рабочая программа
рабочая программа (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Утверждаю___________________
Заведующий МБДОУ «Вишенка»
Жерновкова Н.А.______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ДО 3 ЛЕТ
Полканова Г.Ю.
на 2017-2018 г.
г. о. г. Выкса 2017 г.
Содержание
I. Целевой раздел...................................................................................................3
1. Пояснительная записка.............................................................................................3
1.1 Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы дошкольного образования........................................................................3
1.2 Принципы и подходы кформированиюосновной образовательной программы дошкольного образования............................................................................................4
1.3 Характеристики особенностей развития детей раннего возраста.......................6
1.4 Планируемые результаты освоения образовательной программы детьми раннего возраста............................................................................................................8
II. Содержательный раздел...............................................................................12
1.Задачи образовательной деятельности с детьми с 1,5 до 3 лет в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях........................................................................................................................12
2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов......................................................................................................................19
III. Организационный раздел............................................................................22
1. Организация режима детей с 1,5 до 3 лет.............................................................22
2. Примерное комплексно-тематическое планирование с детьми с 1,5 до 3 лет..................................................................................................................................23
3. Примерный перечень развлечений.......................................................................25
4. Список литературы для чтения детям с 1,5 до 3 лет...........................................25
5. Литература и пособия по образовательным областям.........................................26
I. Целевой раздел
- Пояснительная записка
Программа, разработана:
- В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
- На основе основной образовательной программе детский сад № 13 «Вишенка», а также с учетом парциальных программ:
- Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». Э.П.Костина. Москва Просвещение 2004г.;
- Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра» Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Москва ООО «ТЦ Сфера» 2015г.
1.1 Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
Цель программы
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение следующих задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самими собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организованных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- повышение профессионального мастерства педагогов.
Программа формируется для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
1.2 Принципы и подходы к формированию Программы.
В рабочей программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка с 1.5 до 3-х лет
Программа строится на основании следующих принципов:
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка
- Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)
- Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Формы реализации принципа интеграции:
- интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;
- интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;
- интеграция видов детской деятельности.
- Комплексно-тематический принцип:
- объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;
- виды тем: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
- тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
- Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации,
непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизациив образовательной программе означает:
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
- Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
- Чтобы отвечать принципу системности, Основная образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
Содержание образовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом:
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
- интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
- формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
1.3 Характеристики особенностей развития детей раннего возраста
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предполагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы от взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становитсянаглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
1.4 Планируемые результаты освоения образовательной программы детьми раннего возраста
- Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
- Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
- Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
- Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
- Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
- Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
- Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
- Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
- Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
- С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
- Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
- У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей два раза в год (в середине и в конце учебного года). Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит квалифицированный специалист педагог-психолог.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы отследить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Данные о результатах педагогической диагностики заносятся в индивидуальные карты развития ребенка, на основе которых воспитатели и специалисты разрабатывают индивидуальные образовательные траектории, в которых отражаются условия развития ребенка (комплекс мероприятий по коррекции выявленных в процессе диагностики недостатков) в отдельных образовательных областях, где указывается дата, содержание индивидуальной работы, результат (оценка) проведенной деятельности.
II. Содержательный раздел
1. Задачи образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
1.1 Образовательная область «Физическое развитие» | |
Задачи | По формированию потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании: - воспитывать интерес к физическим упражнениям и совместным подвижным играм в группе и на улице - создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений: - осуществлять процесс освоения детьми разнообразных видов основных и общеразвивающих движений (ходьба, бег, простейшие перестроения, прыжки, метание, катание, бросание, ловля мяча, лазанье, ползанье и т.п.); - учить сохранению правильной осанки в различных положениях; - воспитывать потребность в правильном выполнении движений, получать удовольствие, радость от двигательной активности; По развитию физических качеств: ориентации в пространстве по указанию взрослого и самостоятельно; координации, ловкости, быстроты, гибкости; По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям: - реагировать на речевые сигналы (беги, стой, лови, бросай, прыгай и т.п.) и правила выполнения упражнений и игр - согласовывать действия со сверстниками, быть аккуратным в движениях и перемещениях, соблюдать двигательную безопасность - развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной деятельности; - учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног; - приучать действовать сообща, придерживаясь определённого направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указаниями педагога; - учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катить); - учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами; - развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями; - способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей: - оптимизировать факторы, способствующие адаптации ребёнка к ДОУ и минимизировать факторы, замедляющие её, мешающие адекватному приспособлению к новым условиям; - осуществлять закаливание детей во время одевания после сна и при переодевании в течение дня; По формированию культурно-гигиенических навыков: - совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом; - способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления; - приучать есть разнообразную пищу, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию; - развивать умения одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям; - воспитывать потребность и формировать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого. По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни: - развивать умения и навыки называть свое имя; выражать свои потребности и интересы в речи; - воспитывать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. |
