Методический час На тему «Разучивание песен с приемами мнемотехника для формирования смысловой памяти и речевого воспроизведения».
учебно-методический материал на тему

Ивакина Антонина Николаевна

Как сформировать речь ребёнка, развить логическое и творческое мышление? Как быстро и легко выучить песню? На все эти вопросы может дать ответы система мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_chas_mnemotablitsy.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методический час

На тему «Разучивание песен с приемами мнемотехника для формирования смысловой памяти и речевого воспроизведения».

Подготовила

 музыкальный руководитель

 МДОУ «Детский сад №4 п.

 Новоорск Ивакина А.Н.

В настоящее время в России идёт процесс становления новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается изменениями в педагогической теории и практике; детские сады приобрели право выбора содержания и методов работы с детьми. Гласной целью дошкольного  образования на современном этапе является развитие свободной , любознательной, творческой, эмоционально отзывчивой личности. Становится очевидным: от того, как станет проводиться  образовательно- воспитательная  деятельность в детском саду, какие ценности будут сформированы у детей, зависит успешность развития нашего общества.

По выражению Б.М. Теплова, музыка благодаря своим особенностям становится «эмоциональным познанием» и создаёт ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы, в особенности в детстве. Мы считаем музыку одним из эффективных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Пение – наиболее доступный для дошкольников исполнительский вид музыкальной деятельности, который благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата, а так же повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики, укрепляет легкие и голосовой аппарат. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.

Как сформировать речь ребенка, помочь ребенку почувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Ответы я нашла в методике мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий.

 Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. В мнемосхемах к песням я использую маленькие картинки (изображения) : схемы нужно выполнить так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимание лишними деталями

Цель такой  деятельности : развитие слуховой и зрительной памяти, психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания и речи посредством мнемотехники.

Основные задачи:

- формирование развитие у детей умения с помощью графического рисунка, понимать и рассказывать знакомые песни по мнемотаблице;

-развитие музыкального слуха, умственной активности, сообразительности, наблюдательности;

-обучению детей правильному звукопроизношению.

Принцип  работы по разучиванию песни:

1. Прослушивание новой песни.

2. Беседа о характере песни и ее содержании.

3. Рассматривание таблиц с определением текстового значения каждой картинки.

4. Разучивание песен по фразам при помощи соответствующих тексту картинок.

5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.

6. Исполнение с образными движениями (без мнемотаблиц) .

Но самое главное в разучивании песни при помощи мнемотаблиц - это вовремя отойти от графического изображения текста, дать ребенку возможность самому, без подсказок, исполнять разученную песню

 Использование в работе  приема моделирования  помогает  добиться следующих результатов:

— овладеть высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на познавательных занятиях;

— научиться анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета;

- самостоятельно кодировать и декодировать информацию о предмете, окружающей действительности;

- научиться обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.

Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и его готовности к школьному обучению. Ведь еще К. Д. Ушинский сказал: «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мамин День - Встречайте праздник с песнями: Разучивание песни, с приемами мнемотехника; для формирования смысловой памяти и речевого воспроизведения.

Мамин День - Встречайте праздник с песнямиЗима-старушка прячется в сугробах и в лесуНе хочется пускать в наш край ей вновь Весну-КраснуОна напустит холоду со жгучим ветерком,А мы ей нашу п...

Разучивание песен с приемами мнемотехники для формирования смысловой памяти и речевого воспроизведения.

Выручалочка «Учим песни»Методическая разработка по разучиванию песен с использованием мнемотаблиц.Надежда Фадеева  Предлагаю вам еще одну "выручалочку" - мнемотаблицы.Я их использую при разучиван...

Разучивание песен с приемами мнемотехники для формирования смысловой памяти и речевого воспроизведения.

Разучивание песен с приемами мнемотехники для формирования смысловой памяти и речевого воспроизведения....

Разучивание песни -Моя Россия , с приемами мнемотехника; для формирования смысловой памяти и речевого воспроизведения

Моя Россия У моей России светлые реснички,У моей России длинные косички,                                ...

Методические рекомендации по разучиванию песен с детьми

Рекомендации для музыкальных руководителей, воспитателей и родителей по разучиванию песен с детьми....

Разучивание песен с приемами мнемотехники для формирования смысловой памяти и речевого воспроизведения.

Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, история которой насчитывает более 2500 лет....