Учебный план. Дошкольный уровень.
методическая разработка на тему

Елена Викторовна Иванова

Учебный план дошкольных отделений на учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_plan_doshkolnyy_uroven.docx53.73 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа №1056»

125363, Москва, ул. Штурвальная, д. 7, корп. 2, тел. (495) 491 50 40

Email:sch1056@szouo.ru ИНН/КПП 7733132610/773301001

ОГРН 1027700590037

________________________________________________________________________________

 “Принят”

 на заседании педсовета № 5  

 “ 30 ” мая 2016 г.

Учебный план дошкольного образования

 на 2016-2017 учебный год

2016 год

Пояснительная записка к учебному плану.

Базисный учебный План  ГБОУ Школа №1056 дошкольного образования разработан  в соответствии с:

  • Закон Российской Федерации от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014   «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • Письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 №  65/23-16 «О гигиенических требованиях  к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах  обучения»
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от  31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных  образовательных учреждений к определенному виду»
  • Положением о лицензировании образовательной  деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277
  •  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Учебный  план ГБОУ Школа №1056 дошкольного уровня образования разработан на основе:

Комплексной  программы

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»,  / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и др. – 2015г.

Парциальных программ:

  • «Основы здорового образа жизни» под редакцией Н.П. Смирновой
  • Экологическая программа «Юный эколог» Автор С.Н. Николаева
  • «Безопасность» И.И. Авдеева, Стеркина
  • Коррекционная «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (под ред. Н.В. Нищевой Н.В., - СПб, 2015)

Основная цель учебного плана: регламентация учебно-познавательной деятельности. Устанавливает перечень образовательных областей, и объем учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности.

Учебный план обеспечивает комплексное развитие детей в пяти образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Воспитательно-образовательный процесс построен с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

Учебный план реализуется в ходе организованной образовательной деятельности. Максимальный объем нагрузки детей соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.

 

Дошкольное отделение функционирует в режиме 12-часового пребывания детей дошкольного возраста. Режим работы: понедельник - пятница с 07-00 до 19-00.

В структуре учебного  плана ГБОУ Школа №1056 ДО  выделена  основная (базисная) часть, реализуемая через организованную  образовательную деятельность, и вариативная (модульная) часть,  реализуемая через   кружковую деятельность.

 Установлено соотношение между основной и вариативной частью:

Основная (базисная) часть – не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования.

 В соответствии с требованиями комплексных программ дошкольного образования, рекомендованных  Министерством образования и науки Российской Федерации, в Основной (базисной) части определено минимальное количество ООД, отведённых на образовательные области, определённые в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Основная (базисная) часть обеспечивает результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования

Вариативная часть – не более 40% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть плана обеспечивает вариативность образования; позволяет более полно реализовать социальный заказ на общеобразовательные услуги, учитывает специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.  Реализация учебного плана предполагает обязательный учёт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимают не менее 50% общего времени ООД.

В целях полной реализации воспитательно-образовательного процесса включены парциальные программы. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Педагоги способствуют развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Для реализации образовательных задач воспитателями составлены рабочие программы  на каждую возрастную группу, которые включают в себя  комплексно-тематические планы работы по разделам программы «От рождения ждо школы».

Одной из форм обучения являются ООД, на которых широко используются дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, демонстрационные картины и таблицы, раздаточный материал.

      В дошкольных группах ООД проводятся с 1 сентября по 31 мая.

В середине года (январь) для детей организуются недельные каникулы, во время которых проводят ООД только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства)

 В летнее время проводится 1 ООД в день (в течение недели – 3 физкультурных и 2 музыкальных занятия). Проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, а также увеличивается продолжительность прогулок.

Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности для детей:

  • Для детей 3 до 4 лет – не более 15 минут,
  • для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
  • для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
  • для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

Для каждой возрастной группы даны перечни НОД с учётом регионального компонента, дополнительного образования и санитарных норм:

  • с детьми от 3 до 4 лет   -10  в неделю, продолжительностью  до 15 мин.;
  • с детьми от 4 до 5 лет   -10в неделю, продолжительностью до 20 мин.;
  • с детьми от 5 до 6 лет   -13 в неделю, продолжительностью до 25 мин;
  • с детьми от 6 до 7 лет   -14в неделю, продолжительностью до 30 мин.;

Перерывы между НОД – не менее 10 мин.

     Помимо этого,  образовательная деятельность  осуществляется в процессе организации  различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,  музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.

В соответствии с Программой План охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

* ОД – образовательная деятельность.

Образовательные области

Содержание образовательного процесса по освоению образовательных областей

Физическое развитие

Физическое развитие включает

  • приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
  •  формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие направлено

  • на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  •  формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

Познавательное развитие предполагает

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

Речевое развитие включает

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  •  развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие предполагает

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).


