Семинар-практикум «Как достичь понимания, послушания и успешного личностного развития детей»
методическая разработка на тему

Чуркина Людмила Михайловна
Позитивная дисциплина – это новый подход, система принципов и взаимоотношений, позволяющая достичь понимания, послушания и успешного личностного развития детей. Концепция позитивной Д. основана на Европейской конвенции о правах человека и других конвенциях и рекомендациях, посвященных защите людей, и детей в частности. При этом и здесь также учитываются потребности и возможности взрослых (родителей), которые заботятся, обучают, направляют и признают ребенка как полноправную личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poz.dists_.123.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум  «Как достичь понимания, послушания и успешного личностного развития детей»

Цель – знакомство с таким подходом к воспитанию детей, как позитивная дисциплина, с его принципами; формирование навыков позитивной дисциплины через решение практических ситуаций.

Позитивная дисциплина – это такой  подход к воспитанию ребенка, система принципов и взаимоотношений, позволяющая достичь понимания, послушания и успешного личностного развития детей. Она разработана норвежскими учеными (международной организацией «Спасем детей»), но надо отметить, что все ее принципы, методы нам знакомы по нашим отечественным научным трудам в области педагогики и психологии.

Концепция позитивной Д. основана на Европейской конвенции о правах человека и других конвенциях и рекомендациях,  посвященных защите людей, и детей в частности. При этом и здесь также учитываются потребности и возможности взрослых (родителей), которые заботятся, обучают, направляют и признают ребенка как полноправную личность. Позитивное воспитание не означает воспитание на принципах вседозволенности: оно устанавливает такие границы, которые нужны детям для того, чтобы помочь им в полной мере развить свой потенциал. П.Д. уважает права ребенка и воспитывает их в окружении, где нет места насилию.

«Дисциплина» фактически означает «обучение». Обучение же основывается на постановке целей, планировании эффективного подхода и поиска действенных решений.

Др. словами, П.Д. – это ряд принципов, которыми взрослые (родители) могут руководствоваться в различных ситуациях с детьми, и не только в трудных, это принципы, которые помогут им научиться дисциплинировать своих детей, не прибегая к насилию.

ПОЗИТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА – это

НЕ вседозволенность.

НЕ предоставление ребенку возможности делать все, что ему хочется.

НЕ отсутствие правил, ограничений и ожидаемых результатов воспитания.

НЕ импульсивные реакции и виды наказания, заменяющие шлепанье и другие виды физического наказания

ПОЗИТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА – это

Долгосрочные решения, способствующие развитию внутренней дисциплины ребенка

Полная взаимосвязь Ваших ожиданий, правил, ограничений.

Построение взаимоотношений с ребенком, основанных на взаимном уважении

Привитие ребенку жизненных навыков.

Развитие способностей ребенка и повышение его уверенности в решении сложных ситуаций.

Обучение ребенка правилам вежливости, ненасильственному поведению, привитие чувства эмпатии, чувства собственного достоинства, чувства уважения к окружающим, обучение правам ребенка.

Для развития навыков позитивной дисциплины необходимо пройти несколько шагов, этапов, содержание каждого из которых являются логическим продолжением предыдущего. Это так называемые составляющие модули позитивной дисциплины:

1. Определение долгосрочных целей

2. Построение теплых отношений и создание системы отношений

3. Понимание образа мыслей и чувств ребенка

4. Решение проблемы

Ситуация. (3-5 лет)

Вы собираетесь на прогулку. Один ребенок тихо играет со своими любимыми игрушками. Когда приходит время, идти одеваться, Вы говорите об этом ребенку, но он продолжает свою игру. Вы снова говорите ему, что пора идти, но он продолжает играть.

Что Вам делать? Рассмотрим 3 способа реагирования, чтобы понять, какой из них наиболее приемлем, и почему.

  1. Сказать ребенку, что если он сейчас же не пойдет с Вами, Вы уйдете без него.

  1. Схватить ребенка и силой вытащить его из группы.

  1. Сказать ребенку, куда вы идете и почему надо идти. Завести таймер на 5 минут, сказать ребенку, что когда таймер зазвонит, он должен закончить свое занятие. Заверить ребенка, что когда вы вернетесь обратно, он сможет продолжить. Предупредите ребенка за две минуты, что нужно побыстрей обуться и одеться.

ШАГ 1 – Помните о Ваших долгосрочных целях

Каковы Ваши долгосрочные цели, касающиеся данной ситуации?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметьте тот способ реагирования, который приблизит Вас к Вашим долгосрочным целям.

1. Погрозить ребенку, что уйдете без него

2. Силой вытащить ребенка из группы

3. Объяснить ребенку, куда и почему вам надо идти; завести таймер, дав ребенку время на то, чтобы переключиться с одной деятельности на другую, показать, что Вы с уважением относитесь к его занятию. Выходя из группы, развеселить ребенка.

ШАГ 2 – Сконцентрируйтесь на теплых отношениях и системе отношений.

Сравним каждый из способов реагирования с тем, что мы знаем о важности теплых отношений. Для каждого из способов реагирования отметьте, будет ли он:

1

2

3

обеспечивать эмоциональное спокойствие,

выражать бескорыстную любовь,

выражать привязанность,

уважительным по отношению к уровню развития ребенка,

отвечать нуждам ребенка,

означать сопереживание чувствам ребенка?

Сравним каждый из способов реагирования с тем, что мы знаем о важности системы отношений. Для каждого из способов реагирования отметьте, будет ли он:

1

2

3

сдержать четкие указания к поведению,

четко выражать Ваши ожидания,

являться доступным объяснением,

способствовать научению ребенка,

способствовать развитию у ребенка навыков независимого мышления,

учить навыкам разрешения конфликтов?

ШАГ 3 – Учитывайте образ мыслей и чувства ребенка?

Почему дети отказываются отвлекаться от своей игры?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ШАГ 4 – Решение проблемы

Теперь сравним каждый из способов реагирования с тем, что мы знаем об уровне развития детей младшего возраста. Отметьте тот способ реагирования, с помощью которого Вы показываете уважение к уровню развития ребенка.

1. Погрозить ребенку, что уйдете без него

2. Силой вытащить ребенка из группы

3. Объяснить ребенку, куда и почему вам надо идти; завести таймер, дав ребенку время на то, чтобы переключиться с одной деятельности на другую, показать, что Вы с уважением относитесь к его занятию. Выходя из группы, развеселить ребенка.

ШАГ 5 – Ситуативное применение позитивной дисциплины

Теперь, подумав о Ваших долгосрочных целях, способах построения теплых отношений и создания системы отношений, а также об уровне развития ребенка, какой из способов реагирования Вы бы выбрали?

_____________________________________________________________

Ситуация. (1-2 года)

Гуляя по группе, малыш видит на столе вазу. Так случилось, что это Ваша ваза ручной работы. Увидев ее, ребенок тянется к ней рукой, толкает и… ваза падает на пол и разбивается.

Что Вам делать? Рассмотрим 3 способа реагирования, чтобы понять, какой из них наиболее приемлем, и почему.

  1. Рассерженно крикнуть на ребенка, показав, как его действия расстроили Вас, и  отправить малыша на стульчик.

  1. Шлепнуть ребенка по попе, чтобы проучить его.

  1. Пусть ребенок видит, что Вы расстроены тем, что разбита дорогая Вам ваза. Позвольте ребенку помочь Вам убраться. Пусть он поможет Вам склеить вазу. Объясните ему, что разбитую вещь нельзя починить. Поместите все ценные вещи вне доступа ребенка. Побудьте с ним, покажите ему, как надо аккуратно брать вещи. Пусть ребенок потренируется на небьющихся предметах.

ШАГ 1 – Помните о Ваших долгосрочных целях

Каковы Ваши долгосрочные цели, касающиеся данной ситуации?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметьте тот способ реагирования, который приблизит Вас к Вашим долгосрочным целям.

1. Накричать и посадить ребенка на стульчик

2. Отшлепать ребенка

3. Рассказать ребенку о Ваших чувствах, показать, как надо убирать, как можно починить вещь, объяснить, что значит «разбиваться», поместить все ценные вещи вне доступа ребенка, научить, как надо аккуратно обращаться с предметами.

ШАГ 2 – Сконцентрируйтесь на теплых отношениях и системе отношений.

Сравним каждый из способов реагирования с тем, что мы знаем о важности теплых отношений. Для каждого из способов реагирования отметьте, будет ли он:

1

2

3

обеспечивать эмоциональное спокойствие,

выражать бескорыстную любовь,

выражать привязанность,

уважительным по отношению к уровню развития ребенка,

отвечать нуждам ребенка,

означать сопереживание чувствам ребенка?

Сравним каждый из способов реагирования с тем, что мы знаем о важности системы отношений. Для каждого из способов реагирования отметьте, будет ли он:

1

2

3

сдержать четкие указания к поведению,

четко выражать Ваши ожидания,

являться доступным объяснением,

способствовать научению ребенка,

способствовать развитию у ребенка навыков независимого мышления,

учить навыкам разрешения конфликтов?

На этом этапе ребенок начинает учиться с помощью системы отношений. Он понимает больше, чем может сказать, поэтому начинает учиться, когда Вы объясняете ему что-то. Помните, чтобы научиться всему необходимому, ребенку необходимо время. На данном этапе развития ребенок учится, главным образом, посредством тактильных ощущений.

ШАГ 3 – Учитывайте образ мыслей и чувства ребенка?

Почему дети трогают ценные вещи?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________Решение проблемы

Теперь сравним каждый из способов реагирования с тем, что мы знаем об уровне развития детей раннего возраста. Отметьте тот способ реагирования, с помощью которого Вы показываете уважение к уровню развития ребенка.

1. Накричать и посадить ребенка на стульчик

2. Отшлепать ребенка

3. Рассказать ребенку о Ваших чувствах, показать, как надо убирать, как можно починить вещь, объяснить, что значит «разбиваться», поместить все ценные вещи вне доступа ребенка, научить, как надо аккуратно обращаться с предметами.

ШАГ 5 – Ситуативное применение позитивной дисциплины

Теперь, подумав о Ваших долгосрочных целях, способах построения теплых отношений и создания системы отношений, а также об уровне развития ребенка, какой из способов реагирования Вы бы выбрали?

_____________________________________________________________

Дети имеют право на защиту от всех форм физического

и психологического насилия

Статья 19

Конвенция о правах ребенка

Ситуация. (5-7лет)

Двое детей играют игрушечными животными. У них есть только одна лошадка, но обоим хочется поиграть с ней. Когда один из детей берет лошадку в руки, другой толкает его и забирает игрушку.

Что Вам делать? Рассмотрим 3 способа реагирования, чтобы понять, какой из них наиболее приемлем, и почему.

  1. Убрать все игрушки. Сказать детям, что если они не могут играть без ссор, то не будут играть вообще, усадить детей на стулья.

  1. Объяснить детям, что в вашей группе драки неприемлемы. Объяснить, что бить других людей нехорошо. Показать, как можно вежливо попросить что-то или как найти альтернативу, если получен отказ. Пусть дети потренируются вежливо просить лошадку. Похвалите их старания в освоении этого социального навыка.

  1. Шлепнуть ребенка, чтобы он понял, каково быть ударенным.

ШАГ 1 – Помните о Ваших долгосрочных целях

Каковы Ваши долгосрочные цели, касающиеся данной ситуации?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметьте тот способ реагирования, который приблизит Вас к Вашим долгосрочным целям.

1. Убрать игрушки, усадить детей на стулья

2. Объяснить правило. Потренироваться вместе с детьми в усвоении ими социального навыка.

3. Шлепнуть ребенка

ШАГ 2 – Сконцентрируйтесь на теплых отношениях и системе отношений.

Сравним каждый из способов реагирования с тем, что мы знаем о важности теплых отношений. Для каждого из способов реагирования отметьте, будет ли он:

1

2

3

обеспечивать эмоциональное спокойствие,

выражать бескорыстную любовь,

выражать привязанность,

уважительным по отношению к уровню развития ребенка,

отвечать нуждам ребенка,

означать сопереживание чувствам ребенка?

Сравним каждый из способов реагирования с тем, что мы знаем о важности системы отношений. Для каждого из способов реагирования отметьте, будет ли он:

1

2

3

сдержать четкие указания к поведению,

четко выражать Ваши ожидания,

являться доступным объяснением,

способствовать научению ребенка,

способствовать развитию у ребенка навыков независимого мышления,

учить навыкам разрешения конфликтов?

