План по самообразованию
материал по теме

Идман Елена Анатольевна
Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu_moy.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ начальная школа-детский сад

п. Пограничный

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

Ольховская   Елена  Анатольевна

Ф.И.О. педагога

воспитатель

должность

                  _

Общий стаж

Пед. стаж

Пед. стаж в данном МДОУ

Категория

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации

21 год

21 год

13 лет

1

Июнь 2017г.

Июнь 2022 г.

 

ТЕМА: «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности  дошкольника»_

название темы

_______2017 - 2018___________

учебный год

_______старшая___________

возрастная группа

Этап работы над темой:                              _2016 – 2020 г.________________

Дата начала работы над темой:                  _2016 г.________________

Предполагаемая дата окончания работы:  _август 2020 г.________________  

Цели и задачи самообразования:

Цели:

  1. повышение профессионального уровня;
  2. изучение методической литературы по теме самообразования;
  3. внедрение технологии или методики в практику;
  4.  разработка конспектов или вариантов планирования;
  5.  проведение семинара-практикума;
  6.  обобщение и систематизация знания по данной теме.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования...)
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
  5. Оформить в группе экологический уголок
  6. Подготовить   консультации  для педагогов  и родителей.
  7. Подготовить, и принять участие в семинарах, конкурсах  по экологии.
  8. Подготовить материал (провести) мастер-класс .

Памятка для анализа процесса самообразования:

  1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
  2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
  3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
  4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

                                     

                                             

Тема: 

«Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности  дошкольника»

Цель:

            Становление начал экологической культуры, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у детей дошкольного возраста

Задачи:

              Формирование у детей дошкольного возраста дидактического мышления, то есть способности видеть многообразия мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости. 

             Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств. 

             Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности детей путем включения в мыслительные моделирующие и преобразующие действия. 

             Подведение детей к пониманию природных закономерностей, основ экологически-грамотного, безопасного поведения в окружающей среде, умение не только заметить неблагополучие объекта, но и найти способ устранения причины. 

Индивидуальный план самообразования

на __2013 – 2014 _ учебный год

ФИО:  _ОИдман  Елена  Анатольевна                    

Должность: _воспитатель_____________________________________________

Тема: «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности  дошкольника»_

Цель:  Становление начал экологической культуры, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

            Формирование у детей дошкольного возраста дидактического мышления, то есть способности видеть многообразия мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.

            Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

            Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности детей путем включения в мыслительные моделирующие и преобразующие действия.

            Подведение детей к пониманию природных закономерностей, основ экологически-грамотного, безопасного поведения в окружающей среде, умение не только заметить неблагополучие объекта, но и найти способ устранения причины.

Этап работы над темой:  интерес

Начало работы по теме:  сентябрь 2012 г_ предполагаемый срок окончания _август 2016 г.

Основные вопросы для изучения:

- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

- формулировка темы,  постановка цели (Чего хочу достичь?)

Список изучаемой литературы:

 Л.И. Грехова «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.

  1. «Мы»: Программа экологического образования детей. Н.Н. Кондратьева и др.  – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 240 с.
  1. Редакция журнала «ЭКО – планета». «Природа – наш дом» - г. Москва 1996г.
  1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) – М.: ВАКО, 2005 г.
  1. Л.Ф. Тавленко «В гармонии с природой» Часть 1 старшая группа: Программа и методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений – Ульяновск:
  1. «Добро пожаловать в экологию» Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О. А. Воронкевич. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 336 с.
  2. С. Н Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», -  Москва: Новая школа, 1995 г.

Творческое сотрудничество по теме самообразования (с кем) _

Калининградский  областной детско - юнешеский центр экологии, краеведения и туризма                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Деятельность педагога в области самообразования

– систематический просмотр определенных телепередач;

– чтение конкретных педагогических периодических изданий;

– чтение методической, педагогической и предметной литературы;

– обзор в Интернете информации по  исследуемой теме, педагогике, психологии, педагогических  

   технологий;

– посещение семинаров, тренингов, конференций,  занятий  коллег;

– участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;

– изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

– изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;

– прохождение курсов повышения квалификации;

– проведение открытых мероприятий  для анализа со стороны коллег;

– организация кружковой и свободной   деятельности по  теме;

– посещение предметных выставок и тематические экскурсии по  теме;

– общение с коллегами  в ДОУ, районе, городе и в Интернете и т.д.

Практический выход 

     Проведение открытого занятия. Тема: « Вода – источник жизни». (Октябрь)

Разработка  и внедрение экологических проектов:

«Экологическая тропа» (долгосрочный)

«Сказки в траве» (групповой, долгосрочный)

Провести мастер-класс для педагогов по теме: « Огород – на окне» (Февраль)

Оформление папки передвижки. Тема: «Круглый год». Народные приметы, православные праздники, посевной календарь. (Сентябрь)

Сборник консультаций для родителей. Тема « Экологическое воспитание в жизни дошкольника»

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Мероприятия                                                                                         Срок проведения

 Участие в районных экологических конкурсах:

«Сад под стеклом»

«Меньше мусора – меньше проблем»

Вывод по окончанию работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Деятельность  воспитателя  в области самообразования может включать в себя:

– систематический просмотр определенных телепередач;

– чтение конкретных педагогических периодических изданий;

– чтение методической, педагогической и предметной литературы;

– обзор в Интернете информации по  исследуемой теме, педагогике, психологии, педагогических  

   технологий;

– посещение семинаров, тренингов, конференций,  занятий  коллег;

– участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;

– изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

– изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;

– прохождение курсов повышения квалификации;

– проведение открытых мероприятий  для анализа со стороны коллег;

– организация кружковой и свободной   деятельности по  теме;

– посещение предметных выставок и тематические экскурсии по  теме;

– общение с коллегами  в ДОУ, районе, городе и в Интернете и т.д.

Список литературы:

1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005.

2.  Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006.

3. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность.//

Система работы педагогов по самообразованию:

       В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта  по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

       В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

  • Изучают необходимую литературу.
  • Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
  • Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
  • Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

       В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.

Возможные проблемы и пути решения  по организации самообразовательной работы в МДОУ д/с №2 г.Лиски

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.
  • Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно-правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

  • Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
  • Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения

конкретной выбранной литературы:

  • Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.
  • Включите современные взгляды на проблему
  • Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

  • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

2009-2010 учебный год

Материалы методкабинета

Старший воспитатель: Великжанина С.В.

Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов в МДОУ д/с №2 г.Лиски

 

  Самообразование – целенаправленная работа
  педагога по расширению и углублению
  своих знаний, совершенствованию 
  имеющихся и приобретению новых
  профессиональных навыков и умений.
(Педагогический словарь)

Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине.

                                                                                                                   В.А.Сухомлинский

              Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.

             Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий. В нашем МДОУ  реализуются  разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов:

  • курсы повышения квалификации,
  • участие в методических объединениях,
  • учеба в институте,
  • конкурсы профессионального мастерства

             Однако, наиболее эффективной формой  является  система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.

            Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Основные критерии самообразования педагогов:

  1. Выбор темы с учётом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя.
  2. Интеграция направлений деятельности педагогов с общеобразовательной программой «Детство», «Программой развития МДОУ на период 2006-2011» и годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса.
  3. Поддержка успешности профессионального самообразования методической службой МДОУ:
  • Помощь педагогам в выявлении проблемы, определении и   формулировке темы их самообразования по результатам анкетирования «Достижения и трудности в моей педагогической практике» и «Способность педагога к саморазвитию»; 
  • Предоставление права выбора куратора (заведующий, старший воспитатель, опытный педагог), с которым разрабатывается  план деятельности с учетом уровня профессионализма воспитателя для обеспечения эффективности своей деятельности.
  • Использование картотеки «В помощь занимающемуся самообразованием» в методическом кабинете,  для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых.
  1. Возможность презентовать свои наработки   на институциональном и муниципальном уровнях:  открытые занятия, творческие разработки, доклады, рефераты, статьи,  игры-путешествия, конкурсы и викторины, консультации, семинары-практимумы, театральная деятельность, родительские собрания, оформление методических материалов, разработка собственных средств наглядности, создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок, организация работы кружка, оформление уголка в группе, написание отчёта, ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
  •   презентация результатов в различной форме (выставки, фотоколлажи,  слайды).
  1. Составление общего  плана  работы педагогов по самообразованию  

      на основании индивидуальных планов, в котором фиксируются  

      проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это  

      помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому

      саду.

                   Работа в данном направлении даёт  возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.

   

                                                                                                Ноябрь 2009г.

                                                                                  Старший воспитатель:

                                                                                  Великжанина С.В.                                                                                                                                                                                                  

МДОУ д/с №2 г.Лиски

Диагностическая карта выявления факторов, влияющих на саморазвитие  педагогов.

 

             Инструкция. Насколько Вы согласны с приведенными ниже утверждениями? (Поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие Вашему мнению:

5 – да;

4 – скорее да, чем нет;

3 – и да, и нет,

2 – скорее нет;

1 – нет).

       

Ф.И.О.педагога _________________________________________________

           

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии.

                       

1.      Я стремлюсь изучить себя.

2.      Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.

3.      Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4.      Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5.      Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное  

          время.

6.      Я анализирую свои чувства и опыт.

7.      Я много читаю.

8.      Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9.      Я верю в свои возможности.

10.    Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11.    Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12.    Я управляю своим профессиональным развитием и получаю  

          положительные результаты.

13.     Я получаю удовольствие от освоения нового.

14.     Возрастающая ответственность не пугает меня.

15.     Я положительно бы отнесся (лась) к продвижению по службе.

                     

 Дата заполнения______________________

МДОУ д/с №2 г.Лиски

Анкета «Достижения и трудности в моей педагогической практике». 

Ф.И.О.Педагога _____________________________________________________________

Аспект педагогической деятельности

Степень затруднения

Очень

сильно

Сильно

 Почти не затрудняюсь

Не испытываю затруднений

Могу поделиться опытом

 

1

2

3

4

       5

 

  1. Планирование воспитательно-образовательной работы:  

 Календарное

 

 

 

 

 Перспективное

  1. Умение поставить цель и задачи воспитательной работы

 

 

 

 

  1. Выбор форм воспитательной работы

 

 

 

 

  1. Введение инновационных форм воспитательно-образовательной  работы

 

 

 

 

  1. Знание детской возрастной психологии

 

 

 

 

  1. Организация и проведение  игровой деятельности

 

 

 

 

  1. Организация и проведение занятий.

  1. Индивидуальная работа с  воспитанниками

 

 

 

 

  1. Работа с «трудными»  воспитанниками

 

 

 

 

  1. Работа с родителями

 

 

 

 

  1. Обеспечение разумной дисциплины  

 

 

 

 

  1. Эффективное использование пособий и игр

 

 

 

 

  1. Изготовление наглядного материала для оснащения групповой комнаты.

  1. Проведение диагностики.

  1. Составление анализа работы

  1. Планирование самообразования и повышения педагогического мастерства.

Дата заполнения_______________________________

Выход темы:

  • Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…)Тема: «…» (месяц)
  • Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)
  • Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»
  • Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)
  • Сборник консультаций для родителей. Тема «…»
  • Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Используемая литература:

Автор, название, год издания, издательство.

Этапы самообразования

  1.  Интерес  (Чего хочу?)

- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

- формулировка темы,  постановка цели (Чего хочу достичь?)

  1. План  (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

- установка  их последовательности (В какой последовательности?)

- определение сроков (Когда?)

  1. Работа

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)

  1. Анализ   (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

- проведение анализа

- выводы

  1. Будущее (Что дальше делать?)

- задачи на будущее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...