Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Применение разных групп пальчиковых упражнений и игр помогает улучшить произношение у дошкольников и обогатить их лексику; подготовить руку к письму; развивать терпение, внимание, умение сдерживаться тогда, когда это необходимо; проявлять творческие способности; стимулировать фантазию; научиться управлять своим телом, уверенно себя чувствовать в системе "телесных координат", что предотвращает появление неврозов; ощутить радость от понимания без слов, осознать возможности невербального общения.
Пальчиковые игры - лишь один из нескольких способов развития области мозга, отвечающей за мелкую моторику дошкольника. Его следует использовать наряду с остальными методами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_motoriki_s_pomoshchyu_palchikovyh_igr.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Какое значение имеют пальчиковые игры в развитии мелкой моторики дошкольника
Пальчиковые игры - это инсценировка, демонстрация каких-либо рифмованных историй, сказок с помощью пальцев рук. Организация и проведение с дошкольниками игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, преодолеваются скованность и зажатость, улучшается их двигательная координация. Пальчиковые игры можно назвать универсальным дидактическим развивающим материалом. Методика и смысл игр заключается в том, что нервные окончания рук оказывают действие на мозг ребенка и происходит активизация мозговой деятельности.
Пальчиковые игры - прекрасный помощник в подготовке руки ребенка к письму и развитии координации. А чтобы одновременно развивалась речь ребенка, можно использовать для этих же игр разные небольшие считалки, стишки и песенки. Играя в пальчиковые игры, ребенок получает массу разнообразных сенсорных впечатлений, у него развивается способность сосредотачиваться и внимательность. Педагоги и родители даже сами могут "переложить на пальцы" любые стихотворные произведения, т.е. к речи придумать движения для пальчиков, сначала простые, а потом их усложнять. Подобные игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, которая не только благотворно влияет на развитие речи, но она также подготавливает руку ребенка к письму и рисованию. Чем лучше ребенок работает пальцами и всей кистью, тем лучше он говорит. Почему так происходит? Дело в том, что рука обладает самым большим "представительством" в коре головного мозга, поэтому именно ее развитию отводится важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Поэтому и словесная речь ребенка начинается именно тогда, когда движения его пальчиков достигают определенного уровня точности. Ручки ребенка подготавливают почву для дальнейшего развития речи.
У всех народов пальчиковые игры были распространены с давних пор. На Руси, например, всех младенцев всегда учили играть в "Сороку-белобоку", "Ладушки" и "Козу рогатую". А в Японии распространены упражнения для ладоней и пальцев с использованием грецких орехов. В Китае используют упражнения с металлическими и каменными шарами. Регулярные занятия с этими предметами развивают память, координацию движений, устраняют эмоциональное напряжение, развивают ловкость и силу рук, поддерживают жизненный тонус всего организма.
В применении пальчиковых игр нужно придерживаться двух принципов обучения - это "от простого к сложному" и "самостоятельно по способностям". Этот подход поможет решить в игре сразу несколько задач, связанных с развитием творческих способностей:
- Пальчиковые игры дадут пищу для ума;
- Играя самостоятельно, развитие ребенка происходит более эффективно;
- Они создают условия, которые опережают развитие способностей;
- Играя в эти игры с детьми, мамы, папы и бабушки, дедушки незаметно приобретают важнейшее умение - сдерживаться, не мешать ребенку размышлять самостоятельно, принимать самому решения, не делать за него то, что он может и должен сделать.
- Пальчиковые игры могут быть разнообразны по содержанию, они не терпят принуждения и формируют среду для радостного и свободного творчества;
Практика показала, что если вводить ежедневно пальчиковые игры в развивающие занятия, то темп умственного развития возрастает. Понятно, что одними пальчиковыми играми желаемых результатов достичь не получится. Это лишь одно из нескольких средств развития мелкой моторики и речи.
Разновидности пальчиковых игр
Пальчиковые игры делятся на группы согласно своему содержанию и назначению:
Игры-манипуляции
Это игры, которые развивают воображение, когда ребенок в каждом пальчике видит определенный образ.
"Сорока-белобока", "Этот пальчик хочет спать", "Ладушки-ладушки", "Пальчики пошли гулять"
Сюжетные пальчиковые упражнения
В эту группу входят упражнения, позволяющие детям изображать предметы мебели и транспорта, птиц, домашних и диких животных, деревья, насекомых.
"Пальчики здороваются", "Цветы", "Елка".
Пальчиковые упражнения кинезиологические (гимнастика мозга)
"Кулак-ребро-ладонь", "Горизонтальная восьмерка", "Колечко".
Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук
Здесь применяются традиционные массажные движения - растирание, разминание, пощипывание, надавливание (от периферии к центру).
"Надеваем перчатки", "Помоем руки под струей горячей воды", "Гуси щиплют травку", "Согреем руки", "Молоточек".
Чтобы самомассаж кистей происходил более эффективно, можно использовать массажный мячик, грецкий орех, каштан, карандаш.
Театр в руке
Эти игры развивают память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение.
"Сказка", "Бабочка".
Применение разных групп пальчиковых упражнений и игр помогает улучшить произношение у дошкольников и обогатить их лексику; подготовить руку к письму; развивать терпение, внимание, умение сдерживаться тогда, когда это необходимо; проявлять творческие способности; стимулировать фантазию; научиться управлять своим телом, уверенно себя чувствовать в системе "телесных координат", что предотвращает появление неврозов; ощутить радость от понимания без слов, осознать возможности невербального общения.
Принципы проведения и разучивания пальчиковых игр в ДОУ
Чтобы использование пальчиковых игр с целью развития мелкой моторики и речи было эффективным, нужно придерживаться определенных принципов их проведения:
- Упражнения нужно выполнять вместе с ребенком, демонстрируя при этом собственную увлеченность игрой;
- Во время повторных проведений игры дети иногда начинают произносить текст частично (чаще всего начало и окончание фраз). Со временем текст запоминается полностью, дети проговаривают его целиком, соотнося свои движения и слова;
- Все упражнения нужно постепенно заменять новыми;
- Игры, которые понравились больше всего, можно периодически повторять;
- Не стоит устанавливать перед детьми сразу несколько сложных задач (например, озвучивать текст и показывать движения). У детей ограничен объем внимания, и, если задача невыполнима, то она может ослабить интерес детей к игре;
- Нельзя принуждать ребенка к игре, нужно разобраться, почему он отказывается играть. Сначала нужно ликвидировать эти причины, можно просто поменять игру.
Этапы разучивания пальчиковых игр
- Сначала взрослый показывает игру ребенку.
- Взрослый показывает игру, одновременно манипулируя рукой и пальцами ребенка.
- Ребенок и взрослый выполняют одновременно движения, взрослый в это время проговаривает текст.
- Ребенок выполняет движения с помощью взрослого (если она необходима), а взрослый произносит текст.
Итак, развитие мелкой моторики в ДОУ необходимо, так как оно позволяет развить речь ребенка, способность к письму, тонкую моторику, которая необходима в течение всей жизни. Пальчиковые игры - лишь один из нескольких способов развития области мозга, отвечающей за мелкую моторику дошкольника. Его следует использовать наряду с остальными методами.
Список литературы.
- Авдулова, Т.П. Игра: её развитие на современном этапе // Дошкольное воспитание. - 2012. - 112 с.
- Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок // Дошкольная педагогика. - 2014. - №7. - С. 33-37.
- Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение / А.Г. Арушанова. - Минск, 2013. - 221 с.
- Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012. - 181 с.
- Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: ООО «Гном-пресс», 2015. - 18 с.
- Образовательные стандарты Дошкольное образование. - Минск, - 2013. - 28 с.
- Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсэв, 2016. - 311 с.
- Старжинская, Н.С. Играем со словами и звуками: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.С. Старжинская. - Минск: Нац. ин-т образования, 2015. - (Серия «Мир детства»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики на занятиях тестопластики
Тесто-удивительно пластичный материал для лепки различных фигур композиций и т.д. Занимаясь лепкой, как правило, детям предлагают пластелин, но детям так же можно предложить и тесто. Овладение различ...
«Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр детей раннего возраста»
Статья для роителей с подбором пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей раннего возраста. Пальчиковые игры из разных источников и подобраны от простого к сложному....
Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр.
Консультация для родителей....
Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр в ДОУ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9806685","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"width: 400px; height: 300px;","width":"480"}}]]В дошкольном возрасте ре...
Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр в ДОУ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9835567","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 400px; height: 263px;"}}]]В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окр...
Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр
Данная информация поможет воспитателям правильно организовать занятия по развитию мелкой моторике....
«Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр»
В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пробоват...