Музыкальное развитие дошкольников в аспекте ФГОС
консультация на тему

Mузыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии с ФГОС.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ    БЮДЖЕТНОЕ    ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД №47

«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Г.БЕЛОВО

Музыкальное развитие дошкольников в аспекте ФГОС

Музыкальный руководитель

Макухина О.В.

2017


Музыкальное развитие дошкольников в аспекте ФГОС

С 1 сентября 2013 г. дошкольное образование является уровнем общего образования

С 1 января 2014 г. вступил в силу новый ФГОС ДО.

До 1 января 2016 г. установлен переходный период для проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ, которые должны создать методическую базу для полноценного внедрения ФГОС в систему дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах её реализации.

 

Таким образом, первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС ДО, - это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребенка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. В связи с этим всё образовательное содержание программы, в т.ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии с ФГОС.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Основное содержание образовательной области «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике ФГТ, теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. Для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. В целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

Итак, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях.

ОО "Социально-коммуникативное развитие": формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

ОО "Познавательное развитие": развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

ОО "Речевое развитие": развитие звуковой и интонационной культуры речи.

ОО "Физическое развитие": развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребёнка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.

Принятый Стандарт упрощает процесс мониторинга (педагогической диагностики) в деятельности музыкального руководителя. Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых ориентиров, которые не подлежат непосредственной оценке, не являются основой для объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

 

Стандартом допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. На их основе музыкальный руководитель разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения; ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, сложившиеся традиции ДОО. Именно так должен выглядеть раздел образовательной программы детского сада, связанный с музыкальным развитием детей раннего и дошкольного возраста.

 

Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интерес отдельного ребенка или группы детей.

Современный ребенок дошкольного возраста подвижен, активен, динамичен и свободен. Он умудрятся сочетать сразу несколько видов деятельности, обращая их в игру и организуя, таким образом, свою жизнь. Склонность и интерес дошкольника и полидеятельности заставляет нас задуматься о новых формах организации педагогического процесса в детском саду. Не становится исключением музыкальная деятельность детей, которая нуждается в обновлении форм, методов и приемов.

(Деркунская В.А.)

Формы организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности дошкольников

  • Музыкальные занятия
  • Совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни ДОУ и разнообразии форм;
  • Праздники и развлечения;
  • Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

  • Музыкальные занятия

Основная форма организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности  - музыкальные занятия:

По количеству участвующих: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, объединённые (с детьми нескольких возрастных групп)

По содержанию: типовое (традиционное), доминантное, тематическое,

комплексное, интегрированное.

  • Совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни ДОУ

 Вариативные формы музыкальной деятельности в ДОУ:

1-3 года (ведущая деятельность – предметно-манипулятивная):

игровое экспериментирование со звуками на предметной основе, звукоподражание, музыкальные пальчиковые, логоритмические, двигательные игры, музыкальные сказки, песенки-загадки и т.п.

3-4 лет (игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра): песенки-игры, музыкальные игры-фантазирования, игровые проблемные ситуации на музыкальной основе, игры-путешествия, музыкально-дидактические игры, игры-этюды по мотивам музыкальных произведений, концерты-загадки, беседы;

 

  • Праздник в детском саду

По своей сути праздник является одной из интегративных форм организации детской художественной деятельности, которая приобщает детей к различным явлениям социальной жизни средствами различных видов искусства. Типичными задачами праздника становятся: приобщение дошкольников к национальным и мировым традициям, культуре; воспитания чувства патриотизма и любви к Отечеству; воспитание уважительного отношения к истории, достижениям нашей страны, социальной роли, профессии, конкретному человеку. Основная проблема при организации праздников – соблюсти баланс между демонстрацией учреждением качества и результативности образовательной работы и презентацией ребенком личных достижений.

Желательно включать в праздник задания для дошкольников импровизационного характера, побуждающие их к инициативности и самостоятельным творческим действиям. При организации развлечения дети выступают как сорежиссёры мероприятия, предлагают разнообразные идеи, образы, способы их воплощения, распределяют роли, подбирают атрибуты, декорации, определяют место действия, способы участия в празднике приглашенных гостей.

 

Характер педагогического взаимодействия воспитателя, музыкального руководителя и воспитанников

 

Изменение форм совместной деятельности влечёт за собой изменение характера педагогического взаимодействия воспитателя, музыкального руководителя и воспитанников.

