Кружок "Пластилиновые фантазии"
рабочая программа (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска "Детский сад № 86 комбинированного вида"
Рассморена на заседании педагогического совета МКДОУ № 86 протокол №___ от "___"________2016 года | Утверждена приказ № ___ от "___" _________2016 года завующий ______ Куриленко Н.В. |
Программа кружка для детей 3-4 лет «Пластилиновые фантазии» на 2016-2017 учебный год
Составитель: Проколова Нина Сергеевна, воспитатель 1 квалификационной категории МКДОУ №86
Новосибирск, 2016 год
Содержание:
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи кружка
1.3 Принципы и подходы
1.4 Характеристика возрастных особенностей
1.5 Планируемые резульаты
2.Содержательный раздел
2.1 Содержание работы по пяти областям
2.2 Методы, используемые при организации работы с детьми
2.3 Взаимодействие с родителями ДОУ
3. Организационный разел
3.1Програмно-методическое обеспечение
3.2 Материально-техническое обеспечение
3.3 Диагностика усвоения программы детьми
3.4 Каендарно-тематическое планирование
1.1 Пояснительная записка.
Удивительные качества пластилина берут начало из сочеания двуx более древниx материалов - глины и воска. По отдельности они имеют известные недостатки, а вместе помогают друг другу: глина удерживает воск от слишком быстрого таяния, а он ее - от чрезмерного прилипания к рукам и рассыпания. Кроме того, с ним очень легко и полезно работать, именно поэтому лепка из пластилина пользуется заслуженной любовью не только у детей всех возрастов, но и их родителей.
Благодаря лепке маенький человек открывает ля себя целый мир творческих возможностей. Например, можно придумать или с точностью скопировать самых разных существ и наелить их эмоциями и историей.
Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
- Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
- Занятия лепкой повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.
- Развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируются работа обеих рук.
- Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.
1.2 Цель и задачи кружка
Цель: создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития.
Задачи:
- воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в игровой и театральной деятельности, в качестве подарка или для украшения группы;
- развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;
- учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции.
1.3 Принципы и подходы.
Программа рассчитана на один год, 32 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий 15-20 минут. Количество детей - 10-12.
- Обогащение детского развития.
- Построение изобразительной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка (Доступность и простота, соотвестсвие возрастным и индивидуальным особенностям).
- Поддержка инициативы ребенка в выборе цвета, рисунка, композиции и сложности исполнения.
- Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.
- Сотрудничество с семьей.
1.4 Характеристика возрастных особенносей воспитанников
Программа кружка предназначена на возраст 3-4 года (2-я младшая группа). В возрасте 3-4 лет изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Под руководством взрослого младшие дошкольники способны вылепить простые предметы. Мелкая моторика рук начинает активно развиваться. Большое значение для ее развиия имеет лепка.
1.5 Планируемые резуьтаты
- Уверенно подбирают цвет пластилина и делят его на части соответсвенно замыслу.
- Влаеют техническими приемами: надаивливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, раскатывание, сплющивание.
- Создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату.
- Повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников.
- Увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков.
- Самостоятеьное использование детьми приёмов лепки при изготовлении поделок из пластилина.
2. Содержательный раздел.
2.1 Содержание работы по пяти образовательным областям.
1.Познавательное развитие.
Задачи:
- Закрепление умений выделять в преметах цвет и делать его объектом специального рассматривания.
- Формирование навыков выделять форму в объектах.
- Развитие способности замечать детали, акценты в предмете лепки.
2. Речевое развитие.
Задачи:
- Обогащение пассивного и активного словаря.
- Овладение речью как средством общения.
3. Физическое развитие.
Задачи:
- Профилактика психофизиологических нарушений.
- Формирование и закрепление полезных навыков, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ зорового образа жизни.
- Знакомство с мерами безопасности при работе с пластиином и другим оборудованием.
4. Социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
- Формирование способов сотрудничества детей в коллекиве.
- Воспитание в детях доброжелательного отношения, доверия к взрослым и сверстникам.
- Создане условий для эмоционально насыщенного содержательного общения ребенка со взрослым и детей друг с другом.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
5. Художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
- Развивитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства, мира природы.
- Становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Реаизация самостоятельной творческой деятельности детей.
2.2 Методы, испоьзуемые при организации работы с детьми:
- индивидуально-дифференцированный;
- групповой;
- практический;
- наглядный;
- интеграция образовательных областей.
Формы работы с детьми:
- игра сюжетная и театрализованная;
- Беседа;
- рассматривание готовых образцов;
- лепка под руководством воспитателя;
- самостоятельная деятельность.
Техники: надавливание, отщипывание, размазывание, вдавливание, раскатывание, сплющивание.
Форма подведения итогов:
- выставка детских работ;
- фотоальбом детских поделок;
- Участие в конкурсах разичного уровня;
- Составение консультаций для родителей;
- Разработка конспектов заняий, мастер-классов
2.3 Взаимоействие с родителями ДОУ
Задачи взаимодействия педагога с родителями ДОУ:
- Знакомство родителей с целями и задачи кружка.
- Оказание помощи родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении предсавлений о предметном, природном и социаьном мире.
- Развитие интереса у родителей к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами лепки, развиия воображения, творческих проявлений ребенка.
Формы взаимодействия с родителями воспитанников:
- Организация участия детей в конкурсах и выставках детского прикладного творчества.
- Консультироввание родителей (индивидуальное, групповое).
- Организация тематических выставок.
- Привлечение к участию детей в конкурсах и выставках детского творчества.
3. Организационный разел.
3.1 Программно-методическое обеспечение.
Программа кружка "Пластилиновые фантазии" состалена на основе образовательной программы ДОУ "От рожения до школы. Примерная общеобразовательная программа (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой". - 2-е изд., испр. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, ФГОС ДОУ.
Методическая литература:
Лыкова И.А. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества" серия "Мастерилка", 2005
Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 4-5 лет», Мозаика-Синтез, 2009
Марья Новацкая «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012 г.
Лесовская С. А. Герои сказок из пластилина. - М.: Эксмо, 2013.
Журнал "Веселый пастиин". Первые шаги (№ 1, № 2, № 3, № 4) от 16.06.2014 г.
Журнал "Веселый пластилин". Учимся лепить. (Речка. Луг. Море. Африка) от 16.06.2014 г.
3.2 Материально-техническое обеспечение
Хуожественные материалы и оборудование:
- Магнитная доска
- Персонажи кукольного театра
- Ширма настольного театра
- Разадаточный материал (шаблоны)
- Демонстрационный маериал
Рабочий материал:
- Пластилин восковой мягкий различных цветов;
- Пластиковые дощечки;
- Стеки пластмассовые;
- Сафетки влажные;
- Бросовый маериал.
3.3 Диагностика усвоения программы детьми
Примерная диагностика развития умений у детей
Основные формы и приёмы лепки | ||||||||||||||
Ф.И. ребёнка | Шар | Колбаска | Сплющивание формы | Прищипывание краёв формы | Размазывание на силуэте | Отщипывание части от целого куска | Вытягивание от целого куска | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.
Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к воспитателю.
Примерная диагностика развития мелкой моторики рук
№ | Упражнения Ф.И. | кольцо | гусь | коза | ножницы | дятел | стирка | итого | |||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||
1 | |||||||||||||||
2 |
Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.
Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.
3.4 Каендарно-тематическое планирование
Тематическое планирование на год.
Месяц | Тема | Предполагаемый результат |
сентябрь | Ягодки | Научатся лепить базовую форму «шар», научатся различать цвета, называть ягоды. |
Мухоморы | Научатся лепить базовую форму «лепёшка», узнают, что есть грибы съедобные и несъедобные, научатся различать мухоморы. | |
Цветущий лужок | Научатся лепить базовую форму «колбаска», научатся составлять простейшую композицию, испытают положительные эмоции от воспоминаний о лете. | |
Солнышко | Научатся приёму лепки «мазок», запомнят стихи и потешки о солнце, испытают положительные эмоции от их чтения. | |
октябрь | Лепим овощи: огурец, помидор. | Научатся лепить огурец и помидор, закрепят умение различать овощи, узнают, что такое витамины. |
Лепим овощи: морковка, капуста | Научатся лепить морковь и капусту, закрепят умение различать овощи, отгадывать про них загадки. | |
Любимые игрушки: пирамидка | Научатся лепить пирамидку, закрепят понятия «больше-меньше», научатся располагать предметы по величине. | |
Любимые игрушки: неваляшка. | Научатся лепить куклу-неваляшку, будут учиться рассказывать о своей любимой игрушке. | |
ноябрь | Коллективная работа «Наши любимые сказки» | Научатся фантазировать на тему сказок и мультфильмов, будут учиться работать в коллективе, составлять композицию. |
Аквариум: водоросли | Узнают, что такое водоросли и для чего они нужны, научатся лепить различные по форме водоросли. | |
Аквариум: улитки | Узнают, кто такие улитки, какую роль они играют в аквариуме, научатся лепить улиток из пластилина. | |
Аквариум: ракушки | Научатся проявлять фантазию при лепке ракушек. | |
декабрь | Аквариум: рыбки | Узнают о разнообразии аквариумных рыбок, об условиях их жизни, научатся лепить рыбок, составлять композицию. |
Снеговик | Научатся лепить снеговика, проявят желание лепить снеговика из снега, запомнят стихи и загадки про снеговика. | |
Ёлочка | Испытают положительные эмоции от приближающегося праздника, научатся лепить ёлку, выучат стихи про новогоднюю ёлочку. | |
Шарики-фонарики | Научатся лепить украшения для ёлки, научатся украшать ёлочку и запомнят песни и хороводы про новогоднюю ёлку. | |
январь | Картина на плоскости: «Зимний лес» | Научатся лепить картины на плоскости, будут развивать воображение, научатся различать времена года по характерным признакам. |
Ферма: утка и гусь | Познакомятся с домашними птицами, вспомнят об их повадках, запомнят потешки, научатся лепить утку и гуся, разучат иру "Гуси-гуси". | |
Ферма: Петя-петушок | Закрепят знания о домашних птицах, научатся лепить петушка, выучат потешку «Петушок». | |
февраль | Ферма: мышка и кот | Познакомятся с домашними животными, живущими на ферме научатся лепить мышку и кота. |
Самолёт построим сами | Узнают о государственном празднике «День защитника Отечества», научатся лепить самолёт, познакомятся с профессией лётчика. | |
Танки | Закрепят знания о государственном празднике «День защитника Отечества», научатся лепить танк, познакомятся с профессией танкиста. | |
Картина на CD-диске: Цветы для мамы | Узнают, что композиции можно создавать, используя бросовый материал, научатся лепить различные цветы, познакомятся с названиями цветов, будут учиться рассказывать о своих мамах. | |
март | Картина на CD-диске: Цветы для мамы | |
Зоопарк: павлин | Будут учиться рассказывать о диких зверях и птицах, научатся лепить павлина, узнают, как выглядит эта птица и каковы её особенности. | |
Зоопарк: ёжик | Обобщат свои знания о ёжике, научатся его лепить, прослушаю сказку Маршака про ежиное семейство. | |
Зоопарк: черепаха | Узнают про особенности внешнего вида черепахи и её поведении, научатся лепить черепаху, использую пластилин и скорлупу грецкого ореха. | |
апрель | Зоопарк: змейки | Узнают о жизни змей в дикой природе, научатся как себя вести при встрече с ней, научатся лепить змею, придумают истории про этих пресмыкающихся. |
Ракета | Узнают, кто такие космонавты, научатся лепить ракету, разучат игру «Ждут нас быстрые ракеты». | |
Жучки | Узнают, кого называют насекомыми, как насекомые провели зиму, научатся лепить жуков, составлять простые композиции. | |
Божья коровка | Узнают, кто такая божья коровка и почему так называется, научатся лепить её, разучат потешку «Божья коровка». | |
май | Пластилиновый лужок: Ромашка и Мак | Узнают о разнообразии полевых цветов, научатся различать ромашку и мак, лепить их. |
Пластилиновый лужок: Василёк | Познакомятся с цветком василёк, научатся различать и лепить его, будут учиться любоваться красотой природы. | |
Пластилиновый лужок: Гусеница | Узнают, откуда берутся гусеницы, научатся лепить их, разучат подвижную игру «Гусеница». | |
Пластилиновый лужок: Бабочка | Узнают, что бабочки – это насекомые, будут учиться любоваться их красотой и разнообразием, научатся лепить бабочку, проявляя фантазию и развивая воображение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6
Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений. Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...
"Оловянный солдатик" Фантазии по мотивам сказок Андерсена.
Отчетный концерт по теме «Музыкально-ритмические движения в жизни детей» с участием детей танцевального кружка «Топотушки» ...
Сценарий новогоднего праздника "Новогодняя фантазия"
Самый веселый и самый любимый всеми праздник Новый год. Снегурочка приглашает к себе на бал всех сказочных героев: Красную шапочку и волка, Белоснежку и гномов, Буратино и Мальвину, Дюймовочку и ...
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...
Выставка детского творчества "Осенняя фантазия"
Выставка детских работ из природного и бросового материала....
Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.
Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...
СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.
quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...