагогической работы в группах соответствует деятельности детей раннего возраста см. в табл.
Деятельность детей раннего возраста
Направления развития | Деятельность детей |
Физическое развитие: развитие основных двигательных навыков | • Умение быстро бегать • Умение ползать • Умение прыгать на двух ногах • Развитие координации движений и чувства равновесия • Развитие функциональных возможностей позвоночника |
Социально-личностное развитие | • Развитие речи и игры как основных средств общения и социальной адаптации ребенка • Преодоление детского эгоцентризма, воспитание навыков жизни в детском коллективе • Формирование игровой деятельности ребенка раннего возраста |
Познавательно-речевое развитие | Формирование навыков, приемов, способов предметной деятельности как основного средства познания ребенком окружающего мира |
Художественно-эстетическое развитие | Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание эмоционального восприятия им окружающей действительности |
2.2. Основные формы работы с детьми раннего возраста
Основные формы работы с детьми до трех лет представлены в таблице
Возраст детей | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей, социальными партнерами | |
непосредственно образовательная деятельность | образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Ранний | Рассказывание сказок. -Чтение художественной литературы. -Разучивание стихотворений. -Рассматривание, обследование предметов. -Рассматривание картин, серии картинок. -Решение проблемных ситуаций. -Конструирование. - Практическая продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация. -Дидактические, развивающие, театрализованные игры -Слушание музыки -Пение -Выполнение физических упражнений -Подвижные игры | -Беседы с детьми. -Наблюдение за трудом взрослых за живой и неживой природой -Поручения. -Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, развивающие, подвижные, хороводные, игры-экспериментирования и др. - Рассказывание сказок. -Рассматривание, обследование, предметов. -Целевые прогулки -Слушание музыки -Пение - Выполнение гимнастических комплексов и др. -Разучивание стихотворений, потешек, др | -Строительно-конструктивные, сюжетные, дидактические, развивающие игры, -Игры-экспериментирования. - Игры-драматизации. -Рассматривание книг, картинок, тематических открыток, фотографий, -Изобразительная деятельность, -Двигательная деятельность, -Пение - и др. | Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ: -Выполнение творческих заданий; -Участие в создании интерактивных музейных экспозициях. |
2.3. Перечень общеобразовательных программ, методических пособий и технологий, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса представлено в приложении № 1
Раздел III организационный
3.1. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями
При проектировании образовательного процесса в ДОУ мы опирались на новообразования дошкольников, те качественные особенности психики, которые проявляются в данный возрастной период, и понятие «ведущая деятельность», введенное психологом Н.А. Леонтьевым, — деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Образовательный процесс в детском саду предусматривает решение программных образовательных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов и включает в себя: совместную взросло-детскую (партнерскую) деятельность; свободную самостоятельную деятельность детей и взаимодействие с семьей
Система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Возраст детей | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей, социальными партнерами | |
непосредственно образовательная деятельность | образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Основные формы работы | ||||
Ранний (2-3 лет) | Игровые упражнения Беседа Чтение Игра. | Игровые упражнения Утренняя гимнастика. | Индивидуальная игра. Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) | Тематический досуг Праздник |
Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится:
- на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.
- организуются как совместная интегративная деятельность взрослых с детьми, которая включает различные виды детской деятельности: игру, чтение (восприятие), общение, продуктивную, двигательную, музыкально-художественную, познавательно-исследовательскую и др.)
Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками.
Она строится на:
- субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
- диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;
- продуктивном взаимодействием ребенка со взрослыми и сверстниками;
- партнерской формой организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.)
