Конспект занятия "Язычок помощник"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Прокофьева Татьяна Николаевна

Развивать у детей интерес к экспериментированию, совершенствовать навыки экспериментирования, развивать догическое мышление, вызвать интерес к познанию себя и своего тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_yazychok.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 76 «Капелька»

Конспект

открытого показа опытно – исследовательской деятельности

Тема: «Язычок – помощник»

Образовательная область «Познание»

для группы среднего дошкольного возраста

с 4 до 5 лет.

Выполнила:

Прокофьева Т.Н.

Сургут

2013 г.

Цель: Формировать познавательную активность и интеллектуальное    развитие   детей. Дать детям первичные знания о языке.  

Задачи НОД: 

Образовательная область «Познание»

  • познакомить со строением и внешним видом языка;
  • сформировать представление о том, что он выполняет много разных функций;
  • совершенствовать навыки экспериментирования;
  • развивать логическое мышление.

Задачи интегрируемых образовательных областей:

Образовательная область «Коммуникация»

  • тренировать умение понимать устную речь педагога и выполнять словесные указания;
  • развивать артикуляционный аппарат.

Образовательная область «Здоровье»

  • упражнять в умении соблюдать элементарные правила гигиены (тщательно мыть руки с мылом, пользоваться салфеткой, индивидуальными приборами).

Образовательная область «Социализация»

  • побуждать детей включаться в совместную деятельность.

Образовательная деятельность «Труд»

  • развивать способность к коллективному труду.

Словарная работа: Расширять словарный запас: лаборатория, ученый, испытатель.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, трудовая.

Формы организации совместной деятельности: экспериментирование, игра, разъяснение, инструктаж.

Материалы и оборудование:

У каждого ребенка: небольшое зеркало, стакан с водой.

На каждую пару детей: 3 емкости с растворами, имеющими кислый, сладкий, соленый вкус; 8 ватных палочек; кусочки хлеба и ломтики яблока, в середину которых воткнута специальная палочка (до работы продукты закрыты салфеткой); емкость для использованных палочек, бумажные салфетки, мяч.

Предварительная работа: рассматривание плаката «Строение человека», беседа «Наши помощники», беседа о гигиене.

Организация деятельности: 

Поскольку планируется самообследование языка и ротовой полости, то перед началом для соблюдения гигиенических норм дети моют руки с мылом. Зеркала и мяч вымыты мыльно – содовым раствором. Дети садятся за столы парами. Все оборудование положено на столы заранее.

Ход

Вводная часть

В – ль: Ребята, сегодня мы опять будем учеными. Будем изучать язык. Кто знает, где он находится. (Ответы детей).

 - Как вы думаете, для чего нужен язык. (Ответы детей. Выслушиваю ответы,  дальнейшей деятельности).

 - Хорошо, молодцы. Давайте это выясним с помощью опытов. Сначала рассмотрим свой язык.

Основная часть

Блок 1 – внешний вид языка.

В – ль: Перед вами лежит зеркало; возьмите его. Высуньте язык и хорошо рассмотрите его. (Дети выполняют). Найдите то место. Где язык кончается; там он острый и тонкий. Это место называется «кончик». Нашли? Дальше идет спинка. Что вы на ней видите? (Дети делятся своими впечатлениями. При затруднении помогаю детям подобрать определения: шершавая поверхность, белый налет, бороздка посередине языка, цвет и др. детали).

 В – ль: Дети, если вы рассмотрели спинку, давайте поднимем язык. Прижмем его кончик к верхним зубам и посмотрим, что есть под языком. (Дети рассматривают нижнюю часть языка, я комментирую то, что они могут увидеть: крупные кровеносные сосуды, уздечку – это тонкая пленка, соединяющая ротовую полость и язык).

В – ль: Какого цвета язык?  (Розового). Как вы думаете, почему?...Он розовый, потому что здесь имеется очень много кровеносных сосудов. Под языком сосуды толстые и хорошо заметны. В самом языке они очень тонкие, без микроскопа их не увидишь, но кровь по ним бежит и придает языку розовый цвет.

В –ль: Ребята, давайте проверим, есть ли в языке кости? Приготовьте салфетки, обследуйте свой язык пальцами, ваши руки чисто вымыты, поэтому смело принимайтесь за работу. ( Дети обследуют свой язык. Затем вытирают пальцы салфеткой).  Какой мы сделаем вывод?  (Костей нет).

Проверьте, может ли язык двигаться? Давайте сделаем с ним разные упражнения. Смотрите в зеркало и делайте: «иголочка», «чашечка», «трубочка», «вкусное варенье». (Дети выполняют, затем пользуются салфетками).

В – ль: Вот мы и изучили язык, узнали, как он выглядит. Теперь узнаем, для чего он нужен.

Блок 2 – язык воспринимает вкус пищи.

В – ль: Ребята, проверим, может ли язык определять вкус пищи. Вы будете работать в парах. Один – будет ученым, другой – испытателем. Договоритесь, кто из вас будет ученым, а кто испытателем. Поднимите руку, кто будет ученым? Кто испытателем? Хорошо, слушайте внимательно, задание сложное.

 - Испытатель ничего не делает; он просто высовывает язык. Ученый проводит опыт. Перед вами стоят три стаканчика с растворами. Растворы имеют разный вкус. Ученый берет ватную палочку, опускает ее в раствор и прикладывает ее к кончику языка испытателя. Испытатель должен узнать, какой вкус имеет раствор. Потом палочку убираете и для другого раствора берете новую палочку. После каждого раствора нужно сделать небольшой глоток воды, чтобы удалить вкус предыдущего раствора. Надо проверить все три раствора.

 - Итак, ученые, начинайте работу: берите палочку, опускайте ее в раствор, прикладывайте к языку испытателя. Не забудьте. Одну и ту же палочку нельзя использовать два раза.  (Дети приступают к работе.  Я не мешаю самостоятельности, не отвлекаю их разговорами, но реагирую на отдельные высказывания и помогаю тем, кто испытывает затруднения.  – Теперь поменяемся ролями. Испытатели станут учеными, а ученые – испытателями. (Опыт повторяется).

В – ль: Итак, скажите, какой вкус имели растворы?

Дети: Сладкий, кислый, соленый.

В – ль: Кто скажет, для чего нам нужен язык? (Ответы детей). Правильно, с помощью опыта, мы выяснили, что язык нужен для определения вкуса пищи.

Игра «Назови, какой вкус»

 - Ребята, выходите на ковер, становитесь полукругом. Послушайте правила игры. Я бросаю мяч и называю овощи, фрукты, или любые другие продукты. Кто поймал мяч – называет вкус, который имеет этот продукт и возвращает мяч мне.

Блок 3 – язык участвует в образовании речи.

 - Ученые-исследователи, вы готовы изучать, для чего нам еще нужен язык? Давайте продолжим. Высуньте язык и попробуйте сказать слово «машина», «ворона», «мы пошли гулять». Получилось? (Нет).

 - Значит, зачем еще нужен язык? (Ответы детей).

  - Правильно, язык помогает издавать звуки и разговаривать.

Блок 4 – участвует в жевании.

 - Следующий опыт. Каждый возьмите по кусочку хлеба или яблока, жуйте его и следите, что же делает язык. (Дети выполняют задание).

 - Что делает язык? (Трогает пищу, переворачивает, подкладывает ее на зубы, помогает глотать).

  - Вот еще, что-то новое вы узнали о языке: Он помогает жевать и проглатывать пищу.

Заключительная часть

В – ль: Сегодня мы провели много опытов и выяснили для чего нужен язык? Кто ответит? (Ответы детей).

 - Верно, язык нужен для определения вкуса пищи, жевания и попадания пищи внутрь, и разговора.

 - Ребята, вы были замечательными учеными – испытателями, мне очень понравилось с вами работать, а вам было интересно?

 - На этом наша лаборатория закрывается.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Наши помощники - органы чувств"

Конспект "Наши помошники - органы чувств"Цель: способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их ценностям зд...

КОНКУРС Авторский конспект НОД "Помощники Феи Музыки""

Конспект НОД для проведения с детьми подготовительной к школе группы...

Конспект НОД "Помощники доктора Айболита"

Данный конспект будет полезен как инструкторам по физической культуре, воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям. В зависимости от возраста детей, его можно усложнять или упрощать.Это заняти...

Конспект НОД "Помощники золотой рыбки"

Конспект НОД, интеграция в областях: речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательно-исследовательская деятельность, социально-коммуникативное развитие...

Конспект ООД «Помощники повара» старшая группа

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие...

Конспект НОД "Помощники Незнайки"

конспект итогового мероприятия для детей 5-7 лет. Дошкольники на протяжении всего занятия закрепляют ранее полученные знания по теме "ФЭМП"....

Конспект НОД "Помощники Незнайки"

конспект итогового мероприятия для детей 5-7 лет. Дошкольники на протяжении всего занятия закрепляют ранее полученные знания по теме "ФЭМП"....