Построение предметно-развивающей среды в старшей группе "Шалунишки" в соответствии с ФГОС. МБДОУ № 104/ г. Красноярск
материал (старшая группа) на тему
Построение предметно-развивающей среды в старшей группе "Шалунишки" в соответствии с ФГОС.
МБДОУ № 104/ г. Красноярск
Воспитатель: Гимостьянова Н.А.
Правильная организация предметно-развивающей среды - это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она должна работать на самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Развивающая среда должна быть: содержательной, насыщенной, доступной, трансформируемой, безопасной.
Предметно-развивающая среда в старшей группе построена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Насыщенность среды – в моей группе имеются средства обучения и воспитания, материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование и инвентарь, которые обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Трансформируемость – в группе есть возможность изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов - разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; в группе имеются полифункциональные предметы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность – наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов.
Доступность – обеспечивает доступ для воспитанников ко всем помещениям группы, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Создавая развивающую среду в группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
С учетом всех этих принципов я поделила все групповое пространство группы на зоны: учебную, игровую и зону отдыха.
Зона отдыха и релаксации – в этой зоне ребенок может отдохнуть, почитать любимую книжку.
В книжном центре могут знакомиться с книгами, рассматривать иллюстрации. В центре можно выбрать и почитать любимую сказку, а также полистать познавательную энциклопедию. Дети с удовольствием рассматривают красочные иллюстрации и перессказывают понравившиеся сказки. Книги в уголке постоянно обновляются, пополняются и соответствуют тематическим неделям. Во время учебно-воспитательного процесса мы используем этот центр для знакомства с поэтами и писателями, читаем сказки, разучиваем стихи, сочиняем небольшие рассказы. Рядом находится картотека игр на развитие речи, мнемотаблицы, где каждый ребенок может взять игру, сесть за стол и по картинкам сочинить свою историю.
Игровая или активная зона содержит в себе:
Центр творчества. В распоряжении детей есть различные материалы для воплощения своих творческих замыслов: цветные карандаши и фломастеры, восковые мелки, простые карандаши, пластилин, доски для лепки, цветная, белая бумага и картон, акварель, кисти, непроливайки, клей, ножницы, стеки, большой выбор трафаретов, различные схемы для рисования животных, растений, бытовых приборов, схемы для поделок из бумаги, большой выбор раскрасок, магнитные доски для рисования. К центру имеется свободный доступ, в любое свободное время дети могут лепить, рисовать, вырезать
делать поделки из бумаги.
Центр настольно-печатных и дидактических игр содержит различные мозаики, в том числе магнитная мозаика, широкий выбор пазлов, игры на развитие мелкой моторики и т.д.. Каждый из ребят может найти себе игру и перейти за стол или на ковер и с удовольствием провести время. Уголок постоянно пополняется новыми играми. Все игры соответствуют возрасту, находятся в свободном доступе и безопасны для детей.
Центр конструирования, в нем находится различный строительный материал (конструкторы различного вида, лего, деревянный), здесь мальчишки воплощают свои замыслы. Имеется и конструктор для девочек. Весь материал помещен в пластиковые контейнеры и корзины, что делает уголок мобильным. Конструктор можно перемещать в любое место группы и заниматься строительством подгруппой или индивидуально.
Центр сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Салон красоты», «Семья», «Больница», они хоть и стоят на одном месте, но играть в эти игры можно в любом месте группы, так как атрибуты размещены в корзинах. В этих уголках любят играть не только девочки, но и мальчики. Атрибуты к играм постоянно пополняются.
Музыкально-театральный центр помогает сплотить всю группу, объединить интересной идеей. Дети – это большие артисты, поэтому они с большим удовольствием участвуют в постановках и выступают в роли зрителей. Уголок содержит разные музыкальные инструменты, различные маски, настольный, пальчиковый театры. Так как этот уголок стоит на одном месте, в нем имеется переносная ширма, которую можно разместить в любом месте группы и обыгрывать.
Спортивный центр пользуется большой популярностью у детей, так как реализует их потребность в двигательной активности в течение всего дня. В уголке дети могут играть в различные спортивные игры. Имеются обручи, скакалки, мячи большие и маленькие, кольцеброс, кегли, корзины для эстафетных игр, мягкий модуль «пирамида», горка, массажный коврик, также уголок оснащен разными картотеками: подвижных игр, малоподвижных игр, физкультминуток и т.д., иллюстрации с зимними и летними видами спорта. Все это способствует сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Здесь же находится видеоцентр, который дает возможность показывать детям познавательные фильмы. Здесь же имеется музыкальная колонка, что дает возможность проводить утреннюю гимнастику под музыку.