3.2. Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса
Годовое планирование воспитательно-образовательного процесса строится в логике комплексно-тематического планирования
Комплексно тематическое планирование
Тема | Развернутое содержание работы | Период | Варианты итоговых мероприятий |
Детский сад | Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кр1оватка, игрушки и пр.). Познакомить с детьми, воспитателем. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям. | 1 сентября-14 октября | |
Мониторинг | 1-14 октября | Заполнение карт | |
Осень | Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. | 10-30 октября | Праздник «Что такое – осень?». Выставка детского творчества, |
Я в мире человек | Дать представление о себе как человеке; об основных частях тела человека, их назначении. Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Формировать навыки называть воспитателя по имени и отчеству. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни. | 1-30 октября | Совместное с родителями чаепитие. Создание коллективного плаката с фотографиями детей. Игра «Кто у нас хороший?" |
Мой дом | Знакомить детей с родным городом : его названием, объектами (улицы, дома, магазины, поликлиники); с городским транспортом ; профессиями (врач, продавец, полицейский). | 16 октября — 4 ноября | Тематическое развлечение «Мои любимые игрушки». Выставка детского творчества. |
Новогодний праздник | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. | 15 ноября — 31 декабря | Новогодний утренник. |
Мониторинг | Контрольный срез | 10-24января | |
Зима | Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой. | 1-31 января | Праздник «Зима». Выставка детского творчества. |
Мамин день | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. | 1 февраля — 8 марта | Мамин праздник, |
Народная игрушка | Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. | 9-20 марта | Игры забавы. Праздник народной игрушки. |
Весна | Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной. | 1-30 апреля | Праздник «Весна». Выставка детского творчества. |
Мониторинг | 1-14 мая | Заполнение карт | |
Лето | Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. Познакомить с некоторыми животными жарких стран, | 1-31 мая | Праздник «Лето». |
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме | 1июня — 20 августа |
3.3. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка раннего возраста.
НАПРАВЛЕНИЕ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
«Здоровье»
Содержание образовательной области Физическое развитие «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• воспитание культурно гигиенических навыков;
• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни».
- сохранение и укрепление Физического и психического здоровья детей
В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и
местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Приучать детей находиться в помещении в
облегченной одежде. Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.
При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.
Специальные закаливающие процедуры проводить по решению администрации и
медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания
родителей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
- Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
- Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.
- Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
- Во время еды учить детей правильно держать ложку.
- Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
- Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки - смотреть, ушки - слышать, носик - нюхать, язычок - пробовать (определять) на вкус, ручки - хватать, держать, трогать; ножки - стоять, прыгать, бегать, ходить; голова - думать, запоминать; туловище - наклоняться и поворачиваться в разные стороны.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
«Физическая культура»
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании».
- Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
- Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной активности.
- Закреплять навыки ползания, лазанья, разнообразные действия с мячом (брать, переносить, класть, бросать, катать).
- Развивать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
8. Воспитывать желание выполнять физические упражнения на прогулке.
Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений
Основные движения
Ходьба.
Ходьба подгруппами и всей группой, парами, по кругу, взявшись за руки, с изменением темпа, с переходом на бег и наоборот, с изменением направления, врассыпную (после 2 лет 6 месяцев), обходя предметы, приставным шагом вперед, в стороны. Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м) с перешагиванием через предметы(высота 10-15 см); по доске, гимнастической скамейке, бревну (ширина 20-25 см). Кружение в медленном темпе (с предметом в руках).
Бег.
Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за другом, в колонне по одному, в медленном темпе в течение 30-40 секунд (непрерывно), с изменением темпа. Бег между двумя шнурами, линиями (расстояние между ними 25-30 см).
Ползание, лазанье.
Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м); по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20-30 см; по гимнастической скамейке. Подлезание под воротца, веревку (высота 30-40 см), перелезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м) удобным для ребенка способом.
Катание, бросание, метание.
Катание мяча двумя руками и одной рукой педагогу, друг другу, под дугу, стоя и сидя (расстояние 50-100 см); бросание мяча вперед двумя руками снизу, от груди, из-за головы, через шнур, натянутый на уровне груди ребенка, с расстояния 1-1,5 м, через сетку, натянутую на уровне роста ребенка. Метание мячей, набивных мешочков, шишек на дальность правой и левой рукой; в горизонтальную цель — двумя руками, правой (левой) рукой с расстояния 1 м. Ловля мяча, брошенного педагогом с расстояния 50-100 см.
