Использование информационно -коммуникационных технологий и Интернета в современном дошкольном образовании
методическая разработка на тему

Муратова Эльвира Юсуфовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_internet_i_ikt.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно - коммуникационных технологий и Интернета в современном дошкольном образовании.

     В настоящее время использование компьютеров уже перестало быть необычным явлением. Теперь в каждой второй семье есть компьютер, видеоаппаратура, телефоны, айфоны с выходом в Интернет и другие достижения электронного мира, которые быстро и прочно закрепляются в нашей жизни, делая поиск информации легким и удобным. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста,

изображения, звука, видео, сохранять и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать новые средства для включения ребёнка в активную деятельность. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения – первого звена непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить основы развития личности ребенка,  необходимо внедрять новые, информационные технологии. Назвали этот процесс красиво: внедрение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ – это обобщающее понятие, охватывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Но никто и никогда ни спрашивал о готовности дошкольных учреждений к таким переменам. Эти новшества приживаются в детских садах медленно, прочно и основательно. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей.  Мероприятия с использованием компьютерных технологий проводятся  с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПИН  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»:

- использование новых моделей компьютера;

- работа с компьютером не более 2х раз в неделю;

- проведение гимнастики для глаз:

- работа за компьютером не более 5-7 мин.

      Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду? На данный момент это:  компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, принтер, фотоаппарат, сканер. Грамотное использование современных информационных технологий позволяет  существенно повысить мотивацию детей к обучению, позволяет воссоздать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, что способствует наиболее широкому раскрытию способностей воспитанников, активизации их умственной деятельности. Так или иначе, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Сегодня ИКТ позволяют:         

– показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как соответствует основному виду деятельности дошкольника – игре;

– в доступной форме, ярко, образно преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

– привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать их материалом;

– способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

В своей  профессиональной деятельности  самостоятельно  апробирую и успешно применяю следующие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ):

1Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

  • электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);
  • DVD, CD диски  («Уроки тетушки Совы»,  «Голоса птиц и зверей», «Весёлая логоритмика» Е. Железнова.

    Использование мультимедиа на  образовательных мероприятиях повышает качество работы НОД, если материал представлен ярко с опорой на различные каналы восприятия, то он усваивается прочнее, а его воспроизведение не вызывает у ребёнка затруднений. У ребёнка повышается самооценка, он перестаёт бояться, активно работает на занятиях, свободно общается в социуме.

   2Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

  • игры, презентации на сайтах. 

    Преимущество использования ИКТ для ребёнка:

- повышает мотивацию ребёнка   образовательным процессам:

- формирует у ребёнка активную позицию субъекта обучения;

- обучается элементарным действиям с компьютером.

3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.

4. Видеозапись НОД.

5. Использование информационных интернет – ресурсов. 

  • обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;
  • участие в on-line вебинарах.

6. Электронные консультации на интернет – сайте учреждения.

7. Использование мультимедийных презентаций, фотогаллерей.

  • нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;
  • создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями;
  • самостоятельное создание фотогаллерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей с последующим  размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения; 
  • консультирование родителей, педагогов, используя возможности Интернета.

8. Использование информационных интернет – ресурсов:

  • удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:
  • оформление отчетной и  текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;
  • создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.
  • создание своего электронного адреса, интернет-сайта.

      «Виртуальные экскурсии» дают возможность посетить недоступные места, совершив уникальное путешествие. Их роль в образовании и воспитании велика, так как ребенок может являться активным участником событий (например, «Экскурсия в библиотеку», «Экскурсия по музею» и т.д.). Любая экскурсия требует подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить сопроводительный текст. Для таких экскурсий нужен Интернет и желание воспитателя. А дети их принимают с огромным удовольствием

Как ИКТ может помочь современному воспитателю, педагогу в его работе?

- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

- подбор дополнительного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

- обмен опытом, знакомство с периодикою, наработками других педагогов;

- создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

- использование цифрового фотоаппарата и программы iPhoto, которая позволяет управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать друзьям и близким;

- использование видеокамеры и программы iMovie (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

- использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации на занятии, расширения кругозора детей.

- интегрированные творческие среды ПервоЛого, ЛогоМиры. (Программы представляют собой компьютерные альбомы, в которых, в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать, писать и решать задачки, но и создавать мультфильмы и другие проекты на любые - как дошкольные, так и "личные" – темы).

Электронные образовательные ресурсы для педагогов

 

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов  для учреждений общего и начального профессионального образования создается в ходе проекта "Информатизация системы образования" и реализуется  Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. Электронные издания, коллекции, программы, игры, методические пособия.

  • Журнал "Детский сад: теория и практика

http://www.editionpress.ru/magazine_ds.html

  • Журнал "Справочник старшего воспитателя"

http://vospitatel.resobr.ru/

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Первый журнал по организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

  • Журнал "Детский сад будущего"

http://www.gallery-projects.com

Журнал включает:

  • опыт педагогов, педагогических коллективов и управленцев дошкольных образовательных учреждений по реализации творческих проектов;
  • набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ;
  • разъяснение теоретических основ проектного обучения и воспитания с позиций практиков;
  • новые идеи и интересные находки Ваших коллег.
  • Журнал "Воспитатель ДОУ"

http://doshkolnik.ru

это принципиально новый журнал для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ;

  • ценнейший опыт лучших ДОУ;
  • четкая структура, построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь);
  • не только проверенные временем и новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и т.д., но и материалы, посвященные развитию личности воспитателя и ребенка.
  • Журнал "Современный детский сад" -

http://www.det-sad.com/sovremenni_det_sad

упорядочивает и тематически систематизирует информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав редакционной группы, сведения о подписке, архив с содержаниями номеров, контактные данные. 

  • Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

http://www.menobr.ru/products/7/

- авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения. Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда. 

  • Журнал «Обруч»

http://www.obruch.ru/

 - иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. В нем публикуются разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется вопросам психологии, методики воспитания и обучения, созданию развивающей среды. 

  •  Журнал «Детский сад от А до Я»

http://detsad-journal.narod.ru/

- научно-методический журнал для педагогов, родителей и всех тех, кто неравнодушен к миру детства. На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы современного дошкольного образования и перспективы развития отрасли, освещается опыт инновационной деятельности детских образовательных учреждений и профильных учебных заведений, результаты научных исследований, публикуются конспекты занятий и игр, сценарии досугов и праздников, консультации управленцев, врачей, гигиенистов, психологов. 

  •  Газета «Дошкольное образование»

http://best-ru.net/cache/9988/

-электронная версия газеты "Дошкольное образование", выпускаемой издательским домом "Первое сентября". Педагогическое издание включает разделы: Детский мир, Родительская консультация, Лаборатория, Мастерская, Игротека, Бабушкин сундук, Личный опыт, Школа природы, Психологическая школа, Документы, Школьный портфель, Школа управления. Для всех номеров публикуется содержание. Полнотекстовая версия номера размещается на сайте через год после публикации печатного издания.

  •  Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»

http://sdo-journal.ru/

- наиболее интересные и перспективные достижения науки в области дошкольного воспитания, в доступной форме раскрыты возможности их применения как для специалистов, так и для родителей. Особый акцент придан практической работе с детьми. Рассказывается о наиболее оригинальных занятиях и играх, книгах и игрушках, которые помогут сделать жизнь ребенка и взрослого более насыщенной и увлекательной. Проводится ежегодный конкурс для педагогов. В 2013 году объявлен третий международный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании – 2013»

  • Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок"

http://festival.1september.ru/

Конспекты занятий, сценарии, статьи, различные приложения

  • Детский сад.

http://detsad-kitty.ru/

 Это сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для дошкольников и воспитателей детских садов. Имеются и конспекты занятий, сценарии праздников, статьи для родителей, аудиозаписи, художественная литература.

  • Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

http://www.doshvozrast.ru/

 Здесь и методическая работа, оздоровительная работа, игровая деятельность, работа с родителями, проведение праздников, конспекты занятий.

  • Всё для детского сада

http://www.moi-detsad.ru

Сайт работников дошкольного образования. Методические разработки, консультации и для воспитателей, и для родителей, дидактические игры, основы безопасности и т. д.

  • Социальная сеть работников образования

nsportal.ru

Можно создать свой персональный мини-сайт.

Зарегистрированные пользователи могут создавать сайты образовательных учреждений, где можно рассказать о своей работе, добавлять новости и объявления, создавать обсуждения и фотоальбомы.

Можно создать блог - интернет-дневник, где автор публикует свои размышления о важных для автора событиях или темах. Читатели могут комментировать и обсуждать эти статьи, высказывать свои мысли.

Создаются группы по интересам (сообщества) - основа социальных сетей, создаются для тесного общения на общие темы. Это хорошая возможность построить свой круг общения. Группа может иметь свои фотоальбомы, опросы, новостную ленту, библиотеку учебно-методических материалов и т.д. На основе расширяемой функциональности групп можно создавать большие образовательные проекты.

  • ВОСПИТАТЕЛЬ | в помощь воспитателю детского сада.

http://detsadd.narod.ru/

Сайт ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. Также сайт может быть полезен и студентам факультетов дошкольного образования. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспектов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций. Ответы на самые разные вопросы, возникающие перед воспитателем и родителями малышей, по самым различным темам - от воспитания детей до оформления пособий для проведения занятий.

  • Сайт "Воспитатель"

http://vospitatel.com.ua/

конспекты занятий в детском саду по различным категориям.

  • Детский сад. Ру.

http://www.detskiysad.ru

Статьи, конспекты, консультации и для воспитателей и для родителей, масса полезной информации для самообразования педагогов.

  • Педагогический интернет-портал для педагогов  «О детстве»

http://www.o-detstve.ru/

Методические материалы, конкурсы, обсуждения  вопросов  воспитания, образования и творчества детей.

  • Международный образовательный  портал  «maam.ru»

http://www.maam.ru/


      Использование  интернет – ресурсов, информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

                    Использованная  литература

1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду // Дошкольное воспитание. 1991. № 5. С. 105–107.

2. Управление инновационными процессами в ДОУ. М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационной технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Данная презентация подготовлена для выступления на педсовете. В ней представлены: выдержки из нацпроекта "Образование", квалификационных характеристик должностей работников образования, средства ИКТ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мы живем в век технологий, в том числе информационно-компьютерных, поэтому современный человек должен быть с детства психологически готов воспринимать все новое, иметь потребность постоянно учиться, и...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Данная презентация посвящена одной из актуальных проблем в сфере современного  образования – информатизации. Еще недавно многие педагоги считали, что Информационно-Коммуникационные Технолог...

Использование информационно-коммуникационной технологии в работе с детьми дошкольного возраста

В данной презентации говорится о возможностях ИКТ, как может развить ребенка и рпедъявляемые требования к компьютерным программам....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет - технологий – ключ к успешной коррекции речевых нарушений»

 В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания образования и достижения нового к...

Педагогическая практика по использованию современных информационно-коммуникационных технологий для образовательной деятельности в дошкольном образовании

Знакомство детей с творчеством художников. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств, мира природы.Формировать элементарные представления о видах иск...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе педагога дополнительного образования по элементарному музицированию в условиях ФГОС ДО»

Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования по элементарному музицированию и музыкальным руководителям детских садов....