рабочая программа
материал (старшая группа) на тему
Рабочая программа старшей группы «Любознайки» ориентирована на обеспечение целостной и четкой системы планирования воспитательно-образовательного процесса, на усвоение обязательного минимума основной общеобразовательной программы детьми, повышение качества образования детей в процессе реализации ООП ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по реализации основной образовательной программы дошкольного образования с учётом Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования старшей группы «Любознайки»
Воспитатель : Гарипова Р.Л.
Содержание:
1. Целевой раздел | 3 |
- Краткое описание программы. - Нормативно-правовые документы - Цель, задачи - Теоретические обоснование программы - Значимые для реализации программы характеристики: общие сведения о группе; социальный паспорт группы; характеристика контингента семей воспитанников; возрастные особенности. | |
1.1.2. Целевые ориентиры ожидаемые результаты | 9 |
2.Содержательный раздел | 11 |
2.1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей 2.1.1.Содержание работы с детьми по областям 2.1.2.Часть формируемая участниками образовательных отношений | 15 |
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы | 15 |
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников План работы с родителями | 21 |
3. Организационный раздел | 22 |
3.1.Режим работы группы на тёплый холодный период года | 22 |
3.2. Учебный план | 24 |
3.3. Циклограмма образовательной деятельности | 26 |
3.4. Расписание непосредственно - образовательной деятельности | 29 |
3.5. Программно -методическое обеспечение программы | 30 |
3.7. Литература | 32 |
Приложение1. Тематическое планирование работы | 33 |
Приложение 2. Вариативность развивающей среды | 42 |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Краткое описание программы.
Рабочая программа старшей группы «Любознайки» ориентирована на обеспечение целостной и четкой системы планирования воспитательно-образовательного процесса, на усвоение обязательного минимума основной общеобразовательной программы детьми, повышение качества образования детей в процессе реализации ООП ДОУ
Рабочая программа разработана на 2015-2016 учебный год и отражает особенности образовательного процесса в старшей к школе группе, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте 5-6лет, составлена с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Программа:
−конкретизирует цели и задачи образовательных областей ООП или образовательной деятельности в группе;
−определяет планируемые результаты освоения детьми ООП возрастной группы;
−определяет объем и содержание образовательного материала, который предлагается воспитанникам возрастной группы для освоения;
−оптимально распределяет время регламентированных и нерегламентированных видов деятельности в течение дня;
−способствует совершенствованию методики проведения образовательной деятельности;
−определяет организационные аспекты образовательного процесса возрастной группы.
Содержание рабочей программы строится на основе программы Детства авторы Т.И Бабаева, А.Г Гогоберидзе; Метлина раздел математика основывается на методическом пособие «Занятия по математике в детском саду» пособие для воспитателя детского сада / Л. С. Метлина.
Нормативно-правовые документы
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
-Федеральный закон «Об образовании в РФ (Вступил в силу 01.09.2013 г.)
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 « Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
-Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013, 30038)
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013г., №28908).
-Устав образовательной организации
-Основная образовательная программа ДОО
Цель, задачи программы.
Целью рабочей программы является:
-создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
-укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
-целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
-обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
-развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
-развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
-пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в проектную творческую деятельность;
-органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
-приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Теоретические обоснование программы
Основными подходами в реализации Программы являются культурно-исторический и системно- деятельностный подходы к развитию личности ребенка.
Рабочая Программа:
-Соответствует принципу развивающего образования, целью которого являе тся развитие ребенка;
-Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
-Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
-Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
-Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
-Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
-Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непрерывной образовательной деятельности (НОД), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
-Допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
-Строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами;
-Предполагает построение образовательного процесса, используя адекватные возрасту виды детской деятельности.
В старшем возрасте выделены следующие виды деятельности:
-игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие ее виды);
-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
-восприятие художественной литературы и фольклора (беседа по художественному произведению, драматизация, заучивание и др.);
-познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
-самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
-конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
-изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
-музыкальная(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
-двигательная (овладение основными движениями).
Значимые для реализации программы характеристики:
Общие сведения о группе
Воспитание, обучение и развитие воспитанников старшей группы (5-6 лет) осуществляется на русском языке. Группа общеразвивающей направленности функционируют в режиме полного дня (12 часов) пятидневной рабочей недели. Наполняемость группы соответствует требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.В группе 24 чел. Организация жизни и деятельности осуществляется по двум режимам с учетом теплого и холодного периода времени года.
Социальный портрет группы
В группе 13 мальчиков (54,1%) и 11девочек (45,8%). На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.
Характеристика контингента семей воспитанников
Критерии | Доля семей от общего количества детей ДОО (%) |
Общее количество детей 24 | |
в полной семье | 91,:% |
неполной семье | 8,3% |
многодетной семье | 12,5% |
проблемной семье | |
семье с опекуном | |
этнической семье |
Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста
Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения - формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек- Паук», «Я буду как принцесса» и т. п.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).
Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенно место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета - светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7-10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.
Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное.
Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательно и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого).
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.
В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
1.1.2. Целевые ориентиры, ожидаемые результаты
Согласно ФГОС ДО, результаты освоения ООП представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
В соответствии поставленными задачами ООП и целевыми ориентирами предлагаемыми ФГОС ожидаются следующие результаты:
-Проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
-Понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения.
-Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе.
-Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений.
-Стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей.
-Может предварительно обозначить тему игры; заинтересован совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров умеют объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.
-Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
-Имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем.
-Пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
-Проявляет интерес к физическим упражнениям. Правильно выполняет физические упражнения, про являет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения.
-Самостоятельно выполняет основные культурно-гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать.
-Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.
-Проявляет интеллектуальную активность, проявляется познавательный интерес. Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить её доступными способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует.
-Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром. Фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем.
-Знает свое имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования.
-Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности.
-Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда.
-Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.
-Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города, ярких событиях ее недавнего прошлого, великих россиянах. Проявляет интерес к жизни людей в других странах мира. Стремится поделиться впечатлениями о поездках в другие города, другие страны мира. Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
-Соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляют последствия своих неосторожных действий для других детей. Стремится к мирному разрешению конфликтов. Может испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях.
-Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым и действовать по нему без напоминания, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
2.Содержательный раздел
2.1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
2.1.1.Содержание работы с детьми по областям
Содержание программы выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей.
Физическое развитие
-Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
-Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта:
-уверенному и активному выполнению основных элементов техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений;
-соблюдению и контролю правил в подвижных играх;
-самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений;
-умению ориентироваться в пространстве;
-восприятию показа как образца для самостоятельного выполнения упражнения;
-развитию умений оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.
Целенаправленно развивать быстроту, скоростно-силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы.
Социально-коммуникативное развитие
-Способствовать развитию всех компонентов детской игры: обогащению тематики и видов игр, игровых действий, сюжетов, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях.
-Создавать основу для развития содержания детских игр: обогащать представления детей о мире и круг интересов с помощью детской литературы, просмотра кукольных спектаклей; развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию.
-Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.
-Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.
-Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.
-Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
-Обогащение представлений об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
-Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.
-Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
-Развитие умений и навыков безопасного поведения у детей в разнообразных опасных ситуациях.
-Закрепление умений и навыков безопасного поведения у детей в разнообразных опасных ситуациях.
-Формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям.
-Развивать представления о человеке (о себе, сверстнике, взрослом), об особенностях здоровья и условиях его сохранения: режим, закаливание и пр.
-Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание помочь, порадовать окружающих.
-Понимать отдельные ярко выраженные эмоциональные состояния( радость, грусть. Веселье, страх, гнев, удовольствие), правильно реагировать на них.
-Воспитывать культуру общения: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, быть вежливым в общении, учиться сдерживать отрицательные эмоции.
-Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе.
-Обогащать социальные представления о людях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми.
-Развивать интерес к родному краю и стране.
-Развивать уверенность, стремление к самостоятельности, жизнерадостность, привязанность к семье, воспитателю.
-Воспитывать уважение и благодарность к взрослым за труд, заботу о детях; накапливать опыт бережного отношения к воде, электричеству, продуктам питания, материалам для детского творчества.
Познавательное развитие
-Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомить с новыми способами обследования.
-Привлекать детей к обследованию предметов, выделению их качественных особенностей, поддерживать способность замечать не только ярко представленные в предмете свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением.
-Способствовать освоению ребёнком соответствующего словаря: самостоятельно называть признаки и качества, действия обследования, понимать значение слов «форма», «размер», «цвет», «материал».
-Формировать умение соотносить признаки предметов с освоенными эталонами (трава зеленая, яблоко крупное, похоже на шар, крыша треугольная, карандаш деревянный, елка высокая).
-Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.
-Постоянно поддерживать активный интерес к окружающей природе, удовлетворять детскую любознательность. Способствовать дальнейшему познанию мира природы, открывая для него новые растения, животных, людей, признаки живых организмов, объекты неживой природы, свойства природных материалов (глины, песка, почвы и др.).
-Обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
-Поддерживать свободный разговор ребенка по поводу собственных наблюдений впечатлений в ходе экспериментирования.
-Способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом.
-Стимулировать и поощрять добрые и трогательные поступки детей, радостные переживания. Различать объекты со свойствами ( форма, размер, количество, пространственное расположение), сравнивать (устанавливать соответствие, порядок следования, находить часть от целого) в практических видах деятельности и в играх.
Речевое развитие
Задачи на развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
-Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребѐнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками, использование в практике общения элементов описательных монологов и объяснительной речи.
-Развивать потребность в деловом и интеллектуальном общении с взрослым.
-Развивать ситуативно-деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности.
-Развивать умение воспринимать и понимать эмоции собеседника, адекватно реагировать на них. Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности:
-Развивать связную монологическую речи: учить детей составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинам.
-Развивать диалогическую речь: учить формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
-Развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
-Развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения.
-Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Задачи на практическое овладение нормами речи:
-Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.
-Развивать умение использовать вежливые формы обращения к незнакомым людям: детям и взрослым.
-Развивать умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.
Художественно-эстетическое развитие
-Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, формировать умение откликаться на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, замечать красоту окружающих предметов, объектов природы.
-Формировать образные представления о доступных предметах и явлениях, развивать умения изображать их в собственной деятельности.
-Развивать художественное восприятие произведений искусства, умение последовательно рассматривать образ, эмоционально откликаться на изображение, соотносить увиденное с собственным опытом.
-Формировать умения и навыки собственной изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности (развитие изобразительно-выразительных умений, освоение изобразительных техник, формирование технических умений).
-Поощрять желание детей воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания; поддерживать творческое начало в собственной изобразительной деятельности. Задачи в области музыкального восприятия – слушания – интерпретации:
-Воспитывать у детей культуру слушания, развивать умение понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.
-Развивать умение детей общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.
2.1.2.Часть формируемая участниками образовательных отношений
Вариативную часть программы составляет: программа Е.В.Гончаровой «Экология для малышей», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Цель программы: формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста.
Задачи:
-формирование у детей понятия о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе;
-знакомство с разнообразием растительного и животного мира ХМАО;
-овладение навыками поведения в природной среде;
-понимание степени ответственности за свое отношение к природе;
-воспитание эстетического восприятия всего живого и неживого, нравственное развитие личности.
Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое воспитание дошкольника в частности опирается на систему знаний. Эта система включает в себя элементарные знания (живая природа - растения, животные, человек и неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, , движении - основных началах природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке, как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит ее сохранение.
Программа представляет собой целостную систему экологических знаний, включает пять разделов.
I раздел. «Где мы живем?»
IIраздел. «Многообразие растительного и животного мира Ханты-Мансийского автономного округа»
III раздел. «Сезонные изменения в природе Ханты-Мансийского автономного округа»
IV раздел. «Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского автономного округа»
Раздел V. «Человек и его здоровье».
2) Программа интеллектуального развития дошкольников «Цветная логика» направлена на использование компьютерных развивающих программ, при проведении НОД выполняют задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам).
Цель: повышение уровня познавательной активности дошкольников в процессе обучения с применением информационно–коммуникативных технологий.
Задачи:
-Формирование умения решать проблемно–поисковые, игровые задачи в процессе формирования элементарных логических представлений, используя ИКТ.
-Создание условий для развития самостоятельной познавательной деятельности.
-Развитие воображения, логического мышления, внимания, зрительной памяти.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
Старшие, подготовительные группы.
Направление программы
Использование компьютерных развивающих программ при проведении непосредственной образовательной деятельности не только увеличивает скорость передачи информации детям и повышает уровень ее понимания, но и способствуют развитию:
- Координации движения, глазомера, навыков владения манипулятором «мышь»; панорамного внимания; основных психических функций;
- Информационной культуры;
- Логического мышления.
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы
Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в форме образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями и задачами физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития детей. Образовательная деятельность носит интегративный, проблемно-игровой характер, предполагают познавательное общение воспитателя и детей, самостоятельность детей и личностно-ориентированный подход педагога. Активно используются разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели.
Широко используются также ситуации выбора. Предоставление дошкольникам реальных прав выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения. В группах используется прием совместного обсуждения с детьми и последующего практического выбора деятельности: в какие игры поиграть на прогулке, чем и как лучше украсить группу к празднику, какие экспонаты подготовить к выставке, в каких центрах активности сегодня предпочитают действовать дети и пр. Наряду с ситуациями практического выбора педагогом используются ситуации морального выбора, в которых детям необходимо решить проблему с позиции учета интересов других людей (сверстников, малышей, взрослых).
Поведение детей в ситуациях практического и морального выбора служит для педагога показателем растущей самостоятельности и социально-нравственного развития старших дошкольников.
Во вторую половину дня проводятся досуги, кружки, организуются условия для разнообразных самостоятельных игр, продуктивной деятельности по выбору детей и доверительного личностного общения воспитателя с детьми. Воспитатель также планирует время для знакомства детей с художественной литературой, обсуждения прочитанного, разговора о любимых книгах. Он направляет и развивает читательские интересы детей, развивает активную монологическую и связную речь детей.
