Экологическое воспитание
статья на тему
Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, всё живое, что нас окружает.
В.А.Сухомлинский предлагал вводить ребёнка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребёнка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе. Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребёнок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением. Таким образом, восхищение красотой природы, её охрана, углубление и систематизация знаний о ней- неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников.
Всё вышесказанное подтверждает актуальность проблемы формирования интереса и бережного отношения к миру природы у детей дошкольного возраста. В настоящее время немало исследований в дошкольной педагогике посвящено данной проблеме. Раздел экологического воспитания включён в каждую комплексную программу.
Вместе с тем в педагогической науке недостаточно раскрыта другая не менее актуальная проблема формирования интереса и бережного отношения к миру растений у младших дошкольников.
Исходя из основной цели работы- формирование интереса и бережного отношения к миру растений у детей младшего дошкольного возраста можно сформулировать следующие задачи:
1.передача детям знаний о представителях растительного мира, их строение, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;
2.формирование трудовых навыков по уходу за растениями;
3.навыков правильного поведения на природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;
4.развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.
Работу по формированию бережного отношения к миру растений с детьми можно условно разделить на 5 основных этапов.
Цель первого этапа выявление уровня знаний и развития интереса к миру растений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи второго этапа:
- обогащение представлений детей о мире растений, условиях их роста и развития (каждому растению необходимы почва, вода и тепло), обучение умению различать характерные признаки растений;
- формирование навыков обобщающего понятия по теме;
- развитие речи, внимания, памяти, творческих способностей (умение жестом, мимикой передать то или иное состояние растения).
- развитие познавательного интереса к живой природе, эмоциональной отзывчивости и любознательности;
- воспитание бережного отношения к природе.
Для решения поставленных задач можно использовать различные формы и методы работы: непосредственно образовательная деятельность, беседы (деревья, кусты, цветы- какие они; как мы отдыхаем на природе; как готовятся растения к зиме и др.), чтение художественной литературы (стихи и сказки о родной природе Т.А.Шорыгиной и др.), дидактические игры ( четвёртый лишний, с какого дерева листок и др.), наблюдения в ходе прогулок.
Задачи третьего этапа:
- расширение и уточнение знаний детей о растениях, их внешнем виде, строении и особенностях состояния в разные сезоны;
-формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека;
- расширение и активизация словаря по теме;
-воспитание доброжелательности, отзывчивости и интереса к миру растений, бережного отношения к природе.
Для успешного решения поставленных задач можно использовать следующие формы и методы работы: проведение опытов и экспериментов.
Задачи четвёртого этапа:
- уточнение знаний дошкольников о мире растений в процессе дидактических игр;
-формирование трудовых навыков по уходу за растениями в ходе элементарной совместной трудовой деятельности;
-развитие речи, памяти и внимания;
-воспитание бережного отношения и устойчивого интереса к миру растений, его красоте и многообразию.
Для решения поставленных задач используется совместная трудовая деятельность, проведение дидактических игр (наряди деревце, больничка для растений и др.).
Также для формирования бережного отношения к миру растений детей можно привлечь других специалистов:
- музыкального руководителя
- специалиста физической культуры
-специалиста изо студии.
Для работы в группе, можно пополнить:
-уголок книги, приобрести энциклопедии о природе, стихи, рассказы, поговорки, сказки, загадки.
- музыкальный уголок: веночки, листья, маски, шапочки, аудиозаписи с музыкой о природе.
- уголок художественно-творческой деятельности: оригинальными поделками из природного материала, раскраски, трафареты.
Пятый этап:
Подведение итогов. Анализируются результаты работы.
В процессе общения с природой у детей постепенно пополнится словарный запас, в организованном обучении и совместной деятельности будет способствовать активизации и расширению словарного запаса.
Таким образом, чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Обогащая словарный запас, полученный на знаниях, формируются речевые умения и навыки, строится правильное отношение на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения.
Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...