"Значение театрализованной деятельности на развитие личности ребенка"
статья на тему
В современном мире резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети быстро решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Дети чаще проявляют равнодушие и черствость. В последнее время дошкольники много времени проводят возле телевизора и за компьютером. Но ни телевизор, ни компьютер не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.
Социализация является чрезвычайно важным процессом не только для отдельных людей в частности, но и для общества в целом. Ведь в ходе социализации человек приобретает качества необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.На мой взгляд, решению этого вопроса способствует театрализованная деятельность, которая позволяет в определенной мере реализовать задачи социального развития дошкольников.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Театральное искусство создает условие для развития личности и самореализации ее творческого потенциала.
Театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть “сотворцом”. В театре возникает так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным даже детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение театрализованной деятельности
на развитие личности ребенка
В современном мире резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети быстро решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Дети чаще проявляют равнодушие и черствость. В последнее время дошкольники много времени проводят возле телевизора и за компьютером. Но ни телевизор, ни компьютер не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.
Социализация является чрезвычайно важным процессом не только для отдельных людей в частности, но и для общества в целом. Ведь в ходе социализации человек приобретает качества необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. На мой взгляд, решению этого вопроса способствует театрализованная деятельность, которая позволяет в определенной мере реализовать задачи социального развития дошкольников.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Театральное искусство создает условие для развития личности и самореализации ее творческого потенциала.
Театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть “сотворцом”. В театре возникает так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным даже детям.
В процессе театрализованных игр:
- Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
- Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
- Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.
- Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
- Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
- Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
- Происходит коррекция поведения.
- Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
- Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
- Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Знакомство с театром можно начать с рассматривания иллюстраций, открыток, посвященных театру, с рассказа о нем, с просмотра детских спектаклей. В процессе бесед обсудить с детьми такие вопросы: « Что такое театр?», « Что делают в театре зрители?», «Кто участвует в спектакле?», «Кто распределяет роли между артистами?», «Кто шьет для артистов костюмы?», « Кто рисует декорации?», «Как надо вести себя в театре?». Можно предложить детям разыграть сценки- диалоги « Красная Шапочка и волк»,
« Волк и семеро козлят». Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности осознать необходимость работать над речью, чтобы дети представляли образы героев сказки выразительными, эмоционально отраженными, вести себя на сцене непринужденно, нужна специальная тренировка на играх- занятиях. Игры-занятия включают в себя все виды театра. Их цель помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:
Интонацией- дети произносят отдельные слова и предложения с различной интонацией ( вопрос, просьба, удивления, грусть, страх и т.д.) самостоятельно без подсказки взрослого.
Диалогическая речь- это работа с детьми со слаборазвитой речью и слаборазвитой эмоцией. В начале задание детям с развитой монологической речью затем детям со слаборазвитой монологической речью для повторения.
Позами- проводятся игры типа «Море волнуется», затем позой изобразить кого-нибудь или что- нибудь (например паука, березу). Разные позы которые изобразили дети это и есть актерский этюд. Актерский этюд можно назвать упражнением для развития наблюдательности и фантазии. Этюды помогают впоследствии с легкостью перевоплощаться не только в других людей, животных, но даже в предметы, окружающие нас в повседневной жизни.
Жестами- начинать с простых сценических заданий: жестом показать состояние или ощущение человека (очень горячо ,холодно, мне больно) , следующие упражнения включают в себя уже несколько действий ( мою посуду, стираю, рисую красками, пришиваю пуговицу ).
Мимикой- по выражению лица определять настроение человека. Можно использовать «маски», затем с помощью мимики выражать свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие ( сьел сладкую конфету, горький перец и т. д.)
Пантомимикой - в нем сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предложить детям с помощью указанных разных средств представить следующие ситуации: « Я мыл посуду и случайно разбил посуду», «Я катался на велосипеде и упал»
Атмосфера на играх –занятиях должна быть дружественной. Необходимо заинтересовать всех .Нельзя ,чтобы кто- нибудь чувствовал себя лишним, непонятым, обиженным.
Так постепенно подошли к исполнению небольших сценок, инсценировок, потешек. Дети исполняют эти сценки с интересом, с большим желанием. Наилучшие отклики получили: « Муха – Цокотуха», « Лягушка – царевна»,
« Гуси – Лебеди», « Кот в сапогах».
Итак, театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.
Элементы театрализованной деятельности мы включаем во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс "я не умею". Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: Значение театрализованной деятельности в развитии личности ребенка
Цель: расширение кругозора родителей в области педагогических знаний.Великий русский поэт А.С. Пушкин назвал театр «Волшебным краем». Данное определение разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с...
Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника.
Выступление на Совете ПедагоговТеатр – искусство прекрасное!Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по настоящему,Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!К.С.Станиславский...
консультация для воспитателей "Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника."
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...
Консультация для педагогов "Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника."
Театр – искусство прекрасное!Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по настоящему,Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!...
Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...
Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
В данной статье рассматривается важность театрализованной деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Подчеркивается важность данного вида деяельности дошкольников, приводится ряд з...
"Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника"
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка....