ПРОЕКТ ПО ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В ДОУ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
проект (подготовительная группа) на тему
Вид проекта: долгосрочный (месяц). Сроки: Ноябрь 2017 – апрель2018. Тип проекта: познавательно - творческий. Участники проекта: воспитанники старшей группы 6-7 лет, родители, воспитатель. Актуальность проекта Участие детей в проекте, поможет максимально обогатить и обобщить их знания и представления о старинных русских народных промыслах «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Хохлома». Будет способствовать становлению национального самосознания детей, ощущения принадлежности их к культуре русского народа, будет воспитывать познавательный интерес к культуре русского народа, чувство восхищения результатами творчества русских народных умельцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_izo_kalaychevoy_m.d.doc | 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 193»
ПРОЕКТ ПО ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В ДОУ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
Возрастная категория (старшая группа 6-7 лет)
Калайчева Медули Давидовна,
первая квалификационная категория, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №193»
Иваново 2018г.
Вид проекта: долгосрочный (месяц).Сроки: Ноябрь 2017 – апрель2018.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Участники проекта: воспитанники старшей группы 6-7 лет, родители, воспитатель.
Актуальность проекта
Участие детей в проекте, поможет максимально обогатить и обобщить их знания и представления о старинных русских народных промыслах «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Хохлома». Будет способствовать становлению национального самосознания детей, ощущения принадлежности их к культуре русского народа, будет воспитывать познавательный интерес к культуре русского народа, чувство восхищения результатами творчества русских народных умельцев.
Изобразительная деятельность, сама по себе, увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей, доставляет им много радости, которая создает положительный настрой на жизнь. Она даёт возможность детям думать, пробовать, искать, экспериментировать и главное - самовыражаться. Освоение видов техник декоративно – прикладного искусства «пластилинография», лепка из глины и роспись – это толчок к развитию художественного вкуса, творческих способностей, воображения, наблюдательности, зрительного восприятия, памяти, образного и ассоциативного мышления. А ещё это возможность проявлять самостоятельность, инициативу, выражать свою индивидуальность и творческую активность.
Создавая изображение, ребёнок приобретёт различные знания: уточнятся и углубятся его представления об окружающем. В процессе работы он начнет осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, учится осознанно использовать изобразительные навыки и умения.
Вопрос развития мелкой моторики так же актуален. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностях, становлении речи. Именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики. В процессе занятий пластилинографией, леки из глины и росписи объёмных предметов, у ребёнка развивается ручная ловкость, сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Совершенствование у ребёнка основных приёмов работы в нетрадиционной технике «пластилинография», лепки из глины и росписи, поможет ему приготовить руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Таким образом, участие детей в данном проекте актуально и благоприятно скажется на развитии творческих способностей детей и становлении национального самосознания.
Цели проекта:
- становление национального самосознания детей, ощущения принадлежности их к культуре русского народа;
- формирование познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с русскими народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности посредством овладения нетрадиционной техникой « пластилинография», лепкой из глины и росписью;
- развитие творческого потенциала; проявление самостоятельности, инициативы, индивидуальности и творческой активности; развитие интереса детей к русскому народному декоративно – прикладному искусству, как к одному из видов изобразительного искусства;
- развитие у ребёнка ручной ловкости и элементарных графических умений, столь необходимых для освоения письма.
Задачи приоритетно - образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»:
- формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности;
- воспитывать познавательный интерес культуре и русского народа;
- воспитать любовь к творчеству народных умельцев;
- развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей;
- совершенствовать у детей основные приёмы пластилинографии (раскатывание, надавливание, сплющивание, прищипывание, вытягивание, примазывание, разглаживание) и рисования кисточкой (примакивание, рисование мазками, рисование по объёмной фигуре), лепки из глины;
- формировать детскую самостоятельность, инициативу, индивидуальность и творческую активность;
- развивать художественный вкус;
- развивать ручную ловкость и элементарные графические навыки.
Задачи в интеграции образовательных областей:
Речевое развитие:
- совершенствовать речь как средство общения;
- способствовать обогащению словаря детей, развитию грамматически правильной связной речи;
- способствовать пониманию образного смысла загадок, пословиц, поговорок;
- прививать любовь к фольклорным традициям.
Познавательное развитие:
- способствовать становлению устойчивого познавательного интереса к своей истории, людям труда, народной культуре;
- развивать мотивацию и любознательность у детей;
- расширять представления детей о материалах природного (дерево и глина) и рукотворного мира (фарфор);
закреплять умение исследовать окружающий мир с помощью познавательно - исследовательской деятельности.
Физическое развитие:
- развивать мелкую моторику пальцев обеих рук, координацию движения рук, глазомер;
- обогащать двигательный опыт детей;
- развивать крупную моторику;
- формировать положительные эмоции.
Социально – коммуникативное развитие:
- способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре русского народа;
- расширять представления о культуре и традициях русского народа;
- формировать позитивную установку к разным видам труда и творчества;
- воспитывать желание и умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать активность, самостоятельность, инициативность;
- закладывать основы таких личных качеств, как привычка к трудовому усилию, аккуратность, желание довести начатое до конца, способность работать в коллективе.
Планируемые результаты проекта
У ребёнка наблюдается положительна динамика в формировании национального самосознания; ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействует как со сверстниками так и со взрослыми; ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно - следственными связями; проявляет индивидуальность и творческую активность и в тоже время, умеет слушать взрослого и выполняет его инструкции; у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии технических навыков и творческих способностей в процессе пластилинографии, лепки из глины и росписи. Ребёнок знает названия народных промыслов, различает изделия разных промыслов друг от друга; ребёнок обладает представлениями о рукотворных и природных материалах; владеет устной речью, может использовать речь, для построения речевого высказывания в ситуации общения; у ребёнка развита ловкость рук и графические навыки.
Методы и приёмы:
- Наглядный – рассматривание, показ, разъяснение.
- Словесный – беседа, художественное слово, рассказ, пояснение, поощрение.
- Практический – показ способов изображения и способов действия, экспериментирование.
Планируется осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности.
Этап первый
Тема: « Старинный русский народный промысел - Хохлома»,
НОД « Чудо хохлома» - пластилинография.
Этап второй
Тема: «Филимоновская игрушка – древнерусский прикладной художественный промысел»
НОД «Филимоновский петушок».
Этап третий
Тема: «Старинный русский народный промысел – Дымковская игрушка»Тема: «Дымка - водоноска» – пластилинография
Этап четвёртый
Тема: «Из чего же, из чего»
НОД «Свойства сухой и влажной глины»
Этап пятый
Тема: «Лепка из глины – как вид декоративно – прикладного искусства».
Этап шестой
Викторина «Ярмарка народных умельцев»
В приложении:
Рекомендуемый перечень стихотворений для разучивания;
Картотека подвижных игр « Русские народные игры»;
Картотека пословиц и поговорок о труде мастеров народных промыслов.
Информационные ресурсы
Тема: « Старинный русский народный промысел - Хохлома»,
Цель: становление национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре русского народа; обогащение знаний о хохломском промысле, выявление и установление детьми характерных особенностей хохломской росписи; формирование детской самостоятельности, инициативы, индивидуальности и творческой активности; воспитание патриотических чувств, развитие мелкой моторики.
Задачи:
- способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего (русского) народа;
- ознакомить с фольклорными традициями;
- способствовать развитию умения украшать объёмные предметы, в стиле хохломской росписи используя технику – пластилинография;
- формировать детскую самостоятельность, инициативу, индивидуальность и творческую активность;
- развивать творческое мышление, внимание, память, интерес к народным промыслам;
- содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- способствовать пониманию образного смысла загадок, пословиц, поговорок;
- воспитывать любовь и чувство интереса к истокам народного творчества, уважение к работам народных мастеров;
- развивать мелкую и крупную моторику.
Планируемые результаты
Ребёнок проявляет интереса к русской народной культуре, различает изделия народного промысла «Хохломская деревянная посуда», умеет составлять узоры по мотивам хохломской росписи, умеет подбирать цветовую гамму и выполнять элементы росписи, у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии технических навыков и творческих способностей в процессе рисования пластилином; проявляет индивидуальность и творческую активность и в тоже время, умеет слушать взрослого и выполняет его инструкции; принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения и не только.
Методы и приёмы:
- Наглядный – рассматривание, показ, объяснение.
- Словесный – беседа, художественное слово, рассказ, пояснение, поощрение.
- Практический – показ способов изображения и способов действия.
НОД
Тема: « Чудо хохлома» - пластилинография.
Цели:
- расширение представлений детей об истории возникновения народного промысла, изделиях мастеров и характерных особенностях узора хохломской росписи;
- формирование детской самостоятельности, инициативы, индивидуальности и творческой активности.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с творчеством хохломских мастеров;
- закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи;
- способствовать развитию умения украшать объёмные предметы, в стиле хохломской росписи используя технику – пластилинография;
- составлять узор из пластилина в соответствии с формой основы;
- формировать детскую самостоятельность, инициативу, индивидуальность и творческую активность;
- развивать художественный вкус;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, координации движения и аккуратности в процессе рисования пластилином;
- развивать умение объективно оценивать результат своего труда;
- воспитать интерес и любовь к творчеству народных умельцев.
Демонстрационный материал: хохломские изделия (миски, солонки, ложки, ковши, вазы), картинки с изображением хохломских изделий, образцы элементов хохломской росписи.
Раздаточный материал: пластиковая ёмкость в виде стакана, обклеенная чёрной бумагой, цветной пластилин, стека, доска для лепки, салфетка.
Ход НОД
- Мотивация детей:
появление на группе посуды с хохломской росписью.
- Познавательная часть
Беседа: « Старинный русский народный промысел - Хохлома»
Просмотр презентации «Золотая Хохлома». Рассматривание с детьми хохломских изделий и выделение особенностей росписи – травно - растительный орнамент из цветов, ягод, листиков, усиков, завитков и капелек. Чтение стихов, пословиц и поговорок, отгадывание загадок.
- Практическая часть.
Этапы выполнения работы:
- Пальчиковая гимнастика «Разорву ладошки сильно…»
Разорву ладошки сильно (растирание ладоней),
Каждый пальчик покручу, поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну (захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги),
Руки я затем помою, пальчик к пальчику сложу (потереть ладошкой о ладошку),
На замочек их закрою
И тепло поберегу (пальцы в «замок»).
- Повторение элементов узора хохломской росписи (разные виды ягод: клубника, смородина, крыжовник, рябина; листья разной формы, декоративные цветы, завиток, травинки).
- Продумывание детьми композиции рисунка (веточка – основа должна занимать всю поверхность изделия по окружности, а элементы узора располагать по обе стороны в чередовании).
- Показ и объяснение по выполнению некоторых элементов (каждый ребёнок выбирает понравившийся элемент):
- Клубника
Раскатать шарик красного цвета, слегка нажать на него, чтобы получилась лепёшка слегка сплющить ягоду с одной стороны, приложить к веточке и зафиксировать на поверхности стаканчика около основной ветки. Раскатать тонкие колбаски из зелёного пластилина, разделить стекой на четыре части: из трёх выложить на широкой части ягоды чашелистики, четвёртая соединяет ягоду с основной веточкой. Накатать очень маленькие жёлтые горошины – семена, произвольно раскидать по ягодке.
- Смородина
Раскатать колбаску красного (чёрного) цвета, разделить стекой на части, из которых раскатать пальчиком маленькие шарики ягоды. Раскатать тонкую колбаску из зелёного пластилина, закрепить одним краем с основой веточки и по обе стороны расположить парные ягодки и одну на конце веточки.
- Цветы
Скатать маленький жёлтый шарик – середина цветка. Из белого пластилина раскатать колбаску, разделить её на пять частей, из которых накатать шарики. Расположить лепестки – шарики около жёлтой серединки, слегка расплющивая на поверхности стаканчика листики.
Раскатать тонкие колбаски из зелёного пластилина, нарезать её на равные части, сплющить у каждой кончики с обеих сторон, закрепить на поверхности между ягодами и цветами, прижав к основе, сложный листик составляем и трёх частей.
- Травинки
Тонкие колбаски зелёного цвета со сплющенным внешним кончиком.
- Завиток
Раскатать тонкую колбаску из зелёного пластилина, закрепить одним краем с основой веточки, постепенно закручивая другой край колбаски по кругу.
Элементы узора располагать в чередовании по обе стороны основной веточки.
- Самостоятельная работа детей по украшению стаканчика хохломской росписью посредством нетрадиционной техники – пластилинография; оказание, при необходимости, индивидуальной помощи.
- Физкультурная разминка во время творческой деятельности детей «Бутончик»
И.П.: сидя за столами.
Каждый бутончик склониться бы рад (ладоши соединить и руки поднять вверх над головой).
Влево и вправо, вперёд и назад (наклоны влево – вправо, руки за голову; наклоны вперёд - назад).
От ветра и зноя бутончики эти (круговые движения туловищем влево – вправо, руки за головой).
Спрятались живо в цветочном букете (руки вниз, держать осанку).
- Заключительная часть
Самооценка и самоконтроль.
Цель: формирование умения оценивать свои действия по алгоритму, который состоит из вопросов, на которые ребёнок должен ответить:
- Что ты узнал нового?
- Чему научился?
- За что себя можешь похвалить?
- Над чем можно ещё поработать?
- Какие игры и задания тебе понравились?
- Какие задания показались трудными?
Организация выставки детских поделок «Золотая хохлома».
Познавательное развитие
Цель: закрепление и углубление знаний детей о народных игрушках, и их росписи; воспитание интереса и любви к творчеству народных умельцев.
Беседа: «Старинный русский народный промысел – Хохлома» (Рассказ об истории возникновения народного промысла, рассматривание и описание изделий народного промысла).
Просмотр презентации «Золотая Хохлома».
Цель: расширение представлений детей о хохломском помысле и его особенностях.
Речевое развитие
Цель: развитие грамматически правильной связной речи и обогащение словаря детей.
Словарная работа: традиция, ремесло, ремесленник, уникальный.
Составление описательного рассказа «Моя любимая хохлома» (по схеме).
Цель: совершенствование грамматически правильной связной речи, логики мышления.
Чтение русской народной сказки «Илья Муромец и Соловей – разбойник».
Цель: ознакомление с былиной и её необычным складом речи, с образом былинного русского богатыря, Ильи Муромца.
Театрализация русской народной сказки «Петушок – золотой гребешок» (перчаточные куклы).
Цель: совершенствование грамматически правильной связной речи и выразительности речи.
Отгадывание загадок, разучивание частушек, стихов про народные промыслы:
- «Золотая Хохлома» Е. Никонова.
- «Хохлома» В. Бочков.
- «Золотя хохлома» П. Куликова.
- «Приданое хохломы» Э. Межелейтис.
- «Мы на ярмарке были» С. Маршак.
Цель: совершенствование умения детей выразительно читать стихотворения, интонационно выражать свои эмоции; развитие памяти, внимания.
Разучивание поговорок и пословиц, в которых говорится о труде мастеров народных промыслов:
- «Мастер на все руки»;
- «Землю красит солнце, а человека труд»;
- «Умелые руки не знают скуки»;
- «Есть терпение будет и умение»;
- «Судят не по словам, а по делам»;
- «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера».
Цель: формирование у детей понимания образного смысла загадок, пословиц, поговорок.
Социально - коммуникативное развитие
Цель: воспитание желания и умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, формирование навыка практического применения информации в игровой деятельности.
Д/И «Разрезные картинки» (собрать целое из восьми частей, назвать изделие народного творчества).
Цель: закрепление умения собрать целое из частей, знания детей о народных промыслах (хохломская роспись).
Д/И «У сказки в гостях»
Цель: закрепление знаний о русских народных сказках, развитие умения составлять сюжетный рассказ.
Работа с родителями
Организация выставки «Волшебная хохлома»
Цель: обогащение предметно – развивающей среды группы.
Привлечение родителей к участию в выставке творческих работ родителей и детей «Весёлая хохлома».
Цель: вовлечение родителей в активную совместную деятельность, как условие возникновения у ребёнка желания творить и познавать мир.
Этап второй
Тема: «Филимоновская игрушка – древнерусский прикладной художественный промысел»
Цель: обогащение знаний о творчестве филимоновских мастеров; установление детьми характерных особенностей филимоновской игрушки; воспитание патриотических чувств; формирование детской самостоятельности, инициативы, индивидуальности и творческой активности; развитие мелкой моторики.
Задачи:
- закрепить и углубить знания детей об особенностях творчества филимоновских мастеров;
способствовать развитию умения украшать объёмные фигуры в стиле филимоновской росписи; - подбирать краски соответствующие цвету филимоновской росписи;
- формировать детскую самостоятельность, инициативу, индивидуальность и творческую активность;
- развивать художественный вкус;
- развивать мелкую моторику;
- воспитать интерес и любовь к творчеству народных умельцев;
- обогащать активный словарный запас детей, повышать выразительность речи;
продолжать знакомить детей с фольклорными традициями на Руси; - способствовать пониманию образного смысла загадок, пословиц, поговорок;
продолжать развивать творческое мышление, внимание, память, интерес к народным промыслам; - воспитывать уважение к работам народных мастеров.
Планируемые результаты
Ребёнок проявляет интереса к русской народной культуре, различает изделия народного промысла – «Филимонвская игрушка», умеет составлять узоры по мотивам филимоновской росписи, умеет подбирать цветовую гамму и выполнять элементы росписи, у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии технических навыков и творческих способностей в процессе рисования; принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе; проявляет индивидуальность и творческую активность и в тоже время, умеет слушать взрослого и выполняет его инструкции; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения и не только.
Методы и приёмы:
- Наглядный – рассматривание, показ, разъяснение.
- Словесный – беседа, художественное слово, рассказ, пояснение, поощрение.
- Практический – показ способов изображения и способов действия.
НОД
Тема: «Филимоновский петушок».
Цель: расширение представлений детей об истории возникновения народного промысла, изделиях мастеров и характерных особенностях узора филимоновской росписи.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с творчеством филимоновских мастеров;
- развивать умение раскрашивать объёмные силуэты элементами филимоновской росписи;
- закрепить умения детей проводить тонкие линии кончиком ворса ;
- формировать умение создавать узоры по собственному замыслу из элементов, имитирующих роспись характерную для филимоновского промысла;
- формировать детскую самостоятельность, инициативу, индивидуальность и творческую активность;
- воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от устного народного творчества;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, координации движения и аккуратности в работе;
- развивать художественный вкус и самостоятельность;
- развивать умение объективно оценивать результат своего труда; воспитать интерес и любовь к творчеству народных умельцев.
Демонстрационный материал: филимоновские глиняные игрушки – свистульки (петушки, куры, олени, бараны, коровы, барыни); картинки с изображением филимоновских игрушек; образцы элементов филимоновской росписи.
Раздаточный материал: фигурки игрушек из соленого теста, заранее вылепленные и покрашенные желтой гуашью, смешанной с клеем ПВА, тонкие кисти, краски гуашевые, стаканчики с водой, тряпочки, палитра.
Ход НОД
- Мотивация детей: появление на группе филимоновских игрушек.
- Познавательная часть
Беседа: «Филимоновская игрушка – древнерусский прикладной художественный промысел». Просмотр презентации « Филимоновская игрушка».
Рассматривание с детьми филимоновских игрушек, выделение особенностей росписи – узкие прямые или наклонные и пересекающиеся линии зелёного, красного, жёлтого цветов; чередующиеся зелёные и красные полосы; параллельные красные линии, внутри которых расположены наклонные линии того же цвета; ёлочки, цветы. Чтение стихов, пословиц и поговорок, отгадывание загадок.
- Практическая часть
Этапы выполнения работы:
- Пальчиковая гимнастика «Весёлый оркестр»
Кот играет на баяне,
Зайка наш на барабане.
Ну а мишка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать
Будем вместе мы играть.
(имитировать игру на разных музыкальных инструментах)
- Выбор детьми игрушек – свистулек
- Продумывание детьми композиции рисунка
- Обсуждение с детьми порядка выполнения работы;
- Самостоятельная работа детей по украшению объёмной фигурки петушка филимоновской росписью; оказание, при необходимости, индивидуальной помощи
- Физкультурная разминка во время творческой деятельности детей «Эй, ребята выходите»
Эй, ребята выходите,
Пляску русскую начните! (поочерёдно ставить ногу на пятку вперёд, руки на поясе)
В этой пляске удалой, пусть кружится шар земной (повороты налево – направо).
Вот какой весёлый пляс начинается у нас (поочерёдно ставить ногу на пятку вперёд, руки на поясе).
Не стоит никто на месте – все танцуют с нами вместе (повороты налево – направо).
Эх, раз, ещё раз, мы наклонимся сейчас (наклоны вправо – влево, руки на поясе).
Все ногами топают, все в ладоши хлопают (притопы ногами, руки на поясе, два хлопка перед собой два хлопка о калении).
4. Заключительная часть.
Самооценка и самоконтроль.
Цель: формирование умения оценивать свои действия по алгоритму, который состоит из вопросов, на которые ребёнок должен ответить:
- Что ты узнал нового?
- Чему научился?
- За что себя можешь похвалить?
- Над чем можно ещё поработать?
- Какие игры и задания тебе понравились?
- Какие задания показались трудными?
Организация выставки детских поделок: «Филимоновские игрушки».
Познавательное развитие
Цель: закрепление и углубление знаний детей о народных игрушках, и их росписи; воспитание интереса и любви к творчеству народных умельцев.
Беседа: «Филимоновская игрушка – древнерусский прикладной художественный промысел» (история возникновения народного промысла, изделия мастеров и особенности узора филимоновскиой росписи).
Просмотр презентации «Филимоновская игрушка».
Цель: систематизация знаний детей о творчестве филимоновских мастеров и их художественных традициях в изготовлении игрушек.
Речевое развитие
Цель: развитие грамматически правильной связной речи и обогащение словаря детей.
Словарная работа: народные промыслы, слобода, ярмарка, праздник «Свистунья».
Чтение и пересказ русской народной сказки «Царевна – лягушка» с опорой на иллюстративный ряд.
Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку с опорой на иллюстративный ряд.
Театрализация русской народной сказки «Каша из топора» по картинкам.
Цель: совершенствование грамматически правильной связной речи.
Составление описательного рассказа « Моя любимая филимновская игрушка» (по схеме).
Цель: совершенствование грамматически правильной связной речи, логики мышления.
Чтение и разучивание стихотворений о филимоновской игрушке:
- «Филимоновский козлик» Сидора Галина.
- «История промысла» Л. Андреева.
- «О филимоновской игрушке» С. Парилуцкий.
- «Филимоновская игрушка» Б. Успенский.
Цель: совершенствование умения детей выразительно читать стихотворения, интонационно выражать свои эмоции; развитие памяти, внимания.
Отгадывание загадок, разучивание поговорок и пословиц, в которых говорится о труде, мастерстве и терпении ремесленников:
- «Дело мастера боится»;
- «У хорошего мастера любое дело славится»;
- «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»;
- «Умелые руки не знают скуки!»;
- «Долго день до вечера, если делать нечего!».
Цель: формирование у детей понимания образного смысла загадок, пословиц, поговорок.
Социально - коммуникативное развитие
Цель: совершенствование речи как средства общения; воспитание желания и умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, формирование навыка практического применения информации в игровой деятельности.
Д/И «Составь узор»
Цель: закрепление умения составлять узор способом аппликации.
Д/И «Разрезные картинки» (Собрать целое из восьми частей, назвать изделие народного творчества)
Цель: закрепление умения собрать целое из частей, знания детей о народных промыслах (Филимоновская игрушка).
Д/И «Найди отличия»
Цель: закрепление знаний о характерных особенностях филимоновской росписи.
П/И «Раз, два, три – ко мне беги»( раздаются картинки с изображением изделий разных промыслов).
Цель: закрепление умения детей различать изделия народных промыслов, обогащение двигательного опыта детей.
Работа с родителями
Организация выставки «Филимоновская игрушка»
Цель: обогащение предметно – развивающей среды группы.
Привлечение родителей к участию в выставке творческих работ родителей и детей «Весёлая свистулька».
Цель: вовлечение родителей в активную совместную деятельность, как условие возникновения у ребёнка желания творить и познавать мир.
Этап третий
Тема: «Старинный русский народный промысел – Дымковская игрушка».
Цель: выявление и установление детьми характерных особенностей дымковской росписи, расширение знаний об истории возникновения народного промысла, воспитание патриотических чувств, развитие мелкой моторики.
Задачи:
- закрепить и углубить представления детей об особенностях творчества дымковских мастеров;
- способствовать развитию умения украшать силуэты в стиле дымковской росписи в технике «пластилинография»;
- формировать детскую самостоятельность, инициативу, индивидуальность и творческую активность;
- воспитывать любовь и чувство интереса к истории возникновения дымковского народного промысла;
- обогащать активный словарный запас детей, повышать выразительность речи;
- продолжать знакомить детей с фольклорными традициями на Руси;
- продолжать развивать творческое мышление, внимание, память, интерес к народным промыслам;
- воспитывать уважение к работам народных мастеров.
Планируемые результаты
Ребёнок проявляет интереса к русской народной культуре, различает изделия народного промысла – «Дымковская игрушка», умеет составлять узоры по мотивам дымковской росписи, умеет подбирать цветовую гамму и выполнять элементы росписи, у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии технических навыков и творческих способностей в процессе пластилинографии; принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе; проявляет индивидуальность и творческую активность и в тоже время, умеет слушать взрослого и выполняет его инструкции; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения и не только.
Методы и приёмы:
- Наглядный – рассматривание, показ, объяснение.
- Словесный – беседа, художественное слово, рассказ, поощрение.
- Практический – показ способов действия.
НОД
Тема: «Дымка - водоноска» – пластилинография
Цель: развитие у детей умения создавать выразительные полу объемные картины на горизонтальной поверхности, используя нетрадиционную технику – пластилинография; формирование детской самостоятельности, инициативы, индивидуальности и творческой активности.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек;
- закрепить знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки;
- формировать умение создавать узоры по собственному замыслу из элементов, имитирующих роспись характерную для дымковского промысла в технике – пластилинография;
- формировать детскую самостоятельность, инициативу, индивидуальность и творческую активность;
- воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от устного народного творчества;
- развивать умение объективно оценивать результат своего труда;
- способствовать развитию мелкой моторики рук и аккуратности в работе с пластилином.
Демонстрационный материал
Дымковская глиняные игрушки: дымковский конь, кукла водоноска, утка, индюк, кукла нянька, кукла барыня. Дидактический материал с декоративными элементами и цветосочетаниями характерными для дымковской росписи.
Раздаточный материал: плотный картон белого цвета с силуэтом куклы водоноски, набор разноцветного пластилина, стека, дощечка глину, салфетка для рук.
Ход НОД
- Организационный момент
Сюрпризный момент: появление на группе дымковских игрушек.
- Познавательная часть
Беседа: «Старинный русский народный промысел – Дымковская игрушка». Просмотр презентации «Дымковская игрушка».
Рассматривание дымковской игрушки. Выявление особенностей её росписи: геометрический характер росписи, в самых разнообразных сочетаниях используются клетки, полоски, круги, точки, прямые и волнообразные линии. Использование обширной цветовой гаммы. Основные цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, голубой, алый, зелёный, малиновый. Чтение стихов, пословиц, поговорок, отгадывание загадок.
- Практическая часть
Этапы выполнения работы:
- Пальчиковая гимнастика «Я в ладоши хлопаю»
Я в ладоши хлопаю (хлопки в ладоши)
И ногами топаю (потопать ногами).
Руки разотру, тепло сохраню (потереть ладонь о ладонь).
Ладошки, ладошки.
Утюжки – недотрожки (ладонь поочерёдно погладить предплечье и плечо противоположной руки).
Вы погладьте ручки, чтоб играли лучше.
Вы погладьте ножки,
Чтоб бежали по дорожке (постучать носками ног по полу).
- Продумывание детьми композиции рисунка
- Показ и объяснение поэтапного выполнения работы;
- Заполнение некоторых частей силуэта пластилином одного цвета
Раскатать тонкую колбаску из пластилина нужного цвета и выложить вначале по контур выполняемой части и лишь за тем заполнить внутренне пространство контура, небольшими кусочками пластилина, размазывая их до границ контура.
- Оформление причёски куклы
Раскатать тонкую колбаску, сложить её вдвое и перекрутить в жгутик.
- Оформление лица
Раскатать маленькие шарики синего цвета – глаза и три красных шарика – для рта и для щёк, разложить их на лице куклы и лёгким нажатием закрепить.
- Физкультурная разминка во время творческой деятельности детей «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.(повороты головы влево – вправо)
А потом вперёд (наклон головы вперёд).
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а расслаблена (голову держит прямо).
А Варвара смотрит вверх (наклон головы назад),
Выше всех и дальше всех, возвращается обратно (наклон головы вперёд).
Расслабление приятно, шея не напряжена, а расслаблена (голову держать прямо).
- Оформление юбочки
Раскатать тонкие колбаски и выложить внешний контур юбки, далее разделить силуэт юбки тонкими колбасками на клетки и заполнить их повторяющимися элементами узора.
- Выполнение элементов узора
Кружок – раскатать шарик, сплющить его в нутрии клетки; колечко – соединить концы тонкой колбаски по кругу, положить в нужное место на узоре и прижать; точки – раскатать очень меленькие шарики и закрепить лёгким нажатием; полоски – раскатать тонкие колбаски, нарезать на одинаковые кусочки, расположить на нужном месте и слегка прижать.
- Самостоятельная работа детей по созданию выразительной полу объемной картины дымковской водоноски на горизонтальной поверхности, посредством нетрадиционной техники – пластилинография; оказание, при необходимости, индивидуальной помощи.
- Физкультурная разминка во время творческой деятельности детей «Сказочная зарядка».
И. П.Стоя между столами.
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорей в строй вставайте
И зарядку начинайте (построение).
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным – давно,
Он стучит в твоё окно (потягивания).
Буратино потянулся,
Раз прогнулся, два нагнулся,
Зашагал и по порядку
Начал делать он зарядку (наклоны).
4. Заключительная часть
Самооценка и самоконтроль
Цель: формирование умения оценивать свои действия по алгоритму, который состоит из вопросов, на которые ребёнок должен ответить:
- Что ты узнал нового?
- Чему научился?
- За что себя можешь похвалить?
- Над чем можно ещё поработать?
- Какие игры и задания тебе понравились?
- Какие задания показались трудными?
Организация выставки детских поделок «Весёлая дымка».
Познавательное развитие
Цель: закрепление и углубление знаний детей о народных игрушках, и их росписи; воспитание интереса и любви к творчеству народных умельцев.
Беседа: «Старинный русский народный промысел – Дымковская игрушка» (история возникновения народного промысла, изделия мастеров и особенности узора дымковской росписи). Просмотр презентации «Дымковская игрушка».
Цель: систематизация знаний детей о творчестве дымковских мастеров и их художественных традициях в изготовлении игрушек.
Речевое развитие
Цель: развитие грамматически правильной связной речи и обогащение словаря детей.
Словарная работа: декоративное искусство (создание и художественное оформление изделий применяемых в общественном и частном быту).
Чтение и пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл»
Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».
Театрализация русской народной сказки « Коза дереза» по картинкам.
Цель: совершенствование грамматически правильной связной речи.
Составление описательного рассказа «Моя любимая дымковская игрушка» (по схеме).
Цель: развитие грамматически правильной связной речи, логики мышления.
Разучивание и чтение стихотворений:
- «Весёлая дымка» А. Дьяков.
- «Индюк», «Красная девица» В. Гаврилова.
- «Дымковская игрушка» Е. А. Никонова.
- «Водоноска» В. Гаврилова.
Цель: совершенствование умения детей выразительно читать стихотворения, интонационно выражать свои эмоции; развитие памяти, внимания.
Отгадывание загадок, разучивание поговорок и пословиц, в которых говорится о труде мастеров народных промыслов.
- «Недаром говорится, дело мастера боится!»;
- «Что посеешь, то и пожнёшь!»;
- «Не будет скуки, когда заняты руки!»;
- «Птицу узнают в полёте, а человека в работе!»;
- «Без труда, не вынуть рыбку из пруда!»;
- «Труд человека кормит, а лень портит!».
Цель: формирование у детей понимания образного смысла загадок, пословиц, поговорок.
Цель: формирование у детей понимания образного смысла загадок, пословиц, поговорок; прививать любовь к фольклорным традициям.
Социально - коммуникативное развитие
Цель: воспитание желания и умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми совершенствование речи как средства общения, формирование навыка практического применения информации в игровой деятельности.
Д/И «Выставка» (предлагается устроить выставку изделий народного промысла, на которой будут три зала (т.е. три стола), в одном будут представлены дымковские игрушки, в другом филимоновские, а в третьем посуда с хохломской росписью).
Цель: закрепление умения детей различать изделия разных промыслов.
Д/И «Найди правильно» (выбрать картинки, относящиеся к названному народному промыслу)
Цель: закрепление знаний о народных промыслах и их особенностях.
Физическое развитие
Работа с родителями
Организация выставки «Дымковская игрушка»
Цель: обогащение предметно – развивающей среды группы.
Привлечение родителей к участию в выставке творческих работ родителей и детей «Неповторимая дымка».
Цель: вовлечение родителей в активную совместную деятельность, как условие возникновения у ребёнка желания творить и познавать мир.
Этап четвёртый
Тема: «Из чего же, из чего»
Цель: закрепление знаний детей о свойствах материалов посредством работы с классификацией – природный и рукотворный материал; развитие умения устанавливать причинно – следственные связи между материалом и способом его использования.
Задачи:
- закрепить знаний детей о глине, как о материале, из которого создаются изделия народных промыслов: «Дымковская игрушка», «Филимоновскыя игрушка».
- закрепить умение исследовать окружающий мир с помощью практических познавательных действий;
- расширить умение детей устанавливать причинно – следственные связи между материалом и способом его использования;
- формировать детскую самостоятельность, инициативу, индивидуальность и творческую активность;
Планируемый результат
Ребёнок обладает представлениями о рукотворных и природных материалах; умеет устанавливать причинно – следственные связи между материалом и способом его использования; проявляет индивидуальность и творческую активность в процессе лепки; умеет слушать взрослого и выполняет его инструкции; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.
Методы и приёмы:
- Наглядный – рассматривание, показ, разъяснение.
- Словесный – беседа, художественное слово, рассказ, поощрение.
- Практический - показ способов действия, экспериментирование.
Познавательно – исследовательская деятельность
Тема «Свойства сухой и влажной глины»
Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, расширение знаний детей о свойствах природных материалов: сухой и влажной глине и способе их использования; закрепление знаний детей о глине, как основе производства игрушек для народных промыслов «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка».
Задачи:
- формировать представление о глине как о природном материале и основе производства игрушек для народных промыслов: «Дымковская игрушка», « Филимоновская игрушка»;
- закрепить знания детей о свойствах сухой и влажной глины и их использовании.
- закрепить умение исследовать окружающий мир с помощью практических познавательных действий;
- расширить умение детей устанавливать причинно – следственные связи между материалом и способом его использования;
Раздаточный материал: дощечки для лепки, глина сухая, глина влажная, ступа с пестиком, салфетка для рук.
Ход НОД
- Организационный момент
Сюрпризный момент: появление на группе глины разного цвета (белая, голубая, зелёная, коричневая).
- Познавательная часть
Беседа: « Природные и рукотворные материалы»
- Практическая часть
Экспериментирование
Выявление свойств сухой и влажной глины на ощупь.
Физкультурная разминка во время творческой деятельности детей
«Подарки»
И. П.: дети стоят в кругу, проговаривают слова и делают массаж.
А тари, тари, тари! Куплю Маше янтари (массаж воротниковой зоны).
Останутся деньги, куплю Маше серьги (массаж ушек).
Останутся пятаки, куплю Маше башмаки (массаж ступней).
Останутся грошики, куплю Маше ложки (массаж ладошек).
Останутся полушки, куплю Маше подушки (массаж животика).
Выводы:
- Сухая глина твёрдая, шершавая, крошится, трескается, из неё нельзя лепить, не липкая, но если её растолочь, она становится сыпучей.
- Влажная глина мягкая, пластичная, липкая, можно изменить её форму, делить на части, из неё можно лепить игрушки, посуду, делать различные красивые украшения и сувениры.
Дети лепят маленькие сувениры «Сердечко».
- Заключительная часть
Самооценка и самоконтроль.
- Что ты узнал нового?
- Чему научился?
- За что себя можешь похвалить?
- Над чем можно ещё поработать?
- Какие игры и задания тебе понравились?
- Какие задания показались трудными?
Организация выставка детских поделок «Сердечко»
Познавательное развитие
Беседа: « Природные и рукотворные материалы»
Цель: закрепление представлений детей о свойствах природного материала глины, как основе производства игрушек для народных промыслов «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка».
Речевое развитие
Цель: развитие грамматически правильной связной речи и обогащение словаря детей.
Словарная работа
Вводится более углублённые понятия – природный материал и рукотворный материал, гончар.
Природный материал – это материал, который человек добывает из-под земли, или же его ему дают растения и животные.
Рукотворный материал – это материал, который человек создаёт руками или же техникой придуманной им же.
Гончар – это мастер по выделке глиняной посуды.
Полутки – серебряная монета.
Чтение русской народной сказки «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
Цель: приобщение детей к былинному эпосу, к былинному складу речи знакомство с образом былинного русского богатыря, Добрыни Никитича.
Составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка» (по схеме).
Цель: совершенствование грамматически правильной связной речи, логики мышления.
Составление рассказа по картине В. Васнецов «Богатыри».
Чтение и пересказ сказки «Крылатый, мохнатый, масленый».
Цель: совершенствование грамматически правильной связной речи и выразительности речи, развитие памяти, внимания, логического мышления.
Разучивание и чтение стихотворений:
- «Весёлый хоровод» Л. Гулька.
- «Красная девица» М. Г. Смирнова.
- «Хохломская роспись» П. Синявская.
- «Чаша» Ю. Николаев.
Цель: совершенствование умения детей выразительно читать стихотворения, интонационно выражать свои эмоции; развитие памяти, внимания.
Разучивание поговорок и пословиц, в которых говорится о богатырях русских.
- «Слава богатырям земли русской»;
- « Не родом богатырь славен, а подвигом»;
- « Богатырь умирает, а слава остаётся»;
- «Богатырская рука однажды бьёт»;
- «Богатыря узнаешь на поле брани».
Цель: формирование у детей понимания образного смысла загадок, пословиц, поговорок; прививать любовь к фольклорным традициям.
Социально - коммуникативное развитие
Цель: совершенствование речи как средства общения; воспитание желания и умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, формирование навыка практического применения информации в игровой деятельности.
С/ Р игра «Магазин игрушек»
Цель: развитие у ребёнка умения, составлять короткий рассказ о предмете, закрепление знаний о свойствах материалов из которых сделаны игрушки, закрепление умения брать на себя различные роли, согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
Д/И «Четвёртый лишний»
Цель: закрепление знаний детей о народных промыслах.
Д/И «Ремёсла на Руси»» (настольно – печатный материал)
Цель: закрепление знания детей о ремёслах на Руси.
Д/И «Найди отличия»
Цель: закрепление знаний о характерных особенностях росписи народных промыслов.
Физическое развитие
Цель: формирование положительных эмоций, обогащение двигательной опыта детей, развитие ловкости, координации движения, крупной моторики.
П/И «Расскажи о материале» (подкидывание кубика, на гранях которого изображены символы разных видов материалов).
Цель: закрепление знаний о свойствах материалов.
Цель: формирование положительных эмоций, обогащение двигательной опыта детей, развитие крупной и мелкой моторики.
П/И. Разучивание русской народной игры «Пирожок».
Работа с родителями
Консультации для родителей на темы: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание дошкольников»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».
Привлечение родителей к участию в выставке творческих работ родителей и детей « Моя любимая глиняная игрушка».
Цель: вовлечение родителей в активную совместную деятельность, как условие возникновения у ребёнка желания творить и познавать мир.
Этап пятый
Тема: «Лепка из глины – как вид декоративно – прикладного искусства».
Цель: закрепление умений детей лепить предметы из глины; формирование детской инициативы и творческой активности; развитие мелкой моторики обеих рук.
Задачи:
- закрепить навыки комбинированной лепки из глины;
- обогатить представления детей об использовании глины человеком;
- формировать детскую самостоятельность, инициативу, индивидуальность и творческую активность;
- обогащать активный словарный запас детей, повышать выразительность речи;
- продолжать знакомить детей с фольклорными традициями на Руси;
- продолжать развивать творческое мышление, внимание, память, интерес к народным промыслам.
Планируемый результат
Ребёнок проявляет интерес к лепке, умение планировать работу; проявляет индивидуальность и творческую активность в процессе лепки; умеет слушать взрослого и выполняет его инструкции; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания; адекватно оценивать свою работу.
Методы и приёмы:
- Наглядный – рассматривание, показ, разъяснение.
- Словесный – беседа, художественное слово, рассказ, поощрение.
- Практический – показ способов действия, лепка.
Художественно – эстетическое развитие
Лепка из глины « Дымковская лошадка»
Цель: воспитание интереса к народному творчеству и закрепление навыков комбинированной лепки из глины.
Задачи:
- закрепить знания детей о народном промысле «Дымковская игрушка»;
- развивать у детей умение анализировать особенности строения фигурки (дымковской лошадки);
- передавать особенности её строения в процессе лепки и соотносить части фигурки по величине;
- закреплять умение лепить лошадку соединяя части фигурки с помощью примазывания;
- развивать у детей творческие способности, интерес к лепке, умение планировать работу;
- индивидуальность и творческую активность;
- развивать глазомер, моторику обеих рук;
- развивать воображение, образное мышление, память;
- развивать умение объективно оценивать результат своего труда;
- воспитывать любовь и интерес декоративно – прикладному искусству.
Демонстрационный материал: дымковские глиняные игрушки (дымковский конь, кукла водоноска, утка, индюк, кукла нянька, кукла барыня).
Раздаточный материал: глина, дощечка для лепки, стека, салфетка для рук.
Ход НОД
Мотивация: восторг от появление на группе гончарного круга.
- Познавательная часть
Рассматривание фигурки лошадки, выявление особенностей её строения. Беседа о профессии – гончар. Напоминание о происхождении дымковской игрушки, чтение стихов, разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок.
- Практическая часть
Этапы выполнения работы:
3.1. Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы»
И.П.: сидя за столом, локти на столе, предплечья вверх пальцы собраны вместе (бутоны).
Наши алые цветки распускают лепестки. (раскрываются пальчики и кисти рук раздвигаются влево и право)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (потихоньку пошевелить пальчиками)
Наши алые цветки закрывают лепестки (сомкнуть пальцы вместе в бутон).
Тихо засыпают, головой качают (кисти рук опустить вниз и совершать круговые движения).
- Рассматривание фигурки дымковской лошадки
Выделить части фигурки лошадки: туловище, ноги, голова, шея, хвост, ушки, грива.
Определить форму и пропорции выделенных частей.
- Обсуждение приёмов работы с пластилином (отщипывание, скатывание, сглаживание, надавливание, прищипывания, примазывания) и последовательности действий
Скатать из глины усечённый конус, широкий конец на 1/3 надрезать стекой на две половины, одну часть использовать на изготовление шеи и головы (шею оттянуть, приподнять вверх, изогнуть, чтобы получилась голова), на голове методом прищипывания сформировать уши. Другую часть надрезать на две половины, оттянуть и округлить и сформировать передние ноги. Второй конец усечённого конуса, слегка вытянуть и надрезать на две половины округлить, сформировать задние ноги. Сглаживать и дооформить лошадку недостающими деталями. Отдельно скатать жгутики и валики и слепить из них хвост и гриву.
Физкультурная разминка во время творческой деятельности детей «Лошадка»
На лошадке, на лошадке покататься я хочу.
Сяду, сяду на лошадку, на лошадке поскачу! (боковой галоп « лошадкой»)
Ты скачи, скачи лошадка, скок, скок, скок, скок.
По дорожке ровной, гладкой, скок, скок, скок, скок (прыжки на месте).
Ты скачи всё прямо, прямо, скок, скок, скок, скок (ходьба высоко поднятыми ногами).
Мимо дома, стой, тут яма, цок, цок, цок, тпру (остановить ходьбу).
Самостоятельная лепка лошадки из глины (оказание, при необходимости, индивидуальной помощи).
- Заключительная часть
Самооценка и самоконтроль
Цель: формирование умения оценивать свои действия по алгоритму, который состоит из вопросов, на которые ребёнок должен ответить:
- Что ты узнал нового?
- Чему научился?
- За что себя можешь похвалить?
- Над чем можно ещё поработать?
- Какие игры и задания тебе понравились?
- Какие задания показались трудными?
Поделки оставить сохнуть до следующей НОД - викторины «Народные промыслы».
Речевое развитие
Цель: развитие грамматически правильной связной речи и обогащение словаря детей.
Словарная работа: декоративное искусство: керамика, роспись.
Керамика: глиняные игрушки (филимоноские, дымковские).
Роспись по дереву (хохлома).
Чтение русской народной сказки «Чтение русской народной сказки
«Алёша Попович и Тугарин Змеевич».
Цель: приобщение детей к былинному эпосу, к былинному складу речи, знакомство с образом былинного русского богатыря, Алёши Поповича.
Чтение и пересказ русской народной сказки «Царевна - лягушка» с опорой на иллюстративный ряд.
Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку с опорой на иллюстративный ряд.
Составление описательного рассказа « Моя любимая игрушка» (по схеме).
Цель: совершенствование грамматически правильной связной речи, логики мышления.
Театрализация русской народной сказки « Заюшкина избушка» (перчаточные куклы)
Цель: совершенствование грамматически правильной связной речи и выразительности речи, развитие памяти, внимания, логического мышления.
Разучивание и чтение стихотворений:
- «Весёлая дымка» А. Дьяков.
- «Лошадка», «Козлик» В. Гаврилова.
- «Дымковская игрушка» Е. А. Никонова.
- «Всадник на коне» В. Гаврилова.
Цель: совершенствование умения детей выразительно читать стихотворения, интонационно выражать свои эмоции; развитие памяти, внимания.
Отгадывание загадок, разучивание поговорок и пословиц, в которых говорится о труде мастеров народных промыслов.
- « Есть терпение – будет и умение!»;
- « Терпение и труд всё перетрут!»;
- «Дело мастера боится»;
- « Была бы охота – будет ладиться работа!;
- «Умелые руки не знают скуки!».
Социально - коммуникативное развитие
Цель: воспитание желания и умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, формирование навыка практического применения информации в игровой деятельности, совершенствование речи как средства общения.
С/Р игра «Магазин»
Цель: развитие у ребёнка умения, составлять короткий рассказ о предмете, закрепление знаний о свойствах материалов из которых сделаны игрушки, закрепление умения брать на себя различные роли, согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
Д/И « Можно ли сделать?»
Цель: систематизация и уточнение представлений детей о свойствах материалов (задаётся проблемный вопрос, например: можно ли сделать из стекла сапоги?).