Социально-коммуникативное развитие
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
-проблемно-игровые ситуации;
-личностное и познавательное общение на социально нравственные темы;
-сотрудничество детей в совместной деятельности(помощь, забота, оформление группы, уход за растениями)
-этические беседы;
-игры с правилами социального содержания;
-экскурсии (наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями);
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
-игры-путешествия (по родному городу, стране);
-чтение художественной литературы;
-рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов;
-рисование на социальные темы (семья, город, труд людей);
-ознакомление с элементами национальной культуры
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
-целевые прогулки, экскурсии;
-беседы;
-чтение детской художественной литературы;
-рассматривание картин и репродукций по теме «Профессии»;
-просмотр видеофильмов;
-дидактические игры, расширяющие представления о мире профессий; изобразительная деятельность, отражающая мир взрослых;
-сюжетно-ролевые игры (включающие трудовые процессы);
-рассматривание предметов, инструментов, материалов;
-игровые ситуации (обсуждение событий из реальной жизни);
-дежурство;
- коллективный труд (хозяйственно-бытовой труд);
-самообслуживание;
-экспериментирование
Формирование основ безопасности
-игровые, практические, проблемные ситуации;
-чтение художественной литературы; -игры, игровые упражнения по изучению дорожных знаков и правил дорожного движения;
-игры-путешествия;
-придумывание плакатов;
-создание энциклопедий безопасных ситуаций;
-вечера-досуги;
-викторины;
-совместные мероприятия с родителями.
Познавательное развитие
-развивающая практическая и игровая ситуация;
-детское экспериментирование;
-рассматривание и сравнение двух или более предметов;
-использование проблемных вопросов.
Приобщение к социокультурным ценностям
-целевые прогулки, экскурсии;
-наблюдения за трудом взрослых;
-беседы;
-встречи с людьми разных профессий;
-изобразительная деятельность, отражающая мир взрослых
Формирование элементарных математических представлений
-игры на формирование представлений о зависимостях и отношениях ("Логические цепочки", "Целое-часть", "Дроби");
-игры и упражнения с блоками Дьенеша;
-игры и упражнения с цветными палочками Кюизенера;
-игры на освоение умений преобразования (трансфигурации и трансформации: "Игровой квадрат", "Змейка")
-игры-головоломки, ребусы;
-упражнения на развитие логического мышления;
-индивидуальная работа с детьми;
-развивающие игры
Природный мир
-целевые прогулки, экскурсии в природу;
-обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе;
-труд на участке;
-экологические игры;
-рассматривание дидактических картинок и иллюстраций о природном мире;
-ознакомление с фотографиями и видеоматериалом о жизни животных и растений;
-составление коллекций семян, камней, осенних листьев;
-изготовление поделок из природного материала
Речевое развитие
Развитие речи
-рассматривание картин, картинок, игрушек, предметов (составление описательного рассказа);
-беседы по картинам, картинкам, серии сюжетных картинок;
-проблемные, игровые, образовательные ситуации;
-дидактические игры на развитие словаря, грамматически правильной речи;
-игровые образовательные ситуации на освоение правил речевого этикета;
-игровые упражнения на развитие умения правильно использовать невербальные средства общения (мимику, жесты, позу);
-игры на развитие словотворчества;
-использование чистоговорок, стихов, загадок, скороговорок;
-игровые упражнения с пиктограммами (вопросительная повествовательная, восклицательная интонации);
-игры и упражнения на развитие речевого слуха и слухового внимания, речевого дыхания и артикуляционного аппарата
Приобщение к художественной литературе
-прослушивание записей и просмотр видеоматериалов;
-чтение (рассказывание взрослым);
-беседы после чтения;
-чтение с продолжением;
-рассматривание иллюстраций, картин;
-беседы о книгах;
Проект «Детское книгоиздательство»
-изготовление книжек самоделок с рисунками и рассказами о произведениях, пересказами и творческими рассказами по аналогии со знакомыми текстами; создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе ознакомления с литературными произведениями;
Проект «Детская библиотека»
-организация библиотеки из самодельных книжек, оформление и систематизация книг детской библиотеки в группе;
Проект «Выставка книг»
-подготовка тематических выставок для детей;
-литературные развлечения, праздники и театрализованные представления (1 раз в месяц, желательно учитывать даты календаря праздников);
-тематические выставки в центре книги
Художественно-эстетическое развитие
Приобщение к искусству
-рассматривание и обсуждение разнообразных объектов;
-разговор об искусстве, изобразительных техниках, инструментах;
-ознакомление с декоративно-прикладным искусством, живописью, натюрмортом, пейзажем, портретом, жанровой живописью, скульптурой, архитектурой;
-посещение музея;
-создание выставки поделок, украшений для групп;
-исследования (детские игровые проекты);
-ситуации индивидуального и коллективного творчества;
-игры и упражнения на развитие эстетических, сенсорных и творческих способностей
Изобразительная деятельность
Рисование:
-рисование по образцам, схемам;
-работа в центре художественного творчества по закреплению способов рисования;
-рассматривание картин, иллюстраций;
-индивидуальная работа.
Лепка:
-рассматривание игрушек, скульптурных форм;
-индивидуальная работа с детьми;
-работа в центре художественного творчества по закреплению способов лепки;
-лепка по образцам, схемам;
-коллективные работы (один раз в месяц)
Аппликация:
-рассматривание поделок;
-работа в центре художественного творчества по закреплению способов составления композиции, работа с ножницами;
-аппликация по образцам, схемам;
-коллективные работы (один раз в месяц)
Художественный труд (прикладное творчество):
-рассматривание игрушек, поделок, иллюстраций;
-работа в центре художественного творчества по закреплению способов выполнения поделок;
-выполнение работ по образцам, схемам;
-индивидуальная работа с детьми;
-коллективные работы (один раз в месяц).
Конструктивно-модельная деятельность
-рассматривание построек, иллюстраций, рисунков;
-работа в центре художественного творчества по закреплению способов выполнения поделок, построек (из бумаги по типу оригами, природного, бросового материала, разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов);
-выполнение работ по образцам, схемам, чертежам, рисункам;
-индивидуальная работа с детьми;
-лоскутное конструирование.
Музыкально-художественная деятельность
-разучивание песен;
-закрепление музыкально-ритмических движении;
-музыкально-дидактические игры;
-ситуации-импровизации;
-слушание музыки, музыкальных инструментов;
-развлечения (концерты, праздники, спектакли, театральные игры)
-четыре раза в месяц (одно проводит музыкальный руководитель, три — воспитатель).
Физическое развитие
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
-ситуации-задания (придумай и покажи как мыть руки, умывать лицо, вытирать руки насухо и др.);
-проблемные ситуации («Что будет с твоей куклой, если она перестанет мыть руки?» и др.);
-практические ситуации («Как поступить, если заложен нос, заболело ухо?» и др.);
-проектная деятельность;
-дидактические игры («Уроки Мойдодыра», «Полезные и вредные привычки» и др.);
-изобразительная деятельность;
-чтение литературных произведений соответствующей тематики;
-беседы на тему здоровья;
-Неделя здоровья (планируется 2 раза в год);
-праздники здоровья
Физическая культура
-рассматривание физкультурных пособий;
-рассматривание картин, фотографий, просмотр видеофильмов о различных физических упражнениях, видах спорта, спортсменах разного возраста;
-дидактические игры, расширяющие представления о физических упражнениях;
-спортивные упражнения: катание на санках, велосипеде, туристические походы;
-подвижные игры с бегом, прыжками, ползанием, лазаньем, метанием (относящиеся к образовательной деятельности и закрепляющие основные виды движений: 4—5 игр для групп младшего дошкольного возраста и 5—6 игр для групп старшего дошкольного возраста);
-упражнения для развития физических качеств: для развития быстроты движений, скоростно-силовых качеств, развития силы, выносливости, гибкости, ловкости;
-игры-эстафеты;
-гимнастики (утренняя, бодрящая, дыхательная, пальчиковая);
-воспитание культурно-гигиенических навыков;
-досуги, праздники, развлечения (один раз в месяц)
Игровая деятельность
Виды игр Реализация сюжетно-ролевые игры:
-придумывание и комбинирование ситуаций взаимодействия людей, событий; 4—6 игр в месяц, по одной в неделю.
Театральные игры:
-подготовка к спектаклю, театральной недели, один раз в неделю Постановка спектакля -один раз в два месяца.
Игры фантазирования
-частичное преобразование сюжета, один раз в месяц.
Игры-имитации
-один раз в неделю Игры экспериментирования — с водой, льдом, снегом, со светом, магнитами, стеклом, резиной, бумагой;
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников План работы с родителями
Ведущие цели взаимодействия с семьей — создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьей.
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, буклетов.
.
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям:
«Физическое развитие»:
-информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).
-привлечение родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях.
«Социально-коммуникативное развитие»:
-знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них.
-заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
-изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников.
«Речевое развитие»:
-развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги, технологии по которым работает ДОУ», «направление работы группы » и др.
День открытых дверей
Экскурсии группе. Просмотр открытых занятий. Подготовка материалов по вопросам воспитательно - образовательного процесса в группе.
«Познавательное развитие»:
-ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками.
«Художественно-эстетическое развитие»
-поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.
-раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.
