Тренинг для воспитателей по улучшению общения и эмоциональной разгрузке в группе
материал на тему
Цель тренинга: улучшить товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сформировать хороший социально-психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_vospitateley_2.docx | 48.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для воспитателей по улучшению общения и эмоциональной разгрузке в группе
Цель тренинга: улучшить товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сформировать хороший социально-психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.
Задачи:
- отработать навыки убеждения,
- отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции,
- развить умение находить подход к людям,
- подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации,
- развитие умения невербального средства общения,
- обучить эффективным способам общения.
Вступительная часть: Притча.
Однажды к мудрецу пришел человек и сказал: «О, мудрейший! Я пришел просить у тебя совета, ведь я самый несчастный человек в мире! У меня нет друзей. Мои родные избегают меня. Со мной никто не хочет общаться. Что мне делать? Прошу тебя, научи!»
Отвечает ему мудрец: «Что ж, я подумаю, чем помочь тебе. А пока, будь добр, поговори со мной. Мне сегодня вспомнились давно ушедшие годы, когда я был совсем молод. Я расскажу тебе о том далеком времени, кем я был тогда и что чувствовал». Но человек грубо прервал его: «Некогда мне слушать твои воспоминания. Не за тем я пришел к тебе! У меня своих проблем хватает!»
Тогда улыбнулся мудрец и сказал: «Вот в чем причина твоих бед, ты не любишь слушать людей! Ты не интересуешься другими людьми, а они не интересуются тобой потому, что не могут простить тебе твоего пренебрежения и равнодушия к ним».
Представьте, что вам сделали фантастическое предложение. Какой-то чудак, человек или волшебник, неважно кто, готов исполнить любые ваши заветные желания. Дома, машины, яхты, дворцы – все что пожелаете. Все блага и чудеса цивилизации – все в вашем распоряжении. Можете ни в чем себе не отказывать. Но только при одном условии. Всю свою оставшуюся жизнь вы должны провести в одиночестве. Увы! Никаких друзей, родственников и знакомых. Ну, как? Вы согласны? Сможете ли вы прожить без общения? Вы задумывались когда-нибудь – какое огромное значение имеет оно для нас?
Зачем вам все богатства мира, если не с кем разделить свою радость, не с кем посмеяться и погрустить? Ведь мы так хотим, чтобы нас любили, уважали, понимали, одобряли, ценили. Для нас так важно чувствовать себя значимыми. Все это можно получить, общаясь с окружающими нас людьми.
Ведущий: Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен общению.
Общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.
Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Можно выделить несколько распространенных видов общения, отражающих многообразие наших контактов с людьми. Например, следующие:
Виды общения
- Контакт масок – формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, интересы, внутреннее состояние; при таком поверхностном общении используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости, внимания и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Такое общение часто встречается при поверхностных, быстрых контактах с незнакомыми людьми или в самом начале знакомства. Если люди и в дальнейшем общаются под масками, не раскрываясь и что-то «строя из себя», то им становится неинтересно друг с другом, они не станут ближе. Живя в большом городе, контакт масок порой просто необходим, так как встречаешься со многими людьми и нет необходимости со всеми общаться; иногда полезно «отгородиться» маской, чтобы не задевать друг друга без надобности. Совсем по-другому ведут себя люди в деревне, где все друг друга знают, поэтому скрывать что-либо или вводить в заблуждение бесполезно.
- Суть светского общения — в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что принято говорить в подобных случаях, этакая легкая болтовня ни о чем.
- В формально-ролевом общении содержание и форма общения четко определены и известны обеим сторонам и определяются социальными ролями контактирующих. При этом никого не интересует личность собеседника.
- При деловом общении учитываются те особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, которые влияют на дело, которым вы заняты.
- Духовное или межличностное общение возможно между друзьями или людьми, хорошо знающими друг друга, близкими людьми. При таком контакте можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов — друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонациям.
- При примитивном общении оценивают другого человека как нужного или мешающего: надо что-то от него — активно вступаешь в контакт, мешает он тебе — отталкиваешь безразличием или грубостью. Если получил от собеседника желаемое, то теряешь интерес к нему и не скрываешь этого. Это элементарное использование другого. Ценя свои отношения с людьми, вы крайне редко будете прибегать к таким уловкам, иначе с вами будут поступать так же.
- Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов: лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты, заботы и т. д.
Ведущий: В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-разному.
"Небольшая разница" (притча)
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто
у него выпали один за другим все зубы.
В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов.
Тот выслушал его озабоченно и сказал:
- Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть.
Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
- Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных.
Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились.
- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? - спрашивали они.
На что последовал ответ:
- Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать.
Упражнение «Передать одним словом»
Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.
Материалы: карточки с названиями эмоций.
Ход упражнения.
Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.
Та же задача только теперь читаем короткий стишок «Уронили мишку на пол».
Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
- Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
- В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
- Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?
Ведущий: Помимо общения словами, есть не вербальное общение. Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.
Игра «Три человека у телефона»
Цель: тренировка учения понимать невербальное общение.
Ход игры: Вызываются три желающих участника. Ведущий каждому «на ушко» сообщает задание. Задания у всех разные, но их объединяет одно. Участники должны изобразить группе, что каждый стоит в телефонной будке и разговаривает по телефону, но с разным настроением. Именно это настроение и сообщает им «на ушко» ведущий, также он информирует участников о том, с кем и о чем они разговаривают, какие чувства они испытывают.
Например: один – озабочен, вызывает скорую помощь, срочно, встревожен; другой – агрессивно настроен по отношению оппоненту, высказывает ему свое негативное отношение, ругает; третий – счастливый влюбленный, договаривается о свидании.
Задача основных игроков догадаться о настроении этих людей, о примерном содержании разговора, об интонации.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли вам было догадаться о настроении этих людей?
- Удалось ли угадать примерное содержание разговора?
- Какие трудности возникали в ходе игры?
«Проницательный» тест
Предлагаю пройти небольшой тест, который поможет Вам лучше понять себя. Что в своё время поможет вам построить плодотворное общение. Предупреждение!!! На вопросы необходимо отвечать честно, точно переходя от одного вопроса к другому. Возьмите бумагу и карандаш, и записывайте ответы. Итак, поехали:
1. Расположи этих животных в порядке, соответствующем твоему отношению к ним. (кто больше нравится)
- а. корова,
- б. тигр,
- в. овца,
- г. лошадь,
- д. свинья.
2. Напиши по одному определению (слово к каждому)
- а. собака,
- б. кошка,
- в. крыса,
- г. кофе,
- д. море.
3. Подумай о ком-то (кто знает тебя, и кто важен тебе), и соотнеси их с определённым цветом (не повторяй ответ дважды, укажи только по одному человеку для каждого цвета)
- а. жёлтый,
- б. оранжевый,
- в. красный,
- г. белый,
- д.зелёный.
Что ж Вы ответили на все вопросы, и теперь пришла пора увидеть ответы.
Перед тем как Вы их увидите, хочу сказать, что любой тест показывает лишь определенную сторону Вашей личности и не всегда на все 100 % совпадает с действительностью. Тем не менее, любой полученный в ходе тестирования результат – это повод для размышления и возможность заглянуть в глубины своего «Я».
Ответы:
- Корова означает карьеру.
- Тигр – честь и достоинство.
- Овца – любовь.
- Лошадь – семью.
- Свинья – деньги.
- Ваше описание собаки – это описание самого себя.
- Кошки – супруга, любимого человека или партнёра.
- Крысы – врага.
- Кофе – вашего секса.
- Море – вашего восприятия жизни.
- Жёлтый – человек, которого вы никогда не забудете.
- Оранжевый – тот, кого вы считаете лучшим другом.
- Красный – тот, кого вы действительно любите.
- Белый – ваш близнец по духу.
- Зелёный – человек, которого вы будете помнить всю жизнь.
Упражнение «Танец отдельных частей тела»
Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.
Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.
Время: 3 мин.
Процедура: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен
- танец кистей рук,
- танец рук,
- танец головы,
- танец плеч,
- танец живота,
- танец ног.
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?
Ведущий: Ну и в конце нашей встречи, хочется добавить - будьте искренни в общении с людьми. Не нужно притворяться, что слушаете. Это бесполезно. Отсутствие интереса обязательно проявится на вашем лице. Дейл Карнеги считал, что главный секрет успеха заключается в ИСКРЕННЕМ интересе к людям и НЕПОДДЕЛЬНОЙ симпатии к ним.
Научитесь слушать и слышать (это разные вещи!) тех, кто с вами рядом, и вы станете лучше понимать их чувства, мысли, поступки, желания. Иногда, можно понять истинный смысл, который скрывается за их словами. Сколько случаев, когда человек недослушал, как следствие, чего-то недопонял, а в результате, обиды, ссоры и другие неприятности, которых легко можно было избежать.
Кроме того, слушая, можно получить массу полезной информации, а также узнать много нового о себе. Что никогда не бывает лишним!
Многие люди страдают от различных комплексов, чувствуют себя «серыми мышками» и искренне нуждаются, чтобы кто-то проявил интерес к ним. И если вам удастся сделать так, что человек рядом с вами почувствует себя нужным и интересным, ощутит свою значимость и достоинство, он будет считать вас хорошим и необыкновенно очаровательным человеком. Приятного вам общения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для воспитателей "Педагогическая этика общения. Воспитатель - родитель".
Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта.Пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.Культура речи сотруднико...
Тренинг для воспитателей по улучшению общения и эмоциональной разгрузке в группе. март 2018
Цель тренинга: улучшить товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сформировать хороший социально-психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.Задачи:&mid...
Презентация. "Уголок психо-эмоциональной разгрузки" средняя группа.
Уголок психо-эмоциональной разгрузки.Методическая разработка(средняя группа).Подготовили воспитатели общеразвивающей группы «Березка» Груненко Н.Е. Деревянко С.П....
Презентация "Уголки эмоциональной разгрузки в группе детского сада"
Презентация "Уголки эмоциональной разгрузки в группе детского сада"...
презентация на тему "Тренинг для воспитателей по улучшению общения и эмоциональной нагрузке в группе"
презентация на тему "Тренинг для воспитателей по улучшению общения и эмоциональной нагрузке в группе"...
Тренинг по улучшению общения и эмоциональной разгрузке в группе.
Улучшить товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сформировать хороший социально-психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы....