Консультация для педагогов ДОУ: «Проект педагогической технологии по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о русской культуре»
консультация (старшая группа) по теме
в пректе представлены блоки, формы и способы реализации проекта педагогической технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kon_dlya_pedag_proekt_po_form_pr_o_rus_kul.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ:
«Проект педагогической технологии по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о русской культуре»
Проект технологии по развитию представлений старших дошкольников о русской культуре
Модуль | Содержание |
1 | 2 |
Целевой модуль | Цель – формирование представлений о русской культуре у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - развитие представлений о русской культуре в разных видах деятельности; - расширение представлений детей о русских праздниках, традициях, фольклоре, одежде; - воспитание интереса к русской культуре |
Содержательный модуль | 1 блок. Праздники русского народа (Масленица, Рождество, Троица). 2 блок. Литературное творчество народа (потешки, прибаутки, сказки, пословицы). 3 блок. Изобразительное искусство русского народа. |
Процессуально-деятельный модуль | Три этапа: 1 этап – репродуктивный – непосредственно – образовательная деятельность. 2 этап – репродуктивно – творческий – совместная работа педагога с детьми 3 этап – творческий – самостоятельная деятельность детей. Средства: устное народное творчество; игра; народные игрушки, и национальные куклы; музыка; мини – музей. Используются следующие методы: - словестно – наглядные: беседы, рассказ воспитателя, рассматривание картинок, фотографий, поделок, чтение и рассказывание сказок, отгадывание загадок, объяснение смысла пословиц и поговорок; - игровые: дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные игры; игры - драматизации; подвижные народные игры; - практические: конструирование, лепка, рисование. Используются следующие формы: - коллективные, - групповые, - индивидуальные, - непосредственно – образовательная деятельность, - совместно организованная деятельность детей и взрослых и самостоятельная деятельность детей. Последовательность: поэтапная реализация каждого блока, постепенное усложнение материала |
Диагностический модуль | Результат: повышение уровня развития представлений старших дошкольников о русской культуре |
При разработке проекта педагогической технологии мы исходили из того, что эффективное приобщение дошкольников к русской культуре происходит, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами, желаниями детей. Это потребовало особенного построения педагогического процесса. Работу с детьми мы построили в рамках блоков субъект-субъектного взаимодействия педагогов и детей (совместная деятельность) и самостоятельной деятельности детей.
Содержательный модуль проекта педагогической технологии состоит из трех блоков.
1 блок. Праздники русского народа (масленица, рождество, троица). Задачи: расширение представлений о русских народных праздниках (Троице, Масленице, Рождестве).
№ п/п | Тема, цель образовательной деятельности | Краткое содержание образовательной деятельности |
1 | Тема: знакомство с праздником «Рождество Христово».
|
|
2 | Тема: знакомство с праздником «Масленица» 1. Познакомить детей с народным праздником «Масленица». 2. Рассказать детям о традициях празднования на Руси «Масленицы». 3. Объяснить детям смысл выражения «Мир вашему дому». 4.Воспитывать любовь к истории и традициям русской культуры. |
|
3 | Тема: знакомство с праздником «Троица». 1.Способствовать возрождению традиций празднования русского народного праздника Троицы. 2. Разучивать с детьми русские народные песни, хороводные движения. 3. Повторить названия и вспомнить звучания русских народных музыкальных инструментов. 4. Закреплять умения игры на ложках. | 1. Организация детей. 2. Знакомство с праздником «Троицы». 3. Игра "Собери гармонь" 4. Хоровод вокруг березы «Ой березка ты березка». 5. Вопросы для закрепления. |
2 блок. Литературное творчество народа. Задачи: расширение представлений детей о русском фольклоре, приобщение к ценностям русской культуры, духовно-нравственному воспитанию детей.
№ п/п | Тема, цель образовательной деятельности | Краткое содержание образовательной деятельности |
1 | Тема: чтение русских народных сказок. Расширение представлений детей о русских народных сказках. |
|
2 | Тема: чтение русских народных поговорок. Расширение представлений детей о русских народных пословицах. | После чтения каждой пословицы с детьми беседа.
|
3 | Тема: отгадывание русских народных загадок. Расширение представлений детей о русских народных пословицах. |
|
3 блок. Изобразительное искусство русского народа. Задачи: расширение представлений детей о декоративно-прикладном искусстве, народной игрушке; обучение воспроизводить народный орнамент, народную игрушку в художественно-изобразительной деятельности.
№ п/п | Тема, цель образовательной деятельности | Краткое содержание образовательной деятельности |
1 | Тема: знакомство детей с росписью дымковской игрушки.
|
|
2 | Тема: знакомство с хохломской росписью
|
|
3 | Тема: знакомство детей с городской росписью.
|
|
Проект педагогической технологии реализуется в три этапа: репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческий. Каждый из них направлен на решение доминирующей задачи. На первом этапе (репродуктивном) задача сводится к формированию у ребенка в НОД отражения окружающего мира в традиционной русской народной культуре. На втором этапе (репродуктивно-творческом) – ставится задача формирования об особенностях культурных традиций русского народа через приобретённое умения выражать к нему свое отношение в словесных суждениях и результатах собственной деятельности. Эта работа организуется в совместной деятельности детей и взрослых. На третьем творческий – на этом этапе главная задача направлена на развитие представлений детей о русской культуре в условиях самостоятельной деятельности детей – творческого использования комплекса средств народно-декоративного творчества.
Совместная работа с родителями по формированию представлений старших дошкольников о русской культуре осуществляется на основе плана, приведенного ниже. (Таблица 5).
Таблица 5
План работы с родителями воспитанников старшей группы детского сада
№ п/п | Тема | Форма реализации |
1 | Музей «русская изба» в ДОУ | Экскурсия в этнографический музей ДОУ. Пополнение его экспонатами. |
2 | Консультация «Ознакомление старших дошкольников с русской культурой в детском саду» | Консультация |
3 | Самое лучшее национальное блюдо | Конкурс «поваров» |
4 | Колыбельная песня в жизни ребенка | Консультация |
Предметно-развивающая среда группы детского сада должна быть пополнена книгами, альбомами, аудиокассетами с народными сказками, изделиями мастеров декоративно-прикладного искусства (городская, хохломская, дымковская и т.п.), народными игрушками, атрибутами для народных игр. Также воспитателям можно составить картотеку на тему: «Народные игры», «Потешки, прибаутки, пословицы», «Загадки русского народа», «Колыбельные», «Праздники русского народа.
Таким образом, вся работа, способствует формированию представлений старшего дошкольного возраста с русской культурой, активному участию детей в разных видах деятельности, совершенствованию пресильных знаний педагогов и сотрудничеству с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок"
Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок". В работе описаны этапы педагогической...
Консультация для педагогов и воспитателей ДОУ "Разработка образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивных форм, методов, технологий и мультимедиа оборудования"
В помощь педагогам и воспитателям, которые пока обращаются к мультимедиа технике на "Вы", но очень хотели бы узнать ее поближе, и чаще использовать при подготовке к проведению НОД и различных мероприя...
Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о культурных традициях посредством русского народного творчества.
Теоритическая значимость представлены теоретическое обоснование условия формирования о культурных традициях посредством русского народного творчества детей старшего дошкольного возраста в ...
Педагогический практикум «Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯХ РОССИИ ЧЕРЕЗ СРАВНЕНИЕ С КУЛЬТУРОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
В статье раскрывается алгоритм организации работы по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о культуре и традициях родного края через сравнение с британской культурой. Описываю...
Мастер-класс «Буктрейлер как средство формирования представлений воспитанников старшего дошкольного возраста о русских традициях»
Буктрейлер - короткий видео ролик, созданный по мотивам художественного произведения. примеры буктрейлера можно посмотреть по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/jeonQDGk5NtGXQ....
Проект Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре через народные игры.
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, для организации двигательной деятельности.Направлен на приобщение детей к национальной культуре, формирование у них желания использовать иг...