Семинар – практикум для педагогов по активному слушанию.
проект по теме

Шмелева Ирина Васильевна

Очень важным в любом общении является умение слушать и слышать собеседника. Зачастую получается так, что мы то перебиваем собеседника, начинаем говорить, не дослушав его, что приводит к непониманию, а часто и к конфликтам. Очень важно в общении с ребенком услышать, о чем он хочет нам взрослым сказать.

Мною разработан проект цикла семинаров-практикумов, которые помогут педагогам научиться слушать и слышать детей, и не только детей, но и друг друга. В данную статью я включила теоретическую часть 1 семинара-практикума и практические упражнения, позволяющие закрепить знания, умения и навыки теоретической части (1 семинар посвящен активному слушанию и приемам активного слушания).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_prktikum_dlya_pedagogov_po_aktivnomu_slushaniyu.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов по активному слушанию.

 «Слушание один из самых приятных элементов внимания, которое оказывает один человек другому»
Маделин Баркли Ален

Человек сегодня испытывает огромное влияние информационного поля.

Человеку трудно выделить в этом большом поле что-то важное и нужное для себя, для тех людей, которые рядом с ним.

А как нелегко ребенку быть услышанным мамой и папой, воспитателем – как важно и ему и взрослым уметь слушать и слышать друг друга.

Задачи:

        Познакомиться с основными понятиями: слушание, активное слушание,     приемы активного слушания, типы вопросов (теоретическая часть)

отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

овладение навыками активного слушания.

Форма проведения: семинар-практикум, который включает в себя небольшую теоретическую часть, а также практическую часть, где закрепляются теоретические знания посредством участия в практических заданиях и их обсуждении.

 Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

Количество участников четное количество участников, от 6 до 16 человек

Теоретическая часть.

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться педагогу, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.

Различают несколько видов слушания: активное, пассивное, эмпатическое.

Активное слушание – вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести собеседник, путем задавания уточняющих вопросов.

Основные этапы активного слушания.

- Искренний интерес к человеку, желание ему помочь.

- Внимание к эмоциональному состоянию собеседника.

- Умение временно отбросить критическое суждение, постараться встать на место говорящего.

- Создать благоприятную обстановку для собеседника, стимулируя его на самостоятельный поиск решения ситуации.

Помехи для активного слушания.  Вовремя слушания человек сталкивается с определенными сложностями, которые мешают восприятию информации.

Внутренние помехи – это собственные мысли, переживания. Они мешают восприятию, заставляя концентрироваться на одной мысли или целом комплексе размышлений. Мечтательное или сонливое состояние также препятствует активному слушанию.

Внешние помехи – раздражители, которые заставляют отвлекаться от беседы. Это может быть неумение собеседника доносить информацию (несвязность и невнятность речи, ее темп и громкость), посторонние люди или отвлекающие шумы (телефон, ремонтные работы, звуки транспорта).

Приемы активного слушания.

 Основные приемы активного слушания заключаются в желании уловить суть речи собеседника, по возможности помочь ему. Овладение этими методами достигается при условии постоянной тренировки. К приемам активного слушания относится:

- поощрение. Оно заключается в заинтересованности, выраженном желании выслушать собеседника. На этом этапе важна доброжелательность, отсутствие оценочных мнений;

- повторение. Оно заключается в уточняющих вопросах, повторении фраз говорящего. Словесная концентрация на основных моментах беседы;

- отражение. Оно заключается в понимании эмоций собеседника. На этом этапе можно копировать в умеренных дозах мимику или жесты собеседника, таким образом выражая интерес и полное взаимопонимание;

- обобщение. Оно заключается в подведении итогов речи собеседника. Это концентрация на главной мысли всего сказанного и подбор компромисса. Примеры активного слушания.

При регулярном использовании легко запомнить основные приемы активного слушания. Примеры для тренинга заключаются в поощрительных и уточняющих вопросах, сочувствующем поддакивании и кивании головой. - - Поощрение собеседника позволяет настроиться на беседу. Здесь могут быть использованы невербальные методы (улыбка, кивание, доброжелательный взгляд). В дополнение к ним – вербальные. Это слова «угу», «продолжайте, пожалуйста», «я вас внимательно слушаю», «как интересно».

 - Повторение лучше формулировать в виде вопроса. Тогда собеседнику будет проще указать на ошибку и озвучить свой вариант фразы. Это вопросы «я вас правильно понимаю?», «вы это хотели сказать?», «другими словами…».

- Отражение – это умение понять то, что сложно передать словами. Подтекст можно прочитать в мимике, модуляции голоса, повышенной или пониженной интонации. Это слова «вы встревожены», «вы чувствуете, что…», «вам кажется, что…».

- Обобщение или разрешение проблемы во время беседы проскальзывает несколько раз. Опытный собеседник обязательно подведет итог, тем самым давая понять, что внимательно слушал рассказчика и понял его основную идею. Это слова «кажется, я понимаю, что вы хотели сказать…», «похоже, что самое главное здесь…», «если я правильно понимаю, вы испытывали…», «в общем вы решили, что…».

Вопросы для активного слушания.

Во время беседы не стоит отвлекаться, а надо постараться вникнуть в суть речи собеседника. Выяснить, что он хочет сказать и для чего. Необходимо своевременно задавать уточняющие вопросы. Они помогут быстрее понять собеседника.

Открытые вопросы требуют развернутого ответа. Чем больше их будет, тем объемнее станет полученная информация. Это вопросы «как», «каким образом», «сколько», «почему», «зачем».

Закрытые вопросы требуют короткого однозначного ответа «да» или «нет». Не следует злоупотреблять ими – они создают атмосферу допроса. Их лучше использовать в конце беседы, чтоб выяснить состояние собеседника. Удалось ли договориться с ним, прийти к одному решению.

 Альтернативные вопросы состоят из двух частей. Первая часть – открытый вопрос. Вторая часть – два и более варианта ответа. Собеседнику предоставляется возможность выбрать нужный вариант. 

Приемы активного слушания детей заключаются в их демонстрации.

 Необходимо показать малышу, что его хотят выслушать и помочь.

В беседе с ребенком следует находиться на одном с ним уровне, глаза в глаза. Отложить все дела, не разговаривать с ним из разных комнат. Показать важность диалога доброжелательным взглядом.

Постараться объединить смысл слов ребенка с его чувствами. Это поможет разобраться в ситуации.

Предпочесть утвердительную форму (не вопрос) в описании внутреннего состояния ребенка. «Ты расстроился, потому что…», «ты злишься, потому что…».

Делать паузы, чтобы ребенок мог собраться с мыслями и продолжить диалог.

Повторять своими словами основную мысль ребенка. Так ему станет ясно, что родители его услышали и поняли.

Не оставлять ребенка один на один с его страхами, проблемами, переживаниями.


Активное слушание может применяться во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно. В таких случаях важно дать ему знать, что вы чувствуете его переживание. «Озвучивание» чувств ребенка помогает снять конфликт или напряжение.


Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этом случае приемы активного слушания не срабатывают. В таком состоянии ребенок не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно — успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, и только потом с ним можно общаться. В таких случаях эффективно работает прием пассивного слушания, о котором будет идти речь на 2 семинаре – практикуме.

Практическая часть:

1 упражнение на развитие активного слушания:

Берется группа людей и разделяется на пары. В течение определенного времени один из партнеров будет играть роль слушающего, а второй – говорящего.

В течение 5 минут говорящий рассказывает о паре своих профессиональных проблем, акцентируя внимание на причинах возникновения трудностей. Слушающий при этом использует все техники и приемы активного слушания.

В течение 1 минуты после упражнения говорящий говорит о том, что помогало ему открываться, а что мешало. Это позволяет слушающему понять собственные ошибки, если они имелись.

Следующие 5 минут говорящий должен рассказывать о своих сильных сторонах, которые помогают ему устанавливать контакты с людьми. Слушающий продолжает использовать приемы и техники активного слушания, учитывая собственные ошибки, совершенные в прошлый раз. Следующие 5 минут слушающий должен пересказать все, что он понял из обоих рассказов говорящего. При этом говорящий молчит и лишь кивком головы подтверждает или отрицает правильность того, понял его слушающий или нет. Слушающий в ситуации несогласия с ним должен поправить себя, пока не получит подтверждения.

Окончание данного упражнения заключается в том, что говорящий может уточнить, где его неправильно поняли или исказили. Затем говорящий и слушающий меняются ролями, по новой проходят все этапы. Теперь слушающий говорит, а говорящий внимательно слушает и использует приемы и техники активного слушания.

В конце упражнения подводятся итоги:

1. Какая роль была самой трудной?

2.  В чем заключались ошибки участников и, что следовало бы сделать, чтобы их исправить?

 Данное упражнение не только позволяет отрепетировать навыки активного слушания, но и увидеть барьеры общения между людьми, увидеть их в реальной жизни.

2  упражнение «Двойной сигнал»

Упражнение дает представление о том, как воспринимают сказанное нами окружающие, независимо от содержания (дети также прекрасно чувствуют эмоциональный подтекст: искренность — неискренность, доброжелательность — раздражение).

Все участники получают записанную на листе эмоционально окрашенную фразу, которая должна непосредственно относиться к педагогическому общению и быть значимой. Некоторые из фраз должны быть противоречивыми по смыслу, например: «Я так рада, что ты разбил аквариум!». Далее каждый участник, по кругу, зачитывает свою фразу, стараясь передать эмоциональный контекст.

Обсуждение проводится сразу после прочтения фразы, акцентируется внимание на интонации, чувствах, искренности и ощущении доверия (в каких случаях оно возникает, в каких — нет).

3 упражнение «Мудрый слушатель».

Цель: развитие навыков активного слушания, использую техники активного слушания.

Ведущий зачитывает высказывание всей группе. Участники отвечают, используя техники активного слушания.

Возмущенно:

а) «Я вчера ходила в магазин, мне там два раза пробили сметану и два раза пробили хлеб и я переплатила 60 рублей!».

б) «Сколько можно, мой ребенок второй раз в этом учебном году теряет у вас в детском саду обувь!».

в) «Мама, со мной никто не играет!»

Обсуждение проводится в свободной форме. Желающие участники могут высказаться по поводу своих ощущений.

– Что первое пришло в голову, как захотелось сказать ребенку?

– Почему?

– Отличалось ли это от того, как вы обычно слушаете?


4  упражнение  «Кто этот человек?».

Цель: получение навыков формулирования вопросов открытого типа.

Инструкция. Сейчас я загадаю имя человека, которое всем известно. Нужно задавать открытые вопросы, чтобы понять, кто этот человек. Необходимо представить также алгоритм опроса, чтобы последовательно изучить все перспективные направления поиска, не пропуская ни одного шага и не перескакивая из одного направления.

Основных направлений четыре:

1) годы жизни;

2) пол;

3) страна;

4) область деятельности.

Можно загадать: Николая II, Павла I или Екатерину I (но не Екатерину II), Агату Кристи, Алексея Гагарина и др.

Обсуждение: трудно ли было формулировать вопросы открытого типа?

В каких ситуациях на практике, а именно в общении с детьми уместно задавать вопросы открытого типа?

Рефлексия:

1. С какими основными понятиями мы познакомились в теоретической части нашего семинара-практикума? (коротко о каждом понятии)

2. В каких ситуациях и как на практике мы можем использовать активное слушание, с помощью каких техник и приемов мы это делаем?

3. Какие типы вопросов для активного слушания бывают, привести примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Развитие познавательной активности у мальчиков и девочек (гендерное воспитание)"

Развитие познавательной активности у мальчиков и девочек. Гендерное воспитание и обучение в условиях ДОУ....

Техники активного слушания. Семинар-практикум для педагогов

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Знакомство с правилами и техниками активного слушания....

Семинар-практикум для педагогов "Двигательная активность дошкольников в режимных процессах ДОУ"

Методическая разработка для педагогов и специалистов ДОУ по физическому воспитанию и развитию дошкольников...

Семинар – практикум для педагогов по пассивному слушанию.

Мною разработан цикл семинаров-практикумов, которые помогут воспитателям научиться слушать и слышать детей, и не только детей, но и друг друга. В предыдущей публикации речь шла об активном слушании и ...

Семинар – практикум для педагогов и родителей по эмпатическому слушанию.

quot;Если я могу создать определенный тип отношений с другим человеком, он обнаружит в себе способность использовать эти отношения для своего развития, что вызовет изменение и развитие его личности&q...

Семинар-практикум для педагогов «Двигательная активность – залог здоровья воспитанников»

Семинар-практикум для педагогов "Двигательная активность-залог здоровья воспитанников"...