                    Базисный учебный план ГБОУ Школа №1056 дошкольное образование  на 2016-2017 учебный год

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1

Образовательная область

1.1

Познавательное развитие

2

8

72

2

8

72

3

12

108

4

16

144

Ознакомление с окружающим миром

1

4

36

1

4

36

2

8

72

2

8

72

Формирование элементарных математических представлений

1

4

36

1

4

36

1

4

36

2

8

72

1.2

Речевое развитие

1

4

36

1

4

36

2

8

72

2

8

72

Развитие речи

1

4

36

1

4

36

2

8

72

2

8

72

Чтение художественной литературы

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

1.3

Художественно-эстетическое развитие

4

16

144

4

16

144

5

20

180

5

20

180

Музыка

2

8

72

2

8

72

2

8

72

2

8

72

Художественное творчество

- рисР  Рисование

1

4

36

1

4

36

2

8

72

2

8

72

- лепк  Лепка

0,5

2

18

0,5

2

18

0,5

2

18

0,5

2

18

- аппл Аппликация

0,5

2

18

0,5

2

18

0,5

2

18

0,5

2

18

1.4

Физическое развитие

3

12

108

3

12

108

3

12

108

3

12

108

Физическая культура в помещении

2

8

72

2

8

72

2

8

72

2

8

72

Физическая культура на улице

1

4

36

1

4

36

1

4

36

1

4

36

Итого

10

40

360

10

40

360

13

52

468

14

56

504

2ч 30 м

2ч 30 м

5ч 25 м

7 ч

2.

Занятия по дополнительному образованию

1

4

36

2

8

72

2

8

72

3

12

108

2.1

Кружки

1

4

36

2

8

72

2

8

72

3

12

108

Всего

2ч 45 м

4 ч

6ч 15 м

8 ч 30 м

Сетка совместной образовательной деятельности воспитателя детей и культурных практик в режимных моментах  в ГБОУ школа №1056  ДО на 2016-2017 учебный год

Формы образовательной деятельности в режимных моментах

Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю

Младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительная группа

Общение

Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социальноэмоционального опыта

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр

Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительноконструктивные игры)

ежедневно

ежедневно

3 раза в неделю

3 раза в неделю

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительноконструктивные игры)

2 раза в неделю

3 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Театрализованные игры

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Досуг здоровья и подвижных игр

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Подвижные игры

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Познавательная исследовательская

Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе, экологической направленности

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Наблюдения за природой (на прогулке)

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Формы творческой активности

Музыкально-театральная

гостиная

1 раз в 2 недели

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам)

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Чтение литературных произведений

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Самообслуживание

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Трудовые поручения (общий и совместный труд)

1 раз в неделю

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Важно отметить, что на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов

                   

                                         Примерная сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах

 в ГБОУ школа №1056 ДО на 2016-2017 учебный год

Режимные моменты

Распределение времени в течение дня

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема

От 10 до 50 мин

От 10 до 50 мин

От 10 до 50 мин

От 10 до 50 мин

Самостоятельные игры в 1 - й половине дня (до ООД)

20 мин

15 мин

15 мин

15 мин

Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке

От 60 мин до 1ч.30 мин.

От 60 мин до 1ч 30 мин.

От 60 мин до 1ч.40 мин.

От 60 мин до 1 ч. 40 мин

Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-й половине дня

40 мин

30 мин

30 мин

30 мин

Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке

От 40 мин

От 40 мин

От 40 мин

От 40 мин

Игры перед уходом домой

От 15 мин до 50 мин

От 15 мин до 50 мин

От 15 мин до 50 мин

От 15 мин до 50 мин

Модель физического воспитания в ГБОУ Школа №1056 на 2016-2017 учебный год

Формы   организации

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов   деятельности детского сада

1.1. Утренняя гимнастика

Ежедневно 5-6 минут

Ежедневно 6-8 минут

Ежедневно 8-10 минут

Ежедневно 10 минут

1.2. Физкультминутки

Ежедневно по мере необходимости (до 3 -х минут)

1.3. Игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно 6-10 минут

Ежедневно 10-15 минут

Ежедневно 15-20 минут

Ежедневно 20-30 минут

1.4.Закаливающие процедуры

Ежедневно после дневного сна

1.5 Дыхательная гимнастика

Ежедневно после дневного сна

2. Физкультурные занятия

2.1. Физкультурные занятия в спортивном зале

3 раза в неделю по 15 минут

3 раза в неделю по 20 минут

2 раза в неделю по 25 минут

2 раза в неделю по 30 минут

2.3. Физкультурные занятия на свежем воздухе

1 раз в неделю по 15 минут

1 раз в неделю по 20 минут

1 раз в неделю 25 минут

1 раз в неделю 30 минут

2.4 Ритмика

1 раз в неделю 15 минут

1 раз в неделю 20 минут

1 раз в неделю 25 минут

1 раз в неделю 30 минут

3.Спортивный досуг

3.1.Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно под руководством воспитателя (продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка)

3.2 Спортивные праздники

-

Летом 1 раз в год

2 раза в год

2 раза в год

3.3. Физкультурные досуги и развлечения

1 раз в квартал

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

3.4. Дни здоровья

1 раз в квартал

1 раз в квартал

1 раз в квартал

1 раз в квартал



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план дошкольного образовательного учреждения

Учебный план дошкольного образовательного учреждения на 2013-2014 уч. год...

Учебный план на 2016/2017 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Колосок»

Данный материал будет интересен старшим воспитателям, руководителям дошкольных учреждений....

Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №3 «Теремок» на 2018 – 2019 учебный год.

Учебный план является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени для проведения организованной образовательной деятельности по реализации О...