План по самообразованию
материал по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ начальная школа-детский сад
п. Пограничный
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»
Ольховская Елена Анатольевна
Ф.И.О. педагога
воспитатель
должность
_
Общий стаж | Пед. стаж | Пед. стаж в данном МДОУ | Категория | Дата последней аттестации | Дата предполагаемой аттестации |
21 год | 21 год | 13 лет | 1 | Июнь 2017г. | Июнь 2022 г. |
ТЕМА: «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника»_
название темы
_______2017 - 2018___________
учебный год
_______старшая___________
возрастная группа
Этап работы над темой: _2016 – 2020 г.________________
Дата начала работы над темой: _2016 г.________________
Предполагаемая дата окончания работы: _август 2020 г.________________
Цели и задачи самообразования:
Цели:
- повышение профессионального уровня;
- изучение методической литературы по теме самообразования;
- внедрение технологии или методики в практику;
- разработка конспектов или вариантов планирования;
- проведение семинара-практикума;
- обобщение и систематизация знания по данной теме.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования...)
- Разработать перспективный план работы с детьми
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
- Организовать работу кружка, создать учебную программу.
- Оформить в группе экологический уголок
- Подготовить консультации для педагогов и родителей.
- Подготовить, и принять участие в семинарах, конкурсах по экологии.
- Подготовить материал (провести) мастер-класс .
Памятка для анализа процесса самообразования:
- Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
- Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
- Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
Тема:
«Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника»
Цель:
Становление начал экологической культуры, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у детей дошкольного возраста
Задачи:
Формирование у детей дошкольного возраста дидактического мышления, то есть способности видеть многообразия мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.
Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности детей путем включения в мыслительные моделирующие и преобразующие действия.
Подведение детей к пониманию природных закономерностей, основ экологически-грамотного, безопасного поведения в окружающей среде, умение не только заметить неблагополучие объекта, но и найти способ устранения причины.
Индивидуальный план самообразования
на __2013 – 2014 _ учебный год
ФИО: _ОИдман Елена Анатольевна
Должность: _воспитатель_____________________________________________
Тема: «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника»_
Цель: Становление начал экологической культуры, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Формирование у детей дошкольного возраста дидактического мышления, то есть способности видеть многообразия мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.
Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности детей путем включения в мыслительные моделирующие и преобразующие действия.
Подведение детей к пониманию природных закономерностей, основ экологически-грамотного, безопасного поведения в окружающей среде, умение не только заметить неблагополучие объекта, но и найти способ устранения причины.
Этап работы над темой: интерес
Начало работы по теме: сентябрь 2012 г_ предполагаемый срок окончания _август 2016 г.
Основные вопросы для изучения:
- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)
- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
Список изучаемой литературы:
Л.И. Грехова «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.
- «Мы»: Программа экологического образования детей. Н.Н. Кондратьева и др. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 240 с.
- Редакция журнала «ЭКО – планета». «Природа – наш дом» - г. Москва 1996г.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) – М.: ВАКО, 2005 г.
- Л.Ф. Тавленко «В гармонии с природой» Часть 1 старшая группа: Программа и методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений – Ульяновск:
- «Добро пожаловать в экологию» Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О. А. Воронкевич. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 336 с.
- С. Н Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», - Москва: Новая школа, 1995 г.
Творческое сотрудничество по теме самообразования (с кем) _
Калининградский областной детско - юнешеский центр экологии, краеведения и туризма
Деятельность педагога в области самообразования
– систематический просмотр определенных телепередач;
– чтение конкретных педагогических периодических изданий;
– чтение методической, педагогической и предметной литературы;
– обзор в Интернете информации по исследуемой теме, педагогике, психологии, педагогических
технологий;
– посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
– участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
– изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
– изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;
– прохождение курсов повышения квалификации;
– проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
– организация кружковой и свободной деятельности по теме;
– посещение предметных выставок и тематические экскурсии по теме;
– общение с коллегами в ДОУ, районе, городе и в Интернете и т.д.
Практический выход
Проведение открытого занятия. Тема: « Вода – источник жизни». (Октябрь)
Разработка и внедрение экологических проектов:
«Экологическая тропа» (долгосрочный)
«Сказки в траве» (групповой, долгосрочный)
Провести мастер-класс для педагогов по теме: « Огород – на окне» (Февраль)
Оформление папки передвижки. Тема: «Круглый год». Народные приметы, православные праздники, посевной календарь. (Сентябрь)
Сборник консультаций для родителей. Тема « Экологическое воспитание в жизни дошкольника»
Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Мероприятия Срок проведения
Участие в районных экологических конкурсах:
«Сад под стеклом»
«Меньше мусора – меньше проблем»
Вывод по окончанию работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Деятельность воспитателя в области самообразования может включать в себя:
– систематический просмотр определенных телепередач;
– чтение конкретных педагогических периодических изданий;
– чтение методической, педагогической и предметной литературы;
– обзор в Интернете информации по исследуемой теме, педагогике, психологии, педагогических
технологий;
– посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
– участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
– изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
– изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;
– прохождение курсов повышения квалификации;
– проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
– организация кружковой и свободной деятельности по теме;
– посещение предметных выставок и тематические экскурсии по теме;
– общение с коллегами в ДОУ, районе, городе и в Интернете и т.д.
Список литературы:
1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005.
2. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006.
3. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность.//
Система работы педагогов по самообразованию:
В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).
В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:
- Изучают необходимую литературу.
- Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
- Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
- Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.
В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.
Возможные проблемы и пути решения по организации самообразовательной работы в МДОУ д/с №2 г.Лиски
Возможная проблема | Пути решения |
1. Не могу определиться с темой самообразования |
|
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе | Подбор литературы:
Составление плана изучения конкретной выбранной литературы:
|
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал |
|
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. |
|
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации. |
|
2009-2010 учебный год
Материалы методкабинета
Старший воспитатель: Великжанина С.В.
Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов в МДОУ д/с №2 г.Лиски
Самообразование – целенаправленная работа
педагога по расширению и углублению
своих знаний, совершенствованию
имеющихся и приобретению новых
профессиональных навыков и умений.
(Педагогический словарь)
Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине.
В.А.Сухомлинский
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.
Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий. В нашем МДОУ реализуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов:
- курсы повышения квалификации,
- участие в методических объединениях,
- учеба в институте,
- конкурсы профессионального мастерства
Однако, наиболее эффективной формой является система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.
Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Основные критерии самообразования педагогов:
- Выбор темы с учётом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя.
- Интеграция направлений деятельности педагогов с общеобразовательной программой «Детство», «Программой развития МДОУ на период 2006-2011» и годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса.
- Поддержка успешности профессионального самообразования методической службой МДОУ:
- Помощь педагогам в выявлении проблемы, определении и формулировке темы их самообразования по результатам анкетирования «Достижения и трудности в моей педагогической практике» и «Способность педагога к саморазвитию»;
- Предоставление права выбора куратора (заведующий, старший воспитатель, опытный педагог), с которым разрабатывается план деятельности с учетом уровня профессионализма воспитателя для обеспечения эффективности своей деятельности.
- Использование картотеки «В помощь занимающемуся самообразованием» в методическом кабинете, для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых.
- Возможность презентовать свои наработки на институциональном и муниципальном уровнях: открытые занятия, творческие разработки, доклады, рефераты, статьи, игры-путешествия, конкурсы и викторины, консультации, семинары-практимумы, театральная деятельность, родительские собрания, оформление методических материалов, разработка собственных средств наглядности, создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок, организация работы кружка, оформление уголка в группе, написание отчёта, ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
- презентация результатов в различной форме (выставки, фотоколлажи, слайды).
- Составление общего плана работы педагогов по самообразованию
на основании индивидуальных планов, в котором фиксируются
проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это
помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому
саду.
Работа в данном направлении даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.
Ноябрь 2009г.
Старший воспитатель:
Великжанина С.В.
МДОУ д/с №2 г.Лиски
Диагностическая карта выявления факторов, влияющих на саморазвитие педагогов.
Инструкция. Насколько Вы согласны с приведенными ниже утверждениями? (Поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие Вашему мнению:
5 – да;
4 – скорее да, чем нет;
3 – и да, и нет,
2 – скорее нет;
1 – нет).
Ф.И.О.педагога _________________________________________________
Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии.
1. Я стремлюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное
время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю
положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно бы отнесся (лась) к продвижению по службе.
Дата заполнения______________________
МДОУ д/с №2 г.Лиски
Анкета «Достижения и трудности в моей педагогической практике».
Ф.И.О.Педагога _____________________________________________________________
Аспект педагогической деятельности | Степень затруднения | ||||
Очень сильно | Сильно | Почти не затрудняюсь | Не испытываю затруднений | Могу поделиться опытом | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5
|
Календарное |
|
|
|
| |
Перспективное | |||||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
| |||||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
| |||||
| |||||
| |||||
|
Дата заполнения_______________________________
Выход темы:
- Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…)Тема: «…» (месяц)
- Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)
- Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»
- Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)
- Сборник консультаций для родителей. Тема «…»
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Используемая литература:
Автор, название, год издания, издательство.
Этапы самообразования
- Интерес (Чего хочу?)
- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)
- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
- План (Как достигну?)
- отбор действий (Что надо сделать?)
- установка их последовательности (В какой последовательности?)
- определение сроков (Когда?)
- Работа
- обучение и воспитание (Что делаю?)
- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)
- сбор информации для анализа (Как получается?)
- Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)
- подбор методик анализа
- проведение анализа
- выводы
- Будущее (Что дальше делать?)
- задачи на будущее
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...