Д/И «У сказки в гостях»
Цель: закрепление знаний о русских народных сказка, развитие риторических способностей.
Физическое развитие
Цель: формирование положительных эмоций, обогащение двигательной опыта детей, развитие ловкости, координации движения, крупной моторики.
П/И «Расскажи о материале» (подкидывание кубика, на гранях которого изображены символы разных видов материалов).
Цель: закрепление знаний о свойствах материалов.
Работа с родителями
Организация выставки «Удивительный мир изделий народных умельцев»
Цель: обогащение предметно – развивающей среды группы.
Привлечение родителей к участию в выставке творческих работ родителей и детей «Ярмарка народных умельцев».
Цель: вовлечение родителей в активную совместную деятельность, как условие возникновения у ребёнка желания творить и познавать мир.
Этап шестой
Викторина «Ярмарка народных умельцев»
Цель: систематизация знаний о народных промыслах, формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным декоративно – прикладным искусством; воспитание у детей эстетической культуры; становление эстетического отношения к окружающему миру; становление национального самосознания детей, ощущения принадлежности их к культуре русского народа. Восприятие художественной литературы, фольклора; гармонизация мировосприятия, содействие становлению в сознании целостной картины мира.
Задачи:
- закреплять знания о народном декоративно – прикладном искусстве;
- развивать творческое мышление, внимание, память, интерес к народным промыслам;
- развивать эстетические чувства, эмоции;
- содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- формировать представления об особенностях русского народного творчества, понимать образный смысл загадок, пословиц и поговорок;
- воспитывать любовь и чувство интереса к истокам народного творчества, патриотизм, уважение к труду народных мастеров.
Ход викторины:
1 тур. «Отгадай загадку о народных промыслах»
Весёлая белая глина
Кружочки полоски на ней
Козлы и барашки смешные
Табун разноцветных коней
Кормилицы и водоноски
И всадники и ребята
Собачки, гуси и рыбы
А ну назови-ка меня... (Дымковская игрушка)
Посуда не простая,
А точно золотая
С яркими узорчиками
Ягодками и листиками
Называется она... (Золотая хохлома)
Ветки плавно изогнулись и в колечки завернулись.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, алым соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? ... (Хохлома)
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золотой траве.
Рощи – перелески, шёлковые всплески.
Солнечно - медовой золотой листве… (Хохломская роспись)
Полоски красные, зелёные,
На ножках веточки сосновые.
Козлик полосатенький
Очень привлекательный…(Филимоновская игрушка)
2 тур. «Вопрос – ответ» (по дымковской игрушке)
С каким весенним праздником связывают возникновение промысла «Дымковская игрушка»? Какими были первые дымковские игрушки? (Весенний праздник – «Свистунья». Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде баранов, коней, козлов, уточек. Они изготавливались зимой и ранней весной, к этой ежегодной ярмарке)
Кто делает дымковские игрушки? (Дымковские игрушки делают только женщины и передают своё ремесло дочерям и внучкам)
Из чего и как лепят дымковские игрушки? (Из местной ярко – красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, затем идёт сборка, недостающие детали прикрепляют примазывая, используя для связки и заглаживания уже жидкую красную глину. После чего просушивают несколько дней и обжигают в печи)
Кто делает дымковскую игрушку? (Один мастер вручную от лепки до росписи)
Чем перед росписью покрывают мастерицы, вынутые из печи остывшие игрушки? (Ослепительно белым мелом, разведённым на снятом молоке)
Какими красками расписывают дымковские игрушки? (В настоящее время, используют гуашевые краски. Разводят их на яйце или же используют специальные краски для керамики. Для росписи используют 4 – 10 ярких цветов)
Что объединяет все дымковские игрушки? (Все игрушки яркие, праздничные, нарядные)
Какие цвета любят дымковские мастера? (Красный, жёлтый, оранжевый, зеленый, синий, малиновый на белом фоне)
Чем мастера расписывают игрушки? (Сейчас, игрушки расписывают кисточками. Раньше мастерицы делали кисти сами из тряпок, а торцом, ровно срезанного прутика, наносили пятна)
Какие формы имеют узоры? (Узоры имеют простые геометрические формы: кружочки, кольца, полоски, волнистые и прямые линии, ромбы)
Чем отличается наряд няньки и водоноски от наряда барыни? (У няньки и водоноски на голове кокошник, а у барыни – шляпа. У няньки и водоноски поверх юбки, одет фартук с оборками, чтобы не испачкать юбку, а у барыни юбка с оборками)
Какой узор на юбке у водоноски? Няньки? Барыни? (У водоноски – полоски, у няньки – клетки, у барыни – кольца, кружочки)
3 тур. «Подумай и назови»
Назови предметы, которые расписываются дымковской росписью. (Глиняные игрушки: кони, олени, индюки, утки с утятами, карусели. Куклы: водоноска, няня, барыня, карусели)
Назови предметы, которые расписываются гжельской росписью (Фарфоровая посуда, статуэтки, вазы, подносы.)
Назови предметы, которые расписываются хохломской росписью. (Деревянные ложки, миски, кружки, ковши, салфетницы, подносы, вазы, столы)
Назови предметы, которые расписываются филимоновской росписью. (Глиняные игрушки: лошадки, медведи, солдаты, петушки, куры, коровы, барашки, барыни, крестьянки, всадники, танцующие пары)
4 тур. «Отбери и представь»
Детям предлагается отобрать предметы, относящиеся к названному народному промыслу («Дымковская игрушка», «Хохломская роспись», «Филимоновская игрушка») и представить их с помощью стихов.
Посуда не простая,
А точно золотая.
С яркими узорчиками,
Ягодками и листиками.
Называется она?
Золотая хохлома.
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
Утка Филимоновская
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
Филимоновская!
Индюк
Вот индюк нарядный.
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.
Петушок
Игристым задором зовет петушок,
И солнечно ярок его гребешок.
Уточка
Утка – Марфутка
Бережком идет.
Уточек – Марфуточек
Купаться ведет.
Олень
У этого оленя золотые рога.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень
Лошадка
Как тянутся руки к глине,
Хочется мять и мять,
Потом получится грива,
Хвост и стать.
Коняшка родимый,
Ты появился на свет,
Какой ты желанный,
Цены тебе нет.
Водоноска
За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебёдушка плывет,
Вёдра красные несёт,
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша,
Эта девица - краса,
Тугая чёрная коса,
Щёчки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.
5 тур. « Я начну, а ты закончи »
Недаром говорится, дело мастера……….. (боится).
Что посеешь, то и…………………..(пожнёшь).
Не будет скуки, когда……………(заняты руки).
Птицу узнают в полёте, а человека …….(в работе).
Без труда, не вынуть……………(рыбку из пруда).
Труд человека кормит, а лень……….(портит).
Судят не по словам, а по……………….(делам).
Есть терпение будет и…………………..(умение).
У хорошего мастера любое дело…….. (славится).
Умелые руки не знают …………………….(скуки!).
6 тур. «Укрась лошадку» (раскрашивание лошадки, вылепленной из глины детьми на предыдущем НОД, дымковской росписью)
Организация выставки «Дымковская лошадка».
Каталог подвижных игр « Русские народные игры»
Цель: формирование положительных эмоций, обогащение двигательного опыта детей, развитие инициативы, организаторских способностей, становление национального самосознания формирование совершенствование способностей совместно со сверстниками развёртывать игру, развитие крупной и мелкой моторики.
П/И. Русская народная игра «Пирожок».
Ход игры:
Участники игры встают друг за другом цепочкой, ухватив предыдущего игрока за пояс. Первый в цепочке «булочник», последний – «пирожок». Водящий – «покупатель». Покупатель подходит к булочнику и затевает разговор:
Здравствуй булочник – дружок! Не продашь ли пирожок?
Как не продать! Тебе выбирать!
Продай самый вкусный! Вот тебе рубли!
Коль поймаешь, бери!
