Конспект занятия "Язычок помощник"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Развивать у детей интерес к экспериментированию, совершенствовать навыки экспериментирования, развивать догическое мышление, вызвать интерес к познанию себя и своего тела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_yazychok.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 76 «Капелька»
Конспект
открытого показа опытно – исследовательской деятельности
Тема: «Язычок – помощник»
Образовательная область «Познание»
для группы среднего дошкольного возраста
с 4 до 5 лет.
Выполнила:
Прокофьева Т.Н.
Сургут
2013 г.
Цель: Формировать познавательную активность и интеллектуальное развитие детей. Дать детям первичные знания о языке.
Задачи НОД:
Образовательная область «Познание»
- познакомить со строением и внешним видом языка;
- сформировать представление о том, что он выполняет много разных функций;
- совершенствовать навыки экспериментирования;
- развивать логическое мышление.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
Образовательная область «Коммуникация»
- тренировать умение понимать устную речь педагога и выполнять словесные указания;
- развивать артикуляционный аппарат.
Образовательная область «Здоровье»
- упражнять в умении соблюдать элементарные правила гигиены (тщательно мыть руки с мылом, пользоваться салфеткой, индивидуальными приборами).
Образовательная область «Социализация»
- побуждать детей включаться в совместную деятельность.
Образовательная деятельность «Труд»
- развивать способность к коллективному труду.
Словарная работа: Расширять словарный запас: лаборатория, ученый, испытатель.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, трудовая.
Формы организации совместной деятельности: экспериментирование, игра, разъяснение, инструктаж.
Материалы и оборудование:
У каждого ребенка: небольшое зеркало, стакан с водой.
На каждую пару детей: 3 емкости с растворами, имеющими кислый, сладкий, соленый вкус; 8 ватных палочек; кусочки хлеба и ломтики яблока, в середину которых воткнута специальная палочка (до работы продукты закрыты салфеткой); емкость для использованных палочек, бумажные салфетки, мяч.
Предварительная работа: рассматривание плаката «Строение человека», беседа «Наши помощники», беседа о гигиене.
Организация деятельности:
Поскольку планируется самообследование языка и ротовой полости, то перед началом для соблюдения гигиенических норм дети моют руки с мылом. Зеркала и мяч вымыты мыльно – содовым раствором. Дети садятся за столы парами. Все оборудование положено на столы заранее.
Ход
Вводная часть
В – ль: Ребята, сегодня мы опять будем учеными. Будем изучать язык. Кто знает, где он находится. (Ответы детей).
- Как вы думаете, для чего нужен язык. (Ответы детей. Выслушиваю ответы, дальнейшей деятельности).
- Хорошо, молодцы. Давайте это выясним с помощью опытов. Сначала рассмотрим свой язык.
Основная часть
Блок 1 – внешний вид языка.
В – ль: Перед вами лежит зеркало; возьмите его. Высуньте язык и хорошо рассмотрите его. (Дети выполняют). Найдите то место. Где язык кончается; там он острый и тонкий. Это место называется «кончик». Нашли? Дальше идет спинка. Что вы на ней видите? (Дети делятся своими впечатлениями. При затруднении помогаю детям подобрать определения: шершавая поверхность, белый налет, бороздка посередине языка, цвет и др. детали).
В – ль: Дети, если вы рассмотрели спинку, давайте поднимем язык. Прижмем его кончик к верхним зубам и посмотрим, что есть под языком. (Дети рассматривают нижнюю часть языка, я комментирую то, что они могут увидеть: крупные кровеносные сосуды, уздечку – это тонкая пленка, соединяющая ротовую полость и язык).
В – ль: Какого цвета язык? (Розового). Как вы думаете, почему?...Он розовый, потому что здесь имеется очень много кровеносных сосудов. Под языком сосуды толстые и хорошо заметны. В самом языке они очень тонкие, без микроскопа их не увидишь, но кровь по ним бежит и придает языку розовый цвет.
В –ль: Ребята, давайте проверим, есть ли в языке кости? Приготовьте салфетки, обследуйте свой язык пальцами, ваши руки чисто вымыты, поэтому смело принимайтесь за работу. ( Дети обследуют свой язык. Затем вытирают пальцы салфеткой). Какой мы сделаем вывод? (Костей нет).
Проверьте, может ли язык двигаться? Давайте сделаем с ним разные упражнения. Смотрите в зеркало и делайте: «иголочка», «чашечка», «трубочка», «вкусное варенье». (Дети выполняют, затем пользуются салфетками).