Прыжки.
Прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперед; прыжки на двух
ногах через шнур (линию); через две параллельные линии (10-30 см). Прыжки вверх с касанием предмета, находящегося на 10-15 см выше поднятой руки ребенка.
Общеразвивающие упражнения
- Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.
- Поднимать руки вперед, вверх, в стороны; скрещивать их перед грудью и разводить в стороны.
- Отводить руки назад, за спину; сгибать и разгибать их. Хлопать руками перед собой, над головой, размахивать вперед-назад, вниз-вверх.
- Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника.
- Поворачиваться вправо-влево, передавая предметы рядом стоящему (сидящему).
- Наклоняться вперед и в стороны. Поочередно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу. Поднимать и опускать ноги, лежа на спине. Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.
- Ходить на месте. Сгибать левую (правую) ногу в колене (с поддержкой) из исходного положения стоя.
- Приседать, держась за опору; потягиваться, поднимаясь на носки. Выставлять ногу вперед на пятку. Шевелить пальцами ног (сидя).
Подвижные игры
С ходьбой и бегом. «Догони мяч!», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише?»,
«Перешагни через палку», «Догоните меня!», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и
дождик», «Птички летают», «Принеси предмета
С ползанием. «Доползи до погремушки», «Проползти в воротца», «Не переползай
линию!», «Обезьянки».
С бросанием и ловлей мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в
воротца», «Целься точнее!».
С подпрыгиванием. «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в
гнездышках», «Через ручеек».
На ориентировку в пространстве. «Где звенит?», «Найди флажок».
Движение под музыку и пение. «Поезд», «Заинька», «Флажок».
НАПРАВЛЕНИЕ «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
«Социализация»
Содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей
освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему
социальных отношений через решение следующих задач:
• развитие игровой деятельности детей;
• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических
чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».
- развитие игровой деятельности
Сюжетно-ролевые игры
- Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать
играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками.
- Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
- Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
Подвижные игры
Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).
Театрализованные игры
- Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор).
- Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и нет живой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).
- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
- Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).
Дидактические игры\
- Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей.
- Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (крут, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).
- Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.).
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)
- Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.
- Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть
не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
- Продолжать формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого);
излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
- Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.
- Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
- Образ Я. Начать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада.
- Закреплять умение называть свое имя.
- Семья. Развивать умение называть имена членов своей семьи.
- Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его
общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).
- Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
- Родная страна. Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
«Труд»
Содержание образовательной области ″Труд» направлено на достижение цели
формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
• развитие трудовой деятельности;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его
результатам;
• формирование первичных представлений о труде взрослых, его рели в обществе и
жизни каждого человека»¹.
- развитие трудовой деятельности
- обучать детей порядку одевания и раздевания; формировать умение складывать в
определенном порядке снятую одежду. Приучать к опрятности. Привлекать детей и взрослых и т. д.).
- читать детям рассказы, стихи, сказки по теме «Дорожное движение».
Формирование предпосылок экологического сознания
Формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых. Объяснять детям, что рвать любые растения и есть их нельзя.
НАПРАВЛЕНИЕ «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
«Познание»
Содержание образовательной области ″Познание″ направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
• формирование элементарных математических представлений;
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»¹.
Сенсорное развитие
- Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в
разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
- Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч — маленький синий мяч).
- Формировать умение называть свойства предметов.
- Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
- Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность.
- В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать
знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с
вариантами расположения строительных форм на плоскости.
- Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.
- Способствовать пониманию пространственных соотношений.
- Предлагать использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).
- По окончании игры приучать убирать игрушки на место.
- Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.
- Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины.
- Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
«Формирование элементарных математических представлений»
Количество.
Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.
Формировать умение различать количество предметов: много — один (один - много)
Величина.
Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т.д.)
Форма. Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).
Ориентировка в пространстве.
Продолжать накапливать у детей опыт практического
освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).
- Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты.
- Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги,
спина).
- Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Предметное и социальное окружение
- Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель.
- Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
- Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны
(бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).
- Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.
