План по самообразованию
материал (старшая группа) на тему
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_ekolog_2017-2018.docx | 914.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
ВОСПИТАТЕЛЯ КОСТИНОЙ М.Н.
г. Клин
2017 г.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ВО ВСЕХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность темы:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мира природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Цель:
- Формирование у детей осознанного, экологически грамотного отношения к природе.
Задачи:
- повышение уровня экологических знаний педагогов, детей и родителей;
- формирование практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;
- формирование гуманного отношения к природе;
- развитие познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Предполагаемый результат:
- сформирование начал экологической культуры у детей;
- формирование осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы, экологического мышления;
• развитие практических действий по охране природы;
• развитие навыков экспериментирования.
Формы экологического воспитания
1. Непосредственно образовательная деятельность - ведущая форма организации работы по ознакомлению детей с миром природы. НОД позволяет педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
2. Экскурсии занимают большое место в экологическом воспитании личности. Благодаря экскурсиям дети знакомятся с многообразием природного мира и наблюдают за явлениями природы. Экскурсии также важны для накопления знаний об особенностях природы родного края и ориентирования на местности: умение находить взаимосвязи в природе, наблюдать народные приметы, предсказывать последствия деятельности человека, как благоприятной, так и негативной. Во время экскурсии дети учатся взаимодействовать с окружающим миром.
3. Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Дети учатся замечать сезонные изменения на прогулочном участке детского сада.
4. Роль сказки в воспитании дошкольников трудно переоценить, а экологические сказки интересны, прежде всего, новизной сюжета и введением необычных персонажей. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека и важности человеческого труда. Особое место занимают сказки, придуманные самими детьми.
5.Одним из основных видов обучения дошкольников являются дидактические игры по экологическому воспитанию. Благодаря игре ребенок учится выделять признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать. Дети усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.
6. Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.
7. Элементарная поисковая деятельность детей.
Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.
Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятие детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения, отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.
Методы экологического воспитания
Наглядные методы:
- наблюдение,
- рассматривание картин,
- демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов
Практические методы:
- игра,
- элементарные опыты,
- моделирование
Словесные методы:
- рассказы воспитателя и детей,
- чтение художественных произведений о природе,
- беседы
№п/п | Мероприятие (Тема) | Сроки | Форма распространения опыта |
Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования | |||
1. | С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г. | Сентябрь- октябрь | Составление перспективного плана работы |
2. | Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада». ТЦ «Учитель». Воронеж 2009 Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Экология. Конспекты занятий в старшей группе детского сада». ТЦ «Учитель». Воронеж 2010 Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста». 2-е изд. ДЕТСТВО –ПРЕСС. Санкт-Петербург 2011 Зенина Т.Н. «Экологические праздники для старших дошкольников» Учебно-методическое пособие. Педагогическое общество России. Москва 2008 Иванова А.И., Михайленко В.Я. «Сезонные наблюдения в детском саду». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва 2010 Рыжова Н. А. « Не просто сказки» ЛИНКА-ПРЕСС. Москва 2002 Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград. Издательство "Учитель", 2015 | В течение года | Проведении НОД и других форм работы с детьми Выступление на родительском собрании Организация экологических досугов, праздников |
3. | Проект «Организация метеоплощадки» | Ноябрь-декабрь | Изучить пособие Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду», изготовить приборы для метеоплощадки |
4. | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми | В течение года | Выставка игр, пособий для практической деятельности |
5. | Разработать карты мониторинга
| В течение года | Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников |
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | |||
1. | Разработать перспективный план работы кружка "Мир вокруг нас" | Сентябрь | Календарно – тематическое планирование |
2. | Составить конспекты НОД по экологическому воспитанию детей | Сентябрь-май | Оформление конспектов |
3. | Мастер-класс для воспитателей: «Мир вокруг нас» | Ноябрь | Организация и проведение деловой игры "Опыты и эксперименты" |
4. | Родительское собрание по итогам учебного года | Май | Подготовка анкет, |
5. | Накопление практического материала по теме «Исследовательская деятельность в ДОУ" | Май | Пополнение методической копилки |
6. | Подготовка материала к информационным стендам, папкам-передвижкам | В течение года | Оформление группы |
Представление опыта работы по теме | |||
1. | Обобщение опыта работы | В течение года | Проведение консультаций для педагогов и родителей |
2. | Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования | Ноябрь Декабрь | "Сфера профессионализма" "Методический потенциал педагога" |
3. | Подготовка статьи для публикации в "Педагогической газете" | Январь | Представление педагогического опыта на интернет-портале |
4. | Презентация опыта работы по теме самообразования | Апрель | Консультация для педагогов |
5. | Обобщение опыта | Май | Оформление отчета |
Взаимодействие с родителями | |||
1. | Наглядная агитация | В течение года | 1. Оформление родительских уголков по теме "Времена года" 2. Оформление папок-передвижек на темы: "Дикие животные наших лесов", "Зима", "Зимующие птицы", "Экологические сказки", "Знакомимся с месяцами", "Научные опыты для детей", "Опыты с водой" |
2. | Анкетирование | В течение года | «Экологическое образование в семье», «Экологическое воспитание детей» |
3. | Выставки | В течение года | Выставка-конкурс поделок из природного материала "Осенний калейдоскоп", из бросового материала "Цветик-семицветик" Фотовыставки: «Наши питомцы», «Клин осенью», «Весна-красна» Конкурс снежных фигур на прогулочном участке |
4. | Акции | Апрель | Трудовой десант «Украсим Землю цветами» «Дома для птичьих семей» |
5. | Круглый стол | Май | «Волшебный мир книги, как средство повышения экологической культуры родителей» |
Мероприятия для детей
| |||
"В царстве комнатных растений" | Октябрь | Развлечение | |
"Зимующие птицы" | Ноябрь | Развлечение | |
1 | "В мире животных" | Декабрь | Развлечение |
2 | "Животные холодных и жарких стран" | Январь | Викторина |
3. | "Хлеб - всему голова" | Февраль | Досуг |
4. | "Перелетные птицы" "Весна" | Март | Развлечение Досуг |
5. | «День Земли» "Насекомые" | Апрель | Экологический праздник Развлечение |
6. | "Путешествие в волшебный лес" "Цветочная поляна" | Май | Кукольный экоспектакль Развлечение |
6. | Экологическое воспитание во всех видах деятельности | В течение года | Экологические игры, опыты, чтение стихотворений, загадывание загадок, наблюдения, беседы |
7. | Акции: «Первоцветы» «Поможем птицам» | В течение года | Рисование плакатов в защиту растений Конкурс на лучшую кормушку |
8. | «Уголок леса» «Волшебница-зима» «Зелёная аптека» | В течение года | Тематические прогулки |
9. | «Осень» «Зима» "Весна" | В течение года | Конкурс экологических сказок |
10. | «Читайте вместе с нами» | В течение года | Литературные выставки по лексическим темам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...