«Гендерный подход в социализации дошкольников как один из аспектов экологии детства»
статья по теме
В статье описывается опыт инновационной работы на базе МБДОУ "Детский сад №101" г. Нижний Новгород по теме "Гендерная социаизация детей дошкольного возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Гендерный подход в социализации дошкольников как один из аспектов экологии детства»
Экология — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Экология детства – это, прежде всего, забота о внутреннем мире ребенка, создание условий для самореализации его индивидуальности и сохранении здоровья.
Дошкольное образование согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. ФГОС ДО предполагает личностное направление развития ребенка. Главными критериями стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка. Понятие социализации — вхождение человека в общество — регулярно упоминается в важнейших разделах стандарта, во многих ключевых образовательных документах. Одной из важнейших задач социализации личности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО является воспитание гуманной, творческой личности, формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей. На успешное формирование социализации дошкольника в целом влияет также то, как ребенок усвоит гендерную культуру общества, или другими словами, как пройдёт его гендерная социализация. Гендерный подход подразумевает учет половых особенностей мальчиков и девочек дошкольного возраста при социализации и воспитании. Таким образом, можно говорить о дифференцированном влиянии с помощью гендерной социализации на становление личности ребенка, дать ему развиваться и расти, учитывая его половую принадлежность.
Гендерная социализация – это процесс усвоения норм, правил поведения, установок, согласующихся с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Проблемами гендерной социализации, как инновационного направления работы в условиях ДОО, занимаются большое количество исследователей и педагогов. Например, к современным отечественным исследователям относятся – Т.Н. Доронова, В.Д. Еремеева, И.С. Клецина, Е.А. Конышева, Т.А. Репина, Л.В. Штылева, что говорит об актуальности направления на научно-теоретическом уровне.
В МБДОУ «Детский сад № 101» проводится работа по разработке и апробации технологий гендерной социализации детей дошкольного возраста.
Цель: формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста как части процесса социализации.
Задачи:
1. Развитие когнитивных и эмоциональных аспектов гендерных представлений у детей дошкольного возраста.
2. Выработка устойчивого поведения дошкольников с учетом гендерной принадлежности.
3. Повышение компетентности родителей и педагогов по вопросам формирования гендерной социализации детей дошкольного возраста.
Работа по гендерному воспитанию дошкольников ведется комплексно и включает в себя работу с детьми, работу с педагогами, и работу с родителями.
Прежде всего, нами был составлен перспективный план работы с педагогами для развития и саморазвития педагогов по данному вопросу. Регулярно проводятся индивидуальные и групповые консультации педагогов (пед.советы, круглые столы, семинары) Так же как новшество был проведен методический гендеро-ориентированный квест «Путешествие во времени», во время прохождения которого педагоги закрепляли свои знания о гендерной социализации.
Большое значение для системного подхода в реализации цели и задач является взаимодействие со специалистами. Взаимодействие с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре. Гендерная составляющая на занятиях по физической культуре осуществляется через индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом их гендерных особенностей воспитания мальчиков и девочек. Физическое развитие должно закладывать основы гендерного поведения, факторы социальной среды – образцы и условия полоролевого формирования личности. Музыкальному руководителю тоже необходимо знать гендерные различия детей, ведь именно через музыкальные занятия возможно подчеркнуть самые привлекательные черты детей противоположного пола и осознать себя представителем того пола к какому они принадлежат.
Затем формировалась и обогащалась предметно-пространственная среда. Мы старались выстроить ее с учетом требований ФГОС ДО, среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Воспитатели придумывали, разрабатывали и изготавливали дидактические игры с учетом гендерной социализации.
Был создан музей «Доблесть», родители помогали в обогащении содержания музея. В музее проводятся занятия с детьми по таким темам: Герои России, Героические профессии, День защитников отечества, День космонавтики, День победы и т.д. Так же приглашали участников военно-исторического клуба для проведения тематического занятия по ВОВ. При этом процесс познания происходил в предметно – наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает атрибуты ВОВ. Это создает у ребенка более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы. Так формируется любовь к Родине, ее истории, культуре, людям.
И еще одно направление в системе нашей работы – это совместные мероприятия. Мы стараемся активно привлекать родителей в участие жизни ДОУ. Это и совместные праздники, досуги, спортивные и тематические развлечения. И роль родителей воспитанников заключается не только в изготовлении атрибутов и разовых включений в мероприятие, а полноценное участие:
- конференция «Супер папа», на которой освещались вопросы участия отца в воспитании сыновей и дочерей через совместное решение проблемных ситуаций;
- физкультурно- музыкальный праздник «А ну-ка, папы», на котором папы совместно с детьми соревновались в силе и ловкости в командной игре, а так же пели песни и танцевали;
- на родительском собрании «Родителям о воспитании мальчиков и девочек» мы повысили не только уровень компетентности родителей по вопросам гендерного воспитания, но и использовали различные методы активизации родителей (некоторые родители подготовили презентацию как я воспитываю сына/дочь).
Так как большую часть времени дети проводят в детском саду, где работают женщины-воспитатели (феминизация образования) детям не хватает мужского внимания, поэтому нами был разработан и предложен кружок «Мастерская», где папы проводят занятия совместно с детьми. Целью этого кружка является включение отцов воспитанников в образовательный процесс. В первой части занятия папа знакомит детей со своей профессией, при этом учитываются возрастные особенности детей. Вторая часть – практическая деятельность детей под руководством папы по изготовлению поделки, так или иначе связанной с профессией родителя.
И в заключение, хотелось сказать, что формирование гендерной социализации проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. В нравственно-социальном воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-190662-1359472333.jpg)
Гендерный подход к воспитанию дошкольников
Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до ...
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/08/picture-464670-1554717923.jpg)
Гендерный подход в воспитании дошкольников
Все мы знаем, что мозг у мужчин и женщин с самого детства работает по-разному. С первых дней жизни процессы восприятия мира и анализ информации, очередность созревания психичес...
Гендерный подход в воспитании дошкольников
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/05/picture-764441-1551784657.jpg)
УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА
Результаты экспериментальных исследований по гендерным особенностям развития опосредованной памяти старших дошкольников и предложения по разработке программы...