На страничку психолога «Аутизм в современном мире»
консультация на тему
Аутизм – это диагноз, который многие родители воспринимают как своеобразный приговор. Исследования о том, что такое аутизм, что это за болезнь, ведутся уже очень давно, и, тем не менее, детский аутизм остается наиболее загадочным психическим заболеванием. Наиболее ярко синдром аутизма проявляется в детском возрасте, что ведет к изоляции малыша от родных людей и общества.
Аутизм в Википедии и в других энциклопедиях определяется как: аутизм (также известный как инфантильный аутизм (англ. infantile autism, детский аутизм (childhood autism)[2], ранний инфантильный/детский аутизм (early infantile/childhood autism)[2], синдром Каннера или аутизм Каннера (Kanner's autism)[2], в DSM-IV — аутистическое расстройство (autistic disorder)[2] — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет[3]. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра[4].
Причины аутизма тесно связаны с генами, влияющими на созревание синаптических связей в головном мозге, однако генетика заболевания сложна, и в настоящий момент не ясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов либо редко возникающие мутации[5]. В редких случаях обнаруживается устойчивая ассоциация болезни с воздействием веществ, вызывающих врождённые дефекты[6]. Другие предполагаемые причины спорны — в частности, не получено каких-либо научных доказательств гипотезы, связывающей аутизм с вакцинацией детей[7]. По данным из США[8], в 2011—2012 годах аутизм и расстройства аутистического спектра официально диагностированы у 2 % школьников, что намного больше по сравнению с 1,2 % в 2007 году. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко выросло с 1980-х годов, отчасти из-за изменившихся подходов к диагностике; пока неясно, повысилась ли реальная распространённость расстройства[9].
При аутизме отмечены изменения во многих участках мозга, но как именно они развиваются — неясно. Обычно родители замечают признаки расстройства в течение первых двух лет жизни ребёнка. Несмотря на то, что при раннем поведенческом и когнитивном вмешательстве ребёнку можно помочь в обретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения, в настоящий момент неизвестны методы, способные полностью излечить от аутизма[4]. Немногим детям удаётся перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия, однако некоторые добиваются успеха[10]. Более того, возникла своеобразная культура аутичных людей, ряд представителей которой занимается поисками лекарства, другие же считают, чтоаутизм — скорее «особое», альтернативное состояние, чем болезнь[11].
Классифицирующийся как заболевание нервной системы, аутизм проявляется прежде всего в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детей в возрасте до трёх лет. Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, но наблюдение за поведением и реакциями ребёнка позволяет распознать это нарушение, развивающееся примерно у 1—6 детей на тысячу. РДА встречается у 3-6 из 10 000 детей: у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Наиболее существенные симптомы РДА:
• одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;
• отгороженность от внешнего мира;
• сопротивление любым переменам обстановки;
• склонность к стереотипиям;
• однообразие интересов и пристрастий;
• слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
• неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;
• речевые нарушения;
• повышенная тревожность;
• недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
• наличие ритуалов;
• наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.
Выделяется четыре группы РДА. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.
I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма.
Характерные признаки:
• эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;
• реакция на внешние раздражители слабы;
• может присутствовать мутизм;
• типична мимическая маска глубокого покоя;
• характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
• избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т. д.).
II ГРУППА.
Характерные признаки:
• присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);
• в речи преобладают однотипные штампы-команды;
• возможно выполнение просьб матери;
• чрезмерная привязанность к матери;
• сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;
• стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т. д.);
• стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т. д. ;
• ритуализация повседневной жизни.
III ГРУППА.
Характерные признаки:
1. наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
2. способность выразить свои потребности посредством речи;
3. конфликтность;
4. поглощенность одним и тем же занятием;
5. большой словарный запас “книжного характера”;
6. парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.
IV ГРУППА - наиболее благоприятная в плане коррекции.
Характерные признаки:
• способность к общению;
• интеллектуальные функции сохранны;
• чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
• присутствие ритуальных форм поведения;
• круг общения ограничен близкими взрослыми;
• трудности в усвоении двигательных навыков.
Причины аутизма не выявлены до конца, но не стоит отчаиваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_stranichku_psihologa.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
На страничку психолога «Аутизм в современном мире»
Аутизм – это диагноз, который многие родители воспринимают как своеобразный приговор. Исследования о том, что такое аутизм, что это за болезнь, ведутся уже очень давно, и, тем не менее, детский аутизм остается наиболее загадочным психическим заболеванием. Наиболее ярко синдром аутизма проявляется в детском возрасте, что ведет к изоляции малыша от родных людей и общества.
