Тренинг для педагогов
консультация на тему
Занятие - тренинг для педагогов ДОУ «Построение педагогического общения с детьми дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие - тренинг для педагогов ДОУ
«Построение педагогического общения с детьми дошкольного возраста»
Цель: дать возможность «проживания» педагогом роли ребенка, конкретизировать правила взаимодействия с детьми для достижения личностно-ориентированной модели общения, осознание собственных стратегий общения с детьми.
Задачи:
1. Содействовать повышению уверенности общения в коллективе.
2. Упражнять педагогов в использовании метода наблюдения в общении с детьми.
3. Развивать навыки эмоционального, вербального, визуального общения с детьми.
4. Обучение взрослых навыкам самоанализа.
Упражнение: « Давайте поздороваемся».
Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания, раскрепощение членов группы.
Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается им на пути. Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок - здороваются как мужчины;
2 хлопка - здороваются как близкие люди;
3 хлопка-здороваемся как женщины.
Игра "Имена". Садимся в круг.
Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Имя для нас всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится.
Так как мы уже знакомы, то передавая игрушку соседу справа, нужно назвать его имя и на начальную букву его имени нужно придумать прилагательное, характеризующее его положительно, то есть комплимент (Валентина - веселая, Надежда - нежная).
-Уважаемые коллеги! Наше занятие-тренинг я предлагаю начать с игры «Найди три отличия». Мы прекрасно понимаем, что личностно-ориентированное общение не возможно без учета индивидуальных особенностей ребенка. Основным методом, позволяющим нам эти особенности выявить, является НАБЛЮДЕНИЕ.
ИГРА «НАЙДИ ТРИ ОТЛИЧИЯ»
Цель: Отработка навыков наблюдения, установление контактов в общении.
Инструкция: встаньте друг против друга, в течение одной минуты партнеры внимательно смотрят друг на друга, стараясь запомнить внешний облик своей «пары». Затем игроки одной шеренги отворачиваются, а каждый участник второй шеренги за определенное время меняет в своей внешности три признака (например снимает шарфик, меняется с соседом сережками, надевает перчатки и т.д.). Когда игроки первой шеренги поворачиваются лицом к партнерам, задача каждого из них – определить, что же изменилось. Затем игроки меняются ролями.
Обсуждение: участники делятся впечатлениями, результатами, возникшими сложностями, трудностями.
ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «УРОВЕНЬ»
Цель: осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение.(10 мин)
Инструкция: в дошкольном детстве общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей деятельностью, но роль его все еще велика. Деловой мотив становится главным мотивом общения. Сейчас мы попробуем вспомнить обязательные условия и правила в общении с ребенком, которые позволят более эффективно доносить информацию. Для этого нам необходимо разделиться на пары, встав напротив друг друга лицом к лицу. Один из пары встает на колени, не поднимая головы, пытается понять эмоцию на лице человека напротив. Стоящий партнер без слов и жестов изображает эмоцию. Затем партнеры меняются местами.
Обсуждение: педагоги меняются мнениями, говорят о впечатлениях, степени комфортности, отвечают на вопрос, что видели, смогли ли угадать эмоцию. Делается совместный вывод о необходимости эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком.
Упражнение «Ярлыки».
Четыре пары воспитателей проходят к столам. Каждому одевается на голову «корона» с надписью. После этого каждой группе дается задача нарисовать несуществующее животное, но обращаться во время работы к участником своей группы нужно так, как написано на его «короне».
Через 2 минуты все, не снимая «короны», отвечают на вопрос:
- Понравилось ли вам, когда с вами общались таким образом?
После того, как все желающие высказались, предлагаю снять «короны» и выйти со своих ролей.
Задача для обсуждения. Чем в реальной жизни могут быть «короны»?
Как влияет наличие подобных ярлыков на общение?
Как часто мы встречаемся с ситуациями навешивания ярлыков?
Как ребенок реагирует на ярлык?
Легко ли избавиться ярлыка? Как это сделать?
4. Тест «Опытный воспитатель ДОУ»
Вам понадобятся листочки, можно в тетради.
Вед: Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - воспитателей. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.
1. Воспитатель детского сада – это.
а) Добрая лошадка всё свезёт
б) Без матки-пчёлки пропащие детки
в) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копья вскормлены
2. Педагогический коллектив – это…
а) В мире, что в море
б) У одной овечки да семь пастухов
в) Склеенная посуда два века живёт
3. Обучать детей – значит …
а) Что посеешь, то и пожнёшь
б) Была бы нитка, дойдёт и до клубка
в) В дорогу идти – пятеры лапти сплести
4. Воспитывать детей – значит…
а) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет
б) Перемелется всё, мука будет
в) Наказом воевода крепок
5. Развивать детей – значит…
а) Сей день не без завтрака
б) Высоко летаешь, да низко садишься
в) Палка о двух концах
6. Работа с родителями – это…
а) Бумага не купленная, письмо домашнее
б) В добрый час молвить, в худой промолчать
в) По способу пешего хождения
Ключ к тесту
Если большинство а) – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию.
Если б) - у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего вам удаётся реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно вы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ.
Если в) – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли вашим призванием стать заведующим детским садом.
ТЕХНОЛОГИЯ "ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, ОБЛАКО"
Цель: наладить обратную связь, рефлексия впечатлений участников.
Предлагается лист, разделенный на 3 части, на одной из которых нарисован огромный чемодан, на второй – мусорная корзина и на третьей – облако. На стикере, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности. То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату. Что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" наклеивалось в лист "облако". Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"
Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1. Притча2. Понятие «тренинг»3. Какими бывают тренинги...
Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов
ЦЕЛЬ: Повышение коммуникативной компетентности педагогов....
Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»
- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...
Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ "Счастливый педагог - здоровый педагог".
Занятие для педагогов ДОУ для повышения эмоционального состояния....
Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог»
Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде....
Тренинг для педагогов "Психологические игры и упражнения с элементами тренинга"
Цель: самораскрытие участников тренинга, создание условий для творческой, профессиональной и личностной индивидуальности....
Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог» (совместно с инструктором по физической культуре)
Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в ДОУ. Задачи тренинга: • профилактика синдрома эмоционального выгорания; • снятие психического напряжения и эмоц...