программа кружка Я исследователь
проект (старшая группа) на тему
Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_ya_issledovatel.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением видов деятельности по физическому воспитанию № 52 «Белочка»
Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста
на 2017-2018 учебный год
Я - исследователь
Руководитель: Турдагина Светлана Васильевна
г. Якутск 2017 год
Содержание
Стр. | ||
Целевой раздел | 2 | |
Пояснительная записка | 2 | |
Особенности организации занятий кружка | 3 | |
Содержательный раздел | 4 | |
Ожидаемые результаты освоения программы | 4 | |
Формы проведения итогов реализации программы | 4 | |
Организационный раздел | 6 | |
Материально-техническое оснащение занятий | 6 | |
Литература |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Пояснительная записка
Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
При составлении программы кружка «Я – исследователь» мы опирались на работу А.И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать три элемента:
- развитие у детей исследовательских умений и навыков;
- детскую исследовательскую практику;
- мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.
Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.
Таким образом, программа исследовательской деятельности старших дошкольников должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:
1. Подпрограмма — «тренинг». Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска.
2. Подпрограмма — «детская исследовательская практика». Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
3. Подпрограмма — «мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения: защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др.
Цель программы: Развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочить свои представления о мире.
Задачи:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.
- Обеспечивать освоение культурных основополагающих форм упорядочения опыта (причинно-следственные связи)
- Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
- Вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию.
Особенности организации занятий кружка
Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.
Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.
Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория и дома).
Продолжительность занятий с детьми 5-7 лет не более 30 минут.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Перспективный план
| № занятия Тема занятия | Цель занятия | Подпрограмма | |
Октябрь | 1 | Вводное | Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание экспериментальной деятельностью. | «Тренинг» |
2 | «Посмотрите на мир чужими глазами» | Учимся видеть проблему, ставить вопросы выдвигать гипотезу | ||
3 | «О чем рассказал попугай Ероше» | |||
4 | «Как чебурашка энциклопедию составлял» | Учимся давать определения понятиям | ||
Ноябрь | 5 | «Поможем Лунтику выполнить задания» | Учимся классифицировать, наблюдать | |
6 | Эксперименты с акварелью | Учимся проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы
| ||
7 | Плавает или тонет | |||
8 | Эксперимент «Как вода исчезает» | |||
Декабрь | 9 | Эксперименты с лучом света | ||
10 | Эксперименты с магнитом и металлами | |||
11 | Эксперименты с собственным отражением | |||
12 | Эксперимент на выяснение предпочтений окружающих | |||
Январь | 13 | «Поможем Чебурашке написать письмо» | Учимся структурировать материал, доказывать и защищать свои проекты | |
14 | Тренировочное занятие | Познакомить детей с методикой выполнения творческих исследовательских работ | Детская исследовательская практика | |
15 | Тренировочное занятие | |||
Февраль | 16 | Творческий проект «Мыло» | Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов | |
17 | ||||
18 | ||||
19 | ||||
Март | 20 | Творческий проект «Растения» | ||
21 | ||||
22 | ||||
23 | ||||
24 | Индивидуальные творческие проекты | |||
Апрель | 25 | |||
26 | ||||
27 | ||||
28 | ||||
Май | 29 | Защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др. | Обучать детей элементарным навыкам презентации собственных открытий, дать понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить. | Мониторинг |
30 | ||||
31 |
Ожидаемые результаты освоения программы
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
- быстрое включение в активный познавательный процесс;
- самостоятельное пользование материалом;
- остановка цели и нахождение путей ее достижения;
- амостоятельность при поиске открытий;
- роявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
- растойчивость в отстаивании своего мнения;
- расширение кругозора детей;
- развитие критического мышления и речи;
- развитость мускулатура пальцев;
- проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.
Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:
- самостоятельно ставит проблему;
- выдвигает гипотезы, предположения;
- самостоятельно планирует деятельность;
- выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
- доводит дело до конца;
- ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы.
Формы проведения итогов реализации программы
- Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на «Ярмарке педагогических находок».
Педагогическая диагностика и методики результативности программы:
- выявляющая место детского экспериментирования в предпочтениях детей «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова);
- выявляющая степень устойчивости интересов ребенка и предпочитаемый материал в процессе экспериментирования «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова);
- выявляющая умение детей анализировать объект и явление, рассуждать, аргументировать собственные выводы дидактическая проективная методика «Сахар»;
- выявляющая уровень познавательной активности и любознательности «Дерево желаний» (В.С.Юркевич);
- исследующая динамику развития любознательности (исследовательской активности) диагностическое задание «Да-нет».
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Предметно-развивающая среда и система работы по программе:
- Построение предметно-развивающей среды в группе «Уголок экспериментирования», «Детская научная лаборатория», «Уголок познавай-ка».
- Подбор методической литературы, создание картотек опытов и экспериментов.
- Обучающие познавательные занятия.
- Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.
- Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художесвенно-эстетическая.
Материально-техническое оснащение занятий
Основное оборудование:
- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы;
- природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена;
- утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики:
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;
- завести индивидуальные дневники, где ставится время проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент;
- сделать знаки, разрешающие или запрещающие.
Дополнительное оборудование:
- специальная одежда (халаты, фартуки);
- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
- карточки-схемы для проведения эксперимента;
- индивидуальные дневники экспериментов;
- правила работы с материалом;
- индивидуальные дневники.
Литература
- Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
- И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
- Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
- Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
- Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.
- Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
- Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
- Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М.: Педагогика, 1995г.
- Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.
- Леонтьев А.Н. «О формировании способностей»/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996г.
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...
Программа Кружка " Юный Исследователь"
Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование....
Рабочая программа кружка "Юный исследователь"
Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование. Задачи:1.Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.2...
Программа кружка "Маленькие исследователи"
Целью данной программы является:- создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.Отличительной особенн...
Программа кружка «Маленькие исследователи»
Программа кружка «Маленькие исследователи»...
Программа кружка "Мы исследователи"
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека....
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Маленькие исследователи» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышл...