Проект «Портфолио дошкольника – как модель установления партнерства родителей и педагогов»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Начав водить ребенка в детский сад, родители всегда найдут возможность поговорить с воспитателями, узнать каков их малыш в социуме, общителен ли он, контактен ли. Но они не задумываются над тем, что воспитателям детского сада, знающим малыша с одной стороны (ребенок в коллективе) весьма полезно было бы знать его и с другой стороны (ребенок в семье и наедине с собой). Любой, даже самый эмоциональный рассказ, не идет в никакое сравнение с «иллюстрированным материалом». Портфолио – папку роста, развития и достижений, вполне можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка, отмечаемом в группе детского сада. Тем самым мы с одной стороны мотивируем ребенка (друзья и воспитатели увидят его труд). А с другой стороны, оставив портфолио в группе, родители представляют возможность педагогам получить всестороннюю информацию. Да и для «точного диагноза» любому детскому специалисту такая папка будет хорошим подспорьем. Таким образом, портфолио – это возможность обмениваться информацией, согласовывать точки зрения педагогов и семьи. Отличный способ сбора и хранения информации. Работа с портфолио заинтересует мам и пап, бабушек и дедушек информацией о характере, интересах и делах детей, о событиях в группе. Родители заинтересуются не только оздоровлением своего ребенка, но и методиками развития его способностей, талантов. Наблюдая за родителями, особенностями их поведения с детьми, мы обнаружили, что они в основном фиксируют внешние изменения в ребенке, в его физическом развитии. Жаль, что порой остаются «за кадром» впечатления от прогулок, путешествий, походов в театр или на концерт и многое-многое другое. Мы полагаем, что Портфолио вызовет большой интерес и у детей. Просмотр фотографий, рисунков, чтение своих рассказов и других записей. Всё это повысит самооценку детей, сблизит с другими детьми и воспитателями, разовьет эмоциональную память и внутреннюю мотивацию. Портфолио несет в себе ряд функций: диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определённый период времени целеполагательная – поддерживает учебные цели (чему обучаем ребёнка и для чего) мотивационная – поощряет достигнутые ребёнком результаты содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ развивающая – непрерывность процесса обучения и развития от года к году рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений. Для того чтобы успешно использовать все функции портфолио с детьми и родителями мы пришли к решению разработать проект. ТЕМА ПРОЕКТА: «Портфолио дошкольника – как модель установления партнерства родителей и педагогов» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Развитие сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения и развития ребёнка. ЗАДАЧИ: 1. Объединить усилия детского сада и родителей, направленные на оздоровление, воспитание и развитие ребёнка. 2. «Запустить» механизм самопознания и самоактуализации личности ребёнка через мотивацию у них достижения успеха. 3. Использовать портфолио дошкольника - как собрание достижений, фиксацию успехов в индивидуальном развитии ребёнка. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 1. Анализ индивидуальных качеств, возможностей и особенностей ребёнка. 2. Развитие интереса у родителей к достижениям ребёнка, к воспитательно-образовательному процессу в детском саду. 3. Знакомство педагогов с особенностями семейного воспитания. 4. Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах воспитания и развития детей. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Сентябрь 2017- май 2018 годы. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ: Средства родителей: материал на создание портфолио. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 1. Изучение методической литературы по вопросам сотрудничества семьи и детского сада 2. Консультативная помощь родителям по созданию Портфолио дошкольника и вопросам воспитания ребенка-дошкольника 3. Совместные мероприятия с родителями и детьми 4. Календарный план совместной работы 5. Разработка примерного содержания Портфолио дошкольника 6. Создание Портфолио дошкольника
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное бюджетное учреждение детский сад № 72
Приморского района Санкт-Петербурга
Проект
«Портфолио дошкольника – как модель установления партнерства родителей и педагогов»
Разработали:
Воспитатель: Булак Е.Л.
Санкт-Петербург
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание 2
Основная часть 3
- Тема проекта 4
- Цели и задачи проекта 4
- Предполагаемые результаты 4
- Сроки и источники финансирования проекта 4
- Пути реализации проекта 5
- Модель взаимодействия участников проекта 6
- Модель поэтапного строения работы по реализации проекта 7
- Формы и методы работы с родителями 8
- Анкета для родителей 9
- Календарный план совместной работы 10
- Примерная структура Портфолио 12
Использованная литература 13
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Начав водить ребенка в детский сад, родители всегда найдут возможность поговорить с воспитателями, узнать каков их малыш в социуме, общителен ли он, контактен ли. Но они не задумываются над тем, что воспитателям детского сада, знающим малыша с одной стороны (ребенок в коллективе) весьма полезно было бы знать его и с другой стороны (ребенок в семье и наедине с собой). Любой, даже самый эмоциональный рассказ, не идет в никакое сравнение с «иллюстрированным материалом».
Портфолио – папку роста, развития и достижений, вполне можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка, отмечаемом в группе детского сада. Тем самым мы с одной стороны мотивируем ребенка (друзья и воспитатели увидят его труд). А с другой стороны, оставив портфолио в группе, родители представляют возможность педагогам получить всестороннюю информацию. Да и для «точного диагноза» любому детскому специалисту такая папка будет хорошим подспорьем.
Таким образом, портфолио – это возможность обмениваться информацией, согласовывать точки зрения педагогов и семьи. Отличный способ сбора и хранения информации. Работа с портфолио заинтересует мам и пап, бабушек и дедушек информацией о характере, интересах и делах детей, о событиях в группе. Родители заинтересуются не только оздоровлением своего ребенка, но и методиками развития его способностей, талантов.
Наблюдая за родителями, особенностями их поведения с детьми, мы обнаружили, что они в основном фиксируют внешние изменения в ребенке, в его физическом развитии. Жаль, что порой остаются «за кадром» впечатления от прогулок, путешествий, походов в театр или на концерт и многое-многое другое.
Мы полагаем, что Портфолио вызовет большой интерес и у детей. Просмотр фотографий, рисунков, чтение своих рассказов и других записей. Всё это повысит самооценку детей, сблизит с другими детьми и воспитателями, разовьет эмоциональную память и внутреннюю мотивацию.
Портфолио несет в себе ряд функций:
- диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определённый период времени
- целеполагательная – поддерживает учебные цели (чему обучаем ребёнка и для чего)
- мотивационная – поощряет достигнутые ребёнком результаты
- содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ
- развивающая – непрерывность процесса обучения и развития от года к году
- рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.
Для того чтобы успешно использовать все функции портфолио с детьми и родителями мы пришли к решению разработать проект.
ТЕМА ПРОЕКТА: «Портфолио дошкольника – как модель установления партнерства родителей и педагогов»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Развитие сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения и развития ребёнка.
ЗАДАЧИ:
- Объединить усилия детского сада и родителей, направленные на оздоровление, воспитание и развитие ребёнка.
- «Запустить» механизм самопознания и самоактуализации личности ребёнка через мотивацию у них достижения успеха.
- Использовать портфолио дошкольника - как собрание достижений, фиксацию успехов в индивидуальном развитии ребёнка.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Анализ индивидуальных качеств, возможностей и особенностей ребёнка.
- Развитие интереса у родителей к достижениям ребёнка, к воспитательно-образовательному процессу в детском саду.
- Знакомство педагогов с особенностями семейного воспитания.
- Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах воспитания и развития детей.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Сентябрь 2017- май 2018 годы.
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ:
Средства родителей: материал на создание портфолио.
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Изучение методической литературы по вопросам сотрудничества семьи и детского сада
- Консультативная помощь родителям по созданию Портфолио дошкольника и вопросам воспитания ребенка-дошкольника
- Совместные мероприятия с родителями и детьми
- Календарный план совместной работы
- Разработка примерного содержания Портфолио дошкольника
- Создание Портфолио дошкольника
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА
МОДЕЛЬ ПОЭТАПНОГО ПОСТРОЕНИЯ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Мероприятия
| Сроки Сентябрь2017г. Май 2018 г. Сентябрь2017г. Май 2018 г. Сентябрь2017г. Май 2018 г. Сентябрь2017г. Май 2018 г. Январь 2018г. Май 2018г. Май 2018г. Март, апрель 2018 г. | Исполнители Воспитатель, родители. Воспитатель Воспитатель, родители. Воспитатель, родители. Воспитатель, родители. Воспитатель, родители. Воспитатель Психолог |
Анкета для родителей
- Какие положительные качества Вы хотите воспитывать у своего ребенка?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что бы Вы хотели изменить в характере и поведении своего ребенка?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что бы Вы хотели изменить во взаимоотношениях с вашим ребенком?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Какие трудности вы испытываете в воспитании своего ребенка? _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- Чем Вы занимаетесь вместе с детьми в свободное время, традиции?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- О чем чаще всего вы беседуете со своим ребенком?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- За что вы хвалите своего ребенка?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы считаете, в чем Ваш ребенок похож на вас?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В какой информации о Вашем ребенке вы нуждаетесь?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие результаты в развитии ребенка Вы хотели бы увидеть через несколько месяцев?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Большое спасибо за сотрудничество!
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА
- Титульный лист – информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения ребенка), можно нарисовать детскую ладошку и предложить раскрасить ее ребенку (как подпись ребенка) или фотография, которая больше всего нравиться вашему ребенку с его изображением;
- Познакомьтесь со мной – фотография ребенка (например - в день рождения), что означает имя ребенка, почему его выбрали родители, информация о знаменитых тезках; знак зодиака, гороскопы;
- полюбуйтесь на меня (фотографии ребенка в разные годы жизни);
- обо мне (рассказ со слов ребенка о самом себе);
- Моя семья – краткий рассказ о членах семьи, любимые занятия, профессии, особенности совместного времяпрепровождения, фотографии близких членов семьи;
- Вот что я люблю – краткие сведения и фотографии о любимых делах ребенка, друзьях, местах, где он любит бывать, игрушках;
- Чем могу, помогу – какую посильную помощь оказывает ребенок дому с фотографиями;
- Мир вокруг нас – впечатления родителей с детьми и воспитателей с детьми от различных мероприятий, фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов; Вкладышем в этот раздел могут стать красочно оформленные листы с указанием места и даты путешествия, проиллюстрированные фотографиями или детскими рисунками и содержащие небольшой рассказ о наиболее ярких впечатлениях;
- Мне интересно – хобби ребенка, его интересы и таланты; Данный раздел поможет с пристальным вниманием следить за интересом ребенка и фиксировать достигнутые результаты. Если ребенок занимается под руководством педагога, постарайтесь получить у него [педагога] отзыв;
- Вдохновения зимы (весны, лета, осени) записать впечатления ребенка навеянные от мероприятий, утренников или событий происходящих с ним в разные времена года, места и даты путешествия, проиллюстрированные фотографиями или детскими рисунками, поделками;
- Золотые ручки – фотографии объемных работ, сделанных руками ребенка. Обязательно прописывается дата, тема работы; В разделе помещаются работы ребенка, связанные с мелкой моторикой: раскрашивание рисунков, штриховки, лепка из пластилина или из теста (фотографии работ). Сюда же можно поместить отчеты о выполнении пальчиковой гимнастики (фотографии ребенка и описания упражнений);
- Прыг-скок. Данный раздел отражает динамику развития физической активности. Желательно фиксировать освоение ребенком тех или иных физических упражнений, а также количество повторений. Это могут быть кувырки, хождение по бревну без поддержки, катание на лыжах, отжимание от пола, лазание по канату, вращение хула-хупа, прыжки через скакалку и многое-многое другое;
- Почитай-ка – задания, выполненные детьми; Непременной составляющей детских Портфолио должны стать отзывы о прочитанных книгах. Ребенок вполне может не только нарисовать свою иллюстрацию к книге, но и высказать свое мнение о ней: выделить понравившихся героев, отметить наиболее интересные эпизоды;
- Что ни слово – золото. А как интересно они порой высказываются! Многие родители тщательно записывают детские перлы и даже присылают в редакцию портала. Предлагаем в этом разделе Портфолио собрать собственную удивительную коллекцию слов и высказываний вашего воспитанника;
- Мои фантазии – работы, выполненные в технике аппликации, рисования и т.д. Мир фантазий ребенка безграничен, так пусть он найдет свое отражение в этом разделе! Это могут быть сочиненные ребенком сказки или истории-небылицы, рисунки, фотографии облаков или найденных ребенком лесных коряг, по форме напоминающих каких-то существ;
- Мои достижения - грамоты, благодарственные письма и т. д;
- Скоро в школу. Этот раздел заполняется в тот период, когда ребенок начинает посещать» подготовительные занятия в школе или целенаправленно готовится дома к началу обучения. Можно вложить всю тетрадку, с которой ребенок ходил на подготовительные уроки, а можно выбрать отдельные, наиболее удачные листы. Для того чтобы раздел был не мене красочным, рекомендуем сделать несколько фотографий. Например, в классе перед занятием или в магазине при покупке товаров к первому учебному году. С особой гордостью ребенок заполнит специальный лист-вкладку "Что вошло в ранец";
- Расскажи обо мне - рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
Тема раздела | Сроки | Исполнители |
| Сентябрь2017г. Сентябрь2017г. Октябрь 2017г. Ноябрь 2017г. Ноябрь 2017г. Декабрь 2017г. Декабрь 2017г. Январь 2018г. Январь 2018г. Февраль 2018г Март 2018г.
Апрель 2018г . Май 2018г. | Воспитатель, родители Родители и Воспитанник Родители и Воспитанник Родители и Воспитанник Родители и Воспитанник Родители, Воспитатель и Воспитанник Воспитатель и Родители Родители и Воспитанник Родители и Воспитанник Воспитатель, Родители, Психолог |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Арнаутова Е.П. В гостях у директора – М., 2004
- Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - М.: Просвщение, 2003.
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями – М., 2002.
- Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Метод. рук. для работников дошкольных учреждений. М., 2002.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание М., 1999.
- Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998, №6.
- Бойчев С. Семья, ребенок, детский сад // Дошкольное воспитание. 1996, №5.
- Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000, №1,2.
- Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000, № 3.
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.
- Меньшутин В.П. Помощь молодой семье. М, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Портфолио дошкольника"
Очень интересный долгосрочный проект....
ПРОЕКТ «Портфолио дошкольника как педагогическая технология накопления, фиксирования и систематизации информации»
Портфолио дошкольника – это целенаправленный продукт и коллекция личных достижений дошкольника, демонстрирующая его усилия, прогресс, достижения в разнообразных видах деятельности, собираемая за...
Консультация для родителей «Ценности семейного воспитания» (в рамках работы над проектом «Портфолио дошкольника»)
Важной проблемой современного общества является духовно-нравственное воспитание детей. В настоящее время наблюдается дефицит добра, любви, сострадания в детской среде. Одной из причин этих явлений явл...
Проект "Портфолио дошкольника"
Портфолио дошкольника — это: способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии &laq...
Проект "Портфолио дошкольника"
В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему...
Проект «Портфолио дошкольника»
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенапра...
Проект "Портфолио дошкольника"
Проект "Портфолио дошкольника"...