Использование ИКТ в образовательном процессе
статья (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в образовательном процессе
Детство – это открытия, погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы ко всему, что их окружает, познают явления действительности, предметы, их свойства.
Огромно влияние окружающего мира на развитие ребёнка. С первых лет жизни малыш знакомится с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем больше ребёнок познаёт окружающий мир, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми глазами. Это всегда волновало и волнует воспитателя. Сделать это интересно, познавательно можно только сочетая разные виды деятельности (игра, путешествия, экскурсии, наблюдения, экспериментальная, проектная деятельность). В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества. Современное образование заставило нас по - новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно- коммуникативных технологий.
Мультимидийное оборудование становится доступным средством в обучении дошкольников. Ребёнку, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, потрогать или оценить действие объекта. Применение информационно-коммуникативных технологий открывает новые дидактические возможности. Использование ИКТ в образовательном процессе способствует познавательному развитию ребенка, помогает знакомиться с окружающей действительностью, современной техникой, компьютерными технологиями.
В связи с этим у меня в работе с детьми появилась проблема - как использовать информационно - коммуникативные технологии для повышения уровня познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. Актуальность данной проблемы очевидна. Сегодня применение информационно коммуникативных технологий - это новые способы передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка. В настоящее время человек должен не только владеть знаниями, но и уметь их добывать самостоятельно, оперировать ими. Информационно - коммуникативные технологии значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, быть успешным в разных видах деятельности.
Целью моей работы : повышение уровня познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром с применением информационно-коммуникативных технологий.
Объект - процесс развития познавательной активности дошкольников.
Предмет - система мероприятий с применением информационно – коммуникативных технологий, направленная на развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Задачи:
- Расширение сознания через получение более полной информации об окружающем мире посредством информационно – коммуникативных технологий
- Формирование умения решать проблемно-поисковые, игровые задачи в процессе ознакомления с окружающим миром.
- Создание условий для развития самостоятельной познавательной деятельности.
Гипотеза - если использовать в образовательном процессе систему мероприятий направленную на развитие познавательной активности с применением информационно-коммуникативных технологий в условиях детского сада, то можно способствовать повышению уровня познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Практической значимостью моей работы является разработка системы познавательных мероприятий с применением информационно-коммуникативных технологий в процессе ознакомления с окружающим миром, которая может быть практическим пособием в работе педагога.
Для решения поставленных целей и задач по данному направлению использую программы:
- «Школа – 2100» А.А.Леонтьевой (информатика. А.В.Горячев, Н.В.Ключ. «Все по полочкам» Окружающий мир. А В Вахрушев, Е. Е. Кочемасова. «Здравствуй, мир!»
- «Детство» В.И. Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А.Ноткиной.
Новизна педагогической концепции моей работы заключается в разработке системы мероприятий, направленной на развитие познавательной активности дошкольников с применением информационно-коммуникативных технологий, а именно мультимедийных средств (DVD-фильмов, слайдов, презентаций) и компьютерных игр, направленных на развитие познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром.
Система работы включает в себя следующие направления:
- цикл мероприятий по ознакомлению с окружающим миром;
- работа с родителями;
- самостоятельная познавательная деятельность дошкольника.
В основу системы работы легли следующие принципы:
- развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий в которых он мог бы максимально реализовать себя;
- взаимодействия, предполагающий совместную деятельность в системах: « ребенок- педагог», « родители- ребенок», « педагог- родители»;
-психологической комфортности, обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;
-формирование деятельности, умение ставить цель и реализовывать ее, готовность к самостоятельному познанию;
- природосообразности воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В педагогический процесс включаю традиционные методы в интеграции с инновационные методы:
-повышение познавательной активности (исследовательский, метод проектирования, метод вопросов, метод моделирования);
- повышение эмоциональной активности (игровая мотивация, воображаемые ситуации, проблемные ситуации).
- здоровьесберегающий принцип (соблюдение СанПин).
Эти принципы и методы определили мой подход к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
Планируя мероприятия, я соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:
- четко определяю педагогическую цель применения мультимедийных средств или компьютерных игр в образовательном процессе;
- уточняю, на каком этапе я могу применить мультимедийные средства
- согласовываю выбранное средство с другими техническими средствами обучения;
- учитываю специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации;
- анализирую и обсуждаю с детьми фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
Учитывая данные принципы и задачи, я разработала познавательный цикл мероприятий по ознакомлению с окружающим миром в основе, которого лежит применение ИКТ в следующих блоках:
- Предметный мир.
- Живая и неживая природа.
- Явление общественной жизни.
В целях успешной работы я использую такие презентации как «Транспорт», «Животные», «Зима», «Лето», «Профессии», «Посуда», «Мир природы» и. т.д., DVD-фильмы: Домовенок-Кузя, Даша путешественница, Уроки тетушки совы, Домовенок БУ в мире животных, энциклопедия – животные
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Например:
1. Во вступительной части воспитанникам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд по изучаемой теме или компьютерную игру.
2. Мотивационно – познавательная деятельность формирует заинтересованность дошкольника в восприятии информации, которая будет ему предложена.
При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются мои слова и изображение на экране, что позволяет продемонстрировать их условную схему.
3. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: услышанного в процессе познавательной деятельности, узнанного при работе с родителями, в практической деятельности.
4. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить предлагаемый материал.
5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью я делаю обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. Повторение материала происходит с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах.
Работая с детьми, по теме "Применение информационно-коммуникативных технологий в процессе ознакомления с окружающим миром как средство развития познавательной активности дошкольников", я старалась научить каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи. Я не оставила без внимания и работу с родителями. В уголке для родителей помещала информационные материалы, рекомендации, события. Индивидуальные доверительные беседы, анкетирование, дни открытых дверей, родительские собрания. Вместе с родителями подбирали компьютерные игры и презентации. Так, например, мама Кузнецовой Леры составила презентацию о микробах и т.п..
Результаты мониторинга показали эффективность применения ИКТ в процессе ознакомления с окружающим миром направленные на развитие познавательной активности детей.
Критерии диагностики познавательной активности детей ( по Венгеру).
-наличие познавательного интереса;
-активность мыслительной деятельности;
-умение самостоятельно решать простые задачи;
-проявление самостоятельности в процессе поиска ответов;
-сохранение работоспособности;
-наличие навыков самоконтроля.
Таким образом, применяя информационно-коммуникативные технологии в процессе ознакомления с окружающим миром с целью развития познавательной активности дошкольников, при тесном сотрудничестве с родителями можно добиться позитивных результатов с детьми.
Значительно возрос уровень сформированности знаний к окружающему миру у дошкольников. Из 20 детей - 7детей, что составляет 35% владеют высоким уровнем познавательной активности , 13 детей, что составляет 65% имеют средний уровень познавательной активности.
Самостоятельная познавательная деятельность дошкольника дома способствует закреплению знаний, умений и навыков полученных посредством применения информационно-компьютерных технологий в детском саду.
Внедряемые мультимедийные средства и компьютерные игры позволяют осуществлять подготовку к школе системно, что дает возможность выстраивать единую информационно – образовательную развивающую среду не только в детском саду, но и в школе.
Опыт работы по данной теме был представлен на методическом объединении для старших воспитателей, педсоветах, районном семинаре, цикловых методических объединениях, мастерской одного воспитателя, в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В дальнейшем планирую использовать интерактивное средство обучения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ
В детском саду можно успешно применять ИКТ в воспитательном процессе.
ИКТ в дошкольном образовательном учреждении можно можно классифицировать :
1. ИКТ, с помощью которых решаются педагогические задачи (электронные учебники, электронные системы для обучения и контроля знаний)
2.Электронные системы для практического применения знаний (виртуальный конструктор, программы, для моделирования,тренажер)
3.Интерактивные средства ( телекоммуникационная конференция,электронная почта)
4.Поисковые средства и программы (каталоги, поисковые системы)
5.Электронные средства, содержащие текстовую информацию (электронный учебник)
6.Средства визуальной информации ( цифровое фото, видео и т.д.)
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
В работе с детьми информационно-компьютерные технологии нами используются довольно активно в процессе занятий и других видов деятельности. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Мы считаем, что применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, а так же развивает ребенка всесторонне.
Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.
Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. На занятиях с детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций в нашем дошкольном учреждении позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
– осуществление полисенсорного восприятия материала;
– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
– компьютерные презентационные слайд-фильмы мы использоваем для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют нам сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:
- предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
- поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
- развивать у дошкольников исследовательское поведение;
- расширять творческие возможности самого педагога.
Используя ИКТ, необходимо внимательно подойти к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности развития самих детей, рассматривая самые разнообразные комбинации соотношений, изменения в содержании воспитательно-образовательном процессе детского сада.
Ведущие мировые специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
1. исследовательский характер,
2. легкость для самостоятельных занятий ребенка,
3. развитие широкого спектра навыков и представлений,
4. высокий технический уровень,
5. соответствие возрасту,
6. занимательность.
Кроме того, мы как педагоги-практики должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Согласно нормам СанПиНа должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота установки1-1,3 м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана.
Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 мин.
На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить любые занятия: математику, путешествия по стране, городу, развитие речи, обучение грамоте, конструирование, рисование и др.
Системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.
Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Педагог практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.
Сканер поможет детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу. Они всегда с охотой приносят из дома любимые книжки, рисунки, картинки на заданные темы. Вместе с педагогом данный материал сканируется и вставляется в слайд-шоу или клип. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Вот вам и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Итак, привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности, особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста, которые уже могут почти самостоятельно или с помощью родителей создать свою презентацию.
Для детей младшего дошкольного возраста актуальным является использование цифровых технологий в фотосъемке. Дело в том, что, включив в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности объект, хорошо знакомый ребенку, запускаются сразу несколько психических процессов. Во-первых, узнавание «родного» предмета из окружения ребенка вызывает радость, а для малышей это немаловажно. Во-вторых, способствует развитию операций обобщения (и мой стол – тоже стол).
В-третьих, обратный процесс, когда, встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом (развивается ассоциативная память).
Хочется заметить, что если педагоги дошкольных учреждений не разовьют у детей любознательность, стремление не только что-то узнавать, но и прилагать усилия для самостоятельного получения необходимых знаний, то ни одно оснащенное новейшей техникой учреждение школьного образования не сможет исправить наших ошибок.
Литература:
- Мириманова М.С., «Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды», 2010.
- Журавлёв А.А., «Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться?..», 2007.
- Колодинская В.И., «Информатика и информационные технологии дошколятам», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик"
Современные технологии помогут воспитателю научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей....
«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания, памяти, воображения, речи. В это вр...
«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема ин...
«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема ин...
Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.
Использование современных образовательных технологий....
Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик
0...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»...
- Мне нравится (2)