ИКТ в дошкольном образовании
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Чулымского района детский сад «Улыбка»
Районная конференция педагогов дошкольного образования
«Инновационные подходы к образованию дошкольников: педагогические достижения и проблемы на территории Чулымского района»
Доклад
Воспитатель Шкреба Г.В.
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно - коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно - образовательный процесс дошкольных учреждений. Актуальность работы в данном направлении продиктована самим временем. Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми. Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет.
Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Компьютер естественно вписывается в жизнь детского сада и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Воспитатели обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства.
Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ. Используя информационные технологии, значительно вырос интерес детей к занятиям, повысился уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления повышает непроизвольное внимание детей, помогает развивать произвольное внимание. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же, программный материал должен, повторятся многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Один из удобных и эффективных способов представления информации с помощью компьютерных программ – мультимедийные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые дольше удерживают внимание ребенка. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставлю я.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует повышенной результативности занятия.
Конечно самое главное, что использование компьютера позволило мне значительно оживить нашу совместную образовательную деятельность с детьми, дало очень сильный положительный эмоциональный отклик со стороны детей. Дошкольникам стало просто интереснее воспринимать наглядный материал в хорошем, крупном, выразительном качестве. Тем более, что современным детям очень близко восприятие экранных образов.
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает огромный интерес, несет в себе образный тип информации понятный дошкольникам, движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание.
Таким образом, гармоничное сочетание традиционных средств и применение мультимедийных презентаций, позволяют повысить мотивацию к занятиям. Использовать компьютерные технологии в детском саду в настоящее время - необходимость.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Информационная культура воспитателя становиться частью общей педагогической культуры. Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагога, т.к. информационная культура является частью общепедагогической культуры. Воспитатель должен использовать в повседневной и дальнейшей профессиональной деятельности локальные и глобальные компьютерные сети: уметь анализировать полученную информацию, самостоятельно находить новых друзей и коллег в разных странах мира, вести переписку, даже слышать и видеть их.
Сегодня – я уверенный пользователь. Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования.
Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы. Использование ИКТ помогло значительно изменить предметно- развивающую среду на участке, в группе . Оформлены уголки, информационные стенды и папки- передвижки для родителей, оформлены уголки по развитию речи (настольный театр, пальчиковый театр),наглядный и дидактический материал для занятий.
Работы детей по художественному творчеству приняли участие в международных детских фестивалях: «Апельсин», «Южный полюс», каждый ребенок получил диплом (с указанным адресом работы на сайте), работа Скуратовой Сони была отправлена на международный фестиваль детского и юношеского творчества «Звезды нового времени» ( получила диплом участника), работа Драница Кирилла отправлена на детский проект для одаренных детей «Алые паруса»
Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы в медиатеках, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег - педагогов. Общение на форумах с коллегами со всей России помогает идти вперед в работе воспитателя. Заявить о себе, и своей деятельности педагогическому сообществу помогают социальные сети: на социальной сети образования педагогических работников, я имею свой сайт, электронное портфолио, за активную работу на этом сайте в этом году была награждена благодарностью.
На сайте для воспитателей детских садов: http://www.maaam.ru, где у меня есть личная страница, блог «Методическая копилка», отмечен он бронзовой медалью. Сайт, направлен именно на дошкольное воспитание детей. На сайте возможно общение не только родителей и педагогов, но и психологов, логопедов. Сайт содержит такую важную информацию для воспитателей, как конспекты занятий. Каждый зарегистрированный пользователь может не просто почитать их и принять к сведению, но и принять участие в их обсуждении и даже предложить свои варианты проведения занятий, участвовать в ежемесячном конкурсе «Лучший конспект месяца». На этом сайте можно много находить интересных «новинок» дошкольной педагогики, идей, обмениваться опытом работы, посмотреть фото, видео, как проходит работа в других детских садах России и ближнего зарубежья.
Свой педагогический опыт распространяю ещё на нескольких методических сайтах: Педсовет.org., Педагогический мир, методический центр НУМИ, педагогическая газета. Мое участие подтверждают выданные мне сертификаты и свидетельства. Запись о выдаче сертификатов внесена в открытый реестр сайта, данное свидетельство может быть использовано для охраны авторских прав на материал.
Активное участие принимаю в творческих конкурсах, мои работы представлены на вернисаже педагогической газеты, отмечены дипломами участника вернисажа «Педагогическая газета», приняла участие в международной педагогической олимпиаде, в творческом конкурсе (номинации художественная фотография, отмечена дипломом участника). Участвовала в 1 заочном открытом конкурсе педагогических работников «Моё призвание» в номинации «Воспитатель», в городе Архангельске.
Благодаря интернету я читаю электронные СМИ: журналы «Современное дошкольное образование», «Обруч», « Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду» и т.д. Я скачиваю методическую литературу, раздаточный и дидактический материал для воспитательно-образовательного процесса.
Использование информационно - коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников, повышает эффективность процесса обучения, позволяет сделать процесс обучения и развития детей дошкольного возраста достаточно простым и эффективным и открывает новые возможности раннего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден
Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...
• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...
Программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ ...
Курсы повышения квалификации "Дошкольное образование и специфика реализации программ дошкольного образования во взаимосвязи с обновленными ФГОС -21 начального и общего образования.
ООО "Межреспубликанский институт повышения квалификации и переподготовки кадров по программе дополнительного профессионального образования."...
Дошкольное образование - основа становления личности и образования ребенка. Важность дошкольного образования в жизни человека.
Ранний возраст - это самый чувствительный период. Именно с раннего возраста происходит активное развитие. Это развитие характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, ...