Ознакомление с природой
- Знакомить детей с доступными явлениями природы.
- Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.); называть их.
- Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.
- Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.).
- Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Сезонные наблюдения
Осень.
Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе:
похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья; о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Зима.
Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет
снег, лед, скользко, можно упасть. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.п.).
Весна.
Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает
снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
Лето.
Наблюдать с детьми природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
«Коммуникация»
Содержание образовательной области ″Коммуникация″ направлено на достижение
целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического
строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• практическое овладение воспитанниками нормами речи».
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
- способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные
поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).
- предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в
качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем.
- рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных). На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д.
- добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи
Формирование словаря:
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по
названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный
карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь детей:
• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены
(полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
• глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать),
действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
• прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов
(красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький,
• наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. К концу года дошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов.
Звуковая культура речи:
- упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных
звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении
звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов),
- способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания,
слухового внимания.
- формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи:
- совершенствовать грамматическую структуру речи.
- учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
- упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
Связная речь:
- Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более
сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).
- Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по
просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
- Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям
старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
- Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
«Чтение художественной литературы»
Содержание образовательной области ″Чтение художественной литературы″
направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных
представлений;
• развитие литературной речи;
• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса»¹.
Формирование интереса и потребности в чтении:
- Регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать
понимание того, что из книг можно узнать много интересного.
- Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя,
приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
- Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.
- Читать детям художественные произведения, предусмотренные Программой для второй группы раннего возраста.
- Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.
- Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
- Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
- Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.
- Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
- Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку
- Примерные списки литературы для чтения детям
Русский фольклор:
Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года
жизни.
Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра...»; «Пошел котик на Торжок...»;
«Заяц Егорка...»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»;
«Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...».
Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и
медведь», обр. М. Булатова.
Фольклор народов мира:
«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю.
Григорьева; «Котауси и Мауси»; англ., обр, К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел...»; пер. с молд. И. Токмаковой; «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б, Заходера.
Произведения поэтов и писателей России:
Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла "Игрушки»),
«Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь, «Петушок»; С.
Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева.
«Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев, в Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К.Чуковский. «Федотка», «Путаница».
Проза:
Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...», «Был у Пети и Миши конь...»; Л.
Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».
Произведения поэтов и писателей разных стран:
С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой. П. Воронько.
«Обновки», пер. с укр. С. Маршака. Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья».. ! из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.
НАПРАВЛЕНИЕ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
«Художественное творчество»
Содержание образовательной области ″Художественное творчество″ направлено на
достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение
следующих задач:
• развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд);
• развитие детского творчества;
• приобщение к изобразительному искусству.
3.4. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания (Перечень общеобразовательных программ, методических пособий и технологий, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса)
Программно-методическое обеспечение обязательной части настоящей программы для детей раннего возраста представлено Примерной программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа представляет собой целостную систему воспитания, развития и обучения детей в условиях детского сада.
Для повышения качества образования педагогического процесса и учета запроса родителей в ДОУ реализуются дополнительные программы, рекомендованные Министерством образования РФ, методические пособия и технологии, цели и задачи которых схожи с примерной основной общеобразовательной программой воспитания и обучения в детском саду.
3.5. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
(Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающее личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности)
Пребывание детей в дошкольном учреждении определяется:
режимом дня жизнедеятельности воспитанников, который включает в себя совместную деятельность (непосредственно-образовательную деятельность и образовательную деятельность в режимных моментах) и самостоятельную деятельность детей,
системой физкультурно-оздоровительной работы,
режимом двигательной активности;
режимом питания.
3.5.1. Режимы дня
Режимы дня (см. Приложение № 2) в разных возрастных группах разработаны на основе санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», изменений к ним (СанПиН 2.4.1. 3049 -13) и скорректированы с учетом ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей и предусматривает личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности.
Организация двигательного режима
Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние, здоровья и развитие ребенка-дошкольника, является двигательная активность (ДА). Благоприятное воздействие на организм может быть оказано только в том случае, если ее уровень находится в пределах оптимальных величин. Двигательный режим включает в себя разные виды занятий по физической культуре и самостоятельную деятельность, в которых четко прослеживаются локомоторные действия детей.
В связи с учетом особенностей ДА детей дошкольного возраста в ДОУ разработан рациональный режим двигательной активности. (см. Приложение № 3)
Режим питания
Организация питания — немаловажный компонент в системе жизнедеятельности ДОУ. Для соблюдения правильного питания учитываем три условия:
1. Наличие в пище необходимых ингредиентов в соответствии с требованиями СанПиН.
2. Сохранение и укрепление здорового пищеварительного тракта, а также наличие в нем всех ферментов для переработки пищи.
3. Рациональный режим питания, включающий:
— технологию приготовления пищи;
— рациональное приготовление пищи в течение дня.
В ДОУ четырехразовое сбалансированное питание в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1. 3049 -13
3.5.2. Планирование непосредственной образовательной деятельности
Планирование образовательной нагрузки на детей при работе по пятидневной неделе разработано в соответствии с максимально допустимой величиной образовательной нагрузки для разных возрастных групп (см. Приложение № 4, 5).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
При осуществлении текущего планирования необходимо учитывать:
- общий объем непосредственной образовательной деятельности в неделю;
- продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности;
- количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня;
- распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину);
- перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности;
- основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, недели и их чередование;
- образовательные области, задачи которых решаются в каждый из конкретных периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности;
- формы работы, в которых осуществляется непосредственно образовательная деятельность.
Общий объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом:
- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН);
- федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования;
- типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности;
- рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса.
Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды и:
-обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
-позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
-содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
-позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Предметно – развивающая среда строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей:·Физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, период обучения и реализуемой педагогами программой. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.
Ранний дошкольный возраст. (1,6-3 года)
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями, а это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Открыты центры: Речевой, Окружающий мир, Воды и песка, Конструирования, Чтения, художественной литературы, Художественного творчества, Музыкальный, Театрализации, Сюжетно-ролевых игр, Физической культуры и здоровья
3.7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (Организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников).
По закону РФ «Об образовании» родители являются первыми педагогами своего ребенка. Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и детском саду помогает им:
— преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка (смотрю на мир твоими глазами);
— относиться к ребенку как к равному партнеру (допускать его в свою взрослую жизнь);
— понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми (каждый ребенок уникален и он — будущая личность);
— знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их при воспитании (со стороны педагогу виднее, он специалист);
— проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
— установить хорошие доверительные отношения с ребенком.
В «Концепции дошкольного воспитания» (В. Давыдов, В. Петровский) зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установить доверительный контакт между родителями и сотрудниками ДОУ.
Вовлечение родителей в образовательный процесс важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития ребенка.
В учреждении разработаны формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Приложение № 1
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста
(программы, методические пособия и технологий находятся в на рабочих местах, в методическом кабинете (в открытом доступе)
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (Здоровье) | ||
Содержание работы | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Становление ценностного отношения к здоровью и жизни человека | Игра; Ситуативный разговор; Беседа. Рассказ; Чтение; Интегративная деятельность; Проблемная ситуация | Во всех видах самостоятельной деятельности детей |
Формирование представлений о здоровье, основах здорового образа жизни и правилах здоровье сберегающего поведения | ||
Накопление опыта здорового образа жизни |
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (Физическая культура) | |||
Содержание работы | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Режимные моменты |
Становление мотивации к двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании | Игровая беседа с элементами движений; Чтение. Рассматривание; Игра; Интегративная деятельность; Утренняя гимнастика | Во всех видах самостоятельной деятельности детей | Аналогичные формы работы во всех компонентах режима дня |
Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений | Утренняя гимнастика. Игра. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера. Интегративная деятельность. Контрольно-диагностическая деятельность | Двигательная активность в течение дня. Игра | |
Развитие физических качеств | Утренняя гимнастика. Игра |
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ (Социализация) | |||
Содержание работы | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Режимные моменты |
Развитие игровой деятельности | Игровое упражнение. Индивидуальная игра. Совместная с воспитателем игра. Совместная со сверстниками игра (парная; в малой группе) | Индивидуальная игра. Совместная со сверстниками игра (парная; в малой группе) | Игровое упражнение; индивидуальная; совместная с воспитателем и совместная со сверстниками игра (парная; в малой группе) |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) | Игра. Чтение. Беседа. Наблюдение. Педагогическая ситуация | Во всех видах самостоятельной детской деятельности | Ситуативный разговор с детьми. Педагогическая ситуация. Ситуация морального выбора. Беседа. Игра |
Формирование первичных личностных; семейных; гендерных представлений; представлений об обществе; стране; мире | Педагогическая ситуация Чтение; Праздник | ||
Организация деятельности педагогов и детей по решению данных задач осуществляется также в рамках реализации других образовательных областей (в пределах примерного времени; с использованием форм и методов работы; а также форм организации детей; определённых для областей) |
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ (Безопасность) | |||
Содержание работы | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Режимные моменты |
Формирование представлений об основных источниках опасности в быту; на улице; в природе и о некоторых правилах безопасного поведения | Совместные действия. Наблюдение. Игра. Рассматривание. Беседа. Чтение | Индивидуальная игра. Совместная со сверстниками игра | Индивидуальная игра. Совместная с воспитателем игра. Совместная со сверстниками игра |
Формирование представлений о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения | Во всех видах самостоятельной детской деятельности |
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ (Труд) | |||
Содержание работы | Режимные моменты | ||
Обеспечение освоения процессов самообслуживания | Совместные действия. | ||
Привлечение к выполнению отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде | Совместные действия; Поручение. | ||
Формирование представлений о труде взрослых | Наблюдение; Беседа; Чтение; Рассматривание | ||
Самостоятельная деятельность детей: Самообслуживание – во всех видах детской деятельности и в режимных моментах | |||
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ (Коммуникация) | |||
Содержание работы | Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | |
Формирование и развитие средств общения | Рассматривание. Игровая ситуация. Дидактическая игра. Интегративная деятельность | Ситуация общения. Ситуативный разговор. Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых). Интегративная деятельность | |
Обогащение словаря детей, необходимого для освоения ими всех образовательных областей Программы | Организация деятельности педагогов и детей по решению данной задачи осуществляется в рамках реализации других образовательных областей (в пределах примерного времени, с использованием форм и методов работы, а также форм организации детей, определённых для областей) |
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (Познание) | |||
Содержание работы | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Режимные моменты |
Развитие сенсорной культуры | Сюжетно-ролевая игра; Рассматривание. Наблюдение; Игра-экспериментирование. Исследовательская деятельность; Конструирование; Развивающая игра; Экскурсия. Интегративная деятельность | Во всех видах самостоятельной детской деятельности | Рассматривание. Наблюдение. Ситуативный разговор. |
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности | |||
Формирование элементарных математических представлений (количество, величина, форма, ориентировка в пространстве) | |||
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей |
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ (Чтение художественной литературы) | |||
Содержание работы | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Режимные моменты |