1.2 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | |
Задачи | По развитию игровой деятельности: - формировать начальные навыки ролевого поведения в сюжетно-ролевой игре, самостоятельно воспроизводить разнообразные игровые действия с игрушками; - по показу воспитателя включаться со сверстниками в игру с общей игрушкой; стимулировать появление игровых сюжетов и использование предметов-заместителей; побуждать к игре рядом и вместе друг с другом спокойно играть; По приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: - способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками; - воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к взрослым; -побуждать желание пожалеть другого человека, если он обижен, огорчен, расстроен. По формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу: - формировать представление о членах своей семьи, о сверстниках и взрослых, об особенностях их внешнего вида. По формированию представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них: - знакомить с помещениями группы детского сада, с правилами пользования предметами обихода во время бытовых и игровых процессов; - продолжать учить детей элементарным правилам поведения, способствующим сохранению своего здоровья (например, при спуске с лестницы не перешагивать через ступеньки, при ходьбе и беге понеровной поверхности чаще смотреть под ноги, не брать в руки острые предметы и т.д.). По развитию трудовой деятельности: - продолжать формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя, учить узнавать и называть некоторые трудовые действия, привлекать к выполнению простейших трудовых действий формировать представления о способах обращения ко взрослому и сверстнику за помощью в процессе самообслуживания, умения выражать слова благодарности за оказание помощи в процессе трудовой деятельности; По воспитанию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам: - приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончанию игр расставлять игровой материал по местам; - поддерживать желание помогать взрослым в хозяйственно-бытовом труде. По формированию первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека: - дать первоначальные представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду, выделение его направленности на заботу о детях и близких им людях; - воспитывать уважение к людям любой профессии, подчеркивать значимость результатов их труда. |
1.3 Образовательная область «Познавательное развитие» | |
Задачи | Сенсорное развитие: - продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; - побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.; - упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч — маленький синий мяч); - формировать умение называть свойства предметов. Формирование элементарных математических представлений: Количество - привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Формировать умение различать количество предметов: много — один (один - много). Величина - привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т.д.) Форма - формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар). Ориентировка в пространстве: - продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты; - расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении; - проводить с детьми элементарное экспериментирование (тонет не тонет, тепло – холодно и т.д.). Формирование целостной картины мира: Предметное и социальное окружение - продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения; - учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.); - знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения. Ознакомление с природой - знакомить детей с доступными явлениями природы; - учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.): называть их; - наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц; - учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.); - помогать детям замечать красоту природы в разное время года; - воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде). |
1.4 Образовательная область «Развитие речи» | |
Задачи | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Формирование словаря: - развивать понимание речи и активизировать словарь; - развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру; называть их местоположение; имитировать действия людей и движения животных; - обогащать словарь детей: • существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, транспортных средств, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей; • глаголами: - обозначающими трудовые действия, - действия, противоположные по значению, - действия, характеризующие взаимоотношения людей их эмоциональное состояние; • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов; • наречиями. - способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; Словарный запас к концу года должен иметь 1000-1200 слов. Звуковая культура речи - упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз; - способствовать развитию артикуляционного дыхания, слухового внимания; - формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса; - совершенствовать грамматическую структуру речи; Знакомство с детской литературой - регулярно читать детям художественные и познавательные книги; - побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?»; - продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах; - читать детям художественные произведения; - продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формировать уме¬ние слушать художественное произведение без наглядного сопровождения; - сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями; - предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений; - поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого; - помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку. |
1.5 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | |
Задачи | По развитию продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд):
По развитию детского творчества:
По приобщению детей к изобразительному искусству:
Конструирование:
Общие:
По развитию музыкально-художественной деятельности: - развивать и обогащать звуковой сенсорный опыт; - развивать слушательский опыт, слуховую сосредоточенность, умения различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, музыкально-дидактических игр развивать элементарные вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому; учить петь без напряжения, не форсировать звук и не выкрикивать отдельные слова; слушать вступление и заключение; - развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движение; - воспитывать интерес к музыке, желание ее слушать и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. По приобщению детей к музыкальному искусству: - развивать умение вслушиваться в музыку; стимулировать интерес к слушанию песен и отдельных пьес изобразительного характера; слушать произведения как созданные композиторами специально для малышей, так и классическую музыку; - обогащать слуховой опыт детей в процессе слушания знакомых мелодии, звучащих на разных муз.инструментах. |
2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
В раннем возрасте (1,5 года - 3 года):
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
- двигательная активность.
