Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Материал представляет описание системы работы в ДОУ по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7
Трудовое воспитание детей
дошкольного возраста
пгт Серышево
2017
Процесс реорганизации системы образования, активно протекающий в последнее десятилетие, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и образования, инициирует поиск более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Актуальность темы трудового воспитания определяется рядом предпосылок и факторов, предъявляемых государством к образовательному процессу на современном этапе и является одной из важнейших задач нашего общества.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания дошкольников.
Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка.
Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна, т.к. тесно связана и часто протекает в процессе игры.
В нашем детском саду трудовое воспитание осуществляется в соответствии с ФГОС ДО. Направления трудового воспитания: воспитание культурно – гигиенических навыков, самообслуживание, общественно – полезный труд, труд в природе, ручной труд, уважение к труду взрослых.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда дошкольников конкретизированы по каждому направлению и отражены в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Трудовое воспитание осуществляется на принципах позитивного воспитания у детей положительного отношения к труду.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
- Формирование интереса ребенка к труду в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования;
- Принцип развивающего образования;
- Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
- Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий (на слайде)
Трудовая деятельность дошкольников реализуется на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды с соответствующим наполнением.
В группах оборудованы уголки познавательного развития, природы и труда, ручного труда, в которых оборудование размещено по видам труда:
- в природном уголке – лейки, пульверизаторы, стеки для рыхления, ватные диски, влажные салфетки;
- в месте, отведенном для ручного труда – ножницы, иглы, разные виды тканей, бумаги, картона, природного и экологически чистого бросового материала;
- для хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки, фартуки, тазики, подносы;
- для дежурных по столовой – фартуки, косынки.
- Уголок познавательного развития включает: материалы для экспериментирования; иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники (пылесос, стиральная машина и пр.); наглядно-дидактические пособия «Профессии», «Инструменты домашнего мастера»; видеоматериалы о трудовой деятельности детей и взрослых; сюжетные картины, изображающие труд людей разных профессий.
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Детское оборудование соответствует росту и возрасту детей, сертифицировано.
Трудовое воспитание начинается с формирования у детей культурно-гигиенических навыков, самообслуживания. В группах раннего и младшего возраста педагоги детского сада формируют у малышей привычку мыть руки, вытираться полотенцем, полоскать рот после еды; с помощью взрослого приводить себя в порядок, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, правильно пользоваться столовыми приборами. В старшем возрасте сформированные навыки и умения совершенствуются, а так же приобретаются новые: уход за волосами, обувью. Закрепляется умение аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, помогать помощнику воспитателя опрятно заправлять постель.
Дети самостоятельно раскладывают подготовленные педагогом материалы для занятий, убирают их, моют кисточки, розетки для красок, палитры.
В процессе общественно-полезного труда воспитываем у дошкольников положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Дети выполняют обязанности дежурных по столовой: сервируют стол, приводят его в порядок после еды.
Помогают взрослым поддерживать порядок в группе: моют и протирают игрушки, строительный материал. Собирают выносной игровой материал после прогулки. Совместно со взрослыми (малыши) и самостоятельно (старший возраст) наводят порядок на участке детского сада: подметают и очищают дорожки и беседки от мусора, зимой – от снега. Поливают песок в песочнице.
Большое удовольствие доставляет детям труд в природе. Они с удовольствием ухаживают за комнатными растениями (полив, рыхление, очистка листьев от пыли). Поливают растения на участке, удаляют сорняки. Постоянно следят, чтобы в зимний период в кормушках был корм для птиц.
Следует особо отметить, что участие детей в трудовой деятельности происходит по желанию ребенка. Педагог лишь предлагает: «Кто хочет помочь?» Как правило, дети активно включаются в деятельность.
В зимний период дети всех возрастных групп принимают участие в организации зоны «Огород на окне». Малыши наблюдают за ростом и развитием посаженных взрослыми на импровизированном «огороде» зеленых растений, украшают его мелкими игрушками. Воспитанники старшего возраста интегрируют трудовую деятельность в познавательно-исследовательскую. Приносят различный материал для посадки лука, бобовых, зелени (розетки, баночки, эластичные тканевые формы) и пр., которые украшают дома совместно с родителями). Наблюдают за ростом и развитием семян тыквы и фасоли в прозрачном аквариуме, фиксируя изменения в исследовательских альбомах с помощью рисунков. Ранней весной высевают семена цветов и овощей, для цветников и огорода.
Современные ученые, в частности Антон Смирнов, автор - разработчик образовательного профориентационного проекта «Навигатум» считает, что идеальная траектория современной профориентации должна начинаться не в 9-м классе, а в младшей группе детского сада, так как именно в дошкольном возрасте ребенок получает первичные представления о разнообразии и функционале профессий, все они кажутся важными, нужными и безумно интересными.. Это лучший возраст для формирования привычки трудиться, которая в дальнейшем перерастет в трудолюбие.
Формирование позитивных установок к различным видам труда, знакомство с трудом взрослых – одно их важнейших направлений трудового воспитания. В детском саду реализуется проект «Все профессии важны». Участники проекта – дети, родители воспитанников, сотрудники ДОУ. Формы работы: экскурсии в прачечную, библиотеку, пожарную часть, встречи с сотрудниками ГИБДД, виртуальные экскурсии. Вместе с родителями составляли рассказы на тему «Кем работают мои родители»
Полученные знания применяются в игровой и трудовой деятельности. Деятельность педагога по трудовому воспитанию можно считать успешной лишь в том случае, если дети переводят трудовые действия взрослых в сюжетно - ролевую игру. Ведь в дошкольном возрасте игра, как ведущий вид деятельности, является предпосылкой любой другой.
В старшем возрасте дошкольникам очень нравится работать в «Книжкиной больнице». Если в младших группах они только наблюдали за работой педагога по обновлению книг, то в подготовительной сами изъявляют желание починить литературу.
Начиная со старшей группы, дошкольники осваивают еще один вид труда – ручной, поскольку он требует сложных орудийных действий
Своеобразие ручного труда состоит в том, что он приобретает собственно продуктивный характер. Ребенок создает замысел, воплощает его и получает новый продукт в виде вышивки, поделки. У него формируются предпосылки к учебной деятельности: внимание, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, что является условием подготовки к обучению в школе (проблема – делаю то, что хочу).
Дети с большой радостью откликаются на призыв сделать что-нибудь необычное, будь-то альбом или поделка: «Чудеса с грядки» (поделки из природного материала - с родителями), «Укрась новогоднюю игрушку» (с воспитателем), «Букет для мамы» (из ватных дисков - с воспитателями), «Рубашка для папы» (композиция из цветной бумаги - с воспитателями). Такая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей. Они расширяют свой кругозор, знакомясь с различными материалами, их свойствами. Еще один аспект – привитие усидчивости, терпения.
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без внедрения инновационных технологий. Такой технологий трудового воспитания дошкольников в рамках регионального компонента в нашем детском саду является экологическая тропа - специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дети получают информацию.
В данном случае этими объектами являются видовые точки, которые расположены на каждом участке группы. Это - цветник, пион, птичья столовая, подорожник, сосна, сирень, муравейник, земляничная полянка, березовая роща, дупло, зелёная аптека, огород, слива, акация. Дети не только с увлечением наблюдают за объектами экологической тропы, слушая рассказ воспитателя, но и активно включаются в деятельность по уходу за видовыми точками.
Посещая видовую точку «Сосна», ребята не только очищают участок, убирая шишки, но и заготавливают на зиму материал для ручного труда. А желающие тут же, на улице, изготавливают поделки.
Большой интерес проявляют дети к деятельности в огороде. Совместно с взрослыми они участвуют в посеве семян, рыхлении почвы, уборке овощей.
Нельзя обойти стороной такой важный аспект, как взаимодействие родителей и педагогов детского сада в процессе трудового воспитания дошкольников.
Взаимодействие с семьей начинается с анкетирования родителей, из которого педагоги выясняют, есть ли у детей дома постоянные поручения, обязанности, чем они любят заниматься. Для родителей всех возрастных групп доступны консультации, дидактические игры, художественный материал, оформлены стенды и фотовыставки по вопросам трудового воспитания детей. Проводятся конкурсы совместного творчества детей и родителей («Пушистая целительница», совместные проекты «Защитники отечества», педагогические мастерские, выставки совместного творчества, «Наши мамы – мастерицы», «Папа может все, что угодно», «Пушкинские вечера»).
Конечно, бесценным с точки зрения педагогической эффективности является собственный пример папы, активно трудящегося во время уборки участка группы,
Или мамы, пекущей вкусную сдобу для ярмарки в детском саду.
А какое удовольствие доставило детям изготовление кукол – обережек вместе с мамами!
Мониторинг эффективности педагогических воздействий в рамках трудового воспитания дошкольников показал следующие результаты.
Показателем положительной динамики сформированности трудовых навыков является то, что старшие дошкольники проявляют инициативу в планировании не только собственной, но и совместной со сверстниками трудовую деятельность, что проявляется в определении плана работы, нахождении общего мнения по поводу способов достижения цели, понимании взаимной ответственности за достижение цели, они радуются результатам коллективного труда.
Мы видим положительную динамику развития, но у нас существуют и проблемы. От 5 до 10 % детей слабо владеют элементарными навыками самообслуживания, не умеют раздеваться, аккуратно складывать вещи, правильно вести себя за столом. Это, как правило, происходит с теми детьми, которые ходят в сад очень редко, эпизодически. Если ребенок систематически посещает детский сад, он проявляет интерес к трудовой деятельности, профессии взрослых, обладает культурно – гигиеническими умениями и навыками самообслуживания.
Несмотря на то, что результаты детского труда не играют большой роли в жизни общества, роль его в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Трудовое воспитание детей - это мощное средство формирования нравственно – волевых качеств, умственной активности, познавательных интересов, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками. Труд увлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, объединяет общими эмоциональными переживаниями. И если педагоги будут постоянно поддерживать трудовую активность каждого ребенка, его уверенность в собственных силах, то трудолюбие становится чертой личности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ программных задач по направлению трудового воспитания детей дошкольного возраста
Материал представлен в виде таблице на весь дошкольный возраст....
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей по трудовому воспитанию дошкольников....
Контрольная по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему:"Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста"
Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и ...
трудовое воспитание детей дошкольного возраста
Воспитание трудолюбием...
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
Статья о трудовом воспитании детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.Воспитание до...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)
Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...
- Мне нравится (3)