Формирование целостной картины мира | Чтение | Игра; Продуктивная деятельность; Рассматривание | Игра. Продуктивная деятельность. |
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (Художественное творчество) | |
Содержание работы | Непосредственно образовательная деятельность |
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании) | Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), произведений книжных иллюстраций. Игры, в процессе которых дети осуществляют выбор наиболее привлекательных предметов |
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (лепке) | |
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в изобразительной деятельности (аппликации) | |
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании) | Самостоятельная деятельность: Создание соответствующей предметно-развивающей среды. Рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование. Рассматривание. |
Формы образовательной деятельности с детьми раннего возраста в области: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (Музыка) | ||
Содержание работы | Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты |
Слушание Обогащение, освоение, развитие: слушательского опыта; слуховой сосредоточенности; умения различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы | Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки. Музыкально-дидактическая игра. Беседа интегративного характера. Интегративная деятельность | Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов |
Исполнение Обогащение, освоение, развитие: звукового сенсорного опыта; опыта манипулирования с предметами, звуко извлечения; умения сравнивать разные по звучанию предметы; музыкально-ритмических движений и умений игры на шумовых музыкальных инструментах; элементарных вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому | Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение. Музыкальное упражнение. Попевка. Распевка. Двигательный, пластический, танцевальный этюд | Музыкальная подвижная игра (на прогулке) |
Творчество Обогащение, освоение, развитие: умений импровизировать простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах. | Творческое задание. | |
Музыкально-художественная деятельность (в разных видах самостоятельной детской деятельности) | Самостоятельная деятельность: Создание соответствующей предметно-развивающей среды |
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста
Общеобразовательные программы | Педагогические технологии с указанием выходных данных | |
основные | дополнительные | |
Примерная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой | Оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад» (сборник рабочих документов). В.С. Коваленко; Санкт-Петербург СПб ГУПМ; 2000г. | ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: (Физическая культура и здоровье): Физкультура для малышей. Е.А. Синкевич; Т.В. Большева. СПб: «Детство-Пресс»; 2003 г. Азбука движений малыша. В.А. Шишкина; Минск;1988 г. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: (Социализация, коммуникация): Развивающие игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. Л.Н. Павлова; М.; Мозаика-Синтез; 2003 г. Занятия с детьми 2-3 лет: социальное развитие; окружающий мир. Г.И. Винникова; М.: «Сфера»; 2009 г. Забавы для малышей. М.Ю. Картушина; ; М.: «Сфера»; 2006г. Воспитывая маленького гражданина… Г.А. Ковалева; М.: «АРКТИ»; 2003 г. (Безопасность; труд): Трудовое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / Т.С. Комарова; Л.В. Куцакова; Л.Ю. Павлова. - М.: Мозаика-Синтез; 2005. Организация прогулок с детьми. С.И. Теплюк; М.: Мозаика-Синтез; 2005г. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: (Познание) Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Е.А. Янушко; М.; Мозаика-Синтез; 2009 г. Комплексные занятия с детьми раннего возраста. М.Г. Борисенко; Н.А. Лукина; СПб: «Паритет»;2005 г. Развитие речи в детском саду. В.В. Гербова; М.: Мозаика – Синтез; 2005 г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. И.Н. Павленко; Н.Г. Родюшкина; М.: «Сфера»; 2005г. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. О.Е. Громова; М.: «Сфера»; 2005г. Сенсорные способности малыша. Э.Г. Пилюгина; М.; Мозаика-Синтез; 2003 г. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: (Чтение художественной литературы): см. перечень лит-ры в примерной программе «От рождения до школы» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: (Художественное творчество): Детское художественное творчество. Т.С. Комарова; М.; Мозаика-Синтез; 2005 г. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Е.В. Полозова; Воронеж; 2007 г. (Музыка): Здравствуй; музыка! (первые шаги) С. Коротаева; СПб; 2008 г. Топ-хлоп; малыши. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. Т. Сауко; А. Буренина; СПб: ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра»; 2001 г. Музыкальные праздники для детей раннего возраста. З.В. Ходаковская; М.; Мозаика-Синтез; 2003 г. Веселая карусель. Н.В. Зарецкая; М.: «АРКТИ»; 2004 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/31/picture-72987.jpg)
Памятки:"Детей учит то, что их окружает", «Веди счет словам своим»
Основой развития речевых коммуникативных навыков считается прежде всего эмоциональное благополучие ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/26/picture-385485-1687753136.jpg)
Детей учит то, что их окружает!
Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-563925-1421178884.jpg)
Консультация для родителей. Детей учит то, что их окружает.
Детей учит то, что их окружает.Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждатьЕсли ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится дратьсяЕсли ребёнка часто высмеивают – он учится б...