Формы работы по разным видам детской деятельности в 1 младшей группе.
Образовательная область | Детская деятельность | Формы работы (ФГОС) |
1 | 2 | 3 |
Физическое развитие | Двигательная | Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения |
Социально – коммуникативное развитие | Игровая Коммуникативная Трудовая | Ролевые игры Игры с правилами Беседы Ситуативный разговор Речевая ситуация Сюжетные игры Игры с правилами Совместные действия |
Познавательное развитие | Познавательно - исследовательская Речевая | Наблюдение Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Игры с правилами Дидактические игры, дидактические упражнения изобразительная наглядность рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам |
Речевое развитие | ||
Художественно-эстетическое развитие | Музыкально – художественная Продуктивная Чтение художественной литературы и фольклора
| Слушание Исполнение Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) Музыкально – дидактическая игра Рисование, лепка, аппликация |
III. Организационный раздел
1. Организация режима пребывания детей
РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ | Время |
Приём, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика | 6.00-7.50 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.00-8.30 |
Игры, подготовка к организованной образовательной деятельности | 8.30-8.45 |
Регламентированная образовательная деятельность | 8.45-8.55 9.05-9.15 |
2-й завтрак | 9.15-9.25 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка | 9.25-11.25 |
Возвращение с прогулки, игры, дежурство. | 11.25-11.40 |
Подготовка к обеду, обед | 11.40-12.15 |
Подготовка ко сну, дневной сон. | 12.15-14.45 |
Подъём, дыхательная гимнастика, игры. | 14.45-15.05 |
Подготовка к полднику, полдник. | 15.05-15.30 |
Игры и самостоятельная деятельность, кружковая работа. | 15.30-16.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка. | 16.00-18.00 |
Уход детей домой | 18.00 |
Дома: Прогулка | 18.00-18.30 |
Возвращение с прогулки, ужин. | 18.30-19.00 |
Спокойные игры, гигиенические процедуры. | 19.00-20.30 |
Укладывание, ночной сон | 20.30-6.00 |
2. Примерное комплексно-тематическое планирование
работы с детьми 1,5 –3 лет.
Тема | Развернутое содержание работы | Варианты итоговых мероприятий |
Детский сад (4-я неделя августа — 1-я неделя сентября) | Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). Познакомить с детьми, воспитателем. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям. | |
Осень (2-я–4-я недели сентября) | Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Собирать с детьми на прогулках разноцветные листья, рассматривать их, сравнивать по форме и величине. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. | Праздник «Осень». Выставка детского творчества. Сбор осенних листьев и создание коллектив- ной работы — плаката с самыми красивыми из собранных листьев. |
Я в мире человек (1-я–2-я недели октября) | Формировать представления о себе как о человеке; об основных частях тела человека, их назначении. Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Формировать навык называть воспитателя по имени и отчеству. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни. | Совместное с родителями чаепитие. Создание коллективного плаката с фото- графиями детей. Игра «Кто у нас хороший?». |
Мой дом (3-я неделя октября — 2-я неделя ноября) | Знакомить детей с родным городом (поселком): его названием, объектами (улица, дом, магазин, поликлиника); с транспортом, «городскими» профессиями (врач, продавец, милиционер). | Тематическое развлечение «Мои любимые игрушки». Выставка детского творчества. |
Новогодний праздник (3-я неделя ноября — 4-я неделя декабря) | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. | Новогодний праздник. |
Зима (2-я–4-я недели января) | Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой. | Праздник «Зима». Выставка детского творчества. |
Мамин день (1-я неделя февраля — 1-я неделя марта) | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. | Мамин праздник. |
Народная игрушка (2-я–4-я недели марта) | Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. | Игры-забавы. Праздник народной игрушки. |
Весна (1-я–4-я недели апреля) | Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной. | Праздник «Весна». Выставка детского творчества. |
Лето (1-я–4-я недели мая) | Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. Познакомить с некоторыми животными жарких стран. | Праздник «Лето». |
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме (1-я неделя июня — 3-я неделя августа). |
3. Примерный перечень развлечений и праздников
Праздники. Новый год, «Осень», «Весна», «Лето», «Мамин праздник». Тематические праздники и развлечения. «Осень», «Солнышко-ведрышко», «Мишкин день рождения», «Мои любимые игрушки», «Зайчата в лесу», «Игры-забавы», «Зимняя сказка», «Музыкальные игрушки». Театрализованные представления. Кукольный театр: «Козлик Бубенчик и его друзья», Т. Караманенко; инсценирование рус.нар. сказок: 274 «Веселые зайчата», Л. Феоктистова; «Ладушки в гостях у бабушки», «На бабушкином дворе», Л. Исаева. Рассказы с музыкальными иллюстрациями. «Птички», муз. Г. Фрида; «Праздничная прогулка», муз. Ан. Александрова. Игры с пением. «Игра с мишкой», муз. Г. Финаровского; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Кто у нас хороший?», рус.нар. песня. Инсценирование песен. «Кошка и котенок», муз. М. Красева, сл. О. Вы-сотской; «Неваляшки», муз. З. Левиной; «Посреди двора ледяная гора», муз. Е. Соковниной; «Веселый поезд», муз. Э. Компанейца. Спортивные развлечения. «Мы смелые и умелые». Забавы. «Из-за леса, из-за гор», Т. Казакова; «Лягушка», рус.нар. песня, обр. Ю. Слонова; «Котик и козлик», муз. Ц. Кюи.