План работы
Дата | Тема |
Сентябрь | 1.Организационное собрание: «Подготовка к новому учебному году». 2. Памятки: «4 заповеди мудрого родителя» 3. Консультация для родителей: «Возрастные особенности детей старшей группы(5-6лет)». 4. Фоторепортаж «Лучшие на свете впечатления о лете!» |
Октябрь | 1.Родительское собрание ««Компьютер и ребёнок – плюсы и минусы этого общения». 2.Памятки с правилами работы для детей дошкольного возраста на компьютере. 3. Перечень упражнений для снятия напряжения глаз. 4.Организация выставки поделок «Дары осени». 5. Осенний праздник для детей и родителей «Осень золотая». |
Ноябрь | 1.Игра-КВН «Знатоки природы». 2.Анкетирование «Природа в жизни вашей семьи» 3.Памятки «Правила поведения в природе». 4. Изготовление подарков для мам. 5. Праздничное мероприятие «День матери». 6.Чаепитие ко «Дню Матери». |
Декабрь | 1.Тематическая встреча с родителями «Хорошо и плохо- азбука нравственности». 2 Анкетирование на тему: «Азы воспитанности». 3. Консультация «Родители являются первыми педагогами своих детей». 4.Новогодняя мастерская Деда Мороза. 5. Совместная работа с родителями на участке «Построим свой снежный городок» |
Январь | 1.Круглый стол: «Растить любознательных». 2.Анкета для родителей «Познавательные интересы». 3.Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы». 4.Консультация для родителей: «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников». |
Февраль | 1.Детско-родительская гостиная «Папы, будьте с нами!». 2.Анкета для отцов. 3.Тест: «Каковы мы, мужчины?» 4.Выпуск газеты «Бравые солдаты». 5.Развлечение ко Дню Защитника Отечества. |
Март | 1. Познавательно- игровой конкурс «Ребенок и правила дорожного движения» 2.Консультация: «Родителям – о безопасности дорожного движения». 3. Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге». 4.Утренник, посвященный международному женскому дню. 5.Подарки для любимых мам. 6.Чаепитие посвященное празднику «8 Марта» |
Апрель | 1.Семинар –практикум «Здоровье ребенка в наших руках» 2. Анкетирование родителей «О здоровье – всерьез». 3.Консультация «Ключи к здоровью ребенка- дошкольника» 4. Фотовыставка «Семейный активный отдых» 5. Оформление стенда «Мы хотим быть здоровыми» (фотографии детей, занимающихся физкультурой, играющих в подвижные игры…). 6. Памятки «Формирование здорового образа жизни у своих детей» 7. Папка-передвижка «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ» |
Май | 1.Итоговое собрание «Итоги работы за год»2.Вручение благодарственных писем и грамот родителям.3. Рекомендации родителям «Увезите ребенка отдыхать»4.Консультация «Оздоровление ребенка в летний период времени5.Консультация «Здравствуй, лето!» |
3. Организационный раздел
3.1.Режим работы группы на тёплый холодный период года
(холодный период года)
Режимные моменты | Время |
Утренний прием, игры, общение, утренняя гимнастика | 7.00-8.20 |
Завтрак | 8.20 – 8.50 |
Самостоятельные игры, свободное общение детей | 8.50 - 9.00 |
Развивающие образовательные ситуации на игровой основе | - |
Организованная образовательная деятельность: образовательные ситуации | 9.00 – 9.25 9.35-10.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 10.10 – 12.20 |
Подготовка к обеду, обед | 12.20 -12.50 |
Подготовка ко сну, дневной сон | |
Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные, водные, закаливающие процедуры | 15.00 -15.30 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.30 - 15.40 |
Организованная образовательная деятельность: образовательные ситуации | 15.40 -16.05 |
Игры, досуги, кружки, самостоятельная деятельность по интересам, общение | 16.05 - 17.05 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 17.30 – 18.30 |
Самостоятельные игры, индивидуальная работа, общение, уход домой | 18.30 - 19.00 |
Режим работы на теплый период года
Режимные моменты | Время |
Прием детей на свежем воздухе, осмотр, игры, утренняя гимнастика | 07.00-08.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.20-08.50 |
Самостоятельная деятельность детей | 08.50-09.00 |
Непосредственно организованная деятельность | 09.00-09.25 |
Второй завтрак | 09.25-09.35 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 09.35-11.40 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры | 11.40-.11.50 |
Подготовка к обеду, обед | 11.50-12.20 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.20-15.30 |
Постепенный подъем, взбадривающая гимнастика, закаливающие процедуры | 15.30-15.50 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.50-16.00 |
Игры, самостоятельная деятельность, экспериментирование и труд, чтение художественной литературы, досуг | 16.00-17.10 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.10-17.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа, уход детей домой | 17.40-19.00 |
3.2. Учебный план
Деятельность | старшие |
Познавательно-исследовательская деятельность: - социальный мир - предметный мир; - природный мир; - безопасность; - математика; | |
0,25 | |
0,5 | |
0,5 | |
0,25 | |
1 | |
Коммуникативная деятельность: - развитие речи; | |
2 | |
-чтение худ. лит-ры | 0,5 |
- обучение грамоте | 1 |
Изобразительная деятельность | 2 |
Конструирование | 1 |
Музыкальная деятельность | 2 |
Двигательная деятельность | 3 |
Вариативная часть | |
Социализация «Я -ты- мы» | 0,5 |
Познавательно-исследовательская деятельность (региональный компонент) | 0,5 |
итого | 13 |
3.3. Циклограмма образовательной деятельности
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
время | Содержание образовательной деятельности | Содержание образовательной деятельности | Содержание образовательной деятельности | Содержание образовательной деятельности | Содержание образовательной деятельности |
7.00-8.10 | Прием детей в группе, в теплый период года на улице: (взаимодействие с родителями, коммуникативная деятельность); беседы с детьми: (коммуникативная деятельность, познавательная деятельность), наблюдения в природном уголке: (коммуникативная деятельность, познавательная деятельность; свободные игры (игровая деятельность; индивидуальные и подгрупповые дидактические игры: (познавательная деятельность, коммуникативная деятельность, игровая деятельность); чтение художественной литературы; самостоятельная деятельность в уголке художественного творчества: (художественная деятельность, познавательная деятельность, игровая деятельность, социализация, коммуникативная деятельность) | ||||
810 – 8.20 | Утренняя гимнастика: (области двигательная деятельность, здоровье, игра, музыка); | ||||
8.20-8.50 | Подготовка к завтраку(самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, здоровье, социально- коммуникативное развитие). Завтрак (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация, коммуникация). | ||||
8.50 – 9.00 | Самостоятельные игры, свободное общение детей (коммуникативная деятельность, игра, познавательная деятельность) | ||||
9.00 -10.00 | Развивающие образовательные ситуации на игровой основе | ||||
9.00-9.25 | Двигательная деятельность (в спортзале) (физическое развитие). | Музыкальная деятельность (музыка, чтение художественной литературы, театрализованные игры, дидактические игры, коммуникативная деятельность) | Познавательно- исследовательская деятельность вариативная часть: Региональный компонент | Познавательно- исследовательская деятельность. Музыкальная деятельность (музыка, чтение художественной литературы, театрализованные игры, дидактические игры, коммуникативная деятельность) | Познавательно-исследовательская деятельность(ФЭМП)) Конструирование |
9.35-10.00 | Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (игровая деятельность, познавательная деятельность, социально-коммуникативная деятельность художественная деятельность, двигательная деятельность) | Коммуникативная деятельность (чтение худ.литературы ) (театральная деятельность, музыка, продуктивная деятельность, д/игры) | Конструирование Аппликация (2,4 неделя ) (познание, труд, художественная деятельность, развитие мелкой моторики, игра, коммуникативная деятельность | Познавательно-исследовательская деятельность Развитие кругозора(1-3н) Природный мир(2-4н) Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие) | Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (игровая деятельность, познавательная деятельность, социально-коммуникативная деятельность художественная деятельность, двигательная деятельность) |
10.00-10.10 | II Завтрак (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, этикет, физическое развитие, коммуникативная деятельность). | ||||
10.10 - 10.20 | Подготовка к прогулке (самообслуживание, социализация, коммуникативная деятельность) | ||||
10.20 - 12.20 | Прогулка:наблюдение в природе (познавательная деятельность, безопасность, трудовая деятельность), труд в природе и в быту, подвижные игры (двигательная деятельность, здоровье, познавательная деятельность), ролевые игры (игровая деятельность, познавательная деятельность, социализация, коммуникативная деятельность), индивидуальная работа по развитию движений (двигательная деятельность), дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательная деятельность, социализация, коммуникативная деятельность), беседы с детьми (познавательная деятельность, социализация, коммуникативная деятельность), рисование на асфальте, на мольбертах (художественная деятельность). Пятница двигательная деятельность на улице 10.45-11.10 (подвижные игры, коммуникативная деятельность , познавательная деятельность). | ||||
12.10 | Возвращение с прогулки, (самообслуживание, этикет, познавательная деятельность, художественная литература, коммуникативная деятельность ,социализация) | ||||
12.20-12.50 | Подготовка к обеду(самообслуживание, безопасность, культурно-гигиенические навыки, этикет, двигательная деятельность социализация, коммуникативная деятельность). Обед (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, этикет, двигательная деятельность , коммуникативная деятельность ,социализация). | ||||
12.50-15.00 | Подготовка ко сну (самообслуживание, безопасность, культурно-гигиенические навыки, здоровье – воздушные ванны) Сон (здоровье) | ||||
15.00-15.20 | Постепенный подъем, гимнастика после сна, воздушные ванны, водные, гигиенические процедуры, обширное умывание, профилактика плоскостопия (двигательная деятельность, труд, самообслуживание, социализация, коммуникативная деятельность, познавательная деятельность). | ||||
15.20- 15.30 | Полдник: (самообслуживание, безопасность, культурно-гигиенические навыки, этикет, здоровье, социализация коммуникативная деятельность). | ||||
15.30- 15.40 | Самостоятельные игры, свободное общение детей (социализация, коммуникативная деятельность, игровая деятельность, познавательная деятельность) | ||||
15.40-16.05 16.15-16.40 | Коммуникативная деятельность (развитие речи). Познавательно- исследовательская деятельность логика). | ИЗО деятельность Обучение грамоте | Двигательная деятельность (в спортзале) | Коммуникативная деятельность: Чтение художественной литературы Познавательно- исследовательская деятельность Природный мир. | Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (игра, познание социализация, коммуникация, художественное творчество) |
16.40 – 17.10 | Игры ролевые, дидактические (игра, познание социализация, коммуникация, художественное творчество); Досуги, праздники музыкальные, творческие; Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей (игра, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) Беседы, педагогические ситуации, индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областям | ||||
17.10 – 17.30 | Подготовка к ужину, Ужин (самообслуживание, познавательная деятельность, культурно-гигиенические навыки, этикет, социально- коммуникативное развитие). | ||||
17.30-18.30 | Подготовка к прогулке Прогулка: наблюдение в природе (познавательная деятельность), труд в природе и в быту (социализация коммуникативная деятельность ), подвижные игры (двигательная деятельность, познавательная деятельность), ролевые игры (познавательная деятельность, социализация, коммуникативная деятельность, игровая деятельность), индивидуальная работа по развитию движений (двигательная деятельность), дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательная деятельность, социализация, коммуникативная деятельность), беседы с детьми (познавательная деятельность, социализация, коммуникативная деятельность), рисование на асфальте, на мольбертах (художественная деятельность). | ||||
18.30. - 19.00 | Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей(игровая деятельность, познавательная деятельность, социализация, коммуникативная деятельность, художественная деятельность ), индивидуальная работа с детьми по разным образовательным областям Уход детей домой (взаимодействие с семьей,коммуникативная деятельность). |
3.4. Расписание непосредственно - образовательной деятельности
День | Старшая | ||
ПОНЕДЕЛЬНИК | Двигательная деятельность 0955– 1020 | ||
Коммуникативная деятельность (развитие речи) 1530 – 1555 1605 – 1630 | Познавательно-исследовательская деятельность (логика) 1530 – 1555 1605 – 1630 | ||
ВТОРНИК | Музыкальная деятельность 0955 – 1020 | ||
ИЗО деятельность 1540 – 1605 1615– 1640 | Обучение грамоте 1540– 1605 1615– 1640 | ||
СРЕДА | Познавательно-исследовательская деятельность вариативная часть: Региональный компонент 0900 – 0925 | ||
Двигательная деятельность 1540 – 1605 | |||
ЧЕТВЕРГ | Познавательно-исследовательская деятельность 0900 – 0925 | ||
Музыкальная деятельность 1000 – 1025 | |||
Коммуникативная деятельность: Чтение художественной литературы Познавательно-исследовательская деятельность Природный мир 1540 – 1605 | |||
ПЯТНИЦА | Конструирование 0900 – 0925 0935 – 1000 | Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП) 0900 – 0925 0935 – 1000 | |
Двигательная деятельность (на воздухе) 1045– 1110 |
3.5. Программно -методическое обеспечение программы
№ п/п | Образовательная область по ФГОС ДО | Общеобразовательные программы | Педагогические методики, технологии | |
Основные | Дополнительные | |||
1. | Физическое развитие | «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду, В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина | В.Г. Алямовская «Здоровье»
| «Развивающая педагогика оздоровления» автор В.Т. Кудрявцева |
2. | Социально-коммуникативное развитие | «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду, В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина | «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (под ред. Н. Авдеевой, О. Князевой, Р. Стеркиной) | Программа по социально-нравственному воспитанию «Планета мальчиков и девочек» автор Р.О.Сазонова. Т.А Шоригина «Беседы о правах ребенка» |
3. | Познавательное развитие | «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду, В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина | «Безопасность» (под ред. Н. Авдеевой, О. Князевой, Р. Стеркиной) | «Математика» МетлинаЛ.С. «Занятия по математике в детском саду» |
4. | Речевое развитие | «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду, В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина | «Программа по развитию речи детей» - Ушакова О.С. | «Речь и речевое общение детей» А.Г Арушанова «Азбука общения» «От звука к букве» Н.А. Федосова «При общение к детей к истокам русской народной культуры» «Пришли мне чтение о доброго» Хрестоматия для дошкольников от пяти до семи лет «Развитие речи» В.Н. Волчкова «Как хорошо уметь читать» Д.Шумаева |
5. | Художественно-эстетическое развитие | «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду, В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина | «Цветные ладошки» (под ред. И.А. Лыковой) «Конструирование и художественный труд в детском саду» (под ред. Л.В. Куцаковой) «Гармония» (К. Тарасовой) | «Изодеятельность старших дошкольников» |
3.7. Литература
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р. Б.. Безопасность. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада»
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»
- Горбатенко О.Ф. «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста»
- Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго для детей 5-6 лет»
- «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.ISBN 978-5-906750-00-0
- Доронова Т.Н. «Развитие детей от 5до 7 в изобразительной деятельности»
- Дошкольное воспитание №11, 1989г Занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.
- Дзюба П.П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада – Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.-252.
- «Изобразительная деятельность детей в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа» под ред. И.А. Лыковой, «Сфера», М., 2007.
- Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», Технический центр СФЕРА, 2008.
- Михайлова З.А. «Математика – это интересно».
- Михайлова З.А. «Математика от 3 до 6»
- Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с литературой». — М., 2010.
- Петрова И.М. «Волшебные полоски»
- Смоленцева А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1993.
- Соболева А. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2000.
- Скоролупова О.А. Покорение космоса. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста.-2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 80с.
- Скоролупова О.А. Транспорт: наземный, водный, воздушный. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 136с.
- Шоргина Т.А. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...