ШАГ 3 – Учитывайте образ мыслей и чувства ребенка?

Почему дети иногда дерутся друг с другом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ШАГ 4 – Решение проблемы

Теперь сравним каждый из способов реагирования с тем, что мы знаем об уровне развития детей старшего дошкольного возраста. Отметьте тот способ реагирования, с помощью которого Вы показываете уважение к уровню развития ребенка.

1. Убрать игрушки, усадить детей на стулья

2. Объяснить правило. Потренироваться вместе с детьми в усвоении ими социального навыка.

3. Шлепнуть ребенка

ШАГ 5 – Ситуативное применение позитивной дисциплины

Теперь, подумав о Ваших долгосрочных целях, способах построения теплых отношений и создания системы отношений, а также об уровне развития ребенка, какой из способов реагирования Вы бы выбрали?

_____________________________________________________________

Ситуация. (5-7лет)

Ребенок приходит в детский сад в очень плохом настроении. Ему не хочется разговаривать с Вами, в голосе чувствуется раздражение. Вам кажется, что ребенок ведет себя грубо, и его поведение Вас задевает. Вы хотите объяснить ему, что с Вами не следует разговаривать в таком тоне.

Что Вам делать? Рассмотрим 3 способа реагирования, чтобы понять, какой из них наиболее приемлем, и почему.

  1. Посадить ребенка на стульчик, оставив без завтрака.

  1. Шлепнуть ребенка за грубое поведение.

  1. Сказать ребенку, что видите, что он чем-то расстроен, выслушать и попытаться помочь ему, если он захочет рассказать Вам о причине плохого настроения. Если ребенок готов поговорить, внимательно выслушать его и помочь найти решение проблемы. Когда ребенку станет лучше, объяснить ему, что важно уважительно общаться с окружающими, даже когда настроение плохое. Будьте для ребенка примером такого поведения.

ШАГ 1 – Помните о Ваших долгосрочных целях

Каковы Ваши долгосрочные цели, касающиеся данной ситуации?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметьте тот способ реагирования, который приблизит Вас к Вашим долгосрочным целям.

1. Отправить ребенка на стульчик (диван), оставив без завтрака

2. Шлепнуть ребенка за грубое поведение

3. С пониманием и уважением отнестись к чувствам ребенка, выслушать и поддержать его, объяснить важность уважительных отношений с окружающими.

ШАГ 2 – Сконцентрируйтесь на теплых отношениях и системе отношений.

Сравним каждый из способов реагирования с тем, что мы знаем о важности теплых отношений. Для каждого из способов реагирования отметьте, будет ли он:

1

2

3

обеспечивать эмоциональное спокойствие,

выражать бескорыстную любовь,

выражать привязанность,

уважительным по отношению к уровню развития ребенка,

отвечать нуждам ребенка,

означать сопереживание чувствам ребенка?

Сравним каждый из способов реагирования с тем, что мы знаем о важности системы отношений. Для каждого из способов реагирования отметьте, будет ли он:

1

2

3

сдержать четкие указания к поведению,

четко выражать Ваши ожидания,

являться доступным объяснением,

способствовать научению ребенка,

способствовать развитию у ребенка навыков независимого мышления,

учить навыкам разрешения конфликтов?

ШАГ 3 – Учитывайте образ мыслей и чувства ребенка?

Почему у детей в этом возрасте бывает плохое настроение?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ШАГ 4 – Решение проблемы

Теперь сравним каждый из способов реагирования с тем, что мы знаем об уровне развития детей старшего дошкольного возраста. Отметьте тот способ реагирования, с помощью которого Вы показываете уважение к уровню развития ребенка.

1. Отправить ребенка на стульчик (диван), оставив без завтрака

2. Шлепнуть ребенка за грубое поведение

3. С пониманием и уважением отнестись к чувствам ребенка, выслушать и поддержать его, объяснить важность уважительных отношений с окружающими.

ШАГ 5 – Ситуативное применение позитивной дисциплины

Теперь, подумав о Ваших долгосрочных целях, способах построения теплых отношений и создания системы отношений, а также об уровне развития ребенка, какой из способов реагирования Вы бы выбрали?

_____________________________________________________________

Ситуация. (2-3 года)

Ребенку очень нравится играть с мячами: бросать, катать, сидеть на них. Вы на прогулке.

Что Вам делать? Рассмотрим 3 способа реагирования, чтобы понять, какой из них наиболее приемлем, и почему.

  1. Посадить ребенка на стульчик, оставив без завтрака.

  1. Шлепнуть ребенка за грубое поведение.

  1. Сказать ребенку, что видите, что он чем-то расстроен, выслушать и попытаться помочь ему, если он захочет рассказать Вам о причине плохого настроения. Если ребенок готов поговорить, внимательно выслушать его и помочь найти решение проблемы. Когда ребенку станет лучше, объяснить ему, что важно уважительно общаться с окружающими, даже когда настроение плохое. Будьте для ребенка примером такого поведения.

ШАГ 1 – Помните о Ваших долгосрочных целях

Каковы Ваши долгосрочные цели, касающиеся данной ситуации?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметьте тот способ реагирования, который приблизит Вас к Вашим долгосрочным целям.

1. Отправить ребенка на стульчик (диван), оставив без завтрака

2. Шлепнуть ребенка за грубое поведение

3. С пониманием и уважением отнестись к чувствам ребенка, выслушать и поддержать его, объяснить важность уважительных отношений с окружающими.

ШАГ 2 – Сконцентрируйтесь на теплых отношениях и системе отношений.

Сравним каждый из способов реагирования с тем, что мы знаем о важности теплых отношений. Для каждого из способов реагирования отметьте, будет ли он:

1

2

3

обеспечивать эмоциональное спокойствие,

выражать бескорыстную любовь,

выражать привязанность,

уважительным по отношению к уровню развития ребенка,

отвечать нуждам ребенка,

означать сопереживание чувствам ребенка?

Сравним каждый из способов реагирования с тем, что мы знаем о важности системы отношений. Для каждого из способов реагирования отметьте, будет ли он:

1

2

3

сдержать четкие указания к поведению,

четко выражать Ваши ожидания,

являться доступным объяснением,

способствовать научению ребенка,

способствовать развитию у ребенка навыков независимого мышления,

учить навыкам разрешения конфликтов?

ШАГ 3 – Учитывайте образ мыслей и чувства ребенка?

Почему у детей в этом возрасте бывает плохое настроение?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

ШАГ 4 – Решение проблемы

Теперь сравним каждый из способов реагирования с тем, что мы знаем об уровне развития детей старшего дошкольного возраста. Отметьте тот способ реагирования, с помощью которого Вы показываете уважение к уровню развития ребенка.

1. Отправить ребенка на стульчик (диван), оставив без завтрака

2. Шлепнуть ребенка за грубое поведение

3. С пониманием и уважением отнестись к чувствам ребенка, выслушать и поддержать его, объяснить важность уважительных отношений с окружающими.

ШАГ 5 – Ситуативное применение позитивной дисциплины

Теперь, подумав о Ваших долгосрочных целях, способах построения теплых отношений и создания системы отношений, а также об уровне развития ребенка, какой из способов реагирования Вы бы выбрали?

_____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Кинезиологическая коррекция в речевом и умственном развитии детей"

Кинезиологическая коррекция - это гимнастика для мозга, с помощью которой синхронизируется работа полушарий, улучшается мыслительная деятельность и т.д....

Семинар-практикум для педагогов "Интерактивный стол в детском саду - инструмент развития детей"

В статье раскрывается значение информационно-коммуникационных, мультимедийных технологий в образовательной деятельности ДОУ. На семинаре-практикуме представлен опыт работы по использованию интерактивн...

Семинар- практикум по теме «Значение LEGO-конструирования для родителей в развитии детей дошкольного во

Семинар - практикум "Значение Лего -конструирования для родителей в развитии детей дошкольного возраста. ( Консультация и мастер - класс)...

Семинар-практикум для воспитателей "Педагогические условия, методы и приемы речевого развития детей в ДОУ"

АктуальностьДетсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В эт...

Семинар – практикум для воспитателей «Использование техники «Кинусайга» в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста».

laquo;Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-то новое». Л.С.В...