4. Примерный список литературы для чтения детям
Русский фольклор Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни. Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра…»; «Пошел котик на Торжок…»; «Заяц Егорка…»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...». Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова.
Фольклор народов мира «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд.И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.
Произведения поэтов и писателей России Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев. «Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница». Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши конь…»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу“?»; В. Би-анки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».
Произведения поэтов и писателей разных стран С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.
5. Литература и пособия по образовательным областям
«Социально-коммуникативное развитие»
Автор составитель | Наименование издания |
Власенко О.П., Ковригина Т.В., Мезенцева В.Н., Павлова О.В. | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» 1 младшая группа |
Четвертаков К.В. | Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. |
Губанов а Н. Ф. | Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста (2–3 года). |
«Познавательное развитие»
Автор составитель | Наименование издания |
Власенко О.П., Ковригина Т.В., Мезенцева В.Н., Павлова О.В. | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» 1 младшая группа |
Филиппова Т.Г. | Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке |
Соломенникова О. А. | Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (2-3 года). |
«Речевое развитие»
Автор составитель | Наименование издания |
Власенко О.П., Ковригина Т.В., Мезенцева В.Н., Павлова О.В. | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» 1 младшая группа |
Гербова В. В. | Развитие речи в детском саду: Младшая группа (2-3 года). |
«Художественно-эстетическое развитие»
Автор составитель | Наименование издания |
Е.А.Янушко | Лепка с детьми раннего возраста, рисование с детьми раннего возраста |
Литвинова О.Э. | Художественно- эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность) |
Костина Э.П. | «Камертон» Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста (см. книга Э.П.Костина. – М. :Линка-Пресс, 2008. – 320с.). |
Костина Э.П. | «Музыкально – дидактические игры» |
Костина Э.П. | Хрестоматия к программе музыкального развития и воспитания ребенка до трех лет «Камертон». |
«Физическое развитие»
Автор составитель | Название |
Власенко О.П., Ковригина Т.В., Мезенцева В.Н., Павлова О.В. | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» 1 младшая группа |
С.Ю.Федорова | Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3х лет |
Автор-сост. Э.Я. Степаненкова. | Сборник подвижных игр |
План взаимодействия с родителями в группе № 1 на 2017 — 2018 учебный год.
Месяц | Содержание | Ответственные |
Сентябрь | Оформление родительского уголка. Групповое родительское собрание «Организация воспитательно-образовательного процесса в группе для детей с1,5 до 3 лет на 2017-2018 учебный год». Консультация для родителей «Адаптация в детском саду» | Воспитатели Педагог-психолог |
Октябрь | Совместное развлечение на прогулке «Осень золотая» Консультация «Как приучить 2-3 летнего ребенка убирать за собой игрушки». | Воспитатели |
Ноябрь | Совместное физкультурное развлечение в спортивном зале: «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу!». Консультация для родителей «Дидактические игры для познавательного и речевого развития дошкольников». | Воспитатели |
Декабрь | Мастер –класс для детей и родителей «Изготовление новогодней игрушки своими руками». Консультация для родителей «Воспитание КГН самообслуживания у детей 2-3 лет». Совместная организация выставки рисунков и поделок «К нам идет новый год!». | Воспитатели |
Январь | Трудимся вместе «Постройка снежного городка на участке для прогулок». | Воспитатели |
Февраль | Оформление фотовыставки «Наши замечательные папы». Информационный лист «Профилактика простудных заболеваний». | Воспитатели мед.сестра |
Март | Чаепитие «Мамочку свою очень я люблю». Оформление фотовыставки «Мама, мамочка моя» | Воспитатели |
Апрель | Совместная организация театрализованного представления «Путешествие в страну сказок» | Воспитатели |
Май | Групповое родительское собрание «Итоги организации образовательной деятельности за 2017-2018 учебный год». Папка -передвижка «Летний отдых с ребенком». | Воспитатели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...