«Покупатель» бежит в конец колонны, пытаясь схватить «пирожок», который, в свою очередь, старается добежать до головы цепочки и встать перед «булочником». Если ему это удаётся, то он становится «булочником», а «покупатель» остаётся «покупателем». Если же, ему это не удаётся, то «пирожок» становится «покупателем», а «покупатель» становится «булочником».
П/И. Русская народная игра «Горелки».
Ход игры:
Участники игры образуют пары и становятся вереницей, впереди «горящий» - тот, кто водит. Играющие поют:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле – гляди в поле.
Едут там трубачи, едят калачи.
Погляди на небо: звёзды горят, журавли кричат – гу, гу, гу, убегу.
Раз, два не воронь, а беги как огонь.
«Горящий» должен взглянуть «на небо», а пара стоящая в веренице последней, разъединяется, один из них бежит по левую сторону вереницы, а другой - по правую. Если им удаётся соединиться перед водящим, то «горящий» продолжает водить, если нет, «горящий» ловит кого ни - будь из них. Оставшийся без пары, становится «горящим».
П/И. Русская народная игра «Скакалка».
Ход игры:
Один из играющих берёт верёвку и раскручивает её. Остальные прыгают через неё: чем выше, тем больше будет доход и богатство в семье. Перед началом игры произносят следующие слова:
Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лен высок,
Прыгай как можно выше, можно прыгать, выше крыши.
Цель: формирование положительных эмоций, обогащение двигательного опыта детей, развитие инициативы, организаторских способностей, становление национального самосознания
П/И. Русской народная игра « Капуста».
Ход игры:
Рисуется круг – «огород». На середине складываются предметы, это – «капуста». Все участники игры ходят о кругу, «хозяин» сидит рядом с «капустой» и поёт:
Я на камушке сижу, мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу, огород свой сторожу.
Чтоб капусту не украли, в огород не прибежали;
Волк и лисица, бобёр и куница,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Участники игры стараются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот из игры выбывает. Участник, который наберёт больше всего «капусты», объявляется победителем.
Цель: формирование положительных эмоций, обогащение двигательного опыта детей, развитие инициативы, организаторских способностей, становление национального самосознания.
П/И. Русская народная игра «Водяной».
Ход игры:
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. «Водящий» закрывает глаза и садится на корточки в центре круга. Играющие идут по кругу и произносят;
Дедушка – водяной, что стоишь ты под водой?
Выйди хоть на час и поймай кого из нас!
Затем произносят «Ночь» и приседают, а «водяной» с закрытыми глазами, старается кого ни - будь поймать. Поймав игрока, пытается узнать, кого он поймал: ощупывает одежду, голову. Если он узнал пойманного игрока, последний становится водящим.
Цель: формирование положительных эмоций, обогащение двигательного опыта детей, развитие инициативы, организаторских способностей, становление национального самосознания.
П/И. Русская народная игра « Горшки».
Ход игры:
Дети делятся а две команды, одна – «горшки», другая «хозяева». «Горшки» садятся на землю в кружок. «Хозяева» становятся за «горшками». «Покупатель» подходит к одному и «хозяев», они протягивают друг другу руки и напевают: «Чигари, чигари, собирайтесь гончары по кусту по насту, по лебедю гораздо! Вон!»
Со словом «Вон!» «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг «горшков». Кто первый прибежит к купленному горшку, тот – «хозяин», а опоздавший становится «покупателем».
Русская народная игра «Берёзовые ворота».
По считалке выбирается девочка – «берёзка». Она отбирает у всех играющих платки и машет ими. Две девочки поднимают вверх венок, образуя «ворота». Остальные дети проходят в «ворота», образуют хоровод и поют.
В чистом поле стояла берёза, а под той берёзой – золотые росы.
Вдруг откуда взялись буйные ветры,
Посбросили росы на землю.
Дети, которые образовали «ворота», кладут одному из играющих на голову венок и командуют: «Веночек – веночек, обойди хоровод!» Игрок с венком обходит хоровод и становится в конце цепочки, меняет направление и ведёт опять в «ворота».
Картотека пословиц и поговорок.
- « Есть терпение – будет и умение!»;
- « Терпение и труд всё перетрут!»;
- «Дело мастера боится»;
- « Была бы охота – будет ладиться работа!;
- «Умелые руки не знают скуки!».
- «Слава богатырям земли русской»;
- « Не родом богатырь славен, а подвигом»;
- « Богатырь умирает, а слава остаётся»;
- «Богатырская рука однажды бьёт»;
- «Богатыря узнаешь на поле брани».
- «Недаром говорится, дело мастера боится!»;
- «Что посеешь, то и пожнёшь!»;
- «Не будет скуки, когда заняты руки!»;
- «Птицу узнают в полёте, а человека в работе!»;
- «Без труда, не вынуть рыбку из пруда!»;
- «Труд человека кормит, а лень портит!».
- «Мастер на все руки»;
- «Землю красит солнце, а человека труд»;
- «Умелые руки не знают скуки»;
- «Есть терпение будет и умение»;
- «Судят не по словам, а по делам»;
- «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера».
- «Дело мастера боится»;
- «У хорошего мастера любое дело славится»;
- «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»;
- «Умелые руки не знают скуки!»;
- «Долго день до вечера, если делать нечего!».
Рекомендуемый перечень стихотворений для разучивания.
- «Весёлая дымка» А. Дьяков.
- «Лошадка», «Козлик» В. Гаврилова.
- «Дымковская игрушка» Е. А. Никонова.
- «Всадник на коне» В. Гаврилова.
- «Весёлый хоровод» Л. Гулька.
- «Красная девица» М. Г. Смирнова.
- «Хохломская роспись» П. Синявская.
- «Чаша» Ю. Николаев.
- «Весёлая дымка» А. Дьяков.
- «Индюк», «Красная девица» В. Гаврилова.
- «Дымковская игрушка» Е. А. Никонова.
- «Водоноска» В. Гаврилова.
- «Филимоновский козлик» Сидора Галина.
- «История промысла» Л. Андреева.
- «О филимоновской игрушке» С. Парилуцкий.
- «Филимоновская игрушка» Б. Успенский.
- «Золотая Хохлома» Е. Никонова.
- «Хохлома» В. Бочков.
- «Золотя хохлома» П. Куликова.
- «Приданое хохломы» Э. Межелейтис.
- «Мы на ярмарке были» С. Маршак
Информационные ресурсы:
- Двыдова Г.Н. «Пластилинография». Часть 2.- М.:«Издательство Скрипторий 2003». 2015 г.
- Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы»: Игры – занятия для дошкольников. – 2-е изд. испр. – М.: ТЦ Сфера. 2015 г.
- Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 6 – 7 лет» М.: Мозаика – Синтез. 2011г.
- Коломийченко Л.В., «Занятия для детей 6-7лет по социально – коммуникативному развитию и социальному воспитанию» - М.:ТЦ Сфера, 2015г.
- Комарова С. Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно - образовательной работы детского сад». – М.: Мозаика – Синтез. 2010 г.
- Народное искусство детям «Дымковская игрушка». Основы народного и декоративно – прикладного искусства – М.:Мозаик – Синтез. 2017г.
- Народное искусство детям «Филимоновская игрушка». Основы народного и декоративно – прикладного искусства – М.:Мозаик – Синтез.
2017г.
- Народное искусство детям «Хохломская роспись». Основы народного и декоративно – прикладного искусства – М.:Мозаик – Синтез. 2017г.
- Порамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет»,– М.: ОЛМА Медия Гупп. 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация ПРОЕКТ ПО ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В ДОУ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
Презентация ПРОЕКТ ПО ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В ДОУ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»...
Презентация ПРОЕКТ ПО ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В ДОУ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» (часть II)
Презентация ПРОЕКТ ПО ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В ДОУ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» (часть II)...
Паспорт проекта Краткосрочный проект по декоративно-прикладному искусству «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно -прикладного искусства и с народными традициями. Через знакомство с народным декоративным-искусством , котор...
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе«Народные промыслы России»
Знакомство детей с изделиями народных промыслов....
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»
Конспект занятия...
Конспект занятия по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»
Знакомство детей с изделиями народных промыслов несет в себе много возможностей. . Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народ...