В учебной зоне у нас располагается центр природы, в котором имеется календарь природы, достаточное количество комнатных растений и инвентарь по уходу за ними. В уголке оформлены макеты пустыня, луг, аквариум, домашний дворик, все макеты можно свободно перемещать в любое место и обыгрывать по желанию детей. Имеется картотека животных, растений, природных явлений и т.д.. Имеется песочница с кинетическим песком, он безопасен для детей и используется также в уголке экспериментирования. Еще песок используется для снятия напряжения у детей и для развития мелкой моторики. Здесь ребята знакомятся с окружающим миром: с разными явлениями природы, флорой и фауной нашей планеты, учатся наблюдать и ухаживать за растениями.
Рядом расположен центр экспериментирования. Здесь размещены разные природные материалы, различные емкости для воды и сыпучих материалов, песочные часы, лупа. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, разный материал для проведения экспериментов и опытов.
Центр патриотического воспитания, в котором дети знакомятся с символикой государства, Красноярской области и родного города.
Здесь же находится небольшой музей дерева, изготовлен макет русской печки.
Центр безопасности, в уголке имеются необходимые атрибуты для ролевых игр, разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, игры, папки, картотека по ОБЖ, есть игры, сделанные своими руками. С помощью родителей изготовлены макеты по ПДД, макет пожарного щита.
Также к учебной зоне относится математический центр, он содержит разные игры на развитие логики, мышления, внимания, счётный наглядный и раздаточный материал. Математическое лото, математические пазлы, числовые домики, блоки Дьенеша, схемы и демонстрационные материалы к ним, палочки Кюизенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним, головоломка танграм, игры для сенсорного развития детей. Здесь же находится картотека игр на развитие внимания, памяти и мышления.
Мы стараемся создать условия для разных видов деятельности детей, обеспечивающих их всестороннее гармоничное развитие и создать комфортные условия пребывания детей в детском саду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Построение предметно-развивающей среды в старшей группе "Шалунишки" в соответствии с ФГОС.
МБДОУ № 104/ г. Красноярск
Воспитатель: Гимостьянова Н.А.
Правильная организация предметно-развивающей среды - это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она должна работать на самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Развивающая среда должна быть: содержательной, насыщенной, доступной, трансформируемой, безопасной.
Предметно-развивающая среда в старшей группе построена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Насыщенность среды – в моей группе имеются средства обучения и воспитания, материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование и инвентарь, которые обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Трансформируемость – в группе есть возможность изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов - разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; в группе имеются полифункциональные предметы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность – наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов.
Доступность – обеспечивает доступ для воспитанников ко всем помещениям группы, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Создавая развивающую среду в группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
С учетом всех этих принципов я поделила все групповое пространство группы на зоны: учебную, игровую и зону отдыха.
Зона отдыха и релаксации – в этой зоне ребенок может отдохнуть, почитать любимую книжку.
В книжном центре могут знакомиться с книгами, рассматривать иллюстрации. В центре можно выбрать и почитать любимую сказку, а также полистать познавательную энциклопедию. Дети с удовольствием рассматривают красочные иллюстрации и перессказывают понравившиеся сказки. Книги в уголке постоянно обновляются, пополняются и соответствуют тематическим неделям. Во время учебно-воспитательного процесса мы используем этот центр для знакомства с поэтами и писателями, читаем сказки, разучиваем стихи, сочиняем небольшие рассказы. Рядом находится картотека игр на развитие речи, мнемотаблицы, где каждый ребенок может взять игру, сесть за стол и по картинкам сочинить свою историю.
Игровая или активная зона содержит в себе:
Центр творчества. В распоряжении детей есть различные материалы для воплощения своих творческих замыслов: цветные карандаши и фломастеры, восковые мелки, простые карандаши, пластилин, доски для лепки, цветная, белая бумага и картон, акварель, кисти, непроливайки, клей, ножницы, стеки, большой выбор трафаретов, различные схемы для рисования животных, растений, бытовых приборов, схемы для поделок из бумаги, большой выбор раскрасок, магнитные доски для рисования. К центру имеется свободный доступ, в любое свободное время дети могут лепить, рисовать, вырезать
делать поделки из бумаги.
Центр настольно-печатных и дидактических игр содержит различные мозаики, в том числе магнитная мозаика, широкий выбор пазлов, игры на развитие мелкой моторики и т.д.. Каждый из ребят может найти себе игру и перейти за стол или на ковер и с удовольствием провести время. Уголок постоянно пополняется новыми играми. Все игры соответствуют возрасту, находятся в свободном доступе и безопасны для детей.
Центр конструирования, в нем находится различный строительный материал (конструкторы различного вида, лего, деревянный), здесь мальчишки воплощают свои замыслы. Имеется и конструктор для девочек. Весь материал помещен в пластиковые контейнеры и корзины, что делает уголок мобильным. Конструктор можно перемещать в любое место группы и заниматься строительством подгруппой или индивидуально.
Центр сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Салон красоты», «Семья», «Больница», они хоть и стоят на одном месте, но играть в эти игры можно в любом месте группы, так как атрибуты размещены в корзинах. В этих уголках любят играть не только девочки, но и мальчики. Атрибуты к играм постоянно пополняются.
Музыкально-театральный центр помогает сплотить всю группу, объединить интересной идеей. Дети – это большие артисты, поэтому они с большим удовольствием участвуют в постановках и выступают в роли зрителей. Уголок содержит разные музыкальные инструменты, различные маски, настольный, пальчиковый театры. Так как этот уголок стоит на одном месте, в нем имеется переносная ширма, которую можно разместить в любом месте группы и обыгрывать.
Спортивный центр пользуется большой популярностью у детей, так как реализует их потребность в двигательной активности в течение всего дня. В уголке дети могут играть в различные спортивные игры. Имеются обручи, скакалки, мячи большие и маленькие, кольцеброс, кегли, корзины для эстафетных игр, мягкий модуль «пирамида», горка, массажный коврик, также уголок оснащен разными картотеками: подвижных игр, малоподвижных игр, физкультминуток и т.д., иллюстрации с зимними и летними видами спорта. Все это способствует сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Здесь же находится видеоцентр, который дает возможность показывать детям познавательные фильмы. Здесь же имеется музыкальная колонка, что дает возможность проводить утреннюю гимнастику под музыку.
В учебной зоне у нас располагается центр природы, в котором имеется календарь природы, достаточное количество комнатных растений и инвентарь по уходу за ними. В уголке оформлены макеты пустыня, луг, аквариум, домашний дворик, все макеты можно свободно перемещать в любое место и обыгрывать по желанию детей. Имеется картотека животных, растений, природных явлений и т.д.. Имеется песочница с кинетическим песком, он безопасен для детей и используется также в уголке экспериментирования. Еще песок используется для снятия напряжения у детей и для развития мелкой моторики. Здесь ребята знакомятся с окружающим миром: с разными явлениями природы, флорой и фауной нашей планеты, учатся наблюдать и ухаживать за растениями.
Рядом расположен центр экспериментирования. Здесь размещены разные природные материалы, различные емкости для воды и сыпучих материалов, песочные часы, лупа. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, разный материал для проведения экспериментов и опытов.
Центр патриотического воспитания, в котором дети знакомятся с символикой государства, Красноярской области и родного города.
Здесь же находится небольшой музей дерева, изготовлен макет русской печки.
Центр безопасности, в уголке имеются необходимые атрибуты для ролевых игр, разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, игры, папки, картотека по ОБЖ, есть игры, сделанные своими руками. С помощью родителей изготовлены макеты по ПДД, макет пожарного щита.
Также к учебной зоне относится математический центр, он содержит разные игры на развитие логики, мышления, внимания, счётный наглядный и раздаточный материал. Математическое лото, математические пазлы, числовые домики, блоки Дьенеша, схемы и демонстрационные материалы к ним, палочки Кюизенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним, головоломка танграм, игры для сенсорного развития детей. Здесь же находится картотека игр на развитие внимания, памяти и мышления.
Мы стараемся создать условия для разных видов деятельности детей, обеспечивающих их всестороннее гармоничное развитие и создать комфортные условия пребывания детей в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая.игровая среда в средней группе в соответствиис ФГОС
По 5 областям.Содержание центров....
Консультация для педагогов ДОУ "Построение предметно-развивающей эстетической среды"
Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность по...
Предметно-развивающая пространственная среда в детском саду в рамках ФГОС
Организация развивающей предметно-пространственной среды, с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учето...
Построение предметно-развивающей пространственной среды в ДОО
Построение предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной образовательной организации...
Предметно-развивающая образовательная среда в старшей группе "Урумэччи"
Развивающая среда-система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержания развития его духовного и физического облика...
Презентация «Построение предметно-пространственной среды группы ДОУ в соответствии с ФГОС»
Построение предметной среды – это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. ...
Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"
Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...