Консультация для родителей и педагогов "Занимательные звуки"
консультация (младшая группа)

Птахина Татьяна Геннадьевна

Рекомендации для родителей малышей и педагогов ДОУ для развития музыкальности ребенка в условиях семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnye_zvuki.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

  «Занимательные звуки»

Знает ли кто-нибудь ребенка, который с первых лет своей жизни не проявил бы никакого интереса к музыке? Не попытался бы сам «напевать», «дудеть», отбивать ритм рукой или топать?

Мир звуков окружает ребенка буквально с момента рождения. В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей. Вам, родителям, следует помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к тому, чтобы музыка стала богатейшим достоянием жизни ребенка с самых ранних лет.

Покупая игрушки малышам, родители заботятся о яркости цвета, выразительности формы, безопасности, как правило, не заботясь о том, чтобы окружить ребенка звучащими игрушками или предметами. А, между тем, многие дети с возрастом прямо-таки ищут эти звучащие предметы. Сначала бросают на пол погремушки, мамины крышки от кастрюль…

Потом начинаются другие открытия: оказывается, если ударять ложкой по кастрюле – один звук, по чашке – другой, а по тонкому стакану – какой же удивительный звон стоит в комнате! Помогите ребенку сделать следующие шаги. При этом, обязательно припомните: какие именно звуки привлекают вашего ребенка? Когда это было, при каких обстоятельствах? Вам легче будет руководить музыкальным развитием малыша, если вы будете «общаться» со звуками вместе с ребенком – более целеустремленно и смело.

Итак, начнем!

Вы, наверное, замечали, что дети с удовольствием хлопают в ладоши, топают ногами.

Предложите им «звучать» по-разному:

  • Хлопки – пальцы одной руки упруго ударяют по ладони другой, в быстром, в медленном темпе, громко, тихо, глухо, звонко, хлопки  перед собой, за спиной, над головой или  в стороны.
  • Шлепки – удары плоскими ладонями по бедрам, по коленям (сидя)
  • Притопы – топать одной ногой, попеременно двумя ногами, тихо, громко, в быстром или медленном темпе.

В более старшем возрасте (5-6 лет), можно научить ребенка щелчкам. Дети очень любят этот звук и изо всех сил стараются научиться щелкать пальцами.

Учите детей прислушиваться к звукам, к тому, как они звучат. Поиграйте с вашими детьми, пофантазируйте, радуясь своим «открытиям». Выходит, что «природный инструмент» есть у каждого ребенка, пользоваться им совсем не сложно. Важно, чтобы с вашей помощью дети учились не только стучать, хлопать, но и прислушиваться, искать и находить разницу в звучаниях. При этом игра со звуками будет не просто удовольствием и радостью, а хорошей предпосылкой для развития и совершенствования умения слушать и слышать.

Для дальнейшей работы нам понадобятся детские музыкальные игрушки. Прежде всего – ударные игрушки –  барабаны, погремушки, колокольчики. И духовые инструменты – разнообразные дудки, кларнеты.

Освоим и один из самых доступных и распространенных инструментов – металлофон. Молоточек берется между большим и указательным пальцами правой руки. Звук извлекается ударом молоточка по пластине. Молоточек не должен быть зажат. Иногда родители покупают сразу много инструментов. Ребенок мечется от одного к другому, быстро устает, теряет интерес и все забрасывает, так и не научившись играть.

Попробуйте послушать звучание разных инструментов (тембр).

Например: вы играете на дудочке, ребенок – на барабане. Договоритесь, кто будет играть первым, играйте поочередно, делайте перерывы для того, чтобы обсудить то, что вы услышали. Постарайтесь найти слова, чтобы дать характеристику каждому звуку (мягкий, светлый, резкий, глухой, темный и т. д.)

А теперь попробуем игру «Лесное эхо».

Сначала помогите ребенку вспомнить, что такое эхо. Скажите, что звуки в музыке бывают громкими и тихими. Возьмите игрушки и начинайте играть. У того, кто вступает первым, игрушка должна звучать громко, а у того, кто отвечает – тихо, ведь это отвечает эхо. Затем можно поменяться ролями.

Следующая игра «Зеркало».

Первый играющий может хлопать так, как ему хочется. Второй играющий точно, «как в зеркале», должен повторить количество хлопков, уловить их темп, силу звучности. Поменяйтесь ролями, пусть ребенок дает вам задания. Если ваш ребенок не очень внимателен, часто отвлекается, то именно в этом варианте игры вы сможете помочь ему развить внимание. Если вы будете намеренно ошибаться, то у ребенка появится возможность вас поправить. Внимание развивается не только тогда, когда действуешь сам, но и тогда, когда следишь за действиями других.

Далее всей семьей можно послушать записи детских песен, знакомых малышу. И не только послушать, но и «помочь» исполнителям.

Например:

Слушая песню, в которой два куплета, договоритесь, что первый куплет будет подпевать папа, а второй – мама с ребенком.

А можно и оркестровать песню или инструментальную композицию, любимую малышом.

Например:

Попробуйте с ребенком аккомпанировать – папа равномерно звенит колокольчиком, мама ритмично встряхивает погремушку, а ребенок стучит на барабане или металлофоне. Прислушайтесь, как красиво сливаются звуки по тембру, какое получилось интересное совместное исполнение песенки. В другой раз послушайте с ребенком вальс или польку, марш или плясовую, предложите выбрать подходящий по тембру инструмент, из числа имеющихся у вас дома и подыграть.

Когда ребенок освоит все инструменты можно предложить ему «поиграть звуками». Эти игры доступны всем, их можно проводить в любой семье. Их задача – дать детям новые звуковые и музыкальные впечатления, подвести детей к открытию таких выразительных средств, как ритм, темп, познакомить ребенка с многообразным и удивительным миром окружающих нас звуков, сформировать основы ассоциативного мышления, фантазии и воображения.

Предложите ребенку придумать –  

«Музыку дождя».

Сначала прислушайтесь к тому, как звучит дождь (можно воспользоваться записью шумов). Постарайтесь вспомнить все звуки – стук капель, шорох листьев, шум ветра. А теперь найдите предметы и инструменты, которые помогут вам все это изобразить. Может капли дождя «застучат» на металлофоне или стеклянном стаканчике по которому стучат металлической палочкой, а ветер «зашумит» папиной газетой. Или используйте  «природные инструменты: капли по лужам – постукивание двумя пальчиками по ладошке; шлепки по коленям – капли, падающие на листья кустов.

Вариантов этой игры может быть бесчисленное количество – все зависит от вашей фантазии, умения «оторваться» от границ и стандартов, а главное, забыть слова «правильно-неправильно».  

Попробуйте ещё одну игру –

«Музыка грозы».

Сначала поговорите с ребенком о грозе, вспомните ощущения, впечатления от этого явления. А затем, расскажите звуками о грозе в лесу. Не забывайте давать характеристики звукам, которые у вас получаются,  связывать их ассоциациями с природными явлениями:  вот подул ветер (голосовые имитации), он стал сильнее, и зашумел большой лес (шорох или шелест бумаги), где-то далеко послышались первые раскаты грома (барабан, топот ног). Вот гроза все ближе, ближе, сильнее гремит гром и застучали первые капельки дождя (удары металлической палочкой по металлофону или стеклянному стаканчику), сначала редкие – кап, кап, а затем все быстрее, чаще… И вот грянула гроза – TUTTI. А если в конце добавить крышки от маминых кастрюль – не только ребенок, но и взрослые могут испытать настоящий восторг.

По такому же принципу можно затеять игру на любую тему, на которую способны ваши фантазия и воображение. Не сомневайтесь, у вашего малыша обязательно появится желание действовать со звуками, возникнет интерес к музицированию. Наступит час, когда не вы, а ваш малыш скажет вам: « Мам, а давай…», и это будет ваша первая бесценная победа, огромное достижение в развитии вашего ребенка. Ваше достижение!

Консультация разработана в творческой группе:

«Проектная деятельность в образовательном учреждении» 

образовательного сайта "Новое достижение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "В окружении звуков"

Музыка, окружающая недавно родившегося ребенка, становится частью его мира....

консультация для родителей.Игры со звуками и буквами.

Консультация для родителей«Игры со звуками и буквами». Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Для начала нужно научить выделять звуки...

консультация для родителей по автоматизации звуков.

Итоговая консультайия для родителей по автоматизайии звуков на летний период....

консультация для родителей "Знакомство со звуком У"

Это консультация по развитию речи для родителей,чтобы они дома могли поиграть в игры,повторить чистоговорки со звуком У...

Консультация для родителей играем со звуками

Консультация расскажет о том как дети воспринимает звуки....