 Позиции, характеризующие взаимодействие педагога и ребенка в ходе образовательного процесса (Якобсон С.Г.):

  • Позиция «учитель-ученик» (учить вне зависимости от желаний и предпочтений последнего)
  • Позиция разнокомпетентного партнерства (заинтересовать, поделиться своим опытом, опора на предпочтения дошкольников; в роли компетентного участника выступает сам ребенок – «перевернутая позиция», который сам демонстрирует свой опыт, учит воспитателя что-либо делать, делиться знанием)
  • Позиция равнокомпетентного партнерства (обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию; модель реализации принципа – 1) совместная партнерская деятельность взрослого с детьми, 2) свободная самостоятельная деятельность самих детей; виды деятельности – игра, продуктивная, познавательно-исследовательская и коммуникативная деятельность или «культурная практика»; дети в процессе занятий могут разделиться на «кружки по интересам», учатся планировать и отслеживать результат своей деятельности, свободен в выборе средств и способов решения)
  • Позиция учебно-игрового партнерства (широко используется в практике современных детских садов; на занятии появляется игровой персонаж, попавший в затруднительное положение, дети становятся партнерами-помощниками в решении проблемы, уважение и похвала со стороны игрового персонажа выступают в качестве дополнительной мотивации)

 

Первая позиция неэффективна с точки зрения психологии дошкольника. В трёх других позициях ребенок активен, эмоционален, увлечен, а значит, созданы необходимые предпосылки для формирования музыкальной культуры дошкольника, его компетентности и становления как субъекта музыкальной деятельности.

 

  • Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста без участия взрослого или при его незначительно помощи, самая сложная задача для педагога. В её основе лежит инициатива ребенка, огромное желание поделиться своими музыкальными впечатлениями и переживаниями, стремление продлить общение с музыкой, мотив самовыражения, самореализации через музыкальное искусство.

Условия появления самостоятельной музыкальной деятельности: 

накопленные эмоции, чувства, образы в процессе общения с музыкой; совокупность умений восприятия музыки и умений исполнительства.

Условия организации педагогом самостоятельной музыкальной деятельности: 

учет детских музыкальных предпочтений; косвенное участие взрослого; продуманная предметно-игровая среда (наличие музыкальных игрушек, инструментов, пособий, дидактических игр, атрибутов), её доступность детям.

Модель: от действий по показу или образцу педагога – к импровизации, творчеству.

Формы, методы, приемы организации самостоятельной музыкальной деятельности:

игровые проблемные и поисковые ситуации; беседы и рассказы о музыке, музыкальная викторина, музыкальные игры, музыкальное рисование, игры-инсценировки, игры-образы;

проектная деятельность, музыкальные конкурсы, музыкальные прогулки, музей танца, музыкально-дидактические игры, музыкальные сказки и т.п.

ФГОС дошкольного образования рекомендует осуществлять реализацию задач музыкального развития в различных видах деятельности. В раннем возрасте это будет предметная деятельность и игры для детей, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям.

Методы и приемы.

Главное — наглядность, эмоциональность, доступность. У детей раннего возраста экспрессивный (эмоциональный) характер общения.
Вносить картины, игрушки, волшебный мешочек, фланелеграф.
Для развития эмоциональной отзывчивости и мышления — 
метод контрастных сопоставлений. Произведения под одним названием, но разные по художественному образу или произведения, сочетающих пение и инструментальное сопровождение. Например, песни и инструментальные произведения про петушка, лошадку, дождик.