Аутизм в Википедии и в других энциклопедиях определяется как: аутизм (также известный как инфантильный аутизм (англ. infantile autism, детский аутизм (childhood autism)[2], ранний инфантильный/детский аутизм (early infantile/childhood autism)[2], синдром Каннера или аутизм Каннера (Kanner's autism)[2], в DSM-IV — аутистическое расстройство (autistic disorder)[2] — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет[3]. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра[4].
Причины аутизма тесно связаны с генами, влияющими на созревание синаптических связей в головном мозге, однако генетика заболевания сложна, и в настоящий момент не ясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов либо редко возникающие мутации[5]. В редких случаях обнаруживается устойчивая ассоциация болезни с воздействием веществ, вызывающих врождённые дефекты[6]. Другие предполагаемые причины спорны — в частности, не получено каких-либо научных доказательств гипотезы, связывающей аутизм с вакцинацией детей[7]. По данным из США[8], в 2011—2012 годах аутизм и расстройства аутистического спектра официально диагностированы у 2 % школьников, что намного больше по сравнению с 1,2 % в 2007 году. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко выросло с 1980-х годов, отчасти из-за изменившихся подходов к диагностике; пока неясно, повысилась ли реальная распространённость расстройства[9].
При аутизме отмечены изменения во многих участках мозга, но как именно они развиваются — неясно. Обычно родители замечают признаки расстройства в течение первых двух лет жизни ребёнка. Несмотря на то, что при раннем поведенческом и когнитивном вмешательстве ребёнку можно помочь в обретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения, в настоящий момент неизвестны методы, способные полностью излечить от аутизма[4]. Немногим детям удаётся перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия, однако некоторые добиваются успеха[10]. Более того, возникла своеобразная культура аутичных людей, ряд представителей которой занимается поисками лекарства, другие же считают, чтоаутизм — скорее «особое», альтернативное состояние, чем болезнь[11].
Классифицирующийся как заболевание нервной системы, аутизм проявляется прежде всего в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детей в возрасте до трёх лет. Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, но наблюдение за поведением и реакциями ребёнка позволяет распознать это нарушение, развивающееся примерно у 1—6 детей на тысячу. РДА встречается у 3-6 из 10 000 детей: у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Наиболее существенные симптомы РДА:
• одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;
• отгороженность от внешнего мира;
• сопротивление любым переменам обстановки;
• склонность к стереотипиям;
• однообразие интересов и пристрастий;
• слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
• неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;
• речевые нарушения;
• повышенная тревожность;
• недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
• наличие ритуалов;
• наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.
Выделяется четыре группы РДА. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.
I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма.
Характерные признаки:
• эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;
• реакция на внешние раздражители слабы;
• может присутствовать мутизм;
• типична мимическая маска глубокого покоя;
• характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
• избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т. д.).
II ГРУППА.
Характерные признаки:
• присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);
• в речи преобладают однотипные штампы-команды;
• возможно выполнение просьб матери;
• чрезмерная привязанность к матери;
• сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;
• стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т. д.);
• стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т. д. ;
• ритуализация повседневной жизни.
III ГРУППА.
Характерные признаки:
1. наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
2. способность выразить свои потребности посредством речи;
3. конфликтность;
4. поглощенность одним и тем же занятием;
5. большой словарный запас “книжного характера”;
6. парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.
IV ГРУППА - наиболее благоприятная в плане коррекции.
Характерные признаки:
• способность к общению;
• интеллектуальные функции сохранны;
• чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
• присутствие ритуальных форм поведения;
• круг общения ограничен близкими взрослыми;
• трудности в усвоении двигательных навыков.
Причины аутизма не выявлены до конца, но не стоит отчаиваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя психологии "Толерантность - дорога к миру!"
План проведения недели психологии под девизом "Толерантность - дорога к миру!"Цель проведения: развитие чувства единения, взаимопонимания среди воспитанников, педагогов и родителей. Задачи:Совершенств...
" Современные игрушки детям"в современном мире
Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребенку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя....
Современные дети в современном мире
В помощь родителям...
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете "Психическое и психологическое здоровье дошкольника в современном мире"
Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Термин неоднозначен, он связывает собою две науки и две области практики ...
Конспект занятия педагога- психолога в ДОУ " В Мире эмоций"
Конспект занятия педагога- психолога в ДОУ " В Мире эмоций" . Разработанный мною конспект занятия понятен и практичен в применении , все ,что необходимо для занятия есть в каждой группе детс...
Конспект занятия педагога-психолога на тему:"Путешествие в страну Психология"
игра-путешествие для детей подготовительной группы...
Взаимодействие с Психологом. Мастер-класс "В мире звуков"
Мастер - класс «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста» Конспект непосредственно - образовательной деятельности&la...