Материал на xv Бушелевские чтения по теме: " Инклюзия. Опыт работы , творческое развитие " особенных детей "
материал (подготовительная группа) на тему
Из личного опыта работы с детьми ,требующими коррекции , как я работаю с " особеннымит детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bykova.docx | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Быкова
Тамара Викторовна
Воспитатель дошкольных групп
МБДОУ № 37 «Белочка»
Инклюзия. Опыт работы с детьми с ОВЗ , коррекционная работа, творческое развитие «особенных» детей.
«Творить ,пробовать,
Искать и развиваться»
Система современного образования предоставляет детям с ограниченными возможностями, с особыми образовательными потребностями достаточно широкие возможности для получения специализированной ранней помощи и психолого –педагогического сопровождения.
Опросы родителей показывают, что в качестве учреждений ,наиболее полно удовлетворяющих потребности семей, они называют центр коррекции – детский сад, психолого- медико –педагогический центр и детский сад компенсирующего вида .
Это означает, что родителей в первую очередь интересует качество коррекционно-развивающей работы с детьми. Вместе с тем большая часть родителей считает наиболее перспективной комбинированную форму интеграции. (Более половины родителей)
Сегодня увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками в ДОУ. Этому способствовали демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие специального образования .
Однако, в методических рекомендациях по отнесению ДОУ к определенному виду , принятых в мае 2007 года ,указывается ,что «сегодня практически не разработан механизм осуществления. Инклюзивное образование-важная часть процесса
развития общего образования, которая не только подразумевает доступность образования для всех детей, но и обеспечивает доступ к образованию для ребят с особыми потребностями.
Инклюзивное (от французского «включающее в себя», от латинского «заключающее, включающее в себя», или включенное , образование - термин используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных ( массовых) школах и ДОУ.
Каждый ребёнок, каким бы он не был – это прежде всего уникальная личность . Поэтому ,несмотря на особенность развития ,он имеет равные с другими права. На Западе идеи инклюзивного образования появились и стали активно развиваться в конце 60-х годов двадцатого века.
В инклюзивном образовании можно выделить восемь основных принципов:
- Каждый человек имеет право быть услышанным, имеет право на общение.
- Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать .
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников и лишь потому , что они немного другие, нельзя запирать их в специальные учебные заведения , как каких – то преступников.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Для всех воспитуемых (обучающихся) достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего они не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни.
Конечно же, всем понятно, что нельзя сделать из обычного детского учреждения, которое вчера работало на основах традиционной педагогики ,инклюзивный детский сад . Необходимо знание новых методик . Приоретет не за занятиями, не за формированием навыков , а за личностью , которая растет и развивается . Разговоров об инклюзии сейчас возникает очень много и на низшем и на самом высоком уровне. В теории все звучит очень хорошо и обнадеживающе. На практике все обстоит совсем не так, как хотелось бы.
В результате обзора Интернета и методической литературы, придем к выводу , что большинство российских ДОУ все таки не готовы к инклюзиву, из-за переуплотнености групп детьми, проведение такого эксперимента по инклюзии вызывает трудности. Специалистов по инклюзиву пока нигде в России не готовят. Педагогам приходится рассчитывать только на собственные силы: советов спрашивать особо не у кого.
Я затронула тему инклюзивного образования, так как сама являюсь воспитателем в ДОУ, наш детский сад не является детским садом коррекционного типа, но его удаленность от центра, единственный детский сад в поселке ,где работают и живут в большинстве своём семьи военных ,недостатка в детках наш детский сад не испытывает, но из-удаленности , дети с ОВЗ так же посещают наш детский сад , а в последствии и среднюю школу нашего поселка. В моей подготовительной группе 23 ребенка:1 ребенок с сильнейшим ЗПР, 1 девочка с комплексом неврологических заболеваний , 2 ребенка с логоневрозом, 4 ребенка с легкой умственной отсталостью,2 человека с нарушением эмоционально – волевой сферы, 5 детей с гиперактивностью;15 человек из группы посещают логопеда, имея те или иные нарушения речи ,вот такая печальная статистика нашей группы на момент когда я пришла в эту группу ,было начало старшей группы . Ну чем не инклюзия в чистом виде?
Было конечно очень-очень много трудностей в работе, да и сейчас еще проблем предостаточно, но мы с ними справляемся шаг за шагом . Кто-то из великих , уже и не вспомню кто, сказал: «Не ропщи на судьбу и, если избрала педагогическую стезю, то прими и пойми детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому, что признание моё – нести любовь и радость». Вот мы несем любовь и радость своим малышам день за днем. Конечно, кроме воспитателей с нашими ребятами работают и другие специалисты нашего ДОУ, без них у нас не было бы такого успеха в нашей работе ,это и логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный работник , психолог ,методист. Естественно возникали и сомнения, а сможем ли, а получится ли?
А как не сомневаться, когда ребенку пять, а он ни разу еще не сказал слово «мама», ни единого слова кроме « мычания» , или ребенок, сидя за столом начинает засыпать(НЕВРОЛГИЯ),это и истерики без повода ,не так посмотрели, не то сказали .Но, мы гнали мысли прочь и для себя решили, что не отступимся ни за что! . Сначала было очень трудно , как объяснить родителям, что надо систематически наблюдаться у специалистов, даже целесообразность занятий с логопедом пришлось объяснять, были и такие родители которые не считали нарушение речи своих детей какой-то патологией, к моему великому сожелению одна мама двоих деток так и лишила своих малышей занятий с логопедом, сказав: «А, само выправится!» (Да бывает и такое, что никакие уговоры не действуют.) Ну, что ж! Мы усилили контроль за речью и звукопроизношением этих ребят на занятиях и вне занятий, итог - заметное улучшение речи и у мальчика и у девочки (Пусть мама считает, что все случилось само, для нас главное, что у деток улучшение , они стали чувствовать себя более уверенно, читают стихи на всех утренниках, участвуют в театрализации, стали более уверенно отвечать на занятиях.) Для нашей Светланы устроили замечательную комнату уединения с игрушками, куколками, диванчиком, мягкими подушечками, где такие детки могут расслабиться, успокоиться от внезапно вспыхнувшей истерики, конечно, здесь надо сказать большое спасибо нашему младшему воспитателю, ведь не всегда мы можем остаться со Светланой, есть же и другие детки, она наша правая рука, всегда останется с ребенком, пока приступ не пройдет. А дети с нарушением эмоционально – волевой сферы, на занятиях рядом, часто вместе, за руки держась и только так, мы учимся день за днем владеть собой . О гипперактивных детях , я думаю и рассказывать не приходится, их сейчас во всех учебных заведениях вполне хватает, не только в моей группе, все педагоги прекрасно знают, что «это за стихия» . «Росток доверенный нам мамой , лелеем, любим и растим» . Являясь человеком творческим , я с присущим мне энтузиазмом, кинулась воплощать свои творческие идеи на этих детках .Первое время у нас не очень –то и получалось , моторика слабая ,ножницами не владеем ,но я не привыкла отступать, решила начать с пластилина, глины, массы для лепки, полагая, что при помощи лепки укреплю ручки и пальчики своих воспитанников , а затем мы начнем творить .Но и здесь меня поджидал любопытный момент ,у некоторых моих воспитанников обнаружилась весьма странная фобия, боязнь пластилина, сейчас уже мы не вспоминаем, что мы его боялись, теперь мы с удовольствием лепим и пластилином и тестом, а тогда это была реальная проблема. Светочка, наша милая Светочка даже в руки не брала пластилин , она его просто боялась, да и наш Артур, тоже не с восторгом принял предложение лепить, я была шокирована , в Интернете я с большим трудом нашла информацию о том, что бывает такая фобия , решение подсказала моя маленькая дочь, которая кстати по иронии судьбы обучалась в этой группе, как то, я наблюдала за ее игрой и увидела вот что, она заворачивала свою слепленную мышку в салфетку ,так пришла идея экспериментировать с мягкими материалами ,в ход пошли салфетки . Ребятам моя идея понравилась. А для меня главное было включить их в творческий процесс, ведь все педагоги знают ,что «ум находится на кончиках пальцев детей», наша работа закипела, мы уже и сами не заметили, как так получилось, мы делали с салфеткой невозможные вещи ,наши работы удивляли даже взрослых, педагогов из других детских садов, где я провела мастер –класс, мои дети приняли в этом году участие в районном мастер – классе ,на базе нашего ДОУ, где показали мастер класс для молодых педагогов по технике торцевания из салфеток ,мы изучили много техник работы с салфеткой, самое большое достижение, удивление, было ,когда Артур, мальчик с сильнейшим ЗПР, попросил меня дать и ему сделать красивый цветочек, это прошло пол года наших занятий, у меня дрожали руки , от радости, я даже не ожидала такого результата, до этого он все больше мял салфеточки. Сейчас мы с моими ребятами делаем поделки из ниток, бумаги, соленного теста, круп, всевозможных видов бумаги, вспененного скотча, вспененной бумаги, солевые и чайные картины ,крутим фольгу, готовим в этом году показ для педагогов нашего ДОУ изготовления поделок из фольги, показывать будут снова дети .освоили декупаж, рисование контуром по стеклу .поучаствовали в школьной осенней выставке, изготовили поделки из природного материала ,за что получили грамоту ,на конкурс Кроноцкого заповедника изготовили три коллективные ёлочки ,а так же ребята изготовили дома с родителями необычные елочки и наша Кристина заняла призовое место , а нам дали коллективный диплом за наши ёлочки. Сейчас мои детки уже себя не представляют без рукоделия, мы и бусы собираем и крестиком вышиваем, и рисуем и фенечки плетем , чеканим, и прочее и прочее. Они у меня постоянно заняты, а лучшая похвала для меня услышать слова , которые мне недавно сказала моя воспитанница Милана: «Вы нам столько красивого показали, мы столько сделали интересных поделок!» Вот это признание! Уже сейчас, оглядываясь назад , я с полной уверенностью могу сказать, да мы смогли, мы сделали это, наши дети многому научились многое , смогли у нас есть еще небольшой и в тоже время достаточный запас времени перед школой ,естественно мы продолжим нашу работу и я уверена добьемся еще больших результатов . Вот наши показатели на сегодняшний день конечно гиперактивность наших деток , мы не победили , с этим придётся работать еще и школьным учителям, но зато эти детки научились работать, практически не отвлекаясь на внешние факторы, доводят начатое дело до конца ,конечно не все так гладко как хотелось бы ,у нас бывают и срывы связанные с гиперчувствительностью этих детей даже погодных условий, геомагнитных давлений, но их случается все меньше и меньше. НАШИ ДЕТИ участвуют в олимпиадах, выставках, успешно осваивают программу подготовки к школе , в конце февраля к нам по моей просьбе приходила учительница, которая забирает наших ребят в первый класс, на обучении грамоте мои ребятишки показали замечательный результат своих знаний, сплоченности в работе, взаимопомощи, чем несказанно порадовали свою будущую учительницу, городок у нас маленький и все знали, что эта группа самая сложная за многие годы выпусков (как-то так подобрались с самых яслей). Наш Артур, ребенок с сильнейшей формой ЗПР, который до пяти лет не говорил ни слова, болтает без умолку, правда еще не всегда понятно что он говорит, но ведь говорит же, в пять с половиной первые слова , в течение года его запас очень сильно увеличился ,первые десятки, сотни слов записывали в специальную тетрадочку ,затем сбились со счета и перестали записывать ,конечно результаты мониторинга показывают еще низкий уровень развития, но прогресс на лицо. Светочка с кучей невралгических проблем стала спокойнее, она перестала стесняться, зажимаясь, а стала участвовать во всех наших праздниках, была признана лучшим чтецом на конкурсе «Алло, мы ищем таланты!». Её приступы случаются гораздо меньше ,А если и случаются, мы научились успешно с ними бороться. Ванюша , нарушение эмоционально - волевой сферы ,стал самым первым ,самым лучшим помощником не только своим воспитателям, но и маме , недавно у него появилась сестра и мама как то сразу заметила , что «Ваня стал совсем другим !»Да он стал более ответственным, «наша буря», «наш ягоза» (все педагоги с большой неохотой шли работать на эту группу ,когда их воспитательница вдруг заболевала, напарницы не было ,никто не задерживался , одна из причин был наш Ванюша, даже его воспитательница которая вела их до ухода в декрет три года, удивляется таким изменениям , он больше не ходит с нами за руку ,он вполне самостоятельная ,мыслящая, отвечающая за свои поступки личность. Мама не может нарадоваться и спортивные достижения, театрал, он бы участвовал везде, дай только сигнал! Раньше, обладая хорошей памятью, он не мог сконцентрировать свое внимание, не дослушивал инструкции до конца, сейчас он читает стихи такого объема, что даже наверное не каждый ученик одиннадцатого класса осилит ,читает, считает, конечно, еще проявляется его спешка при выполнении той или работы ,как следствие не всегда аккуратные работы ,бывают и «вскакивания» и «бродилки» по группе во время творческого процесс, его просто «распирает» всем помочь, подсказать , в группе его так и называют сами ребята «Ваня-добрая душа». Из 15 человек, кто ходил к логопеду, ходят 7 человек для закрепления эффекта. Родители наравне с воспитателями и специалистами ДОУ трудились все полтора года над развитием своих детей, разрешая нам экспериментировать (за редким исключением), выполняя дома задания логопеда и наши рекомендации, участвуя в выставках, соревнованиях, изготавливая костюмы для выступлений , разучивая стихи к праздниками ещё много-много всего, с их помощью за полтора года группа превратилась в настоящий детский рай, было сделано все для развития и уютного пребывания наших деток в детском садике, за что конечно же огромное спасибо! На мой взгляд, родители получили самую большую награду - это несомненные успехи своих детей. А что же спросите вы, получили дети с нормальным развитием в этой группе, или, развивая, детей с ОВЗ мы про них забыли? Конечно нет, они развивались как и положено развиваться детям этих дошкольных групп, с той лишь разницей, что они еще и приобрели от инклюзивного развития вместе с «такими детьми» нечто большее, чем бы было без них .
Я глубоко убеждена, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует у первых формирование альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации ,межличностного отношения ,что в целом повышает адаптационные возможности детей. Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими красками, можно только совместными усилиями. Как оказалось, возможно научить любого ребенка и мыслить и думать и творить и слушаться, главное захотеть! А ЕЩЕ …надо очень сильно любить свое дело!
Литература:
1.Интернет ресурсы maam.ru ,статьи по инклюзивному образованию.
2.Из личного опыта работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по «Развитию художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства»
Занятие: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» Цель:закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи...
«ОПЫТ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РЕЖИМЕ»
Двигательная активность дошкольника целенаправленна и соответствует его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому реб...
Опыт работы по развитию у детей 3-4 лет математических представлений.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.Цель:интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьм...
опыт работы по развитию речи детей с использованием народного фольклора
консультации для родителей и педагогов...
Конкурс 2022 "Опыт работы по развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста в процессе конструирования из строительного материала"
Опыт работы с детьми...
Опыт работы в развитии креативности детей с ОВЗ посредством нетрадиционных технологий в форме прозрачного мольберта
Дошкольный возраст является пиком формирования и становления креативности. В этом возрасте у ребенка проявляются первые попытки нестандартного мышления, воображения и проигрывания хорош...