Пение и подпевание имеют особое значение, так как предполагают активную деятельность самих детей, для чего необходимо соблюдать ряд правил.
Песни должны быть 
интересными по содержанию, простыми по построению мелодии, легкими по произношению, иметь короткий текст с повторяющимися фразами. Перед разучиванием новой песни дети должны услышать ее в выразительном исполнении, чтобы у них появился к ней интерес.
При разучивании песни музыкальный руководитель, стремясь облегчить ее восприятие, 
четко произносит все слова; при этом артикуляция не должна быть утрированной, иначе дети, подражая педагогу, станут ее копировать. Педагог хвалит всех детей. Поощряются и те, которые пока не поют, но готовы к подпеванию, т.е. губами артикулируют слова. Можно погладить ребенка по голове, сказать добрые слова.
          Следует постепенно 
подводить детей к согласованному пению. Если стройное пение пока не получается, то прерывать малышей нецелесообразно. Лучше дать им допеть до конца, а затем вернуться к тем фрагментам, где дружного пения не получилось.
        При 
формировании умения чисто передавать звучание мелодии необходимо предлагать ребенку спеть вместе с музыкальным руководителем; при этом муз. рук. от раза к разу поет все тише, давая ребенку возможность петь самостоятельно и чисто. Опыт показывает: малыши поют чище, если разучивают песню с голоса взрослого без музыкального сопровождения. При разучивании песни используются различные методические приемы: объяснение, показ, игра и т.д.
Целесообразно включать песни в различные формы работы с целью создания песенного репертуара.

Игры для детей и игровые упражнения. Дети этого возраста, играя, с удовольствием исполняют роли птиц, животных, передавая особенности их повадок. Для расширения сюжета игры следует использовать музыкальное сопровождение. Дети, вслушиваясь в музыку, уже способны передавать особенности ее характера, но еще нуждаются в поддержке взрослого. Перед проведением игры используется музыкально-двигательный показ.
          Показ взрослого – главный метод. Передавать художественный образ детей учат постепенно. Если у них что-то не получается, эти моменты можно отрабатывать посредством специальных тематических упражнений.
Новыми упражнениями являются 
построение в круг и движение по кругу. Навыки, необходимые для этого, будут сформированы впоследствии. Пока же речь идет о том, что детей только начинают учить делать такие построения.
         Показ взрослого – главный метод. Дети подражают его действиям. Обращать внимание на то, что начинать двигаться надо с началом звучания музыки, а заканчивать – с ее окончанием. 

Способствовать умению чувствовать контрастность музыки – соответственно менять движения.
           Напоминайте воспитателям и родителям — 
музыка должна звучать не только в ходе занятий, но и в процессе выполнения отдельных режимных моментов, во время самостоятельной деятельности, естественно — на развлечениях и праздниках. Например, малыши днем ложатся спать, а воспитатель напевает им колыбельную. Когда собираются на прогулку, можно спеть веселую песенку. Иногда музыкальное сопровождение используется на занятиях по изо деятельности и физическому воспитанию.

Музыкально-эмоциональная активность у детей к 3 годам проявляется в следующем:
• Они называют любимые песни (до начала музыкального занятия), просят их сыграть или спеть, тем самым настраиваясь на слушание.
• Узнают знакомые песни уже по фортепьянному вступлению.
• С интересом слушают рассказы педагога, сопровождаемые музыкальными иллюстрациями,
• Запоминают музыку и узнают, о каком персонаже или эпизоде она «говорит'».
• «Помогают» (по одному или по двое-трое) взрослому петь незнакомые песни, выражая удовольствие от своего участия в пении.
• Быстро запоминают и воспроизводят в соответствии с музыкой новые движения, показанные взрослыми. К концу года в плясовых движениях и групповой маршировке появляется ритмичность.
• В процессе самостоятельной деятельности или игры дети пытаются извлекать звуки из музыкальных инструментов, на которых играет музыкальный руководитель в их присутствии.
• Воспроизводят движения, разученные на музыкальных занятиях, напевая при этом знакомую песню, и дополняют зрительные впечатления (увидел киску) песней соответствующего содержания.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое  значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет художественно-эстетическое развитие, предполагающее формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, музыки, близких эмоциональной натуре ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Музыкальное развитие дошкольников в аспекте ФГОС ДО"

Консультация для воспитателей "Музыкальное развитие дошкольников в аспекте ФГОС ДО"...

«Музыкальное развитие дошкольников в аспекте ФГОС»

Консультации для музыкальных руководителей и воспитателей....

Музыкальное развитие дошкольников в аспекте ФГОС

Консультация для воспитатаелей...

«Музыкальное развитие дошкольников в аспекте ФГОС ДО ».

С 1 сентября 2013 г. дошкольное образование является уровнем общего образованияС 1 января 2014 г. вступил в силу новый ФГОС ДО.До 1 января 2016 г. установлен переходный период для проведения экспертиз...

Музыкальное развитие дошкольников в аспекте ФГОС

Консультация для  воспитателей...