Cтатья "Лэпбук в музыкальном воспитании дошкольников"
статья на тему
Cтатья "Лэпбук в музыкальном воспитании дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-lepbuk-v-muzykalnom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 441.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность использования лэпбука в музыкальном воспитании
дошкольников
Введение федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию существенно изменило подход к организации музыкальной деятельности дошкольников. Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с поиском нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками.
Одним из универсальных способов реализации деятельного подхода в музыкальном воспитании дошкольников, обеспечение сотрудничества и сотворчества взрослых и детей является использование лэпбука.
В дословном переводе с английского языка «Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это достаточно новое средство обучения дошкольников, которое может применяться в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.
Если быть точнее, то лэпбук можно отнести к форме организации учебного материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук представляет собой картонную папку с различными кармашками, вкладками, мини-книжками и другими интересными окошками, где в компактном виде представлены все необходимые материалы для освоения той или иной темы. Сама по себе такая папка привлекает детей-дошкольников и позволяет преподнести детям нужный материал в занимательном виде.
Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию.
Цель использования лепбука: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника.
Основные задачи:
1. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.
3. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления).
4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию.
5. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
Использование лэпбука в музыкальном воспитании
(из опыта работы)
Очень удобно использовать лэпбук как форму организации «Центра музыкального развития» на группе, изготовленный в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей определённой группы. Лэпбук используется в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности детей в группе в режиме дня (старший дошкольный возраст).
Составляющие лэпбука.
Музыкально-дидактическое пособие лэпбук «В мире музыки» создан для детей старшего дошкольного возраста. Представляет собой картонную папку формата А 4, состоящую из четырех страниц.
На страницах папки имеются различные кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры и задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей.
- Музыкально-дидактическая игра «Три кита».
- Музыкальная грамота.
- «Ритмические загадки»: карточки с ритмическим рисунком.
- Диск с музыкальными произведениями для слушания.
- Карточки с изображением эмоций и иллюстраций к музыкальным произведениям, портреты композиторов.
- Музыкальная азбука – «Назови нотку».
- Круги Луллия.
- Загадки о музыке.
- Игровое поле.
Описание возможностей использования лэпбука
«В мире музыки».
Музыкально-дидактическая игра «Три кита»
Данный дидактический материал представляет картинки - три кита музыки и конверт с набором карточек с изображением различных музыкальных жанров: танец, песня, марш.
Цель:
обогащать музыкальный опыт детей и развивать умение определять жанр музыкального произведения в процессе слушания музыки.
Взрослый предлагает ребенку прослушать отрывок музыкального произведения. Ребенок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения.
Музыкальный репертуар (представлен на диске)
Примечание.
Игра может использоваться как в организованной образовательной деятельности с дошкольниками, так и детьми самостоятельно вне музыкальных занятий в игровой деятельности.
«Ритмические загадки»
Цель: развитие у детей чувства ритма.
Из конверта ребенок выбирает карточку с ритмическим рисунком и самостоятельно играет ритм на металлофоне, деревянных палочках, либо прохлопывает его в ладоши.
«Слушаем музыку»
(взаимодействие со взрослым)
В верхней части третьей страницы расположен диск с музыкальными произведениями, картинки, соответствующие данным произведениям, портреты композиторов, картинки с различным выражением настроения: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе отражающих характер музыки.
Цель: развитие памяти и музыкального слуха.
Взрослый предлагает ребенку прослушать музыкальное произведение. Ребенок называет произведение, находит соответствующую ему картинку и композитора, написавшего эту музыку.
Можно провести игру на определение настроения музыки.
Цель: развитие умения детей определять настроение музыкального произведения, выражать настроение мимикой.
Ребенок слушает произведения различного характера и дает характеристику каждому прослушанному отрывку произведений, выбирая при этом соответствующую карточку с эмоцией.
«Круги Луллия»
«Музыкальные профессии», «Подбери пару», «Назови нотку», «Угадай чье произведение?».
«Музыкальные загадки»
Загадки о музыке, музыкальных профессиях.
«Игровое поле».
На последней странице расположено игровое поле, правила игры, фишки и игральный кубик. В игре принимают участие два – три ребенка. Каждый по очереди бросает кубик, выполняет фишкой необходимое количество ходов. На желтом кружочке – музыкальные задания, красный кружок – пропусти ход, синий – три хода вперед.
Алгоритм изготовления лэпбука по музыкальному воспитанию
- Определение темы, типа лэпбука (групповой, индивидуальный, подгрупповой), назначение (форма музыкального центра, результат проектной деятельности, дидактическое пособие или игра).
- Содержание (что дети должны освоить или закрепить, обобщить и т.д.).
- Выбор формата лэпбука (А4, А3, альбомная или книжная ориентация, количество страниц) и изготовление чертежа- разметки лэпбука (продумывание формы, количества кармашков, окошек, мини-книжек, активных вкладок и т.д. и их расположение).
- Изготовление всех намеченных элементов.
- Объединение изготовленных элементов в единую папку-лэпбук.
- Применение лэпбука в работе с детьми.
Преимущества использования лэпбука:
- Лэпбук даёт возможность обеспечения интеграции различных образовательных областей, объединяя весь материал в единое целое.
- Благодаря лэпбуку деятельность ребёнка строится на основе его индивидуальных особенностей и потребностей, а ребёнок активен при выборе содержания своей деятельности.
- Дошкольник получает необходимую информацию и навыки через деятельность.
- Вовлекая детей в процесс оформления лэпбука, мы помогаем ему в приобретении навыка сбора и организации материала. А это закладывает хорошую основу для школьного обучения (написание проектов, рефератов, сообщений и т.д.)
- Лэпбуки хороши для закрепления материала по определённой теме, особенно в разновозрастных группах (есть возможность подбирать задания в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей).
Так как процесс изготовления лэпбука является достаточно трудоёмким и требует чёткого представления о конечном продукте, для его оптимизации был выработан определённый алгоритм, который приходит в помощь при создании этой универсальной папки-книжки:
Результативность применения лэпбука в музыкальном воспитании
дошкольников
В результате применения лэпбуков при построении воспитательно-образовательного процесса в области «Художественно-эстетическое развитие» в музыкальной деятельности нами получены положительные результаты:
- Стал полнее реализовываться деятельностный подход в музыкальном воспитании дошкольников.
- Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
- У воспитанников значительно повысился интерес к музыкальной деятельности за счёт использования новой формы организации учебного материала.
- Улучшились результаты освоения программы, дети охотнее и быстрее осваивают основы музыкальной грамоты, развиваясь в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение новых методик и технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. Автор О.П.Радынова "Музыкальные шедевры"
"Музыкальные шедевры" Автор О.П.РадыноваТехнология развития творческого слушания музыки, формирование основ музыкальной культуры у детей ...
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания дошкольников. Консультация для воспитателей.
Консультация для воспитателей....
Конспект НОД по музыкальному воспитанию в средней группе «Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников»
Конспект занятия в средней группе....
«Сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном воспитании дошкольников»
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях...
Музыкальные игры. Классификация. Роль в музыкальном воспитании дошкольников.
Краткое содержание консультации:1. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника2. Классификация игр3. Музыка и движение4. Музыкальные игры, их задачи, виды5. Примеры музыкальных игр...
Консультация для воспитателей "Сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном воспитании дошкольников"
Консультация для воспитателей...
Методическая разработка (для музыкальных руководителей) "Элементы проектирования в музыкальном воспитании дошкольников"
Конспект методического объединения музыкальных руководителей района по теме: «Элементы проектирования в музыкальном воспитании дошкольников»...