В – ль: Вот мы и изучили язык, узнали, как он выглядит. Теперь узнаем, для чего он нужен.
Блок 2 – язык воспринимает вкус пищи.
В – ль: Ребята, проверим, может ли язык определять вкус пищи. Вы будете работать в парах. Один – будет ученым, другой – испытателем. Договоритесь, кто из вас будет ученым, а кто испытателем. Поднимите руку, кто будет ученым? Кто испытателем? Хорошо, слушайте внимательно, задание сложное.
- Испытатель ничего не делает; он просто высовывает язык. Ученый проводит опыт. Перед вами стоят три стаканчика с растворами. Растворы имеют разный вкус. Ученый берет ватную палочку, опускает ее в раствор и прикладывает ее к кончику языка испытателя. Испытатель должен узнать, какой вкус имеет раствор. Потом палочку убираете и для другого раствора берете новую палочку. После каждого раствора нужно сделать небольшой глоток воды, чтобы удалить вкус предыдущего раствора. Надо проверить все три раствора.
- Итак, ученые, начинайте работу: берите палочку, опускайте ее в раствор, прикладывайте к языку испытателя. Не забудьте. Одну и ту же палочку нельзя использовать два раза. (Дети приступают к работе. Я не мешаю самостоятельности, не отвлекаю их разговорами, но реагирую на отдельные высказывания и помогаю тем, кто испытывает затруднения. – Теперь поменяемся ролями. Испытатели станут учеными, а ученые – испытателями. (Опыт повторяется).
В – ль: Итак, скажите, какой вкус имели растворы?
Дети: Сладкий, кислый, соленый.
В – ль: Кто скажет, для чего нам нужен язык? (Ответы детей). Правильно, с помощью опыта, мы выяснили, что язык нужен для определения вкуса пищи.
Игра «Назови, какой вкус»
- Ребята, выходите на ковер, становитесь полукругом. Послушайте правила игры. Я бросаю мяч и называю овощи, фрукты, или любые другие продукты. Кто поймал мяч – называет вкус, который имеет этот продукт и возвращает мяч мне.
Блок 3 – язык участвует в образовании речи.
- Ученые-исследователи, вы готовы изучать, для чего нам еще нужен язык? Давайте продолжим. Высуньте язык и попробуйте сказать слово «машина», «ворона», «мы пошли гулять». Получилось? (Нет).
- Значит, зачем еще нужен язык? (Ответы детей).
- Правильно, язык помогает издавать звуки и разговаривать.
Блок 4 – участвует в жевании.
- Следующий опыт. Каждый возьмите по кусочку хлеба или яблока, жуйте его и следите, что же делает язык. (Дети выполняют задание).
- Что делает язык? (Трогает пищу, переворачивает, подкладывает ее на зубы, помогает глотать).
- Вот еще, что-то новое вы узнали о языке: Он помогает жевать и проглатывать пищу.
Заключительная часть
В – ль: Сегодня мы провели много опытов и выяснили для чего нужен язык? Кто ответит? (Ответы детей).
- Верно, язык нужен для определения вкуса пищи, жевания и попадания пищи внутрь, и разговора.
- Ребята, вы были замечательными учеными – испытателями, мне очень понравилось с вами работать, а вам было интересно?
- На этом наша лаборатория закрывается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Наши помощники - органы чувств"
Конспект "Наши помошники - органы чувств"Цель: способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их ценностям зд...
КОНКУРС Авторский конспект НОД "Помощники Феи Музыки""
Конспект НОД для проведения с детьми подготовительной к школе группы...
Конспект НОД "Помощники доктора Айболита"
Данный конспект будет полезен как инструкторам по физической культуре, воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям. В зависимости от возраста детей, его можно усложнять или упрощать.Это заняти...
Конспект НОД "Помощники золотой рыбки"
Конспект НОД, интеграция в областях: речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательно-исследовательская деятельность, социально-коммуникативное развитие...
Конспект ООД «Помощники повара» старшая группа
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие...
Конспект НОД "Помощники Незнайки"
конспект итогового мероприятия для детей 5-7 лет. Дошкольники на протяжении всего занятия закрепляют ранее полученные знания по теме "ФЭМП"....
Конспект НОД "Помощники Незнайки"
конспект итогового мероприятия для детей 5-7 лет. Дошкольники на протяжении всего занятия закрепляют ранее полученные знания по теме "ФЭМП"....