Экологическое воспитание
статья на тему
Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, всё живое, что нас окружает.
В.А.Сухомлинский предлагал вводить ребёнка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребёнка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе. Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребёнок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением. Таким образом, восхищение красотой природы, её охрана, углубление и систематизация знаний о ней- неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников.
Всё вышесказанное подтверждает актуальность проблемы формирования интереса и бережного отношения к миру природы у детей дошкольного возраста. В настоящее время немало исследований в дошкольной педагогике посвящено данной проблеме. Раздел экологического воспитания включён в каждую комплексную программу.
Вместе с тем в педагогической науке недостаточно раскрыта другая не менее актуальная проблема формирования интереса и бережного отношения к миру растений у младших дошкольников.
Исходя из основной цели работы- формирование интереса и бережного отношения к миру растений у детей младшего дошкольного возраста можно сформулировать следующие задачи:
1.передача детям знаний о представителях растительного мира, их строение, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;
2.формирование трудовых навыков по уходу за растениями;
3.навыков правильного поведения на природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;
4.развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.
Работу по формированию бережного отношения к миру растений с детьми можно условно разделить на 5 основных этапов.
Цель первого этапа выявление уровня знаний и развития интереса к миру растений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи второго этапа:
- обогащение представлений детей о мире растений, условиях их роста и развития (каждому растению необходимы почва, вода и тепло), обучение умению различать характерные признаки растений;
- формирование навыков обобщающего понятия по теме;
- развитие речи, внимания, памяти, творческих способностей (умение жестом, мимикой передать то или иное состояние растения).
- развитие познавательного интереса к живой природе, эмоциональной отзывчивости и любознательности;
- воспитание бережного отношения к природе.
Для решения поставленных задач можно использовать различные формы и методы работы: непосредственно образовательная деятельность, беседы (деревья, кусты, цветы- какие они; как мы отдыхаем на природе; как готовятся растения к зиме и др.), чтение художественной литературы (стихи и сказки о родной природе Т.А.Шорыгиной и др.), дидактические игры ( четвёртый лишний, с какого дерева листок и др.), наблюдения в ходе прогулок.
Задачи третьего этапа:
- расширение и уточнение знаний детей о растениях, их внешнем виде, строении и особенностях состояния в разные сезоны;
-формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека;
- расширение и активизация словаря по теме;
-воспитание доброжелательности, отзывчивости и интереса к миру растений, бережного отношения к природе.
Для успешного решения поставленных задач можно использовать следующие формы и методы работы: проведение опытов и экспериментов.
Задачи четвёртого этапа:
- уточнение знаний дошкольников о мире растений в процессе дидактических игр;
-формирование трудовых навыков по уходу за растениями в ходе элементарной совместной трудовой деятельности;
-развитие речи, памяти и внимания;
-воспитание бережного отношения и устойчивого интереса к миру растений, его красоте и многообразию.
Для решения поставленных задач используется совместная трудовая деятельность, проведение дидактических игр (наряди деревце, больничка для растений и др.).
Также для формирования бережного отношения к миру растений детей можно привлечь других специалистов:
- музыкального руководителя
- специалиста физической культуры
-специалиста изо студии.
Для работы в группе, можно пополнить:
-уголок книги, приобрести энциклопедии о природе, стихи, рассказы, поговорки, сказки, загадки.
- музыкальный уголок: веночки, листья, маски, шапочки, аудиозаписи с музыкой о природе.
- уголок художественно-творческой деятельности: оригинальными поделками из природного материала, раскраски, трафареты.
Пятый этап:
Подведение итогов. Анализируются результаты работы.
В процессе общения с природой у детей постепенно пополнится словарный запас, в организованном обучении и совместной деятельности будет способствовать активизации и расширению словарного запаса.
Таким образом, чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Обогащая словарный запас, полученный на знаниях, формируются речевые умения и навыки, строится правильное отношение